Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Среда для групповой работы.




Место работы оказывает влияние на атмосферу в группе, поэтому оно должно быть уютным и удобным. Комната, в которой происходят встречи группы, не должна быть очень большой, но в ней должно быть место для движения и выполнения каких-нибудь групповых упражнений. В ней не должно быть ничего отвлекающего внимание, например, экстравагантных картин на стенах. Пол комнаты может быть покрыт ковром, так как мягкое покрытие потощает звуки и увеличивает чувство близости в группе. Ковер обладает психологически успокаивающим воздействием. В рабочей комнате группы должна существовать возможность регулировать освещение по ситуативным потребностям, слушать музыку, поскольку ее использование в группе может быть особенно ценным. Помещение, в котором проходят занятия, должно быть звуконепроницаемым, чтобы участники могли быть уверены, что никто не сможет подслушать того, что происходит в группе.

Важно, как сидят участники группы. Обычно группа сидит кругом, чтобы участники могли хорошо видеть друг друга. Если не придерживаться принципа круга, когда некоторые участники, сидя в одном ряду, не могут видеть друг друга, то нарушается сеть межличностных взаимодействий. Круг является символом полноты, завершенности, целостности, во многих культурах ему приписывается магическая сила. Это отражается и в употребляемых нами метафорах – "магический круг", "дружеский круг" и т.п. Сидение в круге в психотерапевтической группе предоставляет много возможностей – можно двигаться в сторону центра и наоборот (это отражает степень сплоченности группы), менять расстояние между стульями, которое отражает психологическое расстояние между участниками, можно свободно выбрать место в круге относительно других участников и терапевта (это также отражает межличностные установки).

Сидеть должно быть удобно, но не слишком. Чем больше комфорт, тем меньше внимательность у участников группы. Поэтому лучше всего сидеть на простых стульях, которые легко переставлять, а не в мягких креслах.

Оптимальное время групповых занятий, указано, какое время меньше всего подходит для работы:

• непосредственно перед обедом;

• непосредственно после обеда;

• вечер – из-за усталости участников.

Иногда в работе психотерапевтической группы принимает участие наблюдатель (реже – наблюдатели), который по просьбе терапевта записывает ход работы группы. В любом случае наблюдатель не может быть ни реальным, ни потенциальным участником группы. В подобных случаях терапевт должен получить согласие участников группы на присутствие наблюдателя, объяснить им цели фиксации межличностных взаимодействий, что будет происходить с записанным материалом после занятий группы, какая может быть польза участникам от наблюдателя и записанного материала. Во время первой встречи группы желательно представить его участникам, ответить на их вопросы; в группе также должны обсуждаться чувства и отношение участников к присутствию в группе постороннего человека. Терапевт должен быть готов и к обсуждению его отношений с наблюдателем, если такой вопрос возникнет. В любом случае, даже находясь за кругом и не участвуя в дискуссиях, наблюдатель оказывает влияние на группу, он становится объектом переносных реакций участников группы. Некоторые участники считают его человеком, оценивающим жизнь группы, и это вызывает у них тревогу и сопротивление. Наблюдатель не должен позволять втягивать себя в межличностную динамику группы. На него также распространяются правила группы, и особенно – правило конфиденциальности.

Все это касается и тех случаев, когда за группой ведется наблюдение через зеркальное стекло либо производится аудио- или видеозапись ее работы в целях супервизии работы терапевта. Он должен подробно объяснить участникам группы, зачем это делается, как будет использоваться материал, и гарантировать сохранение конфиденциальности.

 

43. Группы тренинга. Общие положения. основные понятия

Группы тренинга делятся на группы тренинга профессиональных умений, группы тренинга межличностных отношений, группы сензитивности.

Группы тренинга профессиональных умений в основном занимаются подготовкой руководителей разного уровня, бизнесменов, менеджеров и всех, кому особенно важно профессиональное общение и взаимодействие

В группах тренинга межличностных отношений рассматриваются и отрабатываются модели решения практических трудностей взаимоотношений различных членов семьи, проблем секса.

Группы сензитивности (чувствительности) решают задачи преодоления личностных качеств (тревожности, застенчивости, замкнутости и т.п.), мешающих чувству самостоятельности, уверенности, личностному росту, самоактуализации индивида.

 

Виды тренинга

По форме проведения

Индивидуальный и Групповой

По составу участников

Реальные группы / Квазиреальные группы / Группы незнакомых людей

По композиции

Однородные группы (по возрасту, полу, культуральным особенностям, профессии, региональным особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, мотивации)

Неоднородные группы

По уровню изменений

Субъектный (изменения происходят преимущественно на уровне умений и навыков) / Личностный (изменения происходят преимущественно на уровне личностных свойств)

По организации

Фрагментарный тренинг / Программированный тренинг

По целям и задачам

Коммуникативный тренинг / Интеллектуальный тренинг / Регулятивный тренинг /

Тренинг специальных умений

Личностно-ориентированные тренинги можно условно разделить на три группы:

- психологической компетентности

- выработке навыков (коммуникативных, стрессоустойчивости, уверенности в себе, лидерские, взаимодействия с другими людьми);

- личностного роста - направлены на внутреннее развитие личности. Их принципиальное отличие от развития навыков в том, что на этих тренингах происходит изменение внутренней сущности человека, расширение его мировоззрения.

На тренингах психологической компетентности участники групп знакомятся с огромным миром психологии и философии, познают основы этики и культуры поведения на тренингах. Как правило, подобные тренинги «условно легкие» и практически не задевают личностной сути участника. Теплая и доброжелательная атмосфера во время тренинга располагает к открытому душевному разговору и групповому обсуждению тематики, которая заявлялась в названии тренинга. Как результат, виды тренингов, подобных этим, позволяют расширить кругозор и повысить психологическую компетентность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...