Застёжка-фибула. Франки. VII—VIII вв.
Застёжка-фибула. Франки. VII—VIII вв. *Базилика — прямоугольное в плане здание, разделенное столбами или колоннами на продольные части— нефы. храмы, восстанавливали разрушенные здания. Король франков Хлодвиг (около 481—511 гг. ) из династии Меровингов оттеснил вестготов и расширил границы своего государства, в котором господствовали теперь две культуры — античная и варварская. Франкские мастера считались искусными ювелирами, умели хорошо обрабатывать металл. Из архитектурных памятников, созданных франками, сохранились в основном церковные постройки. Одна из самых древних — баптистерий (крещальня) во французском городе Пуатье. Это почти квадратное здание, сложенное из кирпича и мелкого камня. Его строители явно подражали римским образцам — карниз здания напоминает античный антаблемент (балочное перекрытие). На франкских рельефах VII— VIII вв. изображены и христианские мученики, и причудливые, фантастические животные — эти образы отражали мировоззрение варваров в предшествующую эпоху и лишь немного изменились под воздействием христианской религии, превратившись в чертей и злых духов. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Книги в то время очень высоко ценились, поэтому их украшению уделяли огромное внимание. Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или благородных металлов со вставками из драгоценных камней. В оформлении книг помимо сложного орнамента часто использовали мотивы раннехристианского искусства — венки, кресты, фигурки ангелов и птиц вокруг райского дерева. Буква порой становилась частью изображения: например, латинскую букву «Т» включали в сцену распятия. Иногда целые строчки писали буквами в виде рыб или птиц.
В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская ГРОБНИЦА КОРОЛЯ ТЕОДОРИХА В Равенне в 20-х гг. VI столетия закончили строительство гробницы короля остготов Теодориха. Это двухэтажное здание, сложенное из крупных прямоугольных каменных блоков. Подражая римским зодчим, мастера стремились увенчать гробницу куполом, но для этого им не хватило ни знаний, ни опыта. Поэтому завершает сооружение огромный камень, выдолбленный в форме купола. Его доставили с противоположного берега Адриатического моря, подвесив между двумя кораблями. Он является одним из самых больших монолитов в мире, когда-либо использованных в строительстве: его толщина — один метр, окружность — тридцать три метра, а вес — около трёхсот тонн. Гробница короля Теодориха. Около 453—526 гг. Равенна. Италия. ПОГРЕБЕНИЕ В ОСЕБЕРГЕ В Осеберге, на юге Норвегии, было обнаружено хорошо сохранившееся обширное королевское погребение (IX в. ). Там находились украшенные резьбой разнообразные предметы быта, повозка, несколько саней, а также корабль с приделанной к его носу фигурой фантастического существа. Судя по устрашающему облику этой статуи — с огромной пастью и большими клыками, — она должна была отпугивать злых духов. Резная голова фантастического существа, украшавшая корабль. IX в. Собрание университета, Осло. Норвегия. цивилизация, в VII—VIII вв. все ещё преобладали варварские традиции и верования. Североевропейский орнамент состоял из спиралей, плетёнок, узлов, образующих бесконечное кружево линий. Среди узоров возникали очертания птиц, зверей, людей или демонов: например, льва, обвитого змеёй; причём лапы льва и хвост змеи незаметно переходили в орнамент. Узоры были необычайно выразительны, в них как будто заключалась напряжённая и загадочная жизнь. Эти изображения запечатлели восприятие природы варварами, уподоблявшими мир человеку: землю — плоти, воду — крови, воздух — дыханию, огонь — теплу человеческого тела. Природа одушевлялась, а человек становился органичной частью окружавшего его мира.
Эти узоры, по представлениям варваров, обладали магическими свойствами: охраняли читателя или владельца от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях мечей, в рукописях из ирландских монастырей. На севере Европы было развито искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали чаще всего на перепутьях. Для оформления крестов сначала использовался орнамент из виноградных лоз (это были отголоски христианского искусства римских поселений, находившихся в Англии). Позднее в резьбе стали преобладать изображения стилизованных фигурок животных и птиц, вплетённых в замысловатые узоры.
Каменный крест. X в. Ирландия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|