Торговых помещений, стали постепенно обзаводиться собственными художественными галереями, а то и музеями.
Культура и бизнес Технология современного менеджмента lJ ПРИВЛЕЧЕНИЕ И АККУМУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ Фандрейзинг в сфере культуры Санкт-Петербург 1998 ББК 71.4 Учебное пособие издается по решению Редакцнонно-издательского совета Санкт-Петербургской государственной академии культуры. Тульчинский Григорий Львович, Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы 1. I.I. Источники финансирования в сфере культуры............................ 8 Бюджетные источники................................................................. ~..П Внебюджетные источники............................................................... 12 Необходимость фандрейзинга.......................................................13 1.2. Определение приоритетов государственной поддержки раз "Американская" модель: отказ от определения приоритетов..14 "Общественно-государственная" модель определения при
Негосударственная поддержка социально-культурной сфе Спонсорство, благотворительность, патронаж...................... 24 Цели и формы спонсорства............................................................ 25 Благотоворительность: проблемы и организация................... 30
Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1998 ..................................................................... 35 2.1. Культурные программы как метод управления.................................... 35
2.2. Некоммерческие организации, фонды........................................ 37 2.3. Организационное и техническое обеспечение фандрейзинга....41 Организационные документы...................................................... 42 Членство.............................................................................................. 44 Группы "друзей..................................................................................... 46 2.4. Техническое обеспечение фандрейзинга................................................ 47 2.5. Информационное обеспечение фандрейзинга-....................................... 48 Сведения о донорах............................................................................... 48 Информационные и рекламные материалы......................................... 49 Система учета.....................................................................................51 3. ПЛАНИРрВАКИЕФАИДРЕЙЗИНГОВОЙ КАМПАНИИ............................................................. 51 3.1. Самонализ и оценка........................................................................... 52 3.2. Определение круга доноров............................................................. 55 3.3. Выбор стратегии фандрейзинга: виды к размеры возможных субсидий..............................................................................................57 Удержание налогов........................................................................... 61 4„ ЛроведеНие фандрейзинговой кампаний.......................................... 62 4.1. Создание фандрейзингового комитета......................................... 62 4.2. Контакты с потенциальными донорами...................................... 68 Предварительные контакты........................................................... 69 Письменные обращения.................................................................. 69 Личные контакты.............................................................................. 73 Развитие хороших отношений....;................................................. 78 4.3. Специальные акции и формы фандрейзинга............................... 79 Приемы и презентации..................................................................... 81 Конкурсы и премии.......................................................................... 84 Аукционы знаменитостей............................................................... 84 Аукцион мечты.................................................................................. 85 Спонсорство натурой...................................................................... 85
Лотереи..............................................,................................................ 58 Вечера, обеды и балы...................................................................... 85 Именные места................................................................................... 86 Обходы домов и уличные сборы.................................................. 86 Продажа мест для рекламы........................................................... 87 Вложение капитала.......................................................................... 87 Торговля, коммерция, платные услуги....................................... 87 Фандрейзинг по почте н по телефону.......................................... 91 Типичные проблемы фандрейзинга............................................. 92 Литература.................................................................................................. 96 Приложения.................................................................................................. 99 1. Договор о спонсорской поддержке......................................... 99 2. Пример спонсорского соглашения......................................... 101 3. Ассоциация делового спонсирования искусств.................. 104 ПРЕДИСЛОВИЕ Данная работа является продолжением серии "Культура и бизнес. Технология современного менеджмента", в которой.уже вышли такие публикации как "Менеджмент в сфере культуры" (1996), "Маркетинг в сфере культуры" (1995), "Public relations. Репутагщя, влияние, связи с общественностью и прессой, спонсорство"(1994). Она предназначена для работников сферы культуры и органов управления в ней, менеджеров творческих коллективов и инициативных групп, студентов гуманитарных вузос, соответствующей системы подготовки и повышения квалификации. Имеющаяся до сих пор литература по фандрейзингу (технологии привлечения и аккумулирования финансовых средств из различных источников на реализацию конкретных программ деятельности) либо описывает зарубежный, пре-имуи^ественно англо-американский опыт, либо ориентирует отечественных специалистов на работу с зарубежными и международными организациями. В данной работе впервые осмысляется не только зарубежный, но и отечественный опыт. Автор приносит искреннюю благодарность выпускникам "Менеджер-центра" Санкт-Петербургской Академии культуры С.Э.Брандту, Ж.Бушель, ИЛ.Рогозной, Н.Н.Школьник, И.В.Харькову, принявшим участие в подготовке материалов книги, и особенно - редактору Института культурных программ Л. Ю. Суздальской, вложившей немало труда в их систематизацию.
