Организационное и техническое обеспечение фанд-рейзинга
Осуществление деятельности по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрейзинг) предполагает ее организационное и техническое обеспечение. ' < рганизационно^ обеспечение складывается из создания ряда уело (ИЙ, неоСходимы.. для успешного фандрейзинга. Пре>:;де всего,,i обходим счет, на котором будут аккумулироваться средства. В сл^'чае разовой фандрейзинговой кампании это может быть счет yv i существующей организации — кампания сбора средств -'.,-, практически любой проект может быть реализована факти- чески какими угодно структурами. В случае систематически осу- ществляе.юго фандрейзинга, или масштабного длительного проек- та, создаются специальные некоммерческие организации — класси-.„сьчм примером таких фирм являются упоминавшиеся фонды. Организационные документы ч. мг, однако, является чисто техническим условием осущест- вления дкддрейзинга. В начале и в течение всей фандрейзинго-вой кампании у потенциальных доноров часто возникает вполне естественное желание ознакомится с уставом организации, осуще- ствляющеи фандреизинги на счет которой будут перечислены средства, и другими организационными документами. Поэтому организаторы^ фандрейзинговой кампании должны быть готовы к такой ситуации^ и запастись необходимым количеством экземпляров собственного устава и других организационных документов, оформленных достаточно прилично для того, чтобы их можно было демонстрировать партнерам и донорам. К организационным документам относятся, прежде всего, уставы, положения, договоры и должностные инструкции. Литература, содержащая практические рекомендации и образ- цы типовых уставов и положений, в настоящее время достаточно обширна и дх ступна широкому читателю - настолько, что вряд ли целесообразно рассматривать подробно эти вопросы в данной работе. Особенно это касается различных договоров. Поэтому представляется целесообразным лишь обратить внимание на основные требования к содержанию устава (положения) и несколько подробнее остановиться на составлении должностных инструкций.
Устав (положение) является важнейшим организационным документом, регламентирующим всю деятельность фирмы. В его содержании должен содержаться четкий и ясный ответ на следующие вопросы (каждому из которых соответствует раздел устава): - общие положения - в которых указывается наименование ор — цели и задачи деятельности фирмы; - направления и основные формы деятельности; — учредители (или членство); 42 ''
- имущество, учет и отчетность; - управление, включая руководящие органы, порядок их обра - контроль (внешний и внутренний) за деятельностью органи-] - финансирование (источники средств, порядок их учета и рас-! - внешнеэкономическая деятельность (в случае ее осуществле — организация труда и заработной платы; - порядок реорганизации и ликвидации организации. Должностные инструкции представляют собой описание требований, которым должен отче:ать работник, исполняющий конкретную должность. Должностная инструкция сслержит следующие разделк. 1. Общие положения, в том числе: - назначение должности; - требования к квалификации (уровень и лид образования) и - специальные требования (з"ание иностранных языков, кон
2. Порядок назначения в должности и порядок освобождения от 3. Обязанности - конкретные должностные задачи, решаемые 4. Права, предоставляемые работнику для выполнения го обя 5. Ответственность (за что, какая и перед кем). ее содержанием должен быть под расписку ознакомлен каждый конкретный работник, заступающий ла эту должность. Должностная инструкция может уточняться и пересматриваться по мере необходимости. В трудовых отношениях должностная инструкция может использоваться различно. Во-первых, как самосто; тельный документ - обычно в условиях бессрочного трудового найма, характерного для бюджетных организаций. Во-вторых, как приложение к трудовому контракту (трудовому соглашению, договору подряда на ис- полнени'. конкреп six должностных функций). В-третьих, делж-ностная инструкция может быть введена в непосредственное содержание трудового Дс-оьора. Многое в конечном успехе дела зависит не только и не столько от учредительных документов, сколько от известности и репута» ции организаторов фандрейзинга. Поскольку зачастую речь идет о сборе средств в поддержку Проектов и программ социально-культурно значимых, постольку для потенциальных доноров важно иметь гарантии того, что проект, предлагаемый их вниманию действительно социально значим, в его реализации принимают известные авторитетные люди и организации. Очень часто знакомство с потенциальным донором начинается с ознакомления его с составом учредителей, правления, комитета поддержки и т.п., включая рекомендательные материалы (письма, curriculum vitae организаторов и т.п). Поэтому еще на стадии учреждения некоммерче-екой организации, организационного комитета и т.п. очень важно привлечь в их состав известных авторитетных лиц с приличной общественной репутацией. Их привлечение важно не только в пассивной форме (простого декларирования их участия), но и в активной стадии фандрейзинга, о которой еще пойдет речь дальше.
