Человек, индивид, личность
Развитие общества. Прогресс
Прогресс – это развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Области прогресса: Экономический прогресс; Социальный (общественный) прогресс; Научно-технический прогресс (НТП)
Формы социального прогресса:Реформа (социальная эволюция), т. е. постепенно;Революция, т. е. скачкообразный. Учёные о критериях прогресса (критерий это мерило, показатель):
Критерий должен быть универсальным, т. е. работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития.
Исторический процесс – это путь человечества с древнейших времён до настоящего времени, это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся во взаимосвязанных конкретных событиях.
Основа ИП – это события, т. е. те или иные прошедшие явления, факты общественной жизни.
Объект ИП – это вся историческая действительность, общественная жизнь и деятельность.
Субъект ИП – это все участники ИП: индивиды, их организаций, великие личности, социальные общности.
Результат исторической деятельности – история.
Историческая личность – это человек, деятельность которого оказывает влияние на ход и исход крупных исторических событий.
Культ личности – это слепое преклонение перед исторической личностью, наделение её сверхчеловеческой способностью творить историю по своему собственному произволу. Вред культа личности состоит в принижении роли народа как творца истории (народ превращается в массу).
«Личность может творить историю по своему усмотрению» (В. Гюго);
«Личность творит историю только вместе с народом» (П. Прудон);
«Только народ творит историю, т. е. личность не влияет на объективный ИП» (Марксисты).
Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы – это результат объективного процесса развития общества.
Глобальные (общепланетарные) проблемы современности – это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций.
Признаки:-Угрожает всему человечеству;-Носит планетарный, общечеловеческий характер;-Нуждается в неотложных мерах по их устранению;-Решение возможно в рамках всего человечества. Сущность глобальных проблем:
Предотвращение ядерной войны
| Исключение войны как способа решения международных проблем, несущего в себе массовые разрушения и гибель людей, порождающего агрессию.
|
Энергетическая
| Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и ограниченностью запасов органического топлива.
|
Экологическая
| Хозяйственная деятельность человека ведёт к возрастанию нагрузки на природу.
|
Демографическая
| Рост населения (урбанизация) увеличивает потребность в продовольствии и промышленных товарах, всё это приводит к ещё одной проблеме – нехватка продовольствия
|
Здравоохранение
| Эпидемии малярии, гриппа, венерических болезней, СПИДа.
|
Преодоление отсталости слаборазвитыми странами
| Отставание экономик, отсутствие из-за этого нормальных условий жизни у населения
|
Терроризм
| Борьба с международным терроризмом одна из острых проблем современности, терроризм проявляется из-за экономических, политических и религиозных отношений
|
Девиантное поведение
| Алкоголизм, курение, наркотики, суицид
|
| | | |
Глобализация – это общепланетарные процессы (глобальная ситуация, глобальное развитие), охватывающие всю природу, науку, человечество, отражающие взаимосвязь стран, народов и не зависящих от человека вечных явлений природы.
Интернационализация – это сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.
Свобода
Статья 3 Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность». Личная неприкосновенность – это первая предпосылка (условие) свободы.
Свобода
|
Естественное право человека
| Высшая ценность человеческой жизни
| Идеал (основная идея) либералов
| Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
|
Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств
|
Объект свободы является критерием социального прогресса
|
Свобода – это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Условия существования свободы:
-Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;
-Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека
|
Относительная свобода во внешних условиях жизни
| Абсолютная свобода во внутренней жизни
|
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности
| В деятельности человека отсутствует внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями
|
События истории, устанавливающие свободу:-Первая Конституция (США 1787г.);Декларация прав человека (Франция 1789г.);Всеобщая декларация прав человека и гражданина (ООН 1948г.);Конституция РФ (референдум 12 декабря 1993г.).
Равенство
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека: «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».
Идеал (основная идея) социалистов
| Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
|
Равноправие – это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.
Что понимают под равенством?
|
Равенство прав (равноправие)
| Равенство в имуществе
| Равенство перед Богом
|
Социальное равенство - это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.
Неравенство
|
Социальное
| Имущественное
|
Ведёт к образованию сословий
| Ведёт к образованию классов
|
Человек, индивид, личность
Антропогенез – это процесс появления человека; Социогенез – это процесс появления человеческого общества; Антропосоциогенез – это параллельный процесс появления человека и человеческого общества.
Биологическое существо
| Социальное существо
|
-Человек часть живой природы;
-Тело и мозг результат деятельности природы;
-Наличие инстинктов;
-Анатомия и физиология, биологические потребности.
| -Подавление и регулирование инстинктов;
-Формируется в обществе: речь, мышление, навыки;
-Не мыслит себя все общества.
|
Биологическое и социальное связано. Человек – существо биосоциальное
|
Индивид (индивидуум) – это отдельный человек в среде других людей (человек как единичный представитель рода человеческого и как член какой-то социальной группы). Индивидуальность – это особенность, неповторимое своеобразие отдельного человека (биологические и социальные особенности).
