Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ тенденций формирования и исполнения местных бюджетов на примере бюджета города Бобруйска в 2009-2011гг




Чтобы рассмотреть влияние местного бюджета на экономическую и социальную сферу региона на конкретном примере воспользуемся местным бюджетом города Бобруйска на 2009-2011 годы.

Доходы данного бюджета приведены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

Доходы бюджета г.Бобруйска в 2009-2011 годах (прогнозные)

№ п/п Статья доходов

2009

2010

2011

    тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 140621845 58,6% 184507731 55,0% 199811302 47,9%
1.1. Налоги на доходы и прибыль 49359838 20,6% 75413866 22,5% 80009889 19,2%
1.1.1 Подоходный налог с физических лиц 41124760 17,1% 50018877 14,9% 55208750 13,2%
1.1.2 Налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями 8235078 3,4% 20776570 6,2% 24801139 5,9%
1.1.3 Сбор на развитие территорий   0,0% 4618419 1,4%   0,0%
1.2 Налоги на собственность 20544556 8,6% 40319654 12,0% 43710203 10,5%
1.2.1 Налог на недвижимость на незавершенное строительство 200314 0,1% 242000 0,1% 231383 0,1%
1.2.2 Земельный налог 10093540 4,2% 23351889 7,0% 22632483 5,4%
1.2.3 Налог на недвижимость 10250702 4,3% 16725765 5,0% 20846337 5,0%

 

№ № п/п Статья доходов

2009 год

2010 год

2011 год

    тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
1.3 Налоги на товары (работы, услуги) 67732203 28,2% 64301337 19,2% 71914296 17,2%
1.3.1 Налог на добавленную стоимость 26523640 11,0% 30139705 9,0% 38629153 9,3%
1.3.2 Налоги с продаж 10308205 4,3%   0,0%   0,0%
1.3.3 Другие налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг) 21638780 9,0% 25410630 7,6% 28245939 6,8%
1.3.4 Налоги на отдельные товары (Акциз) 4430720 1,8%   0,0%   0,0%
1.3.5 Налоги и сборы на отдельные виды деятельности 2457500 1,0% 2877201 0,9% 1618712 0,4%
1.3.6 Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности 2373358 1,0% 5873801 1,8% 3420492 0,8%
1.4 Налог за владение собаками 68500 0,0% 66000 0,0% 74172 0,0%
1.5 Специальные сборы, пошлины 4858 0,0% 5900 0,0% 6517 0,0%
1.6 Экологический налог 2300000 1,0% 5801901 1,7% 3339803 0,8%
1.7 Другие надоги, сборы (пошлины) и другие надоговые доходы 2985248 1,2% 4472874 1,3% 4176914 1,0%
2 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 19394507 8,1% 19954479 5,9% 19548434 4,7%
2.1 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 612800 0,3% 1247479 0,4% 1298436 0,3%
2.1.1 Доходы от размещения денежных средств бюджетов 612800 0,3% 413000 0,1% 468489 0,1%
2.1.2 Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале   0,0% 834479 0,2% 829947 0,2%
2.2 Доходы от приносящей доходы деятельности 11611933 4,8% 12653251 3,8% 11628519 2,8%

 

№ № п/п Статья доходов

2009 год

2010 год

2011 год

    тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
2.2.1 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности 3442848 1,4% 3737641 1,1% 3553237 0,9%
2.2.1а Доходы от сдачи в аренду земельных участков и продажи прав аренды 3029851 1,3% 3175000 0,9% 2966303 0,7%
2.2.1б Доходы от сдачи в аренду иного имущества 412997 0,2% 562641 0,2% 586934 0,1%
2.2.2 Административные платежи 280 0,0% 1940 0,0% 5000 0,0%
2.2.3 Компенсации расходов государства 4299970 1,8% 4797603 1,4% 4466852 1,1%
2.2.4 Доходы от реализации государственного имущес-тва (кроме приватизации) 3868835 1,6% 4116067 1,2% 3603430 0,9%
2.3 Штрафы, удержания 6223367 2,6% 4787415 1,4% 5011267 1,2%
2.4 Прочие неналоговые доходы 946407 0,4% 1266334 0,4% 1610212 0,4%
3 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 80067885 33,3% 131081731 39,1% 198177004 47,5%
3.1 Дотации 74435125 31,0% 111993050 33,4% 194097004 46,5%
3.2 Субвенции 2339133 1,0% 4170000 1,2% 4080000 1,0%
3.3 Иные межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету 1373626 0,6% 14918681 4,4%   0,0%
3.4 Капитальные безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь 1920000 0,8%   0,0%   0,0%
4 ВСЕГО ДОХОДОВ 240084237 100% 335543941 100% 417536740 100%

