Различные взгляды на психологию музыкального восприятия
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий Кафедра социальной психологии
Курсовая работа на тему:
«Восприятие музыки человеком»
Выполнила студентка 4 курса з/о специальности психология
Научный руководитель:
Москва, 2007г . Содержание Введение Различные взгляды на психологию музыкального восприятия 2. Физиологические механизмы восприятия звука 2.1. Физиологические основы слуха 2.2. Слуховые ощущения 2.3. Звуковысотный слух 3. О созвучиях, воспринимаемых как унисон Психологические предпосылки возникновения музыки 5. Ощущение музыкального звука. Его компоненты 5.1 Тембр. Его связь с высотой 5.2 Музыкальная высота 5.3 Ладовое чувство Два компонента мелодического слуха 5.5 Тембровое и гармоническое восприятие созвучий 5.6 Консонанс и диссонанс 5.7 Чувство ритма Выводы Список литературы Введение
Уже давно музыка используется в терапевтической практике. Человек – глубоко музыкальное существо, поэтому ему свойственно попадать под мощное духовное и телесное влияние музыки. Б.В.Асафьев говорил, что наша речь имеет интонационную природу. О.Д.Волчек доказала доминирование тона в речи людей, который совпадает с определенной тональностью. Известно соответствие музыкальных ритмов и ритмов внутри каждого организма. В состоянии волнения мы можем что-либо напевать или отстукивать пальцами повторяющийся ритм. Можно сказать, что сейчас люди живут в мире музыки, поскольку в XX веке появилась аппаратура, позволяющая прослушивать музыку где угодно и по много раз. В результате музыку можно услышать практически везде.
Музыка – не набор звуков. Она содержит смысл и переживается человеком. Музыкальное переживание по самому существу своему – эмоциональное переживание. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять поэтому как бы центр музыкальности (способность заниматься музыкальной деятельностью). Люди испытывают психологическое и физиологическое воздействие музыки. Это качество и решили использовать в своей работе психологи. Но долгие годы музыка была только вспомогательным средством при лечении. Только в последнее время появились такие формы работы, где музыка и музицирование выступают, во-первых, в качестве не дополнительного, а основного психокоррекционного средства, и, во-вторых, специально направлены на решение личностных и коммуникативных проблем. В результате появилась музыкальная психотерапия личностно-центрированной направленности. Но почему одни люди не реагируют сильно на музыку, а другие ее переживают очень взволнованно? Здесь тоже скрыта одна из проблем воздействия музыки на человека, занимающая специалистов. Представляет интерес поэтому и сама музыка как объект исследования, изучаются механизмы восприятия ее людьми. В результате оказались затронуты такие сферы, как психология творчества, психология восприятия, психофизиология. Цель курсовой работы: исследование восприятия музыки. Объект: человек в момент воздействия на него музыки. Предмет: психологические особенности восприятия музыки человеком. Задачи: 1. Рассмотрение основных подходов в изучении творчества. 2. Рассмотрение физиологических механизмов восприятия звука. 3. Изучение восприятия унисонов. 4. Рассмотрение восприятия интервалов и аккордов. Актуальность: Специалисты начинают широко применять музыку в медицине при стоматологических, хирургических операциях (она снимает стресс), в качестве анестезии; в психиатрических лечебницах (музыка способна активизировать компенсаторные возможности психики); в психологии. Музыкальная психотерапия используется в работе с людьми с тревожностью, агрессивностью, замкнутостью, страхами. Можно корректировать и оптимизировать поведенческие модели и сценарии, актуализировать творческие способности, обучать клиентов навыкам коммуникации и самовыражения, саморегуляции, формировать гибкость сознания и мировосприятия. Музыкотерапевтические приемы успешно используются в условиях психоконсультирования, психотренингов, в кабинетах психологической разгрузки, в индивидуальной и групповой психотерапии. Музыка участвует в лечении соматических и психоневрологических заболеваний. Она используется для профилактики неблагоприятных психологических состояний, в социальной педагогике.
Различные взгляды на психологию музыкального восприятия
Фрейд: призвание музыки – редукция напряжения. Творчество вообще – сублимация энергии. К. Прибрам говорил, что в человеке функционирует медленный потенциал электрических волновых зарядов нервной системы. Перекрещивание с ним информационных полей создает поток сознания. Музыка положительно воспринимается при некотором совпадении двух вышеназванных полей. Х. Кусто: Теория обертональной связи музыки с телом Вселенной. Суть ее заключается в том, что высота музыкального звука математически рассчитывается как обертон (дополнительный тон, придающий основному звуку особый оттенок или тембр) крупных космических тел, также имеющих свою вибрацию, - Земли, Луны, Солнца и т.д. Влияние их на организм осуществляется через музыкальные звуки как частичные тона планетных вибраций. Дж. Ассаджиоли: 1 уровень психосинтеза – музыка из бессознательного перемещает информацию в сознание. 2 уровень – внутриличностный и в группе. Коллективные эмоции и стремления (гимны, марши, народные песни). 3 уровень – космический психосинтез – восстановление исконных символов, соответствующих архетипам по Юнгу (музыка И.С.Баха).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|