Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример пояснительной записки

Пояснительная записка

Программа развития УУД направлена на конкретизацию требований ФГОС основного общего образования к достижению метапредметных и личностных результатов применительно к особенностям образовательного процесса в ОО и служит основой для разработки рабочих программ всех учебных предметов, курсов.

Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для формирования у учащихся, осваивающих уровень основного общего образования, способности к самостоятельному целеполаганию, планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества. В соответствии с указанной целью программа развития УУД для учащихся, осваивающих уровень основного общего образования, определяет следующие задачи:

· организация взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей по развитию УУД учащихся 5-9-х классов;

· реализация основных подходов, обеспечивающих эффективное освоение УУД обучающимися, формирование у них культуры исследовательской и проектной деятельности как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в т. ч. на материале содержания учебных предметов;

· обеспечение преемственности и особенностей развития УУД при переходе от уровня начального общего к основному общему образованию;

· конкретизация УУД применительно к отдельным классам (возрастным этапам).

Общая характеристика УУД. В широком смысле УУД — это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле УУД — это совокупность способов действий, способствующих самостоятельному усвоению новых знаний, формированию умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД:

· обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, понимание механизмов существования предметов и явлений;

· являются средством постижения и понимания очередных (других, аналогичных) объектов учебного познания;

· обеспечивают возможности учащихся самостоятельно осуществлять образовательную деятельность, ставить учебные цели, искать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

В программе отдельно выделены четыре вида УУД:

· личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в т. ч. к выбору направления профильного образования; ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

· регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

· познавательные (владение основами проектно-исследовательской деятельности; практическое владение методами познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата; использование знаково-символических средств, логических действий и операций: анализ; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование и др.);

· коммуникативные (умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием прочитанного).

Описание разделов

Настоящая программа состоит из следующих разделов:
1. Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов развития УУД у обучающихся.
2. Основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
3. Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.
4. Условия, обеспечивающие развитие УУД у обучающихся.
5. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.
6. Система оценки деятельности ОО по формированию и развитию УУД обучающихся.

Планируемые результаты достижения учащимися УУД представлены в таблице. Комментарий к таблице «Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД обучающихся»:

1. В 1-й колонке таблицы указана предполагаемая сформированность УУД учащихся к началу обучения в 5-м классе. Это необходимо для обеспечения преемственности формирования УУД на уровнях начального и основного общего образования. Далее УУД представлены в развитии — конкретизированы применительно к возрастным этапам: 5-6-м, 7-8-м и 8-9-м классам (такое усложнение является ориентировочным, примерным, т. к. в одном и том же классе могут наблюдаться значительные расхождения уровня освоения УУД разными учащимися). Конкретный результат по какому-либо классу можно корректировать, исходя из особенностей обучающихся и результатов сформированности УУД в предыдущих классах.

2. В таблице показана связь формирования УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, приведены типовые задачи формирования и использования УУД, методы и формы организации образовательной деятельности учащихся. Этот перечень открыт, он корректируется в ходе проектирования образовательной деятельности конкретной ОО.

3. Планируемые результаты, выделенные в таблице курсивом, получат возможность достичь только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и обладающие более развитыми способностями. В повседневной практике обучения эта группа УУД не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися в силу повышенной сложности этих учебных действий для обучающихся данного возраста (года обучения).

4. Отдельные ячейки в таблице остаются незаполненными. Пустые ячейки в таблице свидетельствуют о том, что формирование УУД начнется на следующем году обучения. В частности, пустые ячейки в колонке о готовности выпускников начальных классов могут свидетельствовать, что определенные УУД не сформированы у общей массы учащихся, учителя могут вносить оперативные уточнения в I четверти 5-го класса по итогам входного мониторинга. Наполнение программы для каждого года обучения во многом зависит от достигнутых результатов формирования УУД на предыдущих этапах, что требует коррекции и конкретизации УУД, отнесенных к тому или иному году обучения. Кроме того, ОО дано право корректировать и расширять перечень УУД, делать больший акцент на ту или иную их группу. Содержание программы развития УУД во многом зависит от особенностей ОО, опыта учителей по формированию УУД и т. д. В связи с этим администрацией ОО в программу вносятся необходимые коррективы.

Планируемые результаты, наименование типовых задач, форм и методов формирования и развития УУД обучающихся

* Цели в разделе «Личностные УУД» таблицы определены на основании п. 9 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
** Формирование регулятивных УУД осуществляется на всех учебных предметах и во внеурочной работе в процессе многократного выполнения соответствующих операций: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими обучающимися, а затем — самостоятельно. Обязательно организуется рефлексия выполнения этих операций. Результаты обсуждаются фронтально (в тех случаях, когда это корректно) или индивидуально с учащимся. А также организуется описание своего опыта для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.
*** Цели в разделе «Регулятивные УУД» таблицы определены на основании п. 10 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
**** Цели в разделе «Познавательные УУД» таблицы определены на основании п. 10 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Окончание статьи читайте в следующем номере

1 Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец. М.: Сентябрь. 2013. Подробнее см.: www.kco-kras.ru. >>вернуться в текст

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...