Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поэтика модернизма на примере романа Андрея Белого «Петербург».




Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Вместо создания собственного мира, предложения читателю готовых концепций, литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность. Как следствие, рушится целостность мира произведения: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое посредством нескольких героев, имеющих даже противоположный взгляд на излагаемые события и факты.

Непрекращающиеся ссоры отца и матери, предметом которых частенько становился и сам Боря(Андрей Белый) стало основой написания «Петербурга».
«Петербург» мог бы стать словесным портретом писателя. Это знаменитое произведение разворачивает перед нами историю противостояния двух непримиримых сил – доводящей до исступления в своей монотонности бюрократии и беспощадного революционного насилия. Бюрократия предстает перед нами в образе крупного государственного деятеля Аполлона Аполлоновича Аблеухова. Образ Аблеухова во многом проявляет черты толстовского Алексея Александровича Каренина, вспомним хотя бы уши и того, и другого. Вторая сила – террорист Дудкин. Обе силы как будто представляют собой столкновения расчетливого, вымеренного Запада и бушующего неукротимого Востока. Обе эти силы и их противостояние, одинаково не близки самому Белому, что еще раз красноречиво говорит об антиномичности русского сознания. Петербург – город построенный по европейской мерке, представляющий собой «окно в Европу», но в то же время населен он теми же «скифами и азиатами», что и остальные необъятные просторы, которых так боялся Аполлон Аполлонович, нашей евразийской родины.

Все в романе раздвоено, разнесено на разные полюса и в то же время слито в единое целое. Судьбы, мысли и состояния героев рассечены на двое, каждый из них не одно, а две противоположности, готовые бороться насмерть.
Петербург рисуется в романе неким жутким геометрическим пространством, состоящим из плоскостей, прямых и их пересечений. Жестокий расстрел демонстрации в сочетании с прямолинейной топографией города просто не могли не впечатлить Белого. Механическое движение внутри бюрократической столицы и механическое стремление террористов к разрушению ошеломили его. Согласно художественной концепции Белого оба эти движения имеют общего предка – Петра Первого.

 

 

17) Поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин": герой, язык; композиция.

“Василий Теркин”. Поэма стала солдатской поэмой, заключила в себе целую энциклопедию жизни бойца на фронте. Главная ее задача заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни.
Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина — народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину. Он не жалеет своей крови для нее. Теркин может найти выход из самого трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности. Он любит поиграть на гармони и сам послушать музыку на привале. Теркины были всегда, в любую войну. Именно на таких солдатах и держался дух русского воинства.
Теркин — русский, узнаваемый характер, товарищ по работе, сосед по квартире. Сейчас же он — товарищ по войне и окопу. Он шилом бреется и дымом греется. В любой ситуации он старается оставаться человеком, хочет сохранить в себе людское, доброе, а не озлобиться, не ожесточиться. В его характере образуется сплав жизненного и фольклорного начала. Работая над образом Теркина, поэт старался сохранить объективность, не навязывать своих взглядов и симпатий. Поэма удивительно не идеологизирована.
По меркам того времени, по представлениям некоторых писателей той поры советский человек только и ждал того, чтобы отдать жизнь за Сталина, за Родину. Теркин смотрит на все это проще, по-народному. И ему начинаешь доверять.
Теркин использует нормальный народный язык, на котором разговаривали все солдаты.
В поэме нет единой композиционной основы. Она собрана из отдельных главок. Каждая глава — это законченное произведение. И печатались главы отдельно в каждом номере фронтовой газеты. Единство поэме придает общая тематика — жизнь воюющего человека, обычного, земного, но и “чудо-человека”, не теряющего веры в себя, в товарищей, в грядущую победу.
Неоднократно в поэме звучит мысль, что война — это труд. Труд тяжелый, смертельно опасный, но необходимый и почетный:
Теркин в поэме дан в различных ситуациях. Он на привале, в бою, в русской бане, за едой. Но всегда это узнаваемый человек, каких много вокруг. Благодаря им, простым солдатам-пехотинцам, не жалевшим себя, отдавшим жизнь за Родину, Россия отстояла мир на земле.

В поэме нет громких фраз, каких-то из ряда вон выходящих поступков. Война — это кровь, боль, потери. Чтобы победить, нужно относиться ко всему философски, терпеливо. Говоря о герое поэмы, необходимо сказать о его фамилии. Теркин — тертый, терпеливый. Но в том-то и сила русского человека, что он терпеливый, тертый, на многое способный. А поэтому — победитель. Твардовский намеренно снижает героичность и самоотверженность Теркина.

 

 

Сатира В.Маяковского.

Одной из наиболее ярких сторон поэтического творчества Маяковского была сатира, блестящим мастером которой он считался по праву. Высокий, волнующий пафос и проникновенный лиризм уживались в нем с сатирической беспощадностью, с издевательским смехом. Чем выше и чище рисовался поэту сияющий идеал нового человека, тем яростнее обрушивался он на пошлость, бескультурье, жадность и хищничество.

“Грозным смехом” назвал Маяковский свои гневные сатирические стихи, так как ими он помогал выжигать из нашей жизни “разную дрянь и ерунду”. Поэт считал своим долгом “реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи”. В рифме поэт видел не только “ласку и лозунг” для друзей, но и “штык и кнут” для врагов. Острым словом разил он лодырей, бюрократов, расхитителей народной собственности и прочих “мерзавцев”. Объекты сатиры Маяковского так же многообразны, как и сама действительность. Его сатирический кнут доставал врага, под какой бы личиной он ни являлся: интервента или убийцы из-за угла, карьериста-подхалима или советского “помпадура” с партийным билетом. Еще в 1921 году в стихотворении “О дряни” Маяковский смело изобразил высунувшееся “из-за спины РСФСР мурло мещанина”.
Маяковский ненавидел мещанство, высмеивал и разоблачал его повсюду: в крупном и мелком, в быту и искусстве, среди части современной ему молодежи. Таковы его стихотворения “Любовь”, “Даешь изячную жизнь”, “Письмо к любимой Молчанова”, “Пиво и социализм”, “Маруся отравилась” и др.

Излюбленный сатирический прием Маяковского — это крайний гиперболизм. Бесконечно гиперболизированное явление становится уже фантастическим. Этими фантастическими и гротескными гиперболами Маяковский пользовался еще в своих ранних “Гимнах”. Так, в “Гимне судье” мы читаем: Глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме.

 

 

19) Творческая история и проблематика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Само строение произведения уже необычно. Это роман в романе. В 20-30-е годы в Москве Мастер пишет историю пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Страницы романа Булгакова переплетаются со страницами, написанными его героем. Этот интересный прием помогает автору затронуть в своем произведении огромное количество проблем: тему истинного и ложного творчества, преступления и наказания, отваги и трусости, любви и преданности, также автор совершенно по-новому трактует «события», описанные в Библии.

Через всю книгу проходит идея подлинной ценности истинного искусства, истинного творчества. В самом начале романа Булгаков знакомит нас с двумя героями, представителями «пишущей братии», один из которых является председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, редактором «толстого художественного журнала», а другой – поэтом, печатающимся в этом журнале. Автор отчетливо показывает нам узость, глупость, ограниченность Берлиоза. Его уже не переделать, поэтому он погибает под колесами трамвая. Иван Бездомный во всем ему поддакивает, но у него еще есть шанс переосмыслить свою жизнь, поэтому он просто попадает в клинику для душевнобольных. Там и происходит его перерождение.
Но, к сожалению, Бездомный является «милым исключением» среди всей этой шайки продажных «писак». Недаром в дальнейшем эти люди будут главными гонителями гения, написавшего высокохудожественный шедевр, посвященный Понтию Пилату.
Для автора эта проблема была особо болезненна, и неслучайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Мастер изгнан из этой среды, потому что он другой. Булгаков уверен, что художник не имеет права продаваться, иначе он лишиться своего дара.
Мастер - гений, которого по достоинству смогли оценить лишь потусторонние силы. И еще один человек. Та, которая любила его еще задолго до встречи.
В Маргарите воплощен идеал «настоящей, верной, вечной любви». Их судьбоносная встреча была подобна молнии: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!».

Жизнь, за которую «многие женщины отдали бы все, что угодно», кажется Маргарите настолько пустой, что однажды весной она выходит с желтыми цветами, чтобы найти того, кого любила «давным-давно». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера. Надо сказать, что в этой героине воплощен авторский идеал любви и красоты, Булгаков нарисовал истинно достойную подругу великого художника.
Мастер не выдерживает травли и желает уйти от жизни, спрятавшись в клинике для душевнобольных. Но Маргарита остается ему верна. Ее любовь способна сокрушить все преграды. С помощью ее образа Булгаков раскрыл тему истинной преданности.
Итак, Мастер написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Здесь мы без труда видим явные библейские мотивы. Но вот только все немножко по-другому. Иешуа здесь не «божественное явление», а просто бродячий философ. Это обычный человек, который также боится физической расправы, испытывает боль, не хочет умирать. А то, что мы сейчас читаем в Библии, – дело рук Левия Матвея, который «все напутал» и не написал ни единого слова из того, что на самом деле говорил Иешуа.
Через образ Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, автор раскрывает нам проблему совести в романе. Пилат видит, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести.
В романе Булгакова своеобразно нарисован образ Сатаны. Воланд со своей свитой приходит в Москву судить людей за их грехи. Ни один лгун, взяточник, лицемер, подлец, враль не остается безнаказанным. Но Воланд не трогает ни одного порядочного человека. Очень интересно, что у Булгакова Сатана получился воплощением справедливости. Хотя, кто знает… Может, так оно и есть на самом деле…

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...