Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция философско-психологический взглядов на сущность «интуиции»




 

Интуиция (позднелат. лат. intuitio — созерцание (составные лат. in — в, внутри; лат. tui — мочь, неметь(онеметь), ты, тебе; лат. ti(tum) — после, затем, потом), от лат. intueor — пристально смотрю), способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

Стремление различать два вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения.

В истории философии понятие интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Корни философского понимания интуиции усматриваются во взглядах великих философов античности и средневековья - Платона, Аристотеля, Плотина и неоплатонистов, Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

Рассмотрим наиболее яркие характеристики данного понятия, которые были введены исследователями разных эпох и времен (табл.1).

 

Таблица 1

Феномен интуиции в исследованиях мыслителей и ученых

Автор высказывания

Определение сущности интуиция

Платон

(427 – 347 до н.э.)

Интуиция высшая, надрациональная ступень познания – отрешенность от всякой чувственности, самоуглубление и внезапное, сверхчувственное озарение, требующее, однако, длительной подготовки ума

Аристотель (384 – 322 до н.э.),

любое знание является чувственным, способность ощущения – начало всякого знания, но само знание требует мышления, при этом высшее мышление – дискурсивное, логическое, рассуждающее. Но существует и интуитивное мышление как умение «ухватить» основания, посылки, начала логического.

Знание о первоначалах аксиоматично, научное познание их невозможно. У Аристотеля интуиция – вид мышления, иррациональный, противопоставленный логическому.

Василий Велико и Григорию Нисскому (335 – 394)

Непосредственное экстатическое созерцание Бога» и как непосредственное получение знаний в готовом виде через Откровение.

Это не врожденное знание души, доступное в принципе каждому, как у Платона, но Откровение, дарованное Богом

Августин Блаженный (350 – 430).

Знания открываются о человеку через откровение. Однако Истина открывается только при условии активности души: познание движется от души, чувствующей через телесные чувства, далее – к способности рассуждать о том, что воспринимается чувствами.

Фома Аквинский (1225 – 1274).

Душа не только разумна, но и сознательна. Любые проявления души актуализируются с помощью специальной операции сознания – интенции.

Интенция – особая внутренняя сила, которая придает восприятию и познанию в целом определенную направленность, при этом важно отметить, что интенциональность – это способность самой души, особая её интеллектуально-волевая сила в познании чувственного мира.

Существует и иной тип познания – через благодать, открывающую человеку божественные тайны, которые «не могут быть доказаны силой человеческого ума»

Рене Декарт (1596 – 1650)

Интуиция – сила человеческого разума, рациональна и связана с логическим процессом, в ходе которого выполняет вполне определенные функции:

1. является исходным моментом логического процесса

2. направляет весь ход развития мысли

Бенедикт Спиноза (1630 – 1677)

Интуитивное знание − объективное истинное знание о сути вещей. Открывается рефлексивно, с помощью интеллектуальной интуиции. Возможности интуитивного знания безграничны, а так как законы души и природы едины, то, познавая себя, человек постигает природу

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716).

Неосознаваемое (малые перцепции) становится осознаваемым благодаря активности души – апперцепции, которая вкупе с воздействиями извне определяет поведение и познание человека. Апперцепция имеет доступ к идеям и знаниям, которые открываются человеку с помощью рациональной интуиции и благодаря последней, ясностью, обобщенностью и достоверностью.

Кант

Интуиция проявляется как представления, которые человеком созерцаются непосредственно − то, что познавательная способность человека «добавляет» к тому, что воспринимается, «задает» форму. Только созерцанию (интуиции) доступен целостный охват предметов. Интуиции открывается также внутренний мир, созерцание душой себя и своих состояний

Дильтей

Непосредственное постижение (понимание строится на переживании и открывается человеку непосредственно)

Бергсон А.

Интуиция – более совершенный механизм по сравнению с интеллектом, ее механизм – вчувствование, «божественная симпатия». Адекватное понимание жизни и природы возможно только при условии взаимодействия интеллекта и интуиции, вспышки интуиции должны поддерживаться и развиваться интеллектом

Фрейд З.

интуиция понимается как глубоко бессознательный процесс, однако в работах Фрейда специально этот феномен не обсуждается

Юнг К.Г.

Направленность интуиции (экстравертность – интровертность), по Юнгу, _рожденна, однако существует возможность осознавания и развития любой функции психики, в том числе – интуиции. Юнг рассматривает интуицию как самостоятельную и автономную функцию психики и при этом − противоположную по своей иррациональной природе рациональному мышлению

Фромм Э.

Только интуитивное знание открывает доступ к внутренней природе человека

Роджерс К.

только «организмическое» вчувствование в другого «как в себя самого», а не объективное знание, способно обеспечить истинное понимание человека как в терапевтическом процессе, так и в любом другом взаимодействии людей.

Маслоу А.

особое мистическое переживание, сопровождающееся озарением и свойственное всем творческим (самоактуализирующимся) людям

Келер В.

Открыл феномен «инсайта» − мгновенного схватывания новой структуры (нового гештальта) экспериментальной ситуации. появление инсайта внезапно, моментально и не зависит от прошлого опыта, а определяется одновременным присутствием в поле восприятия элементов нового гештальта (структуры)

Вертгеймер М. и Дункер К.