Источник: [6,7,8]

 

Анализ показывает, что в последние годы наметилась тенденция увеличения объёмов бюджета г.Бобруйска. Темп роста доходной части бюджета составил в 2010 году по сравнению с 2009 39,8%, а в 2011 году к 2010 году составил 24,4%, что превышает темпы роста общего уровня цен или темпы роста ВВП Республики Беларусь. Это может свидетельствовать о повышении роли местных бюджетов в перераспределении валового внутреннего продукта и в целом в финансировании экономической и социальной политики государства.

Второй тенденцией формирования доходов бюджета г.Бобруйска является снижение доли собственных источников (как налоговых, так и неналоговых) с одновременным ростом безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней. Так, доля налоговых доходов снизилась с 58,6% в 2009 году до 47,9% в 2011 году. А доля трансфертов из бюджетов более высокого уровня возросла за аналогичный период с 31% до 46,5%.

Расходы бюджета г.Бобруйска представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2

Расходы бюджета г.Бобруйска в 2009-2011 годах (планируемые)

№ п/п Статья доходов

2009

2010

2011

    тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
1 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 15674582 6,0 12578954 3,8 13541445 3,4
1.1. Государственные органы общего назначения 6722247 2,6 8855817 2,7 10965195 2,8
1.2. Обслуживание государственного долга Республики Беларусь 1871430 0,7 2271110 0,7 480423 0,1
1.3. Резервные фонды   0,0   0,0 1066280 0,3
1.3.1 Фонд финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами   0,0   0,0 426512 0,1
1.3.2 Резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов   0,0   0,0 639768 0,2
1.4 Другая общегосударственная деятельность 2579345 1,0 1452027 0,4 1029547 0,3
1.4.1 Бюджетные кредиты, ссуды, займы -318040 -0,1 245000 0,1 -150 000,0 0,0
1.4.2 Иные общегосударственные вопросы 2897385 1,1 1207027 0,4 1179547 0,3

 

№ п/п Статья доходов

2009

2010

2011

    тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
1.5 Трансферты бюджетам других уровней 4501560 1,7   0,0   0,0
2 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 52718 0,0 10000 0,0   0,0
3 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций   0,0 80892 0,0   0,0
4 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 6767672 2,6 8376012 2,5 10304790 2,6
4.1 Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность 241009 0,1 311450 0,1 376363 0,1
4.2 Промышленность, строительство и архитектура 425588 0,2 31053 0,0 500000 0,1
4.3 Транспорт 4421008 1,7 5246505 1,6 6756920 1,7
4.3.1 Автомобильный транспорт 1423743 0,5 2018497 0,6 2403112 0,6
4.3.2 Городской электрический транспорт 2997265 1,2 3228008 1,0 4353808 1,1
4.4 Топливо и энергетика 1579211 0,6 2632361 0,8 2641710 0,7
4.5 Имущественные отношения, картография и геодезия 84898 0,0 154643 0,0 29797 0,0
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ   0,0 4462061 1,3 2206719 0,6
6 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 49596469 19,1 60834010 18,2 60219745 15,2
6.1 Жилищно-коммунальное хозяйство 25751201 9,9 30795371 9,2 36022738 9,1
6.2 Благоустройство населенных пунктов 20364202 7,9 24636384 7,4 16441819 4,2
6.3 Другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг 3481066 1,3 5402256 1,6 7755188 2,0
7 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 83485143 32,2 112616346 33,7 130824273 33,0
8 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 10519234 4,1 13353704 4,0 18390299 4,6
9 Культура 5498639 2,1 5926155 1,8 8384468 2,1
10 Средства массовой информации 77610 0,0 69881 0,0 73986 0,0

