Наименование магистерской программы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности
УТВЕРЖДАЮ _______________________ «______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ М2.Б.04 «Проблемы реализации международных стандартов по защите прав личности в уголовном процессе»
40.04.01.- Направление подготовки –Юриспруденция Наименование магистерской программы Уголовный процесс, криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности Степень выпускника МАГИСТР Форма обучения Очная
Степень выпускника МАГИСТР
Ижевск 2016
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению Подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "магистр") (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 n 1975)
Составитель рабочей программы к.ю.н., доцент __________________ Д.В. Татьянин Рабочая программа утверждена на кафедре уголовного процесса и правоохранительной деятельности от «_____»___________________2016 г.
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор ____________________________З.З. Зинатуллин Решение методической комиссии Института права, социального управления и безопасности «_____» ______________20___ г. Председатель методической комиссии ____________________________________________ Согласовано с библиотекой УдГУ ______________________________________________ Директор библиотеки УдГУ ___________________________________________________
Целью освоения дисциплины (модуля) «Проблемы реализации международных стандартов по защите прав личности в уголовном процессе» является более глубокого и детального изучения проблем применения международных норм и принципов в процессе производства по уголовным делам. Задачи освоения дисциплины: - изучение международных принципов и норм, содержащих рекомендации к организации и деятельности правоохранительных органов и судов; - изучение международных принципов уголовного судопроизводства, их отражение в уголовном процессе России; - изучение практики Европейского Суда по правам человека по делам против Российской Федерации; - изучение практики Европейского Суда по правам человека по делам против иных государств, приемлемой для Российской Федерации; - изучение применения правоохранительными органами Российской Федерации международных норм и принципов при производстве по уголовным делам; - изучение применения судами Российской Федерации международных норм и принципов при рассмотрении уголовных дел.
2. Место дисциплина в структуре ООП Дисциплина входит в цикл профессиональный вариативной части ООП. Дисциплина адресована магистрам первого года обучения. Изучению дисциплины предшествуют: теория и методология уголовно-процессуального доказывания, уголовное право, уголовный процесс. Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции на повышенном уровне. Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению сравнительного правоведения, актуальных проблем уголовно-процессуального права; правовых и организационных проблем реализации судебной власти в уголовном судопроизводстве; правовых и организационных проблем деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве; правовых и организационных проблем обвинительной деятельности в уголовном судопроизводстве, сравнительное правоведение в цикле профессиональном базовой и вариативной части ООП.
Программа дисциплины построена линейно-хронологически, в ней выделены разделы «Международные принципы и нормы, влияющие на уголовное судопроизводство», «Международные принципы и нормы, содержащие рекомендации к организации и деятельности правоохранительных органов, адвокатов и судов», «Решения Европейского Суда по правам человека в уголовном судопроизводстве».
3. Компетенции обучающегося, формируемая (ые) в результате освоения дисциплины
ПК в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); в экспертно-консультационной деятельности: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающейся должен: · Знать: содержание основных международных норм и принципов, используемых в уголовном судопроизводстве; их реализацию в уголовном процессе; применение указанных норм при производстве по уголовному делу; влияние международных норм и принципов на принятие процессуальных решений по уголовным делам; влияние решений Европейского суда на практику производства по уголовным делам; · Уметь: анализировать международные нормы, принципы, а также Решения Европейского суда по правам человека в целях их использования в уголовном судопроизводстве; · Владеть навыками применения международных норм и принципов в процессе расследования преступлений, а также в процессе судебного разбирательства по уголовным делам.
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Семестр 1
Форма промежуточной аттестации – зачет.
5. Содержание дисциплины 5.1. Темы и их аннотации Тема 1: Международные принципы уголовного судопроизводства (2 часа).