1 ЛУЛЬТУРА И ДЕНЬГИ, ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖЕН ФАНДРЕЙЗИНГ Культура в данной работе понимается не в широком плане (как !'*> бытия человека в качестве социального существа, как сис- i?i ^иегенетического наследования и развития социального опыта), Ча в узком - "отраслевом" - смысле, как конкретная сфера жизни обьЕфства (сфера культуры), включающая сохранение и использований 'культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т.Д/^, художественное образование и детское творчестр». искусство^ ^йор^ескую (преимущественно художественную) дея-тельнос¥ь, ^исполнительство, концертную деятельность, организацию досуг-а "и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация-, Подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие Материально-технической базы и т.п.). Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественных организаций) и формы собственности, а также частными лицами. Дареход от сугубо административно-распределительной техно-ло-гШе ^правления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за Сжнц^тные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность - все это радикально меняет требования к профессионализму в социально-культурной сфере. Чг"л раньые речь шла преимущественно о работниках идеологического фронта", педагогах-воспитателях, то теперь работник сферы культуры должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря — быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента без всяких скидок на пресловутую "специфику" сферы.
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в "усеченности" менеджмента, а наоборот — в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и комме рческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе — применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба. Как убедительно показал близкий к эпическому советский опыт административных нововведений в сфере культуры (создание мощной сети государственных учреждений культуры с административной вертикалью управления ими, попытки преодоления ведомственной разобщенности с помощью централизации и создания культурно-спортивных комплексов, административно-плановое насаждение хозрасчета), менеджмент в этой сфере имеет яркую специфику. Она заключается отнюдь не в сугубой "бюджетности" культуры и даже не в ее принципиальной и неустранимой многоукладное™. "Момент истины", наступивший к 1989 г., выражается в том, что менеджмент в сфере культуры может заключаться исключительно в СОЗДАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ САМОРАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ - не больше, но и не меньше. Социально-культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями — одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни. Но и бизнес заинтересован в сотрудничестве с социально-культурной сферой отнюдь не меньше, чем она в нем. Формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, спонсорство, патронаж и благотворительность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж — все это просто немыслимо без проведения праздников, конкурсов, выставок, культурных программ, т.е. без обращения к социально-культурным технологиям, а то и прямого сотрудничества с соответствующими организациями и учреждениями социально-культурной сферы. Бизнес и культура в современном обществе "скованы одной цепью" - предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без-друга. Эта "обреченность" на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является реальной тканью гражданского общества - не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и "мускулов". Только общество, в котором сложи-
лись и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов — по возможности независимо от государства. Собственно, только в таком обществе и могут сложиться реальные предпосылки и условия для становления демократии. Но суть дела заключается отнюдь не в желательности сотрудничества бизнеса и культуры. Это не только и не столько даже реальность, сколько неизбежность - особенно с учетом экономического состояния и политической ситуации в России. Конкретной менеджментной (а если угодно, то и социально-культурной) технологией, позволяющей консолидировать усилия и средства государства, бизнеса и общественности является фанд-рейзинг (fundraising) - деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств из различных источников на реализацию социально-культурных проектов и программ. По своим целям и содержанию он близок к поиску и привлечению инвестиций. Однако, если в последнем случае основанием для привлечения потенциальных инвесторов является перспектива извлечения прибылей из реализации долговременных коммерческих или промышленных проектов, то фандрейзинг ориентирован на реализацию отдельных кли кратковременных проектов и программ, не имеющих непосредственной коммерческой выгоды. Сказанное не означает, однако, что фандрейзинг это нечто сугубо благотворительное. В этой технологии тесно переплетаются интересы государственных органов власти, делового мира, общественности, профессиональных сообществ, возможности коммерческой и некоммерческой деятельности. Иначе говоря, фандрейзинг позволяет плести из конкретных интересов, имеющих конкретное финансовое выражение (кто и за что готов платить деньги) реальную ткань обеспечения культурной жизни. После этих важных предварительных уяснений можно переходить к рассмотрению конкретного технологического содержания тематики данной работы. 1.1. Источники финансирования в сфере культуры Мировой опыт финансирования поддержки и развития сферы культуры знает три основных типа экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования: 1. "Романский" тип (например, в Италии, Испании, во Фран-lhh), когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций и искусства могут осуществлять только правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства, разновидностью и крайним выражением этого типа была советская экономика культуры. Недаром до сих пор "утверждается, что и в условиях рынка российской экономике культуры "ближе французский путь". 2. "Германский" тип, характерный для ФРГ н стран Скандина 3. "Англо-американский" тип — когда государство выступает Точнее было бы говорить не о "национальных" типах, а о разных механизмах финансирования: (1) централизованно, непосредственно через государственные структуры; (2) государственные средства объединяются с привлекаемыми иными средствами и через независимые или местные структуры, т.е. с максимальным использованием местного самоуправления и самоорганизации сферы культуры и искусства; (3) практически исключительно за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием (принцип "длинной руки"). Наиболее эффективная система децентрализованного финансирования культуры создана в США. В основе американской системы лежит принцип изъятия пожертвований некоммерческим организациям из суммы налогооблагаемых доходов. Функции государства при.этом сводятся к роли "вдохновителя" и "помощника". Для этого используется соответствующий механизм - сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает. благотворителем.. В условиях льготного налогообложения фирмы теряют намного меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивной системой налогообложения прибыли и сверхприбыли именно крупным фирмам выгодна благотворительность. Конечно, казна в этом случае недобирает какую-то часть доходов. Но зато объем средств, направленных на социальные нужды, оказывается больше суммы недополученных налогов. Кроме того, правительство освобождается от забот относительно определения целесообразности затрат на культуру, от забот, связанных с распределением средств и техническим контролем их использования. Никакие амбиции властей не в состоянии предусмотреть все факторы и полноценно регулировать развитие культурных процессов. Поэтому вы-
Бюджетные источники Подавляющее большинство учреждений культуры не имек ■ своих собственных источников дохода, либо их уровень: евыс-л.;^.. его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из государственного бю!к:^-та (по уровню принадлежности учреждения: федерального, суб~ та- федерации или местного), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат. До 1989 г. подобной дотацией и ограничивалось бюджетное финансирование. Речо шла о простой раздаче денег подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их категории и типа. С 1989 г. ситуация несколько изменилась в связи с введением программного;, принципа финансирования. Аналогия бюджетной дотации сохраняв-лась в виде минимальных гарантий поддержания материал!?»',_-технической базы и хозяйственного содержания учреждений Kyafr туры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата агатных работников, расходы на тепло, электроэнергию • и другь~ "защищенные" статьи бюджетной сметы, гарантирую:цие минимум средств текущего содержания, поддержку деятельности сети-учреждении, прежде всего -• госсети. Необходимые кацададызые вложения финансируются из государственного бюдж§5%-, по особым сметам. С 1989 г. на всех уровнях бюджетооб^аз^§ания из средств бюджета образуются Фонды развития культуры и искусства, целью Которых является не финансирование сложившейся сети учреждений культуры, а осуществление конкретной деятельности (социальный заказ). Речь идет о федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых из соответствую щих Фондов развития культуры и искусства. (Подробнее о техн< -логии разработки таких программ см. в следующем разде."-.) ГТоо-граммное финансирование фактически является распространением на бюджетные средства механизма договорных отношений. Иначе говоря, с 1989 г. бюджетные средства стали выделяться не только в виде дотации (на "факт бытия"), но и в хозрасчетной "упаковке" (договор, акт сдачи-приемки н т.д.). Деятельность учреждений культуры может финансироваться не только из • бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но и U Ы через межотраслевые и межрегиональные программы (например. "Программа развития народов Российского Севера"), местные комплексные программы, входящие отдельной строкой в соответствующие бюджеты (Программа "Народьг России", "Санкт-Петербург-2003" и т.п.); Следует подчеркнуть, однако, что все эти бюджетные средства используются для финансирования производителя услуг в сфере культуры. Поддерживается, фактически, не потребитель, а выступающий "от его имени" производитель (учреждения культуры). Тем самым, не существует полной гарантии защиты потребителя (а бюджетные средства должны давать налогоплательщику определенные гарантии в сфере культуры) от производителя, который может требовать себе средств на реализацию фактически невостребованной потребителем деятельности - ситуация отнюдь не редкая в сфере культуры, когда деньги идут на оплату "факта бытия" учреждения культуры и "плода больного воображения" его работников. Поэтому вполне обоснованной и не лишенной здравого смысла является практика ряда стран, где часть бюджетных средств идет на "непосредственное финансирование потребителя" в социально-культурной сфере. Речь идет не о потребителе вообще, а о тех его группях и категориях, которые нуждаются в некоторых гарантиях бюдже ными средствами (малоимущие, дети, этнические меньшинства и;.п.). Представителям таких категорий могут быть выданы чеки (ваучеры, талоны, карточки) на определенный минимум услуг в сфере культуры (библиотечных услуг, музейных и т.п.). Эти чеки и т.п. гасятся в соответствующих учреждениях культуры и оплачиваются учреждениям культуры под гарантии бюджета. В этом случае снимается проблема выплаты части компенсационных выплат незащищенным группам населения, а учреждения культуры начинают "охотиться" за такими клиентами, реализуя, тем самым необходимый минимум услуг. Внебюджетные источники О таких., внебюджетных (негосударственных) источниках как спонсирование, патронаж и благотворительность многое уже было сказано выше. Поэтому, в дополнение к сказанному, следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений сферы культуры как международные проекты и программы. В России в настоящее время довольно активны такие международные организации как ЮНЕСКО, ИКОМОС, фонды Королевы Великобритании, Принца Уэльского, Фонд Сороса, Международный научный фонд. Гоанты на финансирование выделяются юридическим и физическим 12' лицам. Информация о сроках подачи заявок, характере и направлениях возможной поддержки публикуются в СМИ. И, наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры является собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. О номенклатуре платных услуг и соответствующем маркетинге культурных услуг подробно говорится в другом пособии ("Маркетинг в сфере культуры"). Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр. Однако, пассивное отношение, например, к сдаче помещений в аренду ("лишь бы сдать кому угодно") имеет печальные последствия. Различные разбирательства, суды с арендаторами доставили многим учреждениям культуры множество неприятностей, несоизмеримых с размерами арендной платы. "Лопнувшие" фирмы, криминализированные структуры, сеансы массового "исцеления" сильно подорвали авторитет учреждений культуры и их руководителей. Более эффективна "активная" аренда, использование потенциала учреждений культуры для PR-деятельности, участие в стимулировании продаж, рекламных акциях и т.п., о чем уже говорилось ранее. Поэтому следует наращивать дополнительную активную коммерческую деятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры — обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры -в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры. Представляется очевидным, что активность в инициировании и стимулировании страховой деятельности — дело органов государственного управления сферой, т.к. часть доходов от страхования также может направляться на нужды культуры. НЕОБХОДИМОСТЬ ФАНДРЕЙЗИНГА Уже из приведенного1 рассмотрения возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе гово- ря чт~ может обеспечиваться на коммерческой основе, а что -исключительно и только на основе бюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством В-третьих, это каким образом могут быть привлечены и аккумулированы ("сшиты") средства из различных источников. Первые два вопроса относятся к проблемам регионального управления сферой культуры и выработки культурной политики. О них говорилось выпи Третий вопрос проблема "сшивания" бюджетных денег со средствами из других источников - применительно к сфере культуры представляет особо выраженный интерес в плане технологии ее решения. Его конкретное технологическое содержание связано с применением фандрензинговой технологии, которая становится все более важной для современного российского менеджмента в сфере культуры. 1.2. Определение приоритетов государственной поддержки развития культуры: зарубежный и отечественный опыт Принципиально важным вопросом для выработки и реализации культурной политики различного уровня является вопрос о при-~,.