Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ жизни африканского племени

Увидев в 1937 г. впервые масаев, я почувствовал такое же восхище-ние ими, как и все другие путешественники. Я навсегда запомнил встречу с моранами, вооруженными длинными тонкими копьями и раскрашен­ными щитами, широкими шагами пересекавшими равнину.

И в наши дни с раннего детства мальчиков готовят к посвящению в воины, и они страстно мечтают о великом дне. В возрасте 14 лет они проходят через болезненный, строго соблюдаемый обряд обрезания, очень похожий на обряды других племен Африки, Южной Америки и Австралии. Кроме воинов, все масаи бреются наголо; когда юноша дос­тигает 18 лет, ему разрешают отпустить волосы.

Наконец старшие мораны берут юношу первый раз на охоту на львов, и он возвращается воином. Воины масаев не имеют права же­ниться. Им не разрешается жить в родительском доме. Для моранов строят специальные деревни — маньятта. Но жизнь моранов отнюдь не походит на аскетическую жизнь древних спартанцев.

Около 12 лет своей жизни молодой мужчина масаи проводит в маньятта. Но в тридцать моран покидает маньятта, обрезает свои ко­сички и женится. Если он хороший охотник и воин и пользуется уважением в деревне, он становится одним из старейшин своего кла-на и может быть даже избран главой его.

Девушки масаев ведут очень строгий образ жизни, а жены никогда не изменяют мужьям. При решении общественных дел масаи мало счи-таются с мнением женщин, но мужья обращаются с женщинами хо­рошо. Скорее женщины сами заставляют себя мучиться: каждая из них носит на себе много фунтов украшений. Обычно это кольца из толстой медной проволоки, надетые на шею, руки и ноги. На одной руке или ноге может быть навешано до 15 фунтов меди, и раз надетые украшения никогда уже не снимают. У некоторых женщин на шее столько колец, что, ложась спать, модницы вынуждены класть голову на специальные деревянные рамы. Обилие украшений придает женщинам живописный вид, но, по-моему, отнюдь не увеличивает их привлека­тельность1.

1 Котлоу Л. Занзабуку (Опасное путешествие). — М., 1960. — С. 208.

 

Среди других методов этнологических исследований немало­важное значение отводится сравнительному языкознанию, сущность которого заключается в том, что ученые-этнолингвисты сравнивают определенные слова и термины из разных языков, чтобы устано­вить соотношение близких языков и степень их родства. Для уче­ных давно не секрет, что языки развиваются различными темпами. При этом в некоторых из них за короткое время появляется или заимствуется много новых слов благодаря внешнему влиянию дру­гих языков, которые, напротив, остаются статичными и не изменя­ются на протяжении многих столетий.

Исторический калейдоскоп

Родственные языки

Возьмем для примера несколько русских слов и посмотрим, как они будут выглядеть в других индоевропейских языках.

Мать по-гречески будет матер, по-латыни матэр, на языке — пред­ке современного немецкого, называемого древневерхненемецким, — мо-утер, на литовском моте.

Брат по-гречески фратер, по-латыни фратэр, по-санскритски бхра-тар, по-готски врофар, на древневерхненемецком — бруодер.

Сладкий по-гречески адюс, по-латыни суавис, на санскрите сваду, на верхненемецком свуози.

Сравнивая эти слова, можно заметить закономерность: русское, греческое, латинское, санскритское долгое а в этих словах соответству­ет долгому о или даже оу в германских языках. Такие же соответствия будут и в любом другом слове, если оно для этих языков исконное, т.е. развилось в каждом из них из индоевропейского слова. Таким обра-зом, вышеупомянутые языки являются родственными, они получили название индоевропейских, а развились из единого языка-основы — индоевропейского праязыка1.

1 См.: Волков А.А., Хабаров И.А. Шестая мировая загадка. — М., 1984.

 

Благодаря сравнительному языкознанию становится возможным проследить развитие культуры и этнокультурных отношений разных народов. Результаты исследований в этой области, особенно инте­ресные и важные для этнологии заключения дают систематизиро­ванные сравнения слов из нескольких языков. Если исходить из ак­сиомы, что слова и дела неразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этого метода можно проследить развитие культуры и культурных взаимоотношений разных народов. В то же время исчезновение определенных слов или их замена на синонимы из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. Однако эффективное применение метода сравнительного языкознания зависит от глубокого знания исследователями соответ­ствующих языков, и прежде всего законов их словообразования.

