Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типовые задачи для формирования УУД

Программа развития универсальных учебных действий

В.Б. Лебединцев
канд. пед. наук, доц. лаборатории методологии и технологии коллективного способа обучения КГАОУ ДПО(ПК)С "Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования", доц., г. Красноярск

Программа развития УУД сопровождается пояснительной запиской. Что необходимо указывать в ней? Какие особенности обязательно учитывать в процессе проектирования основного раздела? Какие ресурсы могут помочь при подборе типовых задач? Автор статьи рассматривает все важные вопросы подготовки программы развития УУД. И предлагает свой пример такой программы.

 


Особенности проектирования программы развития УУД

Ориентировочный характер программы развития УУД

В пункте 18.2.1 федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, установлены требования к содержанию программы развития универсальных учебных действий (далее — УУД) при получении основного общего образования — всего 11 пунктов. Подчеркнем, что это требования не к «архитектуре» программы, не к последовательности изложения ее разделов, а к ее содержимому. Поэтому возможны разные варианты ее построения. Самый непродуктивный вариант — механическое копирование примерной основной образовательной программы (далее — ООП) и фрагментов научно-методических пособий. Достоинство любой программы не в многословии, а в ее практичности. Поэтому важно сделать ее действительно рабочей.

Особенности построения, порядок разработки и принятия образовательной программы регламентируются образовательной организацией (далее — ОО) самостоятельно. Представим один из возможных подходов к разработке структуры и содержания программы развития УУД. Обратим внимание на три важных момента.

Во-первых, содержание программы развития УУД во многом зависит от социокультурной специфики, статуса конкретной ОО, амбиций ее педагогического коллектива, используемых учебно-методических систем, контингента обучающихся и опыта учителей по формированию УУД. Образовательная организация имеет право корректировать и расширять перечень планируемых результатов, делать больший акцент на ту или иную группу УУД. В связи с этим в программу развития УУД обязательно должны вноситься необходимые изменения.

Во-вторых, нужно учитывать институциональную систему обучения, в рамках которой образовательная программа реализуется. Так, в системах обучения, основанных на индивидуальных образовательных программах 1, промежуточные этапы формирования УУД соотносятся не с классами, а с этапами (в этом случае в таблице «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД у обучающихся» слова «в 5-6-х, 7-8-х, 8-9-х классах» нужно заменить фразой «на 1-м, 2-м, 3-м этапах»). Каждому ученику ставятся разные по уровням развивающие задачи, исходя из достигнутых им результатов. Можно и в классно-урочной системе придерживаться уровней и ставить дифференцированные развивающие задачи хотя бы для относительно разных групп учащихся. Однако далеко не каждый учитель готов и может так работать, что говорит о серьезных ограничениях классно-урочной системы в индивидуализации обучения и непрерывном формировании учебных действий — и предметных, и универсальных.

В-третьих, в ходе преломления программы развития УУД в рабочие программы учебных предметов целесообразно в последние включить колонку «Образовательная деятельность (типовые задачи, методы и формы организации учебной работы учащихся)». А поскольку учебные действия складываются не за одно занятие, стоит выделять группу планируемых УУД для серии занятий. Такое планирование позволит упорядочить постановку необходимых развивающих и воспитательных задач урока, не упускать из виду уже сформированное и продолжать его совершенствовать.

Автор выражает признательность учителям разных районов и городов Красноярского края, принявшим активное участие в обсуждении разработанной программы развития УУД. Практика подскажет, что в ней следует изменить, дополнить, уточнить. Мы не претендуем на всю полноту охвата. Надеемся, что этот вариант будет мотивировать на новые идеи и дополнения.

Подготовка пояснительной записки

Программа развития УУД сопровождается пояснительной запиской. В ней можно указать:

· нормативно-правовую основу разработки программы развития УУД;

· цели и задачи программы развития УУД, ее место и роль в реализации требований ФГОС основного общего образования;

· определение понятия УУД, характеристику их видов и функций;

· перечень разделов программы.

Планирование основного раздела

В процессе проектирования раздела «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития универсальных УУД у обучающихся» необходимо учесть ряд особенностей.

Во-первых, детализирован состав УУД — они представлены операционально, т. е. через действия учащихся, которые можно надежно опознать. При этом вначале указаны требования ФГОС основного общего образования к личностным и метапредметным результатам, сформулированные на уровне целей-ориентиров, а затем следуют формулировки конкретных учебных действий. Не используются глаголы типа «знать», «понимать», «уметь», т. к. результаты должны быть видимыми и измеримыми.

Во-вторых, выделены этапы формирования УУД — они показаны в динамике усложнения от класса к классу. Это позволяет задать логику процессу достижения предполагаемых образовательных результатов. Учебные действия соотнесены с рекомендуемыми типовыми задачами формирования УДД, методами и формами организации образовательной деятельности обучающихся, показана связь с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью. Табличный формат программы — своеобразный конструктор, из которого учитель сможет выбирать, копировать только те колонки, которые ему нужны для непосредственной работы в том или ином классе. При описании этапов формирования и развития УУД рекомендуем придерживаться следующего порядка:

· конкретизировать планируемые результаты к окончанию основного общего образования, взятые за основу из примерной ООП;

· определить фактическую сформированность УУД к началу получения основного общего образования (это необходимо для обеспечения преемственности формирования УУД на разных уровнях общего образования);

· определить промежуточные состояния в формировании УУД.

В каждой группе УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) целесообразно выделить ядро — учебные действия, первостепенные для обучающихся данного класса. Усложнение УУД от класса к классу осуществляется по разным основаниям:

· состав (планируется поэтапная отработка составляющих УУД микроумений — операций);

· этапы развития:
— выполнение учебного действия по образцу;
— осуществление указанного (предложенного) способа действия при решении учебной задачи;
— выбор и применение определенного способа с ориентацией на цель и условия учебной задачи;

· усложнение предметного материала, на базе которого предполагается выполнять УУД;

· усложнение приемов рассуждения;

· усложнение используемых учебных средств;

· степень совместности выполнения (под руководством взрослого, совместно со сверстниками или индивидуально).

Выбор того или иного основания определяется особенностями УУД.

Типовые задачи для формирования УУД

Становление познавательных УУД во многом связано с содержанием учебных курсов, например, тема «1-е, 2-е, 3-е склонение имен существительных» органично подходит для формирования умения классифицировать. Однако не стоит пытаться установить связь всех УУД с содержанием изучаемых тем. Так, становление личностных, регулятивных и коммуникативных УУД осуществляется главным образом благодаря взаимодействию участников образовательной деятельности, использованию специальных методов и форм организации учебной работы учащихся. Выполнение учащимися УУД не должно быть подменено их созерцанием, изучением историй чьих-либо действий (даже в самом художественном и интересном описании). Вот почему образовательным ситуациям и формам деятельности следует уделить особое внимание.

Для отражения типовых задач по формированию УУД, связанных с содержанием учебных предметов либо с образовательными ситуациями, в таблице предназначен столбец «Связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью». Типовые задачи обозначены посредством наименования упражнений, заданий, методов и форм учебной работы.

Отдельные «мелкие» результаты, обозначенные в ООП, представлены нами в столбце «Связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью». Они являются средством достижения крупных результатов, относительно которых задана динамика их усложнения. Эта графа открыта для дополнения, в связи с чем целесообразно провести ряд методических разработческих семинаров как в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации в ОО, так и для педагогических работников разных ОО (города, региона и т. п.). Подобрать типовые задачи для формирования познавательных УУД поможет анализ используемых учебников и дидактических материалов.

Программа развития УУД

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...