Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды познавательной деятельности




Познавательная деятельность – это особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Деятельность человека основана на использовании знаний накопленных человечеством.

Научное познание: Теория – это логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений. Гипотеза – это предположение, догадка. Закон – это наиболее существенные связи между отдельными свойствами и сторонами явлений. Способы получения научных знаний:