Понятие международных норм и принципов как источников уголовно-процессуального права. Определение целей уголовного судопроизводства в международных нормах и принципах. Борьба с преступностью как цель уголовного судопроизводства, определяемая в международных документах. Соблюдение интересов личности как фундаментальное направление в уголовно-процессуальной деятельности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. Гуманизм уголовного процесса. Международные нормы, имеющие непосредственное применение в уголовном судопроизводстве. Тема 2: Международные нормы, регламентирующие деятельность суда, правоохранительных органов и адвокатов (2 часа) Бангалорские принципы поведения судей. Независимость судебных органов. Требования, предъявляемые к судьям: независимость судей, объективность судей, честность и неподкупность судей, соблюдение этических норм, соблюдение принципа равенства, компетентность и старательность. Усмотрение судей. Основные международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. Место прокуратуры в национальных системах уголовного правосудия. Функции органов прокуратуры, относящиеся к сфере уголовного процесса. Требования, предъявляемым к прокурорам. Целесообразность в решениях прокуроров. Дискреционные полномочия. Международные документы, содержащие положения, регламентирующие деятельность органов проедварительного расследования. Требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. Международные нормы, регламентирующие деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве. Обязательства, возлагаемые на адвокатов международными нормами в уголовном судопроизводстве. Общепринятые профессиональные стандарты, устанавливаемые для адвокатов. Тема 3: Решения Европейского Суда по правам человека в уголовном судопроизводстве (2 часа) Понятие и значение решений Европейского Суда по правам человека в уголовном судопроизводстве России. Прецедентные решения Европейского Суда по правам человека, принятые по фактам нарушения прав человека в РФ, их анализ. Прецедентные решения Европейского Суда по правам человека, принятые по фактам нарушения прав человека в иных государствах, их анализ.
5.2. Планы практических занятий (при наличии в учебном плане) Краткое описание подходов к организации семинарских занятий: более углубленное изучение заявленных проблем; разбор материала, который сложен для восприятия и самостоятельного изучения студентами; исследование теоретических и практических проблем, возникающих в процессе правоприменения в связи с использованием международных норм, принципов и Решений Европейского суда по правам человека в уголовном судопроизводстве. Для уяснения проблем применения Решений Европейского суда в уголовном судопроизводстве предлагается решение задач по материалам судебной практики.
Тема 1 Международные принципы уголовного судопроизводства (2 часа). Вопросы для обсуждения: Понятие международных принципов. Законность. Справедливость. Принцип истины. Принцип равенства. Принцип гласности (открытости). Публичность. Состязательность. Принцип участия общественности в уголовном процессе. Уважение чести и достоинства личности. Неприкосновенность личности. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Принцип обеспечения эффективной правовой помощи. Принцип неприкосновенности личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции. Принцип презумпции невиновности. Свобода обжалования процессуальных действий и решений. Язык уголовного судопроизводства. При проведении занятия используется: дискуссия, деловая игра. Методические рекомендации: проанализировать в сравнении содержание принципов, закрепленных в международных актах и в УПК РФ, выявить наличие различий, обосновать свое видение реализации конкретного принципа.
Литература: 1. Абдрашитов В.М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека и проблемы реализации принципа презумпции невиновности // Моск. Журн. Междунар. Права. 2008, № 4. 4-11. 2. Багдасаров Р.В. Принцип состязательности в уголовном процессе России и стран Европейского союза. М., 2009. 3. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005. 4. Васильева Е.Г. Вопросы уголовного процесса в международных актах – Уфа, 2007. 5. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство – М., 2006. 6. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006.
Тема 2. Международные нормы, регламентирующие деятельность суда (2 часа). (Семинар 1) Международные нормы, применяемые в процессе судебного разбирательства по уголовным делам. Разбирательство уголовного дела в отсутствие подсудимого. Право подсудимого на пересмотр судебного решения вышестоящим судом. Эффективность и своевременность исполнения судебных решений. При проведении занятия используется: дискуссия, деловая игра. Методические рекомендации: проанализировать содержание международных норм, регламентирующих деятельность судов, их влияние на российские суда, обосновать свое видение проблем реализации указанных норм.
Литература: 1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005. 2. Васильева Е.Г. Вопросы уголовного процесса в международных актах – Уфа, 2007. 3. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство – М., 2006. 4. Костылева Е.Д. Понятие, виды и источники европейских международно-правовых стандартов в области прав человека // Право и государство – 2007, № 3. С. 24-29.
Тема 2. Международные нормы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры, органов расследования, адвокатов, защитников (2 часа). (семинар 2) Международные нормы, применяемые в процессе предварительного расследования. Упрощение досудебного производства. Отказ от судебного преследования или его прекращение. Права лиц, в отношении которых осуществляется расследование. Требования, предъявляемые к адвокатам. При проведении занятия используется: дискуссия, деловая игра. Методические рекомендации: Проанализировать влияние международных норм на деятельность сотрудников прокуратуры, органов предварительного расследования и адвокатов.
Литература: 1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005. 2. Васильева Е.Г. Вопросы уголовного процесса в международных актах – Уфа, 2007. 3. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство – М., 2006. 4. Костылева Е.Д. Понятие, виды и источники европейских международно-правовых стандартов в области прав человека // Право и государство – 2007, № 3. С. 24-29.