 

№ п/п Статья доходов

2009

2010

2011

    тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
11 ОБРАЗОВАНИЕ 78985584 30,5 100341008 30,0 134161710 33,9
11.1 Дошкольное образование 26064197 10,1 34495805 10,3 46584501 11,8
11.2 Общее среднее образование 41590073 16,0 55081546 16,5 72045065 18,2
11.3 Среднее специальное образование 2150059 0,8   0,0   0,0
11.4 Внешкольное воспитание и обучение 6074426 2,3 8223466 2,5 11749003 3,0
11.5 Другие вопросы в области образования 3106829 1,2 2540191 0,8 3783141 1,0
12 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 14159388 5,5 21413229 6,4 26387759 6,7
12.1 Социальная защита 5714596 2,2 7810259 2,3 9095522 2,3
12.2 Молодежная политика 44616 0,0 42390 0,0 52350 0,0
12.3 Помощь в обеспечении жильем 5307528 2,0 8804264 2,6 11670000 2,9
12.4 Другие вопросы в области социальной политики 3092647 1,2 4756316 1,4 5569887 1,4
13 ВСЕГО РАСХОДОВ 259240789 100 334066215 100 396036740 100

Источник: [ 6,7,8 ]

 

Как показывает анализ, в структуре расходов бюджета г.Бобруйска с последние 3 года не наблюдается значительных тенденций к изменению. Наметилась тенденция к постепенному снижению в составе расходов бюджета расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, в частности благоустройство населённых пунктов (с 7,9 в 2009 году до 4,2 в 2011 году). Это может быть связано с достаточно высоким существующим уровнем благоустройства населённых пунктов в связи со значительными бюджетными расходами в прошлые периоды).

Самые значительные статьи расходов составляют:

.   Расходы на здравоохранение - 33,0% (32,2% в 2009 году);

.   Расходы на образование - 33,9% (30,5% в 2009 году);

.   Расходы на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство - 15,2% (19,1% в 2009 году);

.   Расходы на социальную политику - 6,7% (5,5% в 2009 году).

Из этого можно сделать вывод, что бюджет г.Бобруйска осуществляет финансирование расходов, направленных на построение в Республике Беларусь социально-ориентированной модели экономики, где присутствуют бесплатное образование, медицина, компенсация части коммунальных расходов, а также осуществляется значительная поддержка граждан.

Также посредством местных бюджетов осуществляется финансирование на местах целевых государственных экономических и социальных программ. Перечень программ приведен в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3

Перечень государственных программ, финансируемых из бюджета г.Бобруйска в 2009 и в 2011 годах

2009 год

2011 год

Наименование программы Наименование программы
1 Программа возрождения и развития села Могилевской области на 2005-2010 годы 1 Государственная программа «Туберкулез» на 2010-2014 годы
2 Республиканская программа энергосбережения на 2006-2010 годы 2 Государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2010-2014 годы
3 Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы 3 Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011-2015 годы
4 Программа демографической безопасности города Бобруйска на 2007-2010 годы 4 Государственная программа обеспечения городов республики наземным городским электрическим транспортом на 2009-2013 годы
5 Программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010гг» 5 Программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы
6 Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы 6 Государственная программа сбора (и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы
7 Программа ремонта и модернизации зданий и сооружений учреждений образования, подчиненных государственным органам управления образованием, на 2008-2010 годы 7 Государственная программа «Архивы Беларуси» на 2011-2015 годы
8 Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы 8 Государственная программа развития хоккея с шайбой на 2011-2014 годы

 

2009 год

2011 год

Наименование программы Наименование программы
9 Программа развития физической культуры и спорта в Могилевской области на 2007-2010 годы 9 Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы
10 Программа сохранения и развития культуры Могилевской области до 2010 года 10 Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы
11 Программа по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов и созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц в городе Бобруйске на 2007-2010 годы    
12 Программа развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания до 2011 года    
13 Программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими и одиноко проживающими гражданами пожилого возраста и социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, в Могилевской области на 2005-2010 годы    
14 Областная программа «Молодежь» на 2006-2010 годы    
15 Программа развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на 2006-2010 годы    
16 Программа развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом в 2005-2010 годах    
17 Государственная программа обеспечения городов республики наземным городским электрическим транспортом на 2009-2013 годы    