Членство Решению этой задачи может служить такая форма патронажа как членство (membership). Схема членства может быть прекрасным инструментом PR. Это означает приобретение постоянной публики для Ваших программ. Но самое главное - это возможность получать источники средств При относительно небольших издержках времени и ресурсов. Поэтому необходимо найти тех, кто может быть Вашими потенциальными членами и определить, какую выгоду они смогут принести, если станут ими. Для того, чтобы получить некоторые ответы на эти вопросы можно прибегнуть к публикации в периодике специального вопросника, программки, каталога и т.п. Можно прибегнуть и к почтовому рассылу по конкретным адресам подборки соответствующих материалов. Ответы помогут Вам в разработке схемы. Необходимо понять, что полезное можно извлечь из всех Ваших схем и структур. Среди выгод, предоставляемых членством, могут быть продажа со скидкой; частная деятельность членов; приглашение на приватные встречи, закрытые просмотры; предоставление членам привилегий; занесение их в Книгу почета; взаимное членство разных арт-организаций; предоставление рекламных проспектов или журналов; специальные встречи, переговоры, мастерские, посещение запасников, репетиций, "путешествие за кулисы"; скидки цен на специализированные книги и журналы; использование помещений членами в клубных целях; привилегированная парковка машин. Если Ваша публика включает высокопоставленных работников, компаний, то Вы сможете предложить им членство второго, более престижного уровня, конечно, по гораздо более высокой)Цене, но и с более исключительными и привлекательными льготами. Такой план корпоративного членства может.стать отличной отправной точкой для начала привлечения пожертвований или запуска кампании по поиску спонсоров, направленной на корпорации, но об этом чуть позже. Оплата членства должна, конечно, покрывать стоимость помощи каждому члену и быть выгодной. Узнайте об оплате подобных организаций и соотнесите с нею Ваши расценки.
Регулярно поддерживайте связь со своими членами и предоставляйте им свои различные программы. Вы можете опубликовать схему членства как в Вашей организации, так и в популярных изданиях других организаций. Вам нужно будет публиковать категории членов, выгоды для них, виды оплаты, формы участия и применения. По форме представляется удобный случай получить дополнительный доход (конечно, без налогообложения). Все формы следует зашифровать, поскольку Вы можете способствовать утечке информации. Вы можете обратиться к представителям деловых кругов с предложением о членстве (оплата за счет компаний) и дать заработать клиентам и служащим. Держите постоянную связь с местной прессой, радио, TV, информируйте обо всех, особенно новых, видах деятельности Вашего коллектива. Широкая гласность может привести к Вашим дверям новых людей. Попросите действительных членов завербовать для Вас новых друзей среди их знакомых и сослуживцев. Не забывайте побуждать людей к возобновлению их специального членства и представлять членство при помощи демонстрации выгод от поддержания и возобновления членства. Из Вашей членской организации Вы можете выбрать добровольцев для продажи билетов и программок, для осуществления фандрейзинга при помощи администрации, гида, помощника в кафе и т.д. Вы можете предоставить своим добровольцам подтверждение об их работе в Вашей организации. Группы"друзей" Б >лее мягким, но не менее эффективным способом привлече-н-о финансовых средств и шире - поддержки в целом - является ос, азова}.ие группы "друзей". Обычно эти группы организуются с помощью нескольких энтузиастов на добровольной основе, их цель — добровольная поддержка и помощь организациям культуры и иг;.;-~ства. Группа "друзей" может обеспечивать решение сле-дуюдих..адач: 1. Факдгейзинг на долговременной основе или.для специальных i роектов 9 ""аботэ передвижных книжных магазинов, баров, кафе, продажа каталогов, программ, мороженого и т.д.. 3. Предоставление гидов (в музеях, галереях). 4. Распространение печатных материалов. 5. Производство и распространение товаров с маркой или на 5. Спонсирование мероприятий, событий, публикаций и т.д. Удач! ым примером такого рода деятельности является опыт арт-центр \ "Борей" в Санкт-Петербурге. Фактически именно "группа друзей" центра обеспечивает успешную работу художественной галереи, книжного магазина и столовой-кафе, создавая тем самым привлекательную клубную атмосферу. Следует позаботиться, чтобы деятельность "Друзей" не мешала, не дублировала уже оплаченные работы служащих Вашей организации. Если в Вашей организации работают члены профсоюза, следует достичь с ним и согласия по всем вопросам, связанным с полем деятельности "Друзей" и имеющим отношение к оплате работ членам профсоюза.
