Субъекты групповых конфликтов. -организации (социальные институты), - социальные группы.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 1 Определение конфликтологии как самостоятельной отрасли научного знания. –наука о природе, причинах и динамике развития конфликта, методах и средствах его предупреждения, регулирования и разрешения. Что является объектом конфликтологии как науки? -конфликт как социально-психологическое явление. (материальный, духовный, достаточно значим для оппонента, определяет поведение оппонента) Что является предметом конфликтологии как науки? -социальная природа, динамика развития конфликта, пути, методы и средства его предупреждения и разрешения. Основные функции конфликтологии как науки? -теоретическая, -познавательная, -прикладная. На стыке каких 2-х наук сформировалась конфликтология как самостоятельная отрасль научного знания? –социология, -психология. В какие годы состоялось выделение конфликтологии в самостоятельную отрасль научного познания? -50гг. 20века. Назовите представителей белорусской школы конфликтологии. -Бабосов, -Вишнякова, -Шейнов. Назовите основные современные научные направления в конфликтологии. -социологическое, -психологическое, -социально-психологическое. Назовите автора «теории жесткого индивидуализма». -Адлер. (Локк, Гоббс) Назовите автора «теории нравственных чувств». -А.Смит. На каком этапе развития конфликтологии как науки произошло формирование основных теоретических направлений и национальных школ конфликтологии? -5-ый этап. Назовите автора концепции социального детерминизма, классовой борьбы. -Маркс, Энгельс.(Ленин) Тема2. Кто из белорусских конфликтологов развивает социологическое направление в конфликтологии? -Бабосов. Кто из белорусских конфликтологов развивает психологическое направление в конфликтологии? -Вишнякова.
Как конфликтология связана с другими отраслями научного знания? -философия, -математика, -психология, -социология. Как взаимосвязаны конфликтология и другие гуманитарные науки? -социально-гуманитарные науки, -фактический материал, -точка приложения конфликтологических концепций. (приемы, методы, данные, теоретические модели) Как конфликтология связана с философией? -дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию. Как конфликтология связана с психологией? -изучение конфликта с точки зрения противоречивости функционирования психики человека. Как конфликтология связана с социологией? -рассматривает конфликт как способ социального взаимодействия в социуме. Кто из ученых внес решающий вклад в разработку «теории игр» как способа моделирования конфликта? -Фон. Нейман. Кто является автором «концепции позитивно-функционального конфликта»? -Козер. ?Назовите современных представителей западноевропейского направления в конфликтологии. Основные современные концепции конфликта, как социально-психологического явления. -концепция позитивно – функционального конфликта Л Козера; концепция конфликтной модели общества Дарендорфа; концепция всеобщности соц.К Турена; общую теорию конфликтного взаимидействия Боулдинга; концепция «соц.согласия» и человеческих отношений Персонс, Мейо; теория трансактного анализа поведения людей Берн; ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов Шерифа; психодинамический подход Холл, Линдсей, Хьелл, Зиглер; неопсихоанализ Хорни, Салливена; концепцию фундаментальной ориентации межличностных отнашений Шутца; концепцию социализации личности Эриксона;концепцию фрустрационной детерминации агрессии Миллер, Бандура, Берковиц, Доллард, Дуб; конфликт как форма ответа на еонкретную ситуацию Дойч; конфликт как когнитивный феномен Левин, теорию структурного баланса Хайдера.
