Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек, индивид, личность




Развитие общества. Прогресс

Прогресс – это развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Области прогресса: Экономический прогресс; Социальный (общественный) прогресс; Научно-технический прогресс (НТП)

Формы социального прогресса:Реформа (социальная эволюция), т. е. постепенно;Революция, т. е. скачкообразный. Учёные о критериях прогресса (критерий это мерило, показатель):

Критерий должен быть универсальным, т. е. работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития.

Исторический процесс – это путь человечества с древнейших времён до настоящего времени, это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся во взаимосвязанных конкретных событиях.

Основа ИП – это события, т. е. те или иные прошедшие явления, факты общественной жизни.

Объект ИП – это вся историческая действительность, общественная жизнь и деятельность.

Субъект ИП – это все участники ИП: индивиды, их организаций, великие личности, социальные общности.

Результат исторической деятельности – история.

Историческая личность – это человек, деятельность которого оказывает влияние на ход и исход крупных исторических событий.

Культ личности – это слепое преклонение перед исторической личностью, наделение её сверхчеловеческой способностью творить историю по своему собственному произволу. Вред культа личности состоит в принижении роли народа как творца истории (народ превращается в массу).

«Личность может творить историю по своему усмотрению» (В. Гюго);

«Личность творит историю только вместе с народом» (П. Прудон);

«Только народ творит историю, т. е. личность не влияет на объективный ИП» (Марксисты).

Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы – это результат объективного процесса развития общества.

Глобальные (общепланетарные) проблемы современности – это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизаций.

Признаки:-Угрожает всему человечеству;-Носит планетарный, общечеловеческий характер;-Нуждается в неотложных мерах по их устранению;-Решение возможно в рамках всего человечества. Сущность глобальных проблем:

Предотвращение ядерной войны Исключение войны как способа решения международных проблем, несущего в себе массовые разрушения и гибель людей, порождающего агрессию.
Энергетическая Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и ограниченностью запасов органического топлива.
Экологическая Хозяйственная деятельность человека ведёт к возрастанию нагрузки на природу.
Демографическая Рост населения (урбанизация) увеличивает потребность в продовольствии и промышленных товарах, всё это приводит к ещё одной проблеме – нехватка продовольствия
Здравоохранение Эпидемии малярии, гриппа, венерических болезней, СПИДа.
Преодоление отсталости слаборазвитыми странами Отставание экономик, отсутствие из-за этого нормальных условий жизни у населения
Терроризм Борьба с международным терроризмом одна из острых проблем современности, терроризм проявляется из-за экономических, политических и религиозных отношений
Девиантное поведение Алкоголизм, курение, наркотики, суицид
       

Глобализация – это общепланетарные процессы (глобальная ситуация, глобальное развитие), охватывающие всю природу, науку, человечество, отражающие взаимосвязь стран, народов и не зависящих от человека вечных явлений природы.

Интернационализация – это сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.

Свобода

Статья 3 Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность». Личная неприкосновенность – это первая предпосылка (условие) свободы.

Свобода
Естественное право человека Высшая ценность человеческой жизни Идеал (основная идея) либералов Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств
Объект свободы является критерием социального прогресса

Свобода – это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Условия существования свободы:

-Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;

-Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствует внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

События истории, устанавливающие свободу:-Первая Конституция (США 1787г.);Декларация прав человека (Франция 1789г.);Всеобщая декларация прав человека и гражданина (ООН 1948г.);Конституция РФ (референдум 12 декабря 1993г.).

Равенство

Статья 1 Всеобщей декларации прав человека: «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».

Идеал (основная идея) социалистов Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии

Равноправие – это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.

Что понимают под равенством?
Равенство прав (равноправие) Равенство в имуществе Равенство перед Богом

Социальное равенство - это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.

Неравенство
Социальное Имущественное
Ведёт к образованию сословий Ведёт к образованию классов

Человек, индивид, личность

Антропогенез – это процесс появления человека; Социогенез – это процесс появления человеческого общества; Антропосоциогенез – это параллельный процесс появления человека и человеческого общества.

