Доходы и расходы местных бюджетов
Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на: - бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); - бюджеты базового уровня: районные и городские (городов районного подчинения); бюджеты областного уровня. Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц. Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя, иных социальных нормативов. Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, неналоговых доходов, других обязательных платежей и поступлений в соответствии с законодательством. К собственным источникам доходов местного бюджета относятся: - источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня; - дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядков исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.
Регулирующие доходы ежегодно определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фондов финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства. В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством. Так, например, в 2011 году согласно Закону Республики Беларусь от 15.10.2010 №176-З «О республиканском бюджете на 2011 год» в доходы местных бюджетов (консолидированных бюджетов областей) включаются: . налог на прибыль организаций с долей собственности Республики Беларусь в уставных фондах 50 процентов и более, получаемого на территории соответствующей области, в размере 50% (15% по г.Минску); . налог на добавленную стоимость - в размере 30% (в доход республиканского бюджета - в размере 70%); . Дотации в сумме 9 987 997 945 тыс. рублей; . Субвенции на финансирование расходов по: 4.1. преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 981 124 288 тыс. рублей, на реализацию мероприятий, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года <H#0#1#1#111703#0#> «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», а также на целевые мероприятия по восстановлению и развитию регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и проведение защитных мер в агропромышленном комплексе; . индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам «Жилье») в сумме 191 500 000 тыс. рублей; . развитию сельскохозяйственного производства, созданию дополнительной и развитию действующей инфраструктуры производственных объектов агропромышленного комплекса в сумме 719 414 700 тыс. рублей.
. Субвенции за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития на проектно-изыскательские работы, реконструкцию и ремонт существующих участков местных автомобильных дорог, включаемых в состав объекта «Обход территории Национального парка «Беловежская пуща» на участке Волкоставец-Свислочь», в сумме 126 000 000 тыс. рублей; . Бюджетные кредиты, предоставляемые областным бюджетам и бюджету г. Минска по решению Совета Министров Республики Беларусь на реализацию инвестиционных проектов и программ, Министерства финансов Республики Беларусь на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областных бюджетов и бюджета г. Минска, законодательством для бюджетных организаций. . Средства государственных целевых бюджетных фондов: инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнительными комитетами, и местных фондов охраны природы. . Налоги (кроме НДС), сборы (пошлины), уплачиваемые созданными с 1 января 2007 года в малых городах и сельских населённых пунктах организациями (кроме торгово-посреднических), со средней численностью работников не более 100 человек (полностью зачисляются в местные бюджеты базового уровня по месту постановки этих организаций на учет в налоговых органах). [5] Следует отметить, что до недавнего времени у органов местной власти было больше инструментов формирования доходной части местных бюджетов. Так, например, в 2008 году областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня имели право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы: 1. Налог с продаж товаров в розничной торговле, объектом налогообложения которым являлись операции по реализации в розничной торговой сети товаров; 2. Налог на услуги, объектом налогообложения которым являлись операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг (услуги рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц кемпингов, мотелей; ресторанов, баров, кафе; дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических салонов, оказывающих косметологические услуги; с недвижимым имуществом; сотовой радиотелефонной и радиопейджинговой связи; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; туристических услуг).
. Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)): объектом налогообложения являлось осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. . Сборы с пользователей объектами налогообложения являлись: парковка (стоянка) в специально оборудованных местах; осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; использование местной символики; проведение аукционов, кроме проводимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществление охоты и рыболовства; строительство объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц. . Сбор с заготовителей: объектом налогообложения является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации. . Курортный сбор: объектом налогообложения является нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц. . Сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска. . Налог на приобретение бензина и дизельного топлива. Однако, в связи с целенаправленной политикой государства в области упрощения налоговой системы и снижения налоговой нагрузки на экономику, данные налоги и сборы, кроме сбора с заготовителей, курортного сбора и сбора с владельцев собак, были упразднены [ 2], а с введением Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь перечень надогов в Республике Беларусь является закрытым, и поэтому местные органы власти не вправе вводить какие-либо дополнительные налоги и сборы, кроме установленных Особенной частью налогового кодекса Республики Беларусь. Таким образом, снизилась возможность влияния местных бюджетов на деловую активность в регионе путём введения или отмены различных обязательных платежей, а также установления более мягких или, напротив, более высоких ставок налогов.
Также, кроме налогов и трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней, доходы местных бюджетов могут формироваться за счёт других доходов, к которым относятся: - плата за размещение наружной рекламы; - средства, полученные от реализации бесхозяйного имущества и кладов; арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются местные исполнительные и распорядительные органы; прибыль предприятий с долей коммунальной собственности в уставных фондах; иные поступления в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Значительное влияние на социальное и экономическое развитие региона оказывают расходы местных бюджетов. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Так, согласно Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год», областные и Минский городской Советы депутатов обеспечивают направление средств из соответствующих местных бюджетов на: предоставление гражданам Республики Беларусь (далее - граждане) одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; оказание финансовой поддержки государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по банковским кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений без предоставления льгот по этим кредитам; строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях непригодных для проживания жилых домов;
государственную поддержку юридических лиц, оказывающих помощь гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства; содержание ведомственных дошкольных учреждений - в пределах норматива денежных средств на содержание одного ребенка в государственных учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, установленного государственными социальными стандартами по обслуживанию населения; оплату труда адвоката в случаях, когда адвокат участвовал в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению в соответствии с законодательством; реализацию мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Областные Советы депутатов направляют из соответствующих местных бюджетов средства организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, на финансирование строительства (реконструкции) и (или) приобретение жилых помещений для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельской местности. Минский городской Совет депутатов направляет из бюджета г. Минска средства на: расходы по индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам «Жилье»); строительство объектов Минского метрополитена. . Областные, районные и городские (городов областного подчинения) Советы депутатов предусматривают направление средств местных бюджетов в 2011 году на реализацию мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства. Областные, Минский городской, районные и городские (городов областного подчинения) Советы депутатов образуют государственные целевые бюджетные местные фонды охраны природы. Доходы, направления и размеры использования указанных фондов охраны природы определяются областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) Советами депутатов.[5] Как видим, расходы местных бюджетов серьёзно затрагивают вопросы проведения государством политики в следующих сферах: жилищной; демографической; аграрной; образовательной; здравоохранительной; инновационной; экологической. Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение (субсидии, субвенции и т.п.). Расходы на финансирование отраслей хозяйства определяются с учетом первоочередного направления собственных ресурсов, а также кредитов банка. В расходах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. В местных бюджетах предусматриваются суммы, необходимые для возврата заемных средств (ссуд) и выплаты процентов по ним. В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды. Также из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: - содержание органов местного самоуправления; - формирование территориальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, средства массовой информации, находящихся в собственности или ведении органов местного самоуправления; организация, содержание и развитие ЖКХ, дорожное строительство и содержание дорог местного значения; содержание органов охраны общественного порядка; благоустройство и озеленение территорий; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды в данном регионе; целевое дотирование населения; другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|