Тема3. Назовите основные структурные компоненты конфликта, как социально-психологического явления. -субъект конфликта, -объект конфликта, -инцидент Назовите основные структурные компоненты конфликтной ситуации.(Ксит) –участники конфликта(S, группа поддержки, инициаторы, свидетели), -субъект(личности, соц.группы, организации, соц институты), -объект, -предмет, -мотивы, -конфликтогены. Основные функции конфликта. -, -деструктивные, -конструктивные, - Конфликтная ситуация предполагает наличие не менее 2-х? –Субъекта(2) и объекта.(1) Конфликт как способ социального взаимодействия протекает в 3 формах? -противостояние, -столкновение, -противоборство. Основными видами конфликтного взаимодействия выступают. -Действие, противодействие Основные типы конфликтогенов. -проявление эгоизма, проявление агрессивности. Условия протекания конфликта. –пространственно-временные, -социально-психологические, -социальные. Субъекты конфликта. индивидуумы, -социальные группы,, социальные институты. Характеристика объекта конфликта., - духовен, - определяет поведение S, - материален. Деструктивные функции конфликта. –дезорганизующая, -дезинтеграционная Главная, наиболее распространенная причина возникновения конфликтов. Асоциальный способ удовлетворения индивидуальных и групповых конфликтов Дополнительные условия конфликта. –условия протекания, -образы конфликтной ситуации. Участники конфликта. –субъекты.конфликта, -группы поддержки, -инициаторы конфликта, -свидетели. Конструктивные функции конфликта. - трансформационная, - сигнальная, мобилизующая Участники конфликта индивидуумы социального Субъекты конфликта индивиды или их различные сообщества интересы и цели которых сталкиваются Объект (шире)то из сейчас чего произошел конфликт Предмет конфликта (уже) объективно существующие или воображаемая проблема лежащая в основе конфликта мотив конфликта -внутренне побудительные силы, которые подталкивают субъектов конфликта а противобордтсву конфликтогенные слова, действия или бездействия способные привести к конмотивы жесты
Образы -своеобразные идеальные представления Причины соц.конфликта - общие (соц.политические, экономические, социальной психолог);частные Объективные (обстоятельство соц.взаимодействие); субъективные (причины обусловлнееные образом конфликтоной ситуации) Основные формулы развития конфликта. - -Ксит.+Инц.=Кф; -Кф.=Ксит.1+Ксит2+Ксит3+…+Ксит.n. Определение инцидента. –предполагает действия S1, направленные на единоличное владение О конфликта и представляющие угрозу интересам S2. Структура инцидента. –действия S1, -объект, -осознание S2 угрозы, -противодействие S2. Определение претензии. -требования предъявляемые одной из сторон другой и вытекающее из них противостояние. Тема 4. Основные типы конфликтов по направленности. -горизонтальные, -вертикальные Основные типы конфликтов по составу субъектов. –внутриличностный, -межличностный, -организационный, -групповой. Основные типы конфликтов по форме протекания и разрешения. –антагонистические, неантагонистические, -явные, скрытые, -организованные, неорганизованные. Конфликт между «Нужно» и «Не могу» относится к. –внутриличностный. Кто из конфликтологов классифицировал конфликты по 2-м основаниям: структурные конфликты и неструктурные. –Дарендорф. Кто из белорусских конфликтологов предпринял попытку дать наиболее развернутую типологизацию конфликтов? –Анцупов, -Баклановский. По каким основанием осуществляет классификацию конфликтов Вишнякова? –по степени проявления, -по процессу, -по результату. К латентной стадии развития конфликта относятся. –возникновение объективной конфликтной ситуации, -осознание S конфликта объективной конф.ситуации. Основные этапы развития конфликта. –предконфликт, -конфликтное взаимодействие, -завершение конфликта, -постконфликт. Основные составляющие первого этапа развития конфликта. –потенциальная напряженность, (перерастание), -открыто выявленная напряженность. Латентная стадия развития конфликта характеризуется. -попытка S конфликта решить к.сит. не конфликтными способами, -окончательное оформление к.сит.