рассматривается не как самостоятельное явление, а как особый механизм продуктивного, творческого мышления, «открывающий» новые возможности в решении проблемы

Бердяев Н.А.

только познание, опирающееся на интуицию, способно постичь бытие в целом.

Интуиция − это вживание, субъект-объектное единство, творческое проникновение в смысл, трансцендирование в глубину души, вхождение в истину

       

 

Резюмируя развитие представлений об интуиции в период средневековья, можно отметить, что формировались они в связи с вопросами теологическими – веры и Божественного Откровения.

В XVII – XVIII веках феномен интуиции впервые становится предметом специального (по-прежнему – философского) анализа и рассматривается в связи с познанием не Бога, а мира, в гносеологическом аспекте. Рене Декарт (1596 – 1650) в своем стремлении найти новые точные и прочные основания наук продолжает в определенном смысле традицию Аристотеля, в соответствии с которой интуиция понимается как вид мышления. Декарт считает, что математические аксиомы и ряд наиболее общих понятий имеют непосредственную, априорную – интуитивную данность уму. Непосредственное интуитивное знание, по Декарту, наиболее достоверно, гарантии его точности и достоверности – в природе человеческого мышления, а высшая, самая достоверная интуиция – самоочевидный и неоспоримый принцип ясной науки.

Рационалистическое понимание интуиции Декарта развивают Бенедикт Спиноза (163 – 1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716).

К анализу феномена интуиции обращаются и представители немецкой классической философии от Иммануила Канта до Г. Фихте и Ф. Шеллинга.

Кант утверждает, что всякое всеобщее теоретическое знание априорно, не может быть результатом простого эмпирического обобщения, оно доопытно и внеопытно. В противоположность Канту и Г. Фихте и Ф. Шеллинг подчеркивают интеллектуальный характер интуиции как непосредственного бессознательного созерцания.

На рубеже XIX – XX веков происходит становление психологии как самостоятельной науки, которое, как известно, стало возможным на основе принятия психологами возможности использования эксперимента в изучении психического. Однако пройдет еще много времени, прежде чем интуиция станет самостоятельным объектом конкретно-экспериментального исследования. При этом в течение многих десятилетий и в зарубежной, и в отечественной психологии интуиция выступает преимущественно как один из результатов исследования мышления или, более широко, − интеллекта. В конце XIX века психологи в подходе к анализу феномена интуиции все еще не могут преодолеть сложившуюся традицию описательного анализа, теоретические размышления не находят продолжения в экспериментальных исследованиях.

Началом экспериментального исследования интуиции можно считать классические работы В. Келера, посвященные изучению интеллекта обезьян.

Открытие инсайта стало отправным пунктом в изучении продуктивного мышления в рамках того же направления в психологии, к которому принадлежал Келер, – гештальтпсихологии. Понимание интуиции, как механизма продуктивного, творческого мышления, является основным в зарубежной и отечественной психологии XX века (при различной конкретной его трактовке).

В исследованиях представителей когнитивной психологии интуиция понимается как бессознательный процесс, включенный в рациональное мышление. Но если гештальтпсихологии считали, что внезапное озарение, инсайт не зависит от прошлого опыта и полностью определяется гештальтом проблемной ситуации, то в когнитивной психологии подчеркивается значение прошлого опыта, проявляющегося в построении вероятностных сенсорных схем (образов), на основе которых и происходит «связывание» сенсорных данных и «бессознательных допущений». Интуиция, таким образом, подчинена интеллектуальному, часто неосознаваемому процессу построения схем и является их проявлением, за счет чего и осуществляется «наведение» в ходе решения задачи. В этих работа отчетливо проявлена прогностическая функция интуиции, что, как будет показано ниже, созвучно исследованиям, проведенным в отечественной психологии и психофизиологии.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Обобщая результаты конкретно-экспериментального психологического исследования интуиции во второй половине XX века, можно отметить следующее. Несмотря на существование различных подходов к пониманию природы интуиции (как неотъемлемой части мыслительного процесса или как самостоятельной психической способности, включенной в самые разные виды человеческой деятельности) происходит постепенная конкретизация, уточнение и расширение списка особенностей, характеристик, условий её проявления и механизмов. Многие авторы рассматривают интуицию как неосознаваемый процесс, сжатый и свернутый, опосредованный опытом, а не как непосредственное одномоментное постижение. Вместе с тем обнаруживаются и явления «схватывания», инсайта − мгновенного проявления решения. Делаются попытки понять состояние вдохновения. Интуиция предстает как синтез усилий и вдохновения.

Н.А. Бердяев в своих философских исканиях также приходит к утверждению о том, что только познание, опирающееся на интуицию, способно постичь бытие в целом. «Рациональность познания и иррациональность действительности оказываются несоизмеримыми».

Таким образом, мы можем констатировать, что несмотря на усилившийся в конце XX века интерес к проблеме и появившиеся экспериментальные её исследования, как в современной философии, так и в современной психологии нет единого понимания сути и механизмов интуиции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...