Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие принципы создания групп.




Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т. п.), а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы.

Диапазон показаний к групповой психотерапии достаточно широк — от неврозов до ремиссии шизофрении. Однако соотношения показаний и противопоказаний всегда представляют большую трудность. Показания зависят от типа группы и метода психотерапии.

Противопоказаниями для групповой психотерапии являются низкий интеллект и психозы, тяжелые формы психопатий, особенно возбудимого круга (эксплозивные, эпилептоиды). С осторожностью следует включать в группу людей с выраженными физическими недостатками (уродов, глухих, слепых).

Группы могут быть большими (до 30 чел.) и малыми (3 - 4 чел.). Когда группа слишком велика, возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями. Такие группы трудно управляемы, а терапевтический эффект их низок. Если группа слишком мала, то резко снижается интенсивность межперсональных взаимодействий. Такая группа скорее напоминает группу больных, пришедших на консультативный прием.

Большинство психотерапевтов отдают предпочтение группам из 8 - 12 человек. Такие группы достаточны, чтобы обеспечить эмоциональную близость ее участников и создать между ними обратную связь.

В основе определения однородности или неоднородности группы обычно лежат три основных критерия:

• демографический (возраст, пол, образование);

• клинический (симптомы, синдромы, диагноз);

• личностный (характер, интеллект, интересы).

Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать модель общества в миниатюре. В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов — более естественными. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов Группы, что, естественно, не способствует улучшению психотерапевтического воздействия.

Пожилой интеллигентный человек, попавший в группу современной, не очень деликатной молодежи, в лучшем случае будет чувствовать себя неуютно, в худшем — может стать предметом насмешек.

Гомогенные группы более сплочены, менее конфликтны, члены ее более, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций.

Гомогенность и гетерогенность группы является предметом выбора. Первые более эффективны там, где сроки лечения невелики, а целью лечения является наиболее быстрое создание “мягкого” психотерапевтического климата. Вторые более целесообразны в тех случаях, когда лечение рассчитано на более длительный срок и направлено в основном на коррекцию характера, поведения.

Частота и длительность занятий определяются многими факторами (характер лечебного учреждения, форма и цель лечения). Оптимальными в условиях стационара считаются 3 – 4 занятия в неделю, каждое продолжительностью по 60 - 90 минут

 

 

Отбор участников в группу.

Эти критерии отбора кандидатов в группы следует применять с поправкой на тип и специфические цели группы. Не подходят для работы в группе лица, которые на долгое время парализуют происходящие в ней взаимодействия, до кого другие члены группы не могут достучаться из-за их беспорядочного поведения, те, кто ведет себя пугающе асоциально или постоянно пребывает в таком беспокойстве, что это становится для группы обузой (Leopold, 1957). Хотя большинство критериев отбора призвано обеспечить необходимую индивидуальную защищенность участников, надо принимать во внимание и то, какие последствия для группы в целом может иметь участие в групповой работе лиц со значительными психическими отклонениями. Субъекты с явно незрелой психикой, совершенно нечувствительные к окружающим или неспособные себя контролировать, могут создавать серьезные помехи для успешной работы группы. Наверное, лучшим диагностическим показателем потенциальной

успешности участия членов группы в групповой деятельности есть их поведение на первых совместных занятиях. Опытный специалист по групповой терапии может воспользоваться полученной в самом начале работы информацией и соответствующим образом вести группу далее.

Что одним из немногих показателей способности достичь успеха в группе служит популярность данной личности среди других членов группы. Оказалось, что популярные личности проявляют

повышенный интерес к человеческим взаимоотношениям и поведению и демонстрируют высокую степень самораскрытия и активности в группе.

 

Планирование группового процесса.

Существует много методов подготовки пациентов к групповой терапии. Однако самый простой и к тому же наиболее реально осуществимый в торопливом мире ежедневной клинической практики - в ходе предгрупповых интервью тщательно и систематически снабжать пациентов информацией, которая поможет им оптимальным образом вступить в группу. Я всегда тщательно забочусь о том, чтобы уделить этому вопросу достаточно времени. Прежде чем ввести пациента или па-

циентку в группу, я стараюсь провести с ними хотя бы две встречи. Но даже если я встречаюсь с пациентом до начала терапии только один раз, по крайней мере половину времени я посвящаю рассмотрению всех неизменно возникающих ошибочных представлений и проблем, сопровождающих начальные стадии групповой терапии.

Ошибочные представления следует рассматривать в деталях и исправлять посредством досконального обсуждения. Я предупреждаю пациента, с какими проблемами он столкнется на ранних этапах терапии. После этого я излагаю концептуальную схему эффективного группового поведения и даю четкое руководство по нему. Разумеется, каждому пациенту нужна своя подготовка, в зависимости от его индивидуальных потребностей, жалоб, вопросов и беспокойств, которые он выражает во время собеседования, а также от уровня его осведомленности в психотерапии, но все же некоторый общий план составить можно. Ниже приводятся некоторые установки, которыми терапевту имеет смысл руководствоваться

при проведении предварительного собеседования.

1. Заручитесь поддержкой пациентов. Пусть они станут вашими информированными союзниками. Дайте им концептуальную схему межличностной основы патологии. Объясните, как действует терапия.

2. Опишите, каким образом терапевтическая группа обращается к межличностным проблемам и разрешает их.

3. Снабдите пациентов руководством по участию в работе группы. Объясните, как делать это наилучшим образом, как использовать участие в группе с максимальной пользой для себя.

4. Предупредите о возможных фрустрациях и разочарованиях, сопровождающих групповую терапию, особенно первые собрания.

5. Разъясните общие принципы, касающиеся длительности терапии. Заключите с пациентом контракт о посещаемости.

6. Внушите веру в групповую терапию; пробудите положительные ожидания по поводу ее действенности.

7. Установите основные правила относительно конфиденциальности и образования подгрупп.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...