Этап конфликтного поведения характеризуется. –реальный инцидент, -эскалация, -сбалансированное противодействие, -завершение. Какие основные элементы включает в себя постконфликтный этап? –частичная нормализация, -полная нормализация. Потеря S-ми конфликта О конфликта, расширение его границ, сужение когнитивной сферы, рост эмоциональной напряженности, это- -стадия эскалации. Перерастание потенциальной напряженности в открыто выявленную напряженность характеризует. –осознание оппонентами объекта к.сит. ?Что является принципиально важным при осуществлении типологизации конфликтов? - является важным основание Определение стадии эскалации конфликта. –резкая интенсификация динамики противоборства субъектов конфликта. (Потеря" "S"-ми конфликта "О" конфликта, расширение его границ, сужение когнитивной сферы, рост эмоциональной напряженности). Тема5. Конфликт между «нужно» и «не могу» относится к? –внутриличностный. Конфликт между «Хочу» и «Хочу» относится к? –внутриличностный. Конфликт между «могу» и «не могу» относится к? –внутриличностный. Конфликт между «хочу» и «не могу» относится к? –внутриличностный. Конфликт между «нужно» и «нужно» относится к? –внутриличностный. Конфликт между «хочу» и «нужно» относится к? –внутриличностный. Кто из психологов определил внутриличностный конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины? –Левин. Кто из психологов определил внутриличностный конфликт как результат нереализованных потребностей? -Маслоу. Основу любого вл/к составляет ситуация, характеризующаяся. –противоречивостью позиций, -противоположностью мотивов, целей и интересов, -противоположностью средств достижения целей в конкретных условиях, -отсутствием возможности удовлетворения потребности и невозможностью ее устранения. К основным принципам вл/к относятся. –внутренние причины, коренящиеся в противоречивости психики личности, -внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе, -внешние причины, обусловленные положением личности в обществе. Показатели вл/к в когнитивной сфере личности. -снижение качества и интенсивности деятельности, -снижение удовлетворительности деятельности, -негативный эмо.фон в общении. Показатели вл/к в эмоциональной сфере личности. -психо-эмо. напряжение, -частные и сильные отрицательные переживания, -эмо. срывы. ?Показатели вл/к в поведенческой сфере личности.
Интегральные показатели вл/к. -ухудшение механизма адаптации, -учащение стрессов. Основные формы проявления вл/к. –неврастения, -рационализм, -регрессия, -номадизм, -проекция, -эйфория. Определение вытеснения, как способа разрешения вл/к. –процесс в результате которого неприемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания из сферы сознания переводятся в сферу бессознательного. Определение ухода, как способа разрешения вл/к. –устранение (отказ) от решения проблемы, вызванной внутриличностными противоречиями. Типологизация внутриличностного конфликта. –мотивационный, -нравственный, -нереализованных желаний, -статусно-ролевое, -адаптационный, -неадекватной самооценки. Основные механизмы психологической защиты. -о трицание, -проекция, -регрессия, -замещение объекта, -замещение чувства, -воображение, -изоляция, -интроекция, -интеллектуализация, -аннулирование, -сублимация, -обособление, -рационализация, -реактивное образование, -компенсация, -идентификация, -подавление. Основные принципы разрешения вл/к. –осознание экзистенциального смысла конфликта, -локализация причин конфликта, -смелость при анализе причин, -использование тренинга, -разумный выход эмоций, -умение прощать, -снижение уровня притязаний, -изменения условий, стиля работы, -адекватная оценка ситуации. Тема6. Конструктивные функции мл/к. –познавательная, -развития, -инструментальная, -перестроечная. Субъектами мл/к выступают. –конкретные личности -индивидуумы, обладающие несовпадающими системами притязаний. Основные причины мл/к. –ограниченность ресурсов, -качество ресурсов, -взаимозависимость индивидуумов, -различие в манерах, жизненном опыте, -неудовлетворительные коммуникативные связи, -различия в целях, ценностях, интересах. ?Три основных периода (этапа) развития мл/к. - Особенности мл/к. -противоборство «лицом к лицу», -высокий эмо.фон, -перенос неудач друг на друга, -проявление всего спектра причин, -определяющая роль индивид. соц-псих качеств.