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества и может приобретать свой социальный статус.
Факторы формирования личности
|
Наследственные факторы:
-Особенности физиологии высшей нервной деятельности;
-Анатомо-физиологические особенности;
| Социальные факторы Образование; Семья;
Воспитание; Общение; Труд.
| Природно-географическая среда:Климат;Географ.положение.
|
Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность.Окончательные границы формирования личности нет.Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Психологические характеристики личности.Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и являющаяся в деятельности и общении.
Тип личности по направлению: Экстраверт (импульсивность, инициативность, гибкость, поведения, общительность, социальная адаптированность); Интроверт (необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение к социальной адаптации).
Темперамент – это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих динамику протекания психических процессов и состояний.
Тип характера
| Темперамент
| Черты характера
| Характеристика работоспособности
|
Сильный
| Холерик
| Высокая активность, вспыльчивость, подвижность, быстрый темп действий, экстраверт.
| Энергичность, напористость, эмоциональный подъём, решительность, оперативность.
|
Сильный, спокойный
| Сангвиник
| Эмоционально выразительность, высокие темп речи и движений, пластичен, гибок, адаптирован, живая мимика, оптимизм.
| Более дисциплинирован, энергичен, быстро привыкает к новой обстановке,
|
Инертный
| Флегматик
| Высокая активность, низкая реактивность, реактивность ниже активности (в этом выражается инертность).
| Внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении, несколько замедленный темп движений и речи, высокая выдержка, самообладание.
|
Слабый
| Меланхолик
| Слабый, вялый, инертный, глубокий интроверт, легко раним, чрезмерно обидчив, замкнут, осторожен, осмотрительный.
| Трудно включается в работу, в спокойной обстановке отличается добросовестностью, внимательностью, легко утомляется.
|
| | | | | |
Каждый темперамент имеет свои особые требования: если горячий человек раздражается медленною систематичностью, то тихий человек возмущается крутою резкостью
Деятельность
Развитие общества – результат деятельности людей. Отличия деятельности человека от поведения животных:
| Животное
| Человек
|
Взаимодействие с окружающей средой
| Приспособление к окружающей среде
| Приспособление и преобразование природных и социальных условий
|
Цель
| Задаётся инстинктом
| Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком
|
Поведение
| Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью
| Целесообразное и целеполагающие (целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения)
|
Деятельность – это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности
|
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей
| Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направле на деятельность
| Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы
| Действия – это проявление волеизъявления людей
| Результат – это конечный итог, завершающий деятельность
|
Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом;
Объект – это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Если результат совпал с целю, значит результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать).
Для достижения цели любые средства хороши. Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные.
Мотивы деятельности
|
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития
| Социальные установки – это ориентация человека на что-либо.
| Убеждения – это эмоционально-ценностные отношения к действительности
| Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами
| Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)
|
Действия по мотивам:
Целерациональные
| Ценностно-рациональные
| Аффективные
| Традиционные
|
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом
| Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности
| Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности
| Характеризуются зависимостью от длительной привычки
|
Многообразие деятельности
Деятельность
|
Практическая
| Духовная
|
Направлена на изменение
| Связана с преобразованием сознания людей
|
Природы
| Общества
| Познавательная деятельность – это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
|
Это материально-производственная деятельность
| Это социально-преобразовательная деятельность
| Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
|
|
| Прогностическая деятельность – это предвиденье; планирование возможных изменений реальности
|
Все эти виды деятельности связаны между собой
|
Деятельность по результатам:
Созидательная
| Разрушительная
|
Результатом является «вторая природа» (культура)
| Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
|
Деятельность - благо
| Деятельность – зло
|
Рекреационная деятельность – это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность – направлена на получение уже известного результата известными же средствами.Творчество или продуктивная деятельность
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
|
Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности
|
Фантазия – это мысленное представление; поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных
|
Интуиция – это способность постижения истины путем прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств
|
Результатом может быть, что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата
|
Игровая деятельность:
Игра – это форма деятельности в условиях ситуации
|
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством
|
Особенность: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры
|
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность)
|
Обеспечивает познание и усвоение предметной действительности
|
Трудовая деятельность:
Труд – это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность
|
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата
|
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека
|
Осуществляется пол влиянием необходимости
|
Преобразует и совершенствует самого человека
|
Учебная деятельность
Учение – это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность
|
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей
|
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни
|
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач
|
Деятельность и общение
Разные подходы к связи деятельности и общения
|
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности
| Общение не равно деятельности, т. к. общение – условие деятельности или свойство деятельности
| Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение самостоятельный вид активности
|
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Цель общения – это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Содержание общения – это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние);
Цели и функции общения
|
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе)
| Общение – самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством
| Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками
|
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: