Психологические предпосылки возникновения музыки
Возникновение музыки основано на коллективном бессознательном. Тому есть доказательства: мелодический строй сходен у не связанных между собой народов, поэтому музыка архетипична. Следовательно, исследование индивидуальных особенностей восприятия музыки основывается на единстве сознательного и бессознательного его компонентов. Порождение индивидуальных смыслов при восприятии музыки опирается на бессознательные структуры психики (архетипы). Учитывается связь между характером индивидуального бессознательного и последующей динамикой психологического развития индивида. Ощущение музыкальной высоты – сложный психический процесс, возникающий в музыкальной практике (хотя бы и самой несложной) и являющийся результатом длинного процесса исторического развития. Она возникала постепенно в процессе формирования музыкального восприятия. Чувствительность к различению высоты – слышание очень малых различий по высоте между звуками, - развивается в процессе сравнения высоты звуков, причем такого сравнения, жизненный смысл которого требует улавливания очень малых различий. Мелодический слух – музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии. Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Он является следующей ступенью в развитии музыкальности человека. В развитии мелодического слуха можно различить две стадии. Первая стадия: узнается и воспроизводится только мелодическая кривая, т.е. правильно воспринимается лишь направление движения, смена подъемов и спусков. Вторая стадия: узнается и воспроизводится не только мелодическая кривая, т.е. не только направление движения, но и интервальные соотношения звуков. Первая стадия свидетельствует о тембровом восприятии высоты. Вторая стадия свидетельствует о наличии ощущения музыкальной высоты. Достижение второй стадии является показателем хорошо развитого мелодического слуха.
Результаты опросов показывают, что чувство консонанса формируется с годами: семилетние дети предпочитают диссонанс консонансу, одиннадцатилетние – наоборот. Это значит, что изначально у людей не было сформировано ощущение консонанса. Свойства архетипов, способные выражаться языком музыки, это – - увеличение и уменьшение напряжения - периодичность и регулярность появления опоры или ее нерегулярность - выражение освобождение или концентрации энергии. Исследователь Э.Алексеев установил, что в древней музыке присутствуют следующие типы: 1. a-тип: разнорегистровое пение со скачками и бросками; 2. b-тип: сползающий вниз, никнущий мелодический профиль (жалоба); 3. g-тип: мелодическая равномерность: если это – быстрая музыка, то интонирование игривое, медленная – интонирование вдумчивое, медитативное. 1. Базисная форма - коммуникативный архетип «призыва» характеризуется: - постоянным движением - восходящими интонациями - в ритме – выделением четкого опорного тона - ведущей ролью мелодического контура - резкими скачками в высоте - в мотиве главную роль играет выделенность нескольких звуков - настойчивыми возвращениями к одним и тем же мотивам С постоянным движением связано то, что выбираются обычно довольно быстрые темпы. Интересно, что у большинства людей при прослушивании быстрой музыки возникают ассоциации с будущим, при прослушивании медленной музыки – с прошлым. Архетип «призыва» выполнял функцию поддержки войска во время войн, для формирования боевого духа.
Музыкальные примеры – многочисленные гимны («Марсельеза»), военные песни: «Священная война» Александрова. Также различные марши – триумфальный марш из оперы «Аида» Верди. Другие примеры – «Дорогая моя столица» Дунаевского, «Болеро» Равеля (в нем все время повторяется звук, напоминающий звучание сверла, может быть истолкован как маниакальное движение). 2. Базисная форма – коммуникативный архетип «прошения»: включает в себя такие выражаемые в музыке чувства, как спектр от страстного моления до галантной учтивости. В музыке это – спуск, скольжение, мелодическое нисхождение. Психологические предпосылки этого явление – падение голоса при неуверенности, слабости, и поклон. Присуще данной форме также тяготение к дальнейшему продолжению. Наиболее частый литературный аналог – размер амфибрахий (трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге). Яркий музыкальный пример – песня «Yesterday» группы «The Beatles». В архетипе «прошения», в частности, отражается меланхолия. Примеры – звучание смычковых инструментов с преобладанием низких регистров в 6-ом Бранденбургском концерте Баха. 3. Базисные формы – коммуникативные архетипы «игра» и «медитация». Устроены по принципу равенства участников. Архетип «игра». Основа – принцип повторности. Используется имитация игровых движений – прыжки, хлопки, кружение. Движение звуковысотное вверх и вниз осуществляется по принципу комплиментарности, то есть уравновешено. Есть центральный звук, вокруг которого происходят «скаты» и «подъемы». Образуется эффект навязчивости, суеты, бесцельных движений. Темп быстрый, четкий ритм. Происходит настойчивое возвращение к исходной точке. Нет такого содержания, как в 1 и 2 базисных формах, а присуща некоторая бессмысленность. Музыкальные примеры – различные детские считалки. В классической музыке – ария Моностатоса из «Волшебной флейты» Моцарта. Архетип «медитация». Главное – нет побуждения действию, присутствует самоуглубленное переживание. Есть три формы медитации: - медитация созерцательного склада: медленное качание, колебание. Постоянное тяготение к центру (колыбельные). На слушателя музыка действует своей внутренней организованностью, более или менее равномерными временными промежутками, и все это воспринимается неосознанно, как модель. Если человек, слушающий соответствующую музыку, ощущал быстрые удары пульса или неровное дыхание, музыка должна подействовать на него успокаивающе. А широко звучащие мелодии и мягкая гармония звуков должны дополнить начатое, снять внутреннее напряжение и выровнять шероховатости.
- медитация лирического содержания – ноктюрны и баркаролы. - медитация размышления – средневековые религиозные песнопения, некоторые произведения Бетховена (первая часть «Лунной сонаты». Ныне медитативная музыка используется в музыкальной терапии для разрядки, успокоения после напряженных действий. Для прослушивания рекомендуется, например, «Вокализ» Рахманинова: отказ композитора от скачущих ритмов, использование непродолжительных мелодических отрывков создают впечатление уравновешенности и покоя. Таким образом, музыка возникла на основе важнейших психологических потребностей людей – в игре, интроспекции, соперничестве, общественной иерархии. Тембр, динамика, темп и другие стороны музыки – «строительный материал» для восприятия основных базисных форм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|