Биологическое существо Социальное существо
-Человек часть живой природы; -Тело и мозг результат деятельности природы; -Наличие инстинктов; -Анатомия и физиология, биологические потребности. -Подавление и регулирование инстинктов; -Формируется в обществе: речь, мышление, навыки; -Не мыслит себя все общества.
Биологическое и социальное связано. Человек – существо биосоциальное

Индивид (индивидуум) – это отдельный человек в среде других людей (человек как единичный представитель рода человеческого и как член какой-то социальной группы). Индивидуальность – это особенность, неповторимое своеобразие отдельного человека (биологические и социальные особенности).

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества и может приобретать свой социальный статус.

Факторы формирования личности
Наследственные факторы: -Особенности физиологии высшей нервной деятельности; -Анатомо-физиологические особенности; Социальные факторы Образование; Семья; Воспитание; Общение; Труд. Природно-географическая среда:Климат;Географ.положение.

Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность.Окончательные границы формирования личности нет.Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Психологические характеристики личности.Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и являющаяся в деятельности и общении.

Тип личности по направлению: Экстраверт (импульсивность, инициативность, гибкость, поведения, общительность, социальная адаптированность); Интроверт (необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение к социальной адаптации).

Темперамент – это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих динамику протекания психических процессов и состояний.

Тип характера Темперамент Черты характера Характеристика работоспособности
Сильный Холерик Высокая активность, вспыльчивость, подвижность, быстрый темп действий, экстраверт. Энергичность, напористость, эмоциональный подъём, решительность, оперативность.
Сильный, спокойный Сангвиник Эмоционально выразительность, высокие темп речи и движений, пластичен, гибок, адаптирован, живая мимика, оптимизм. Более дисциплинирован, энергичен, быстро привыкает к новой обстановке,
Инертный Флегматик Высокая активность, низкая реактивность, реактивность ниже активности (в этом выражается инертность). Внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении, несколько замедленный темп движений и речи, высокая выдержка, самообладание.
Слабый Меланхолик Слабый, вялый, инертный, глубокий интроверт, легко раним, чрезмерно обидчив, замкнут, осторожен, осмотрительный. Трудно включается в работу, в спокойной обстановке отличается добросовестностью, внимательностью, легко утомляется.
           

Каждый темперамент имеет свои особые требования: если горячий человек раздражается медленною систематичностью, то тихий человек возмущается крутою резкостью

Деятельность

Развитие общества – результат деятельности людей. Отличия деятельности человека от поведения животных:

  Животное Человек
Взаимодействие с окружающей средой Приспособление к окружающей среде Приспособление и преобразование природных и социальных условий
Цель Задаётся инстинктом Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком
Поведение Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью Целесообразное и целеполагающие (целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения)

Деятельность – это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направле на деятельность Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы Действия – это проявление волеизъявления людей Результат – это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом;

Объект – это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.

Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.

Если результат совпал с целю, значит результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать).

Для достижения цели любые средства хороши. Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные.

Мотивы деятельности
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития Социальные установки – это ориентация человека на что-либо. Убеждения – это эмоционально-ценностные отношения к действительности Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)

Действия по мотивам:

Целерациональные Ценностно-рациональные Аффективные Традиционные
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности Характеризуются зависимостью от длительной привычки

Многообразие деятельности

Деятельность
Практическая Духовная
Направлена на изменение Связана с преобразованием сознания людей
Природы Общества Познавательная деятельность – это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельность Это социально-преобразовательная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
    Прогностическая деятельность – это предвиденье; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Деятельность по результатам:

Созидательная Разрушительная
Результатом является «вторая природа» (культура) Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность - благо Деятельность – зло

Рекреационная деятельность – это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность – направлена на получение уже известного результата известными же средствами.Творчество или продуктивная деятельность

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности
Фантазия – это мысленное представление; поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных
Интуиция – это способность постижения истины путем прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств
Результатом может быть, что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата

Игровая деятельность:

Игра – это форма деятельности в условиях ситуации
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством
Особенность: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность)
Обеспечивает познание и усвоение предметной действительности

Трудовая деятельность:

Труд – это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека
Осуществляется пол влиянием необходимости
Преобразует и совершенствует самого человека

Учебная деятельность

Учение – это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач

Деятельность и общение

Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности Общение не равно деятельности, т. к. общение – условие деятельности или свойство деятельности Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение самостоятельный вид активности

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Цель общения – это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Содержание общения – это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние);

Цели и функции общения
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) Общение – самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...