Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема «естественного человека» в повести Толстого «Казаки»




Молодой Толстой увлекался идеей «естественного человека» Руссо. В повести «казаки» жизнь простых людей, казаков, близких к природе, противопоставлена жизнь городской.

Герой Л.Н. Толстого умен и широко образован, а его склонность к рефлексии — отнюдь не признак слабости, а, наоборот, показатель глубокой и тонко чувствующей натуры. Оленин — герой шестидесятых годов XIX века, которому присущи черты «лишних людей» двадцатых годов: разочарование в светской жизни, ощущение пустоты и праздности существования, стремление к активным действиям и невозможность применения своих сил, желание быть счастливым и понимание невозможности эгоистического счастья. Оленин — не слабое и безвольное существо, это герой ищущий и глубоко страдающий (черта, присущая большинству героев-интеллигентов в русской литературе). Его душа тянется к любви, она «наполнена болью,страданием несбывшегося, невоплотившегося счастья»

Путь духовных исканий Дмитрия Оленина — это процесс «нравственного самосовершенствования, самоидентификации». В этом плане Оленин представляет собой качественно нового героя в русской литературе, предвосхищая классические толстовские типы рефлексирующих интеллигентов, прошедших сложный путь нравственных исканий и не нашедших однозначных ответов на волнующие их вопросы бытия (Болконский, Безухов, Нехлюдов). Оленин мечется между жизнью для других и жизнью для себя, он хочет сделать всех счастливыми, а, с другой стороны, мечтает о собственном, эгоистичном счастье.

С одной стороны, желание счастья только для себя — это эгоизм, и герой, так же, как и автор, прекрасно понимает это, а, с другой стороны, умозрительные заключения о необходимости любить всех разбиваются в пух и прах при первом реальном серьезном чувстве. Истинная любовь -не эгоизм, любовь к Марьяне оживила Оленина и вновь открыла ему красоту и совершенство мира. Герой проходит нравственное испытание любовью, как и большинство героев русской литературы, однако эта любовь обречена, и не только потому, что Оленин не может оставаться в станице, а еще и потому, что для самого автора конфликт представлялся неразрешимым.

Л.Н. Толстой пытался объединить «ум ума» и «ум сердца». Прекрасное знание человеческой психологии, точнейший анализ глубинных состояний души — отличительные черты Л.Н. Толстого — художника и мыслителя, однако он считает, что гармония может быть достигнута только изнутри, благодаря «уму сердца».

Концепция Толстого отталкивается от того, что он — руссосист. Проблема Казаков, как и других его произведений в большей или меньшей мере- противоборство «естественного» и «искусственного» в человеке. Человек для Толстого — «tabula rasa». Концепция Толстого — концепция витальная. Жизненная сила героя — предмет изображения и обсуждения у писателя. Толстого интересует направленность этой жизненной силы героя. Есть искусственные и естественные цели. От их выбора зависит жизнь героя. Неизменная этическая проблематика вытекает из витальной концепции. Нравственный человек — сильный, он счастлив в жизни. Активный герой направляет свои усилия на себя, а затем и на окружающий мир. Витальная концепция связана и с психологизмом Толстого.

 

 

Поздние повести Толстого.

(Много, но по сущесту и без краткого, потому что есть внутри)

Новая мировоззренческая и религиозная позиция Толстого стала основой основ его понимания окружающего мира и отношения к нему. Хотя в поздний период творчества, который принято отсчитывать с появления «Исповеди», Толстым была взята на себя роль проповедника открывшейся ему истины, он оставался прежде всего художником, для которого наиболее органичным и естественным способом выражения являлись его произведения. Кроме художественных произведений Толстой создает философские, религиозные, эстетические трактаты и статьи, собственные переводы и переложения Евангелия и так далее.

Центральное место в художественном творчестве Толстого позднего периода по праву принадлежит повестям 80—90-х годов, которые во многом определяют характер русской повести этого времени, фактически принимающей на себя функции романа.

Повесть «Смерть Ивана Ильича» — «описание простой смерти простого человека»; в основу ее положена известная писателю история болезни и смерти бывшего прокурора тульского суда Ивана Ильича Мечникова. Герой повести — Иван Ильич Головин — средний сын чиновника, сделавшего обычную карьеру, средний во всех отношениях человек, сознательно положивший в основу своей жизни идеал «приятности и приличия», стремление всегда ориентироваться на общество людей, находящихся на более высокой ступени социальной лестницы. Эти принципы никогда не изменяли герою, поддерживая во всех жизненных обстоятельствах, пока его не настигла внезапная неизлечимая болезнь. Под влиянием развивающейся болезни и непонимания близких Иван Ильич, лишенный сколько-нибудь существенных интересов, глубоких и искренних чувств и настоящей цели в жизни, с ужасом осознает пустоту своего прежнего существования, лживость жизни окружающих его людей, понимает, что вся его жизнь, за исключением детства, была «не то», что существует главный вопрос жизни и смерти, в момент которой он освобождается от страха и видит свет.