С о ц и о л о г и ч е с к и й метод представляет собой совокуп­ность исследовательских методов, технических приемов и процедур сбора, обработки и анализа информации и данных, представляющих интерес для этнологической науки. Он включает в себя группу частных методов получения этносоциологической информации, среди которых наиболее распространенными являются опрос (анкетирование и интер­вью), наблюдение, выборочное обследование и др. Социологический метод используется для получения информации по определенным вопро­сам или в связи с теми или иными событиями жизнедеятельности этно­сов (межэтнические конфликты, изменение этнических границ, пробле­мы этнической идентичности, межэтнические контакты и т.п.).

На сегодняшний день в практике проведения этнологических ис­следований наиболее популярен метод опроса. С его помощью в мире собирается большая часть этнологической информации. Исследователи считают метод опроса почти универсальным методом познания, по­скольку он позволяет получить информацию о чувствах, мотивах, ус­тановках, побуждениях людей, которыми они руководствуются в своем повседневном поведении. Помимо изучения субъективных состояний, с помощью метода опроса можно получить' информацию и об объектив­ных явлениях жизни этносов, не зафиксированных в документальных источниках.

Исторический калейдоскоп

Беседы с туземцами

Я расспрашиваю при каждом удобном случае всех встречных об оран-утан1, надеюсь, что узнаю что-нибудь новое, но мне повторяют почти постоянно одно и то же: что оран-утан едят yлал2, тикус3, что ни ри­са, ни соли им не нужно, что даже некоторые умирают, если им дать пи­шу, которую употребляют малайцы, что переменяют часто жилье, не стро­ят хижин, а пондо4, остаются 1—2 месяца здесь, потом уходят, что, кроме узкого пояса, ничего не носят, согревают тело, нося головешку с собой, едят даже пиявок, обезьян и т.д.

Я начал с того, что осведомился, есть ли у них особый язык, и начал спрашивать слова. К большой моей досаде, мне отвечали по-малайски и по­вторяли мои слова. Я спросил многих, стал прислушиваться к разговору — один малайский язык, старый забыт. Мне, однако, сказали наконец, что, может быть, некоторые старые люди и знают, также сообщили, что оран-

1 Оран-утан — «лесные люди», малайское название жителей внутренних районов Малаккского п-ва, ведущих бродячий образ жизни и занимающихся в основном охотой и собирательством.

2 Улал, правильно улар — змея (мал.).

3 Тикус — мышь (мал.).

4 Пондо — шалаш (мал.).

 

букит1, которые прячутся от других, не едят соли и риса, говорят от­лично. Здешние оран-уган находятся постоянно в сношениях с малайца­ми и даже некоторые имеют плантации, хотя отвергают магометанство, и большинство мужчин предпочитают свой простой и удобный костюм2.

1 Оран-букит — люди холмов (мал.).

2 Миклухо-Маклай Н.Н. Указ. соч. С. 14, 23—24.

 

В этнической социологии различают два вида опроса: сплошной и выборочный. В свою очередь, разновидностью сплошного опроса высту­пает перепись, при которой опрашивается все население страны, этни­ческой общности или группы. Ценность переписи для этнологов обу­словлена возможностью получать этническую информацию по самому широкому кругу вопросов. Материалы любой переписи содержат пре­жде всего информацию об этнических признаках населения: национальности (этнической принадлежности), языке, социально-экономических, социально-культурных и демографических признаках. Ценность этой информации заключается не только в разнообразии, но и в ее сис­тематизированном, упорядоченном характере.

Важной особенностью переписей является то, что при их прове­дении люди сами определяют свою этническую принадлежность по самосознанию, что дает возможность наиболее точно выявить не только этнический состав страны, но и иерархичность многих этносов — наличие в них этнографических, этнокультурных и территори­альных групп. При этом собираемая информация привязана к неко­торому, вполне определенному моменту времени и касается каждого жителя страны или члена этнической общности. Благодаря этому пе­реписи являются источником наиболее точных и надежных этнологи­ческих данных.