Это дает преимущество группам "Друзей" для получения статуса благотворительной организации, по тем же причинам это может быть применено и к самим арт-организациям. Но как благотворительным организациям группам следует застраховаться от того, чтобы ее торговая деятельность не входила в конфликт с конституцией и законом, относящимся к благотворительной торговле. Ответственным за продвижение групп "Друзей" следует всегда быть тесно связанными с Вашей администрацией, а любая планируемая деятельность должна контролироваться и улучшаться под Вашим управлением. Членам групп "Друзей" могут быть установлены льготы и при-велегии, связанные с деятельностью Вашей организации. Можно также ввести различные категории "Друзей". В США, например, распространена градация на "Друзей", "Хороших друзей", "Лучших из друзей", а для младшего поколения организуется группа "МблоДЫе друзЬя", в которую обЫчИо вХодят дети -гетр'днккев и их товарищи. 2.4. Техническое обеспечение фандрейзинга Техническое обеспечение включает в себя оборуддВяние при1 емного офиса, в котором можно 6ЫЛ9 бы осуществлять необЭШДЙ1 МЫе контакты (см.по этому ЁбИрбсу литературу по public relations), а также необходимую оргтехнику - слишкдМ многое в уепехе дела зависит от оформления и внешнего вида дЭКументов и Информационных материалов, оперативной связи. Поэтому в фан-дреЙЗНнговой кампании (а значит, бобственно, и во всей деятельности Некоммерческой организации) вчень нажно наличие компьютера, приличного принтера, минимум дву:- телефдйнЫх номеров (иНа ВХ6Д1' и "на выход"), факса, и т.д. Особенно следует подчеркнуть роль компьютера, наличие которого — без преувеличения - можно назвать главным техническим условием осуществления фандрейзинга. Только не базе современного персонального компьютера можно обеспеЧИть единое ©ёебпечение следующих важнейших разнородных технологических уелэвИй и задач фандрейзинга: — разработку И редактирование большого количества текстов: — использование новейших информационных технологий и — современную полиграфию; построение различны* орИгинал- — создание и ведение информационных баз данных о реальных — учет и контроль хода сбора средств, архивирование необходимых сведений (особенно - в едином формате и сети с бухгалтерией), анализ результативности и экономичности фандрайзинга -оперативность и эффективность этих операций, с очевИдНоётЫё» возрастают при использовании персонального компьютер!:
2.5. Информационное обеспечение фандрейзинга Информационное обеспечение фандрейзинговой деятельности включает в себя подготовку информационной базы данных (сведений о донорах, с которыми будет вестись работа), необходимых информационных и рекламных материалов, а также-задание системы учета. СВЕДЕНИЯ О ДОНОРАХ Сведения о донорах (информационная база данных) должна содержать необходимую информацию о всех потенциальных донорах и жертвователях, отобранных для работы по упоминавшимся основным четырем группам (государственные организации, коммерческие организации, некоммерческие организации и частные лица). По каждой из четырех групп (категорий) необходимо составить перечни адресатов. А по каждому потенциальному донору иметь, как минимум, следующие сведения: —полное и сокращенное название организации; - ее адрес; —телефон, если имеются - факс, E-mail;
—фамилии, имена, отчества, социальный статус (должности, —их личные пристрастия в сфере культуры, хобби и т.д.; —сфера (виды) деятельности фирмы, ее потребители, клиенты,
—зкономическое состояние фирмы; —географическая зона деятельности фирмы; —какие сферы и виды деятельности являются для этого донора — информация о формах и объемах традиционно оказываемой "Глубина" информационной базы данных может быть и большей, что зависит от целей, опыта, имеющихся контактов и т.п. Обычно база данных по каждой категории составляется по территориальному (географическому) признаку. Он является наиболее естественным в плане социальной среды фирмы-донора, в которой формируется ее репутация, имидж, общественное мнение. Хотя все чаще географический фактор оказывается не столь существенным. Источники сведений о потенциальных донорах могут быть самые различные: - всевозможные справочники (телефонные спррзочники, изда - списки клубов, ассоциаций, союзов (клубы меценатов, - информация в СМИ о деловой жизни (какие банк,* и - круг общения учредителей организации-фандрейзера или чле - информация, которой располагают конкуренты - другие ор Информационные и рекламные материалы К информационным и рекламным материалам фандрейзинга относятся все те документы и материалы, которые могут использоваться в работе с потенциальными донорами по привлечению их средств: - уставные документы организации (устав, положение,1, веду - краткое описание организации (ее предыстория, история соз - подборка откликов, оценок в прессе и других СМИ, выра - визитные карточки фандрейзеров и добровольцев; - документы и материалы, характеризующие конкретные про Некоторые арт-организации выпускают маленькие брошюры, разъясняющие их цели, деятельность, аудиторию, достигнутые успехи и т.