В «Крейцеровой сонате» писатель возвращается, на первый взгляд, к частной теме семьи и брака. Однако Толстой углубляет эту тему, выдвигая на первый план обличение современного института брака как отношений купли-продажи. Повесть — исповедь ее главного героя Позднышева, из ревности убившего свою жену и под впечатлением этого поступка переосмыслившего прошлую жизнь. С героем происходит нравственный переворот. Вспоминая молодость и историю семейной жизни, Позднышев признает главную свою вину в том, что не видел и не хотел видеть в жене человека, не знал ее души, а смотрел на нее лишь как на «орудие наслаждения». В этой повести особенно отчетливо звучит постоянно присутствующая в поздних произведениях мысль Толстого о том, что из отношений между людьми ушло все живое, искреннее, человеческое, что определяться они стали ложью и материальным расчетом. Под влиянием подобных обстоятельств в сознании Позднышева, например, рождается «зверь» ревности, берущий начало в животной чувственности, с этим «зверем» он не может справиться, и тот приводит героя к трагическому финалу.

«Дьявол», в которой продолжена тема семейных отношений, чувственности и борьбы с ней. Герой повести Иртенев, благополучный семьянин и вполне порядочный человек, запутывается в своих отношениях с крестьянкой Степанидой и ощущает себя побежденным недостойным его чувственным началом. Толстой открывает перед героем два варианта пути: самоубийство или убийство Степаниды. Но ни один из этих путей не может привести к разрешению конфликта, так как не в состоянии исправить прошлой нравственной ошибки героя.

Героями поздних повестей Толстого являются самые обычные люди, не выдающиеся из своего круга никакими особенными талантами или достоинствами. Пожалуй, единственное исключение из этого правила — герой повести «Отец Сергий» (1890—1898). Отец Сергий — в прошлом блестящий аристократ, князь Степан Касатский, выделявшийся среди товарищей способностями, красотой, правдивостью, но и гордостью, преувеличенным самолюбием, заставлявшими его всегда и во всем добиваться первенства. Князь делал прекрасную карьеру, собирался жениться, но потрясение от известия о том, что его невеста была любовницей императора, резко изменяет его жизнь. Желая нравственно возвыситься над своим окружением и обстоятельствами жизни, он уходит в монастырь, где его гордыня подвергается испытаниям, где он борется с чувственными желаниями и собственными сомнениями в вере. Борьба со «славой людской» и унижающей человека чувственной любовью и становится основной темой этой повести. Желая освободиться от преследующих его потрясений, соблазнов и сомнений, отец Сергий, как и герои некоторых других поздних произведений Толстого, неоднократно уходит из мира в монастырь, из монастыря в пустынь, и, наконец, не будучи в состоянии помочь себе никакими молитвами, после постыдного падения совершает побег. Конец жизни отца Сергия решен Толстым в духе своих религиозных идей: освобождаясь от гордыни, он проявляет полное смирение и непротивление.

Повесть «Холстомер» (1863—1864, 1885) была задумана и начата еще во время работы над «Войной и миром», а окончательное оформление получила в поздний период творчества писателя, идейно и тематически примкнув к другим произведениям этого времени. Когда-то Толстого увлекла история пегого мерина Холстомера, склонного к «серьезности и глубокомыслию», прожившего долгую поучительную жизнь и пережившего (помимо многих перемен и злоключений) настоящий переворот в сознании. Такой переворот происходит вследствие наблюдений над жизнью и поведением «странной породы животных», которые распространяют понятие собственности на лошадей, землю, воду, людей и «стремятся в жизни не к тому, чтобы делать то, что они считают хорошим, а к тому, чтобы называть как можно больше вещей своими». В этой повести Толстой прибегает к постоянно используемому приему антитезы: Холстомеру противопоставлен его бывший владелец, когда-то блестящий красавец князь Никита Серпуховской, проживший бесполезную жизнь и не принесший никому ни радости, ни пользы ни при жизни, ни после смерти.

В поздних повестях Толстой такой же тонкий психолог, как и прежде, но основное внимание он уделяет уже не последовательно развивающейся «диалектике души», а основным переломным моментам жизни героев, полным драматизма и часто изменяющим ее привычное течение. На смену интеллектуально ищущему герою с ярко выраженной индивидуальностью приходит человек обычный, ничем не примечательный, своего рода «антигерой», обязательно переживающий нравственный кризис, заставляющий его решительно переосмыслить свою прошлую жизнь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...