При проведении этнологических исследований не менее важ­ным и надежным методом является выборочное исследование. Суть вы­борочного метода заключается в составлении суждения о неизвест­ных явлениях или процессах генеральной совокупности по его выборочной статистике. Популярность и широта применения этого метода в значительной степени обусловлены тем, что этнологи за­частую не обладают ни потенциалом, ни возможностями для проведе­ния сплошных комплексных обследований этнических процессов или этнических групп отдельных регионов. Поэтому, как правило, этнологические исследования проводятся избирательно, т.е. или по ограниченному кругу, или по отдельным этническим группам, отра­жают всю совокупность изучаемых процессов и являются для нее ре­презентативными показателями.

Метод наблюдения представляет собой целенаправленное, систе­матическое, непосредственное визуальное восприятие и регистра­цию значимых с точки зрения целей исследования этнических яв-лений, процессов, а также отдельных признаков и свойств изучаемых этнических групп и общностей. Суть его заключается в наблюдении образа жизни, взаимодействий, обычаев, нравов и традиций племен, этнических групп и общностей.

Применение метода наблюдения имеет узкие границы, поскольку наблюдатель, отбирая впечатления, связан всегда с особенностями своего восприятия и поэтому, регистрируя факты, не может полностью устраниться от собственной оценки этих фактов. По этой причине данный метод чаще всего используется при первичном ознакомлении с объектом исследования, а также при изучении этнических групп и национальных меньшинств.

 

Исторический калейдоскоп

Корейская деревня

«Страна утреннего спокойствия» — вспомнилось мне название, дан­ное Корее. Корейцы живут хуторами. Фанзы их разбросаны на значительном расстоянии друг от друга и каждая находится в середине своих полей и огородов. Вот почему небольшая корейская деревня сплошь и рядом занимает пространство в несколько квадратных километров.

Возвращаясь назад к биваку, я вошел в одну из фанз. Тонкие стены ее были обмазаны глиной изнутри и снаружи. В фанзе имелось трое дверей с решетчатыми окнами, оклеенными бумагой. Соломенная четырехскатная крыша была покрыта сетью, сплетенной из сухой травы.

Корейские фанзы все одинаковы. Внутри их имеется глиняный кап. Он занимает больше половины помещения. Под каном проходят печные трубы, согревающие полы в комнатах и распространяющие тепло по всему дому. Дымовые ходы выведены наружу в большое дуплистое дерево, заме­няющее трубу. В одной половине фанзы, где находятся каны, помещаются люди, в другой, с земляным полом, — куры, лошади и рогатый скот. Жи­лая половина досчатыми перегородками разделяется еще на отдельные комнаты, устланные чистыми циновками. В одной комнате помещаются женщины с детьми, в других — мужчины и гости.

Из всех восточных народов на материке Азии корейцы первыми додумались до использования живой силы воды. У китайцев таких машин нет. Иногда толчеи устраиваются дома или в самой фанзе. В последнем случае вместо ковша коромысло кончается плоской лопатой, а машина приводится в движение давлением ноги. Эту работу обыкновенно испол-няют женщины1.

1 См.: Арсеньев В.К. В дебрях Уссурийского края. — М., 1952.

 

Методическая база современной этнологии не ограничивается только отмеченными методами научного познания. Современные процессы взаимной интеграции различных сфер научного знания все чаще приводят к использованию в этнологии научных методов раз­личных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворны­ми здесь оказываются методы этнографии, демографии, семиотики, психологии, прикладной социологии.

Вопросы для обсуждения

I. Что такое этнология и в чем ее отличие от других наук?

2. Является ли этнология самостоятельной научной дисциплиной?

3. Охарактеризуйте предмет этнологии.

4. Какие науки о народах вы еще знаете и чем они отличаются от этнологии?

5. Какие методы этнологии вам известны и в чем заключается их специфика?

6. В чем состоит научно-познавательная ценность этнологии для об­разованного человека?

7. В чем актуальность этнологического знания в современном мире?

 

Библиографический список

1. Белик АЛ, Резник Ю.М. Социокультурная антропология. — М., 1998.

2. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. — М., 1999.

3. Культурная антропология. — СПб., 1996.

4. Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997.

5. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. — М., 2002.

6. Скоринов Н. Основы этнологии. — Хабаровск, 1998.

7. Социальная антропология на пороге XX века. — М., 1998.

8. Токарев С.А. Истоки этнографической науки. — М., 1978.

9. Элез А.Й. Критика этнологии. — М., 2001.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...