Источник [ 6,8 ]

 

Следует отметить, что, если в 2009 году через бюджет г.Бобруйска финансировалось 17 государственных программ на сумму 58,2 млрд. руб. или 22,5% расходной части, то в 2011 только 10 программ на сумму 12,0 млрд.руб. или 3,0%. Снижение количества государственных программ и объёма средств, направляемых местными бюджетами на их финансирование может свидетельствовать о приобретении местными органами власти большей свободы при распределении бюджетных средств.

В целом, по результатам анализа источников образования и направлений расходования средств бюджета г.Бобруйска за 2009-2011 годы можно сделать следующие выводы:

1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов характеризуется следующим:

во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете административно-территориальной единицы позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь;

во-вторых, формирование бюджетов административно-территориальных единиц, сосредоточение и них денежных ресурсов дает возможность местным органам власти в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам местной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры, жилищного фонда и дорожного хозяйства;

в-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий- С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения;

в-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы местного управления могут увеличивать или уменьшать в пределах социальных стандартов нормативы финансовых затрат на оказание услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.);

в-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей;

в-шестых, финансовые органы исполнительных комитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств.

2. Местные бюджеты в Республике Беларусь имеют достаточно невысокий уровень автономности. Доля собственных источников в их доходной части, в особенности налоговых доходов, стремится к снижению, основная часть средств поступает из бюджетов более высоких уровней в виде дотаций и субвенций. Особенно это проявилось после сокращения перечня местных налогов и сборов в рамках государственной политики по упрощению налоговой системы.

.   Основными расходами местных бюджетов являются расходы на осуществление государственной социальной политики: финансирование образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Также, из местных бюджетов осуществляется финансирование мероприятий по выполнению широкого перечня государственных программ, большинство из которых также относится к социальной сфере, а не к реальной экономике. Однако, в последние годы перечень программ и объём перераспределяемых посредством них ресурсов значительно сократился. Несмотря на это, местные бюджеты продолжают быть направленными на поддержание социально-ориентированной модели экономики. Так, на нужды национальной экономике в бюджете г.Бобруйска в 2009-2011 годах предусматривалось выделение только 2,5-2,6% общей суммы расходов.

.   Поэтому можно сделать вывод, что местные бюджеты играют значительную роль в социальном развитии региона, однако при этом незначительно влияют на реальный сектор экономики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги работы можно сделать следующие основные выводы:

. Государственный бюджет - это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств, определяем его единственную цель: это направление запланированных доходов на финансирование мероприятий предусмотренных в расходной части бюджета.

. Государству нецелесообразно осуществлять все расходы централизованно, поэтому необходимостью является построение многоуровневой бюджетной системы.

. Республика Беларусь имеет многоуровневую бюджетную систему, которая включает в себя республиканский бюджет и местные бюджеты различного уровня (бюджеты первичного уровня: бюджеты базового уровня и бюджеты областного уровня).

4. Местные бюджеты в Республике Беларусь имеют достаточно невысокий уровень автономности. Доля собственных источников в их доходной части, в особенности налоговых доходов, стремится к снижению, основная часть средств поступает из бюджетов более высоких уровней в виде дотаций и субвенций. Особенно это проявилось после сокращения перечня местных налогов и сборов в рамках государственной политики по упрощению налоговой системы.

.   Основными расходами местных бюджетов являются расходы на осуществление государственной социальной политики: финансирование образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Также, из местных бюджетов осуществляется финансирование мероприятий по выполнению широкого перечня государственных программ, большинство из которых также относится к социальной сфере, а не к реальной экономике. Однако, в последние годы перечень программ и объём перераспределяемых посредством них ресурсов значительно сократился. Несмотря на это, местные бюджеты продолжают быть направленными на поддержание социально-ориентированной модели экономики. Исходя из этого можно сделать общий вывод о том, что местные бюджеты играют весьма значительную роль в социальной сфере региона, однако не оказывают существенного влияния на реальную экономику.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...