Тема 3. Решения Европейского суда по правам человека в уголовном судопроизводстве (12 часов). Тема 3.1. (2 часа) Право на жизнь в решениях Европейского Суда по правам человека. При проведении занятия используется: дискуссия, ролевая игра.
Литература: 1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005. 2. Девятова О.В. Решения Европейского Суда по правам человека в механизме уголовно-процессуального регулирования – М., 2009. 3. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство – М., 2006. 4. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004. 5. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006. 6. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов – М., 2010. 7. Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика – М., 2012.
Тема 3.2. (2 часа). Право на справедливое судебное разбирательство в решениях Европейского Суда по правам человека, принятых по жалобам на приговоры судов Российской Федерации. Круг субъектов права на справедливое судебное разбирательство – участников уголовного судопроизводства. Право на доступ к правосудию как один из элементов права на справедливое судебное разбирательство. Процессуальные условия справедливости судебного разбирательства. Специальные элементы права на справедливое судебное разбирательство, характерные только для обвиняемого. Правила доказывания и требования к допустимости доказательств по уголовному делу, соблюдение которых необходимо для обеспечения справедливого характера судебного разбирательства. Право на устойчивость судебного решения и на его исполнение как элементы права на справедливое судебное разбирательство. Право на судебное разбирательство в разумный срок в решениях Европейского Суда по правам человека, принятых по жалобам на приговоры судов Российской Федерации. При проведении занятия используется: дискуссия, ролевая игра.
Литература: 1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005. 2. Девятова О.В. Решения Европейского Суда по правам человека в механизме уголовно-процессуального регулирования – М., 2009. 3. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство – М., 2006. 4. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004. 5. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006. 6. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов – М., 2010. 7. Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика – М., 2012.
Тема 3.3. (2 часа) Право на публичное судебное разбирательство в решениях европейского Суда по правам человека, принятых по жалобам на приговоры судом Российской Федерации по уголовным делам. Право на разбирательство независимым и беспристрастным судом в решениях Европейского Суда по правам человека. Прово на разбирательство судом, созданным на основании закона. При проведении занятия используется: дискуссия, деловая игра.
Литература: 1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005. 2. Девятова О.В. Решения Европейского Суда по правам человека в механизме уголовно-процессуального регулирования – М., 2009. 3. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство – М., 2006. 4. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004. 5. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006. 6. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов – М., 2010. 7. Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика – М., 2012.
Тема 3.4. (2 часа) Защита прав обвиняемого в решениях Европейского Суда по правам человека, принятых по жалобам на приговоры судом Российской Федерации по уголовным делам. Минимальные гарантии прав обвиняемого. Право на защиту и юридическую помощь. Право на компенсацию в случае судебной ошибки. При проведении занятия используется: дискуссия, ролевая игра.
Литература: 1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005. 2. Девятова О.В. Решения Европейского Суда по правам человека в механизме уголовно-процессуального регулирования – М., 2009. 3. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство – М., 2006. 4. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004. 5. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006. 6. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов – М., 2010. 7. Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика – М., 2012.
При проведении занятия используется: дискуссия, ролевая игра.
Тема 3.5. (2 часа). Защита прав потерпевшего в решениях Европейского Суда по правам человека.
Литература: 1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005. 2. Девятова О.В. Решения Европейского Суда по правам человека в механизме уголовно-процессуального регулирования – М., 2009. 3. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство – М., 2006. 4. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004. 5. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006. 6. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов – М., 2010. 7. Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика – М., 2012. При проведении занятия используется: дискуссия, ролевая игра. Тема 3.6. (2 часа) Прецедентные решения Европейского Суда по правам человека, принятые по фактам нарушения прав человека в иных государствах, их анализ. Литература: 1. Бессарабов В.Г., Быкова Е.В., Курочкина Л.А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе – М., 2005. 2. Девятова О.В. Решения Европейского Суда по правам человека в механизме уголовно-процессуального регулирования – М., 2009. 3. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство – М., 2006. 4. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского Суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящейся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 год. СПб., 2004. 5. Курочкина Л.А. Человек как субъект уголовного преследования по законодательству России и единой Европы. М., 2006. 6. Решетнева Т.В. Экстрадиция полипатридов – М., 2010. 7. Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика – М., 2012.
При проведении занятия используется: дискуссия, ролевая игра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|