Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четыре евангелиста. Книжная миниатюра эпохи Каролингов.




Четыре евангелиста. Книжная миниатюра эпохи Каролингов.

Пергамент. Начало IX в.

Сокровищница кафедрального собора, Ахен. Германия.

Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку (см. статью «Искусство Древнего Египта») пришёл пергамент — специально обработанная телячья или свиная кожа. В VII—VIII вв. вместо стиля (металлической палочки для письма) и калама (тростниковой или деревянной палочки) стали пользоваться птичьими перьями. Переплёты книг, как правило деревянные, обтягивали кожей и нередко украшали пластинками из слоновой кости, золотом или драгоценными камнями. Размеры книг могли быть самыми разнообразными: от крупных до совсем крошечных, где фигурки миниатюр были размером с булавочную головку.

ребро, очищенное в горниле земли, очищенное семь раз». Средневеко­вый художник сумел создать нечто совершенно новое: изобразитель­ное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельско­хозяйственных работ, он наполнил яркими, живыми образами. Его ге­рои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение.

*Псалтирь — одна из книг Библии, содержащая псалмы (религиозные песнопения). Псалтирь в Средневековье служила основным пособием для овладения грамотой.

РЕЗНАЯ КОСТЬ

В течение многих веков кость оставалась ценнейшим сырьём для произведений искусства. Мастера, как правило, использовали бив­ни мамонтов, слонов, моржей или нарвалов (морских млекопи­тающих семейства дельфиновых). Самым дорогим считался сло­новый бивень. О слоновой кости упоминается ещё в Библии: «И сделал царь Соломон большой престол из слоновой кости, и об­ложил его чистым золотом... ».

Кость благодаря своим уникальным свойствам была одним из излюбленных материалов в раннем Средневековье. Мягкая и одно­временно прочная, она поддавалась практически любым спосо­бам обработки: её точили, сверлили, резали, гравировали. Изде­лиям из кости придавали самую разнообразную форму, тщательно шлифовали или полировали.

Из кости изготовляли мебель и украшения, табакерки и лар­цы, сосуды для хранения благовоний и реликвий, оклады книг, а также складные алтари со священными образами — их брали с собой в дорогу лица духовного звания.

Небольшие изделия из кости дают яркое представление о мас­терстве скульпторов того времени. Примечательно, что резьба по кости и книжная миниатюра развивались параллельно: часто произведения этих видов искусства, выполненные в одном худо­жественном центре, несли отпечаток единого стиля.

Стиль Утрехтской Псалтири ока­зал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появ­ляться на книжных окладах, выпол­ненных из слоновой кости или зо­лота, а также на небольших алтарях.

С середины IX в. приобрели из­вестность иллюстрированные ру­кописи, созданные в монастыре Святого Мартина в Туре. В гак на­зываемой Библии императора Кар­ла II Лысого, выполненной в 846— 851 гг., изображена торжественная сцена поднесения книги этому го­сударю: процессия монахов в окру­жении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстаёт перед императором. Эта миниатю­ра — одно из самых ранних в за­падном средневековом искусстве изображений реального события. Возможно, облик Карла Лысого на миниатюре передаёт его портрет­ные черты.

Карл Лысый стал последним по­кровителем искусств и ремёсел из династии Каролингов. После его смерти в 877 г. и вплоть до начала X в. практически не существовало таких крупных художественных центров, как в период «каролингско­го ренессанса».

В 843 г. империя Каролингов распалась. Не прекращающиеся в течение второй половины IX столе­тия междоусобные войны королей и их подданных разрушили хруп­кий мир империи Каролингов. Шаткое политическое и экономи­ческое положение привело к почти полному упадку культуры.

ИСКУССТВО ОТТОНОВСКОЙ ИМПЕРИИ

В IX столетии в восточной части империи Карла Великого под властью Лю­довика Немецкого (833—876 гг. ) объединились германские земли. Так бы­ли заложены основы будущей Германской империи, или, как её официаль­но называли, Священной Римской империи германской нации.

В 936 г. Оттон I (936—973 гг. ), герцог Саксонский (Саксония — истори­ческая область в северо-западной части Германии), короновался в Ахене — когда-то главной резиденции Карла Великого. В 962 г. Отгон был провоз­глашён в Риме императором. Торжественные церемонии в Ахене и Риме под­чёркивали преемственную связь новой, Оттоновской империи с Каролинг­ской и Римской империями. На рубеже тысячелетий Европа переживала бурный расцвет, который затронул все области жизни.

Культурными центрами этой эпо­хи оставались монастыри и церкви. В церковной архитектуре воплоща­лась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа — путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение. Например, столбы и колонны, под­держивающие свод, символизирова­ли апостолов и пророков, опору христианского учения.

С течением времени богослу­жения становились всё более пыш­ными и торжественными. В X в. широко распространилась вера в чу­додейственную силу реликвий (от лат. reliquiae — «остатки», «остан­ки») — предметов, связанных с жиз­нью Христа, Богоматери, святых. Всё больше паломников стремилось посетить святые места. Архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма — его структура должна бы­ла соответствовать требованиям ус­ложняющегося культа. Стали увели­чивать восточную часть храма, в которой находился алтарь, чтобы хранить в ней реликвии. Появились дополнительные алтари и капеллы, где богослужения совершались иногда почти одновременно.

В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церк­ви — величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030 — ме­жду 1092 и 1106 гг. ), один из самых больших в Западной Европе, яркий символ Оттоновской империи.

О высоком мастерстве скульп­торов и литейщиков того времени свидетельствуют двери церкви Свято­го Михаила в Гильдесгейме (1015 г. ), целиком отлитые из бронзы и укра­шенные рельефами, на которых изображены сцены из Ветхого и Но­вого заветов. На левой створке поме­щён рассказ об истории грехопаде­ния первых людей, на правой — о миссии Христа. В сцене, где Бог осу­ждает Адама и Еву, мастер использо­вал весьма выразительный приём, чтобы зритель понял, кто истинный виновник грехопадения: Бог указы­вает рукой на Адама, Адам — на Еву, а Ева в свою очередь — на искушаю­щего её Змея.

Рубеж X—XI вв. считается золо­тым веком средневековой немецкой живописи. Раннехристианские и ви­зантийские черты в сочетании с традициями германской культуры создали неповторимый стиль оттоновского искусства.

В монастыре Оберцелле на ост­рове Рейхенау, который находится на Боденском озере в предгорьях Альп, в конце X в. сформировалась ведущая школа живописи того вре­мени. Монастырь подчинялся импе­ратору, а художники, работавшие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...