*итетах — определение направлений работы, нуждающихся в дополнительной поддержке, инициировании. Особое значение этот вопрос имеет по отношению к бюджетному финансированию, тем более - в условиях экономического спада и кризиса. Проблема приоритетов включает в себя несколько вопросов, свя-^пных с установлением того, кто и как их будет определять, т.е. вопросов сугубо процедурно-технологических. Можно выделить две крайние позиции по отношению к проблеме определения приоритетов. С некоторой степенью условности их можно определить как "американский" и "постсоветский". "Американская" модель: отказ от определения приоритетов Об особенностях "американского" пути в управлении сферой культуры выше уже говорилось немало. Что же касается отношения к проблеме приоритетов в поддержке и развитии культуры, то в американском опыте это отношение выражается в... отказе от такой проблемы. Согласно доминирующим взглядам американских теоретиков и практиков менеджмента в сфере культуры и искусства попытки определения приоритетов, прогнозирования культурных процессов - вещь достаточно бессмысленная. Культура, творчество (законодательство и налогообложение), а непосредственная поддержка до 1965 г. осуществлялась исключительно многообразными негосударственными фондами (каковых в США насчитывается свыше 25 000),в которых аккумулируются средства из различных источников. С 1965 г. администрацией президента Л.Джонсона был создан механизм государственных отчислений на культуру и искусство. Были созданы "Национальный фонд искусств", распределяющий гранты для художников н некоммерческих организаций сферы культуры и искусства; "Национальный совет по искусствам", поддерживающий развитие различных видов искусств, этнические искусства и ремесла, музейное дело, художественное образование, СМИ и т.п.; "Национальный гуманитарный фонд", поддерживающий исследования в гуманитарной сфере (история, философия, литературоведение, лингвистика, право, этика, история искусств и т.д.). Кроме того, действуют советы штатов по искусству, а также Гуманитарные советы штатов. Программы по культурному обмену, гастроли, стипендии для продолжения образования за рубежом поддерживаются также государственным информационным агентством ЮСИА. Распределение средств производится советами этих организаций, их экспертными советами, в которые входят авторитетные представители соответствующей профессиональной среды. Поддержка обычно оказывается в соответствии с принципом "мэтчинг гранте" - в пропорции 1:3 ("Дам тебе доллар, если ты найдешь еше три"), но не более 25% общей стоимости проекта. Такой подход имеет ряд существенных резонов. Во-первых, он адекватен специфике сферы культуры. Во-вторых, он соответствует принципам и традициям демократии в выработке и принятии конкретных решений в такой публичной сфере как сфера культуры и искусства. В-третьих, он снимает с чиновников ответственность за характер непосредственного распределения финансовых средств. В-четвертых, деньги получают те, кто за ними обратился, написал заявку, обосновал необходимость именно такой суммы средств и т.д. Последнее соображение особенно интересно. Можно разработать (в том числе с помощью высокой науки) систему приор'итет-
ных направлений работы, спрограммировать эту работу, которая на поверку... окажется невостребованной, оставшись "плодом больного воображения теоретиков-разработчиков". Но если кто-то писал заявку, работа-] над сметой, согласовывал документы и материалы, короче говоря, — "бегал" пс этому поводу, значит эта работа, предусмотренная заявкой, как мин'мум, кому-то нужна, соображение на уровне здравого смыста, не этим-то и известен американский бизнес. Такой подход определяет общемировую тенденцию управления сферой культуры - ааже во Франции (классическом примере "романского", т.е. в изрядной степени централизованно-государственного регулирования культурного развития), еще при администрации социалиста Ф.Миттерана, были приняты решения по постепенной децентрализации этого регулирования с широким заимствованием именно американское опыта. Этот опыт, однако, соответствует ситуации стабильного общества со зрелой рыночной экономикой, традициями развитой демократии. В нестабильном' обществе, каковым является современная Россия, с экономикой, находящейся в кризисном переходном состоянии, "американский" подход полностью и в чистом виде заимствован быть не может. Лишь по мере стабилизации экономики, формирования тканей гражданского (т.е. независимого от государства) общества, формирования инфраструктуры некоммерческих организаций - можно постепенно заимствовать компоненты этой технологии. Кроме того, не в российских традициях социального управления полностью отказываться от опережения приоритетов, главных направлений, акцентов в этом управлении. Ситуация усугубляется истощенностью бюджета — в этой ситуации особенно важно определить приоритетные направления развития культурной жизни, которые нуждаются в государственной поддержке деньгами и организационно. Это напоминает ситуацию с падающим лифтом - главное прекратить падение, зафиксировать лифт в каком-то положении, з.?