д. Многим спонсорам эти брошюры могут быть интересны для получения информации об арт-группе, о которой они раньше не слышали. Особое значение имеет количество и качество печатного материала, так как ни один спонсор не захочет связать свое имя с бедной рекламой. Таким образом, рекламная брошюра должна отражать статус арт-группы и качество рекламного материала. Хороший дизайн является важным элементом,...часто более важным, чем цветные репродукции, которые-могут создать впечатление, что Вы слишком вызывающи или расточительны. "Главная цель брошюры - представить широкий • спектр информации о Вашей организации в привлекательной, сжатой и удобной для чтения форме. Такие брошюры будут читаться не только потенциальными спонсорами, но и членами различных фондов, местными должностными лицами, другими арт-организациями, благотворительными фондами и общественностью. По этой причине, а также по причине конкуренции текст может быстро устаревать. Нецелесообразно в брошюре давать перечень потребностей, хотя некоторые указания на Ваше желание принять коммерческую поддержку и информация о бизнесменах, которые уже оказывали Вам поддержку, могут быть полезными. Существуют различные мнения насчет того, в каком объеме следует давать информацию, хотя большинство согласно с тем, что краткий текст, привлекательные фотографии или рисунки являются необходимыми составляющими. Речь может идти примерно о следующей информации: что из себя представляет ваша организация, ее статус; состав правления и персоналии лиц принимающих решения (административное и художественное руководство); как давно вы существуете; чем занимаетесь; каковы цели и.ерспективы; где и когда работаете; какова ваша аудитория социально-экономические категории, количество, сфера охвата и г.д); что представляет из себя Ваша реклама и где она распространяется; на какие средства существуете (включая любые спецсистемы корпоративного членства и т;д.); каковы Ваши успехи (оценка); что делает Вашу организацию отличной от других. Фотографии могут давать представление о вашем месторасположении (внутри и снаружи); диапазоне предыдущих шоу (выставок); вашей аудитории; образцах ваших рекламных материалов; широко известных людях, связанных с Вашей работой; примерах успешного спонсорства. Многие коллективы отказываются от идеи тратить деньги на брошюры, которые, по их мнению, являются делом второстепенным, однако несмотря на то, что выпуск подобных брошюр потребует определенных расходов, — к этому тоже можно подключить спонсоров. Бизнесмены видят для себя ценность в помощи арт-организациям, так как это дает им возможность подать себя наиболее эффективно, и хорошо составленный документ, посланный тем, кто формирует общественное мнение - авторитетные люди, истеблишмент учебных заведений, бизнесмены — дает хорошую рекламу для спонсоров. Система учета Система учета должна содержать сведения о ходе и» итогах (промежуточных и окончательных) фандрейзинговой кампании: —, перечень (картотека) доноров-вкладчиков — фактически, основная" база данных; - постоянная переписка - копии всех предложений, писем, от - данные оперативного анализа - копии текущих сведений о - сведения о фандрейзинговых действиях — обычно в таблич - сведения о полученных средствах - номера счетов, квитан Каждый из указанных блоков данных учета может представлять содержание отдельного директория (файла) в единой компьютерной базе данных фандрейзинга конкретной кампании или организации в целом. 3- Планирование фандрейзинговой кампании Планированию проведения кампании фандрейзинга должна предшествовать разработка собственно содержательной программы или проекта, под которые будут привлекаться средства. Ключ к успешному фандрейзингу — достаточное время на полноценную подготовку. Большинство компаний готовят свои спонсорские бюджеты более года. Это значит, что компания с календарным финансовым годом (январь-декабрь) может разместить деньги в любой момент с июля по сентябрь предыдущего года. Некоторые компании имеют маленькие специальные бюджеты для траты на проекты по мере поступления. Даже ъ этом случае Вы должны иметь от 3 до 6 месяцев для принятия решения. Свою программу действий организаторы фандрейзинга должны иметь на руках за 4-6 месяцев до начала фандрейзинговой кампании. Это необходимо для тщательной подготовки кампании. Речь Wet о подготовке всех необходимых информационных материалов (обращений, предложений, описаний проекта и т.