Основные уровни развития мл/к в соответствии с 4-х шаговым методом улучшения взаимоотношения Дэна. –стычки, -столкновения, -кризис. Основные стили поведения в мл/к. -избегание, -противоборство, -компромисс, -приспособление, -сотрудничество, -ассертивность. Определение межличностного конфликта. –открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных потребностей, целей, интересов, мотивов, несовместимых в конкретной ситуации. ?Какие социально-психологические качества индивидуумов оказывают решающее влияние на динамику мл/к. - Уровни самооценки личности. –завышенная, -заниженная, -адекватная. Определение ассертивности. – внимательное отношение к самому себе и партнеру. Определение манипулятора. – люди, не доверяющие никому, в том числе, самим себе. Определение экстернала. – в своих неудачах, как правило, предпочитают обвинять других и обстоятельства. Тема7. Субъекты групповых конфликтов. -организации (социальные институты), - социальные группы. Типы групповых конфликтов –группа-личность(внутригрупповой), -группа-группа(межгрупповой). Определение группового конфликта. -противоборство, в котором один из его субъектов представлен социальной группой. Основные причины конфликта «личность-группа». -рассогласование групповых и индивидуальных потребностей, -противоположность групповых и индивид. норм и ценностей, -несовпадение групповых и индивидуальных интересов. Основные причины конфликта «группа-группа». -неудовлетворительное распределение групповых ресурсов, -несовпадение позиций лидеров микро групп (борьба за лидерство), -противоположность групповых норм и ценностей. Основные стили лидерства(влияющие на уровень конфликтности). -авторитарный, -либеральный. ?Основные групповые психологические образования. - Социально-психологические динамические групповые процессы. -групповые сплочения, -лидерство, -принятие группового решения. Основные групповые социально-психологические феномены. –деиндовидуализация, -социальной фассилитации, -групповой поляризации. Объекты групповых конфликтов. –социально-экономические ресурсы, -социальный статус, -социокультурные нормы и ценности. Типы групповых конфликтов по содержанию. -социально-экономические, -политико-правовые, -духовно-идеологические.
Тема 8. Основные объективные причины возникновения организационных конф: -недостатки (плохая) организации труда, - слабая материально- техническая база, - недостатки финансирования) Основные субъективные причины возникновения организационных конфликтов: -социально-психологические особенности индивидуумов; -сихологические особенности групповых динамики (процессов); -индивидуальные психологические особенности.) Основные объекты (предметы) организационных конфликтов: -условия труда, - система распределения ресурсов, -выполнение принятых договоренностей Основные типы организационных конфликтов: -организационно-технологических; -административно-управленческие; -социально-экономические; -социально-психологические; -кон-ты связанные с функционированием неформальной организации Типы социально-психологических организационных конфликтов: -кон-ты целей, ценностей, интересов; -ролевые кон-ты; -кон-ты доминирования и лидерства; -межличностные эмоц-ные (соц-психол) кон-ты; -кон-ты между подгруппами в отдельной группе и межгрупповые; -кон-ты между формальной и неформальной группами Основные уровни конфликтной ситуации в организации: -1ур все подчиненные находятся в оппозиции друг к другу (и война всех против всех), -2ур все подчиненные настроены против руководителя (все против одного), -3ур организация распадается на диады и триады По степени конфликтности сотрудники организации делятся на: -устойчивых к конфликту; -удерживающиеся от конфликта; -конфликтные сотрудники (6-7%) Метод поэтапного урегулирования организационного конфликта: -1эт институционализацию конфликта (определение общих правил и принципов разрешения кон-та), -2эт легитимизацию конфликта (готовность конфликтующих соблюдать принятые нормы и правила разрешения кон-та), -3эт структурирование конфликтующих групп (выявление инициаторов носителей интересов, колич-ых и кач-ых хар-к оппонентов), -редукцию (последовательное ослабление кон-та за счет его перевода на др ур)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|