тем предпринимать в определенной последовательности действия по устранению аварии и обеспечению дальнейшей успешной работы лифта. "Пост-советская" модель: "научно обоснованные" приоритеты Примером успешной реализации "постсоветской" модели стал опыт Ленинградской области. Министерством культуры области в 1991 r.j6fcijj.a. инициирована разработка Комплексной проспективной профафМьг,сохранения и развития сферы культуры Ленинградской области'.. В* основе программы лежало масштабное исследование .16 состояния областной сферы культуры (демографическая ситуация, проблемы молодежи, состояние сети учреждений культуры и т.д.), в котором на договорных условиях приняли участие ведущие социологи, культурологи, экономисты СПб и Москвы. В программе не только описывались итоги исследования, но и определялись главные проблемы поддержки и развития культурной деятельности, конкретные меры по решению этих проблем и экономическое (финансовое) обеспечение, необходимое для осуществления всех этих мер. На этапе разработки конкретного содержания, собственно программы действий, активное участие в работе приняли специалисты самого Министерства, ведущие работники культуры — практики. Полученный весьма объемный программный документ был оформлен в виде брошюры, прошел научную экспертизу и, в конечном счете, полностью оправдал немалые затраты на разработку. Программа стала единственной отраслевой программой, успешно прошедшей сессию областного совета, была утверждена сессией и получила тем самым обеспечение из областного бюджета. Более того, с ее помощью были получены дополнительные ассигнования на развитие сферы культуры области из областного бюджета. Причем каждый раз руководство Министерства аргументировало свою позицию ссылками на материалы исследования, т.е. — научную обоснованность обозначенных в программе приоритетов. В итоге, в 1992-1993 годах Ленинградская область была единственным регионом России, в котором, при законодательной 6%-й норме бюджетного финансирования (нигде больше до сих пор не обеспеченной!!!), объем финансирования сферы культуры достигал 7,2% областного бюджета. В настоящее время многие, если не все российские регионы, имеют или разработали программы поддержки и развития сферы культуры. Однако, большинство из них не имели серьезных практических последствий их реализации, представляя, в лучшем случае, теоретический интерес, и иногда даже не оправдывают затрат и усилий на их разработку. Успех такого пути во многом предопределяется добротностью проведенного исследования, авторитетностью тех специалистов, которых удалось привлечь к его проведению, а круг таких специалистов весьма ограничен. Кроме того, разработка местной программы даже авторитетнейшими специалистами со стороны всегда является "передачей технологии через улицу", когда местные работники культуры должны реализовывать не ими врадложенные решения. В этом случае неизбежно возникает та или иная степень сопротивления, Topog го "ив нет" реализацию программы. Соцроти! муть и со стороны общественности, которых также не спросили. Кроме того, единовременно выработанная система приоритетов лишена пластичности (ситуация может резко измениться в течении уже ближайшего года). Недаром эффективность таких программ обычно не превышает срока-двух лет. О том,, как можно быстро и эффективно разработать полноценный программный документ, говорится в ряде работ, указанных в списке литературы, приведенном в конце этой работы. Здесь же стоит заметить, что абстрактно-аппаратно-кулуарный вариант даже добротной теоретической разработки системы приоритетов развития сферы культуры вряд ли является в наши дни эффективным и оправданным. "Общественно-государственная" модель определения приоритетов Применительно к российским условиям более успешным представляется "смешанный" вариант, объединяющий в себе определение приоритетов с использованием элементов "американского" подхода. Иногда такой путь называют "общественно-государственной системой" управления сферой культуры, поскольку в нем происходит диверсификация (распределение) ответственности в принятии решений между государственными инстанциями и общественностью (профессиональной и гражданской). В наиболее явном и упорядоченном виде этот подход был реализован в СПб. Этот опыт содержит выстроенную систему процедур принятия решений по поддержке и развитию сферы культуры. Прежде всего это ежегодные Общегородские Слушания проблем развития культуры и искусства. В Слушаниях принимают участие руководители учреждений культуры, творческие союзы, общественные организации, действующие в сфере культуры, инициативные группы и т.п. Слушания имеют две цели. Первая - "выслушать всех": в СПб много учреждений культуры, чрезвычайная степень концентрации творческой интеллигенции, инициативных групп, вопр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|