Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доходы и расходы местных бюджетов




 

Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:

- бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

-   бюджеты базового уровня: районные и городские (городов районного подчинения);

    бюджеты областного уровня.

Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения на одного жителя, иных социальных нормативов.

Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, неналоговых доходов, других обязательных платежей и поступлений в соответствии с законодательством.

К собственным источникам доходов местного бюджета относятся:

- источники доходов, закрепленные законодательством за бюджетом каждого уровня;

-   дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядков исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.

Регулирующие доходы ежегодно определяются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фондов финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.

В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.

Так, например, в 2011 году согласно Закону Республики Беларусь от 15.10.2010 №176-З «О республиканском бюджете на 2011 год» в доходы местных бюджетов (консолидированных бюджетов областей) включаются:

. налог на прибыль организаций с долей собственности Республики Беларусь в уставных фондах 50 процентов и более, получаемого на территории соответствующей области, в размере 50% (15% по г.Минску);

. налог на добавленную стоимость - в размере 30% (в доход республиканского бюджета - в размере 70%);

. Дотации в сумме 9 987 997 945 тыс. рублей;

. Субвенции на финансирование расходов по:

4.1. преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в сумме 981 124 288 тыс. рублей, на реализацию мероприятий, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года <H#0#1#1#111703#0#> «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», а также на целевые мероприятия по восстановлению и развитию регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и проведение защитных мер в агропромышленном комплексе;

. индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам «Жилье») в сумме 191 500 000 тыс. рублей;

. развитию сельскохозяйственного производства, созданию дополнительной и развитию действующей инфраструктуры производственных объектов агропромышленного комплекса в сумме 719 414 700 тыс. рублей.

. Субвенции за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития на проектно-изыскательские работы, реконструкцию и ремонт существующих участков местных автомобильных дорог, включаемых в состав объекта «Обход территории Национального парка «Беловежская пуща» на участке Волкоставец-Свислочь», в сумме 126 000 000 тыс. рублей;

. Бюджетные кредиты, предоставляемые областным бюджетам и бюджету г. Минска по решению Совета Министров Республики Беларусь на реализацию инвестиционных проектов и программ, Министерства финансов Республики Беларусь на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областных бюджетов и бюджета г. Минска, законодательством для бюджетных организаций.

. Средства государственных целевых бюджетных фондов: инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнительными комитетами, и местных фондов охраны природы.

. Налоги (кроме НДС), сборы (пошлины), уплачиваемые созданными с 1 января 2007 года в малых городах и сельских населённых пунктах организациями (кроме торгово-посреднических), со средней численностью работников не более 100 человек (полностью зачисляются в местные бюджеты базового уровня по месту постановки этих организаций на учет в налоговых органах). [5]

Следует отметить, что до недавнего времени у органов местной власти было больше инструментов формирования доходной части местных бюджетов. Так, например, в 2008 году областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня имели право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:

1. Налог с продаж товаров в розничной торговле, объектом налогообложения которым являлись операции по реализации в розничной торговой сети товаров;

2. Налог на услуги, объектом налогообложения которым являлись операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг (услуги рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц кемпингов, мотелей; ресторанов, баров, кафе; дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических салонов, оказывающих косметологические услуги; с недвижимым имуществом; сотовой радиотелефонной и радиопейджинговой связи; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; туристических услуг).

.   Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)): объектом налогообложения являлось осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

.   Сборы с пользователей объектами налогообложения являлись:
 парковка (стоянка) в специально оборудованных местах; осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; использование местной символики; проведение аукционов, кроме проводимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществление охоты и рыболовства; строительство объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

.   Сбор с заготовителей: объектом налогообложения является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации.

.   Курортный сбор: объектом налогообложения является нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

.   Сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.

.   Налог на приобретение бензина и дизельного топлива.

Однако, в связи с целенаправленной политикой государства в области упрощения налоговой системы и снижения налоговой нагрузки на экономику, данные налоги и сборы, кроме сбора с заготовителей, курортного сбора и сбора с владельцев собак, были упразднены [ 2], а с введением Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь перечень надогов в Республике Беларусь является закрытым, и поэтому местные органы власти не вправе вводить какие-либо дополнительные налоги и сборы, кроме установленных Особенной частью налогового кодекса Республики Беларусь. Таким образом, снизилась возможность влияния местных бюджетов на деловую активность в регионе путём введения или отмены различных обязательных платежей, а также установления более мягких или, напротив, более высоких ставок налогов.

Также, кроме налогов и трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней, доходы местных бюджетов могут формироваться за счёт других доходов, к которым относятся:

- плата за размещение наружной рекламы;

-   средства, полученные от реализации бесхозяйного имущества и кладов;

    арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются местные исполнительные и распорядительные органы;

    прибыль предприятий с долей коммунальной собственности в уставных фондах;

    иные поступления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Значительное влияние на социальное и экономическое развитие региона оказывают расходы местных бюджетов. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Так, согласно Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год», областные и Минский городской Советы депутатов обеспечивают направление средств из соответствующих местных бюджетов на:

предоставление гражданам Республики Беларусь (далее - граждане) одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;

оказание финансовой поддержки государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по банковским кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений без предоставления льгот по этим кредитам;

строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях непригодных для проживания жилых домов;

государственную поддержку юридических лиц, оказывающих помощь гражданам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства;

содержание ведомственных дошкольных учреждений - в пределах норматива денежных средств на содержание одного ребенка в государственных учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, установленного государственными социальными стандартами по обслуживанию населения;

оплату труда адвоката в случаях, когда адвокат участвовал в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению в соответствии с законодательством;

реализацию мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Областные Советы депутатов направляют из соответствующих местных бюджетов средства организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, на финансирование строительства (реконструкции) и (или) приобретение жилых помещений для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельской местности.

Минский городской Совет депутатов направляет из бюджета г. Минска средства на:

расходы по индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам «Жилье»);

строительство объектов Минского метрополитена.

. Областные, районные и городские (городов областного подчинения) Советы депутатов предусматривают направление средств местных бюджетов в 2011 году на реализацию мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства.

Областные, Минский городской, районные и городские (городов областного подчинения) Советы депутатов образуют государственные целевые бюджетные местные фонды охраны природы. Доходы, направления и размеры использования указанных фондов охраны природы определяются областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) Советами депутатов.[5]

Как видим, расходы местных бюджетов серьёзно затрагивают вопросы проведения государством политики в следующих сферах:

жилищной;

демографической;

аграрной;

образовательной;

здравоохранительной;

инновационной;

экологической.

Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение (субсидии, субвенции и т.п.).

Расходы на финансирование отраслей хозяйства определяются с учетом первоочередного направления собственных ресурсов, а также кредитов банка.

В расходах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия.

В местных бюджетах предусматриваются суммы, необходимые для возврата заемных средств (ссуд) и выплаты процентов по ним. В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды.

Также из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

- содержание органов местного самоуправления;

-   формирование территориальной собственности и управление ею;

    организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, средства массовой информации, находящихся в собственности или ведении органов местного самоуправления;

    организация, содержание и развитие ЖКХ, дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

    содержание органов охраны общественного порядка;

    благоустройство и озеленение территорий;

    обеспечение противопожарной безопасности;

    охрана окружающей природной среды в данном регионе;

    целевое дотирование населения;

    другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...