д.), а также для оценки перспективности фандрейзинга, определения круга возможных доноров, баланса расходов и возможных поступлений. Но начинать, все-таки, следует с себя. 3.1. Самоанализ и оценка До того, как Вы начнете собирать средства, необходимо произвести необходимый анализ и выяснить, что будет- жизненно важным для будущего успеха в фандрейзинге. Надо попытаться ответить на несколько простых, но неочевидных вопросов: 1. Каковы наши цели (чего мы хотим добиться?) Может пока 2. Стоит ли Вам иметь статус некоммерческой организации? уже говорилось, имеет несколько значительных финансовых преимуществ. Благодаря ему организация может получить налоговые льготы (скидки с государственных и местных налогов). Более вероятно, что именно такая организация получит деньги от держателей грантов и доноров из сферы бизнеса, чем организация, не имеющая подобного статуса. Статус организации определяется ери регистрации ее устгча (положения). Однако, благотворительный статус может иметь ь конкретная отдельная программа (Игры Доброй воли, подготовка праздника "Виват, Петербург!" и т.п.). Соответствующее решение должно быть принято местными или федеральными органами власти. 3. Чего вы уже достигли на данный момент? Этот вопрос может —показатели, касающиеся публики (включая процент посещае —количество представлений (выставок); —гранты различных фондов и региональных органов власти; —результаты предыдущих кампаний по сбору средств и при —освещение Вашей деятельности в средствах массовой инфор —количество проданных произведений. Указанные или другие характеристики должны быть проверены с точки зрения правильности подсчета и сохранены как инструмент для последующих сборов средств. Разумеется, эти сведения должны постоянно обновляться. 4. Чего Вы не достигли из того, что могло бы быть достигнуто 5. Как Вы думаете, чего Вы смогли бы достичь при большем для тех предпринимателей, которые привыкли думать о своей организации как о чем-то особенном. Возможно для небольшой, спон-таш о возникшей группы покажется невозможным составить что-то сколько-нибудь вразумительное: полученные цифры могут показаться смехотворно малыми, у нее может не быть долгосрочного соглашения с крупными спонсорами, которые, возможно, будут определять ее гранты ежегодно, и перспективы выживания на бли-г.айшие 3-5 лет могут выглядеть сомнительными. Но если Вы не попробуете составить финансовый план на будущее, то Ваши шансы на рост и даже на продолжение деятельности будут ничтожными. Наряду с тем, что бюджет поможет Вам упорядочить Ваши дела, покажет другим Ваше ответственное отношение к организации и работающим в ней людям, - он придаст Вам доверия в глазах субсидирующих органов, потенциальных спонсоров и доноров. Не забудьте включить в него затраты на накладные расходы,- амортизацию ремонт и содержание зданий и оборудования, страхование, администрацию, инфляцию и чрезвычайный фонд на покрытие непредвиденных расходов ил.ч недополученной прибыли. Эти статьи затрат часто поначалу не учитываются, но могут существенно изменить стоимость любого проекта. При помощи финансового плана Вы можете выявить Ваши конкретные финансовые цели. Первой станет ~'с минимальная сумма, которая потребуется для содержания Вашей организации в ее нынешнем состоянии или с меньшим количеством персонала и сокращенной деятельностью. Даже если Вас не устраивает ни одна из этих ситуаций, всегда полезно знать минимальную сумму средств, необходимую для финансирования организации на минимальном уровне в критической ситуации. Сьерх этой минимальной цели должно быть несколько других, получаемых путем прибавления стоимости каждого потенциального проекта в порядке их важности до тех пор, пока Вы не достигнете оптимальной цели, соотнося стоимость всего, чего Вы желаете достичь, с определенным периодом Вашего финансового плана. Возможно, что для составления финансового плана Вам потребуется помощь специалиста. Если в штате вашей организации нет достаточно квалифицированного бухгалтера или экономиста, то следует рассмотреть следующие вариант: - приглашение квалифицированного специалиста в качестве - оказание помощи на общественных началах со стороны со Института культурных программ, общественные организации и ассоциации, творческие союяы. 6. Насколько вы привлекательны для доноров? Государствен:.с му Эрмитажу, Мариинскому театру, Русскому музею и другим i*-.. ким же известным организациям получить деньги намного проще,.1! чем небольшим и не столь престижным организациям. Однако, у* любой организации есть потенциальная возможность найти поддержку со стороны тех, кто верит в ее дело. Вам необходимо осознать, как Вы выглядите в глазах других и кто является Вашим потенциальным сторонником. Когда Вы тщательно изучите все эти вопросы, то сможете выбрать и приступить к осуществлению той стратегии по сбору средств, которая будет наилучшим образом породить к характеру и целям Вашей организации. 3.2. Определение круга доноров В принципе, этот круг совпадает с рассмотренными ранее источниками финансирования учреждений культуры. Отличие заключается лишь в том, что при планировании фандрейзинга эти источники должны быть представлены в виде перечня юридических и физических лиц — адресатов запросов на поддержку. Поэтому, в самом общем виде, можно говорить о четырех основных группах доноров и жертвователей средств: - государственные и межгосударственные организации и ин — коммерческая сфера, включая банковскую, промышленную, - некоммерческая сфера, прежде всего - благотворительные — частные лица. Определяясь по каждой из основных групп применительно к конкретной фандрейзинговой кампании, не следует гнаться si ко личеством, распыляя силы и средства. Лучше сконцентрироЕ <ться на главных, потенциально наиболее терспективных донорах. I ногда отдачи только от одного донора оказывается вполне достаточно для того, чтобы оправдать все усилия по привлечению средств. Для начала важно сориентироваться относительно возможной государственной поддержки (как федеральной, так и особенно - местной). Во-первых, цели и содержание вашей деятельности могут соответствовать приоритетам такой поддержки и, т$ким обраяом, вы мс-жете претендовать на участие в конкретной программе, нмеюшН бюджетное финансирование. Во-вторых, заручившись поддержк» и fP| государственных органов, вам будет легче продвигать свой проект среди других групп потенциальных дон'оров. Кроме того, не стоит привлекать к участию в поддержке одного и того же проекта конкурирующие организации (например, "Кока-колу" и "Пепси-колу") — ничего хорошего из этого не получится. Лучше привлекать разнородные организации и фирмы, принадлежащие к одним и тем же финансовым группам, или дополняющие друг друга. В последнем случае, их участие в поддержке одного н того же проекта может стать поводом установления контакта, развития партнерства и т.д. Существует три основных типа компаний. Во-первых, национальные или совместные предприятия с главным офисом, который находится не в Вашей местности, но с местным представительством. Во-вторых, национальные компании с главным офисом в Вашей местности. В третьих, компания с единственным местным представительством. Первые стремятся развивать свою PR-деятельность. Результат маркетинга и PR-программ может включать спонсирование культуры. Такая компания с филиалом или местным представительством может рассматривать развитие местных спонсорских проектов. Решение относительно местной спонсорской программы принимается причастным к этому менеджером с помощью советов и специалистов местных представительств. В некоторых случаях компании могут задействовать одного из ведущих менеджеров, а в другом случае решение относительно местных благотворительных пожертвований принимается местным менеджером. Однако сколько-нибудь значительная поддержка в этом случае маловероятна. Вторые, т.е. национальные компании с местным представительством, обычно интересуются рекламными возможностями спонсорства. Третьи, т.е. компании с единственным представительством, обычно малы и не имеют даже самостоятельного рекламного отдела. Решения о поддержке местных деятелей искусства принимаются поэтому шефом, в зависимости от его интересов. Они делают это как вклад в благосостояние и развитие'.собственного персонала и связей с местной общественностью. Однако большинство таких компаний идут на сотрудничество ради некоторой- местной рекламы.
В связи с изложенным, становится ясной необходимость исследования и отбора потенциальных доноров. Собранная информация должна отвечать на следующие вопросы: 1. Каков уровень маркетинга и PR-активности? Главное для ню 2. Кто входит в их клиентуру? Потенциальные покупатели?! 3. Не совпадает ли их целевая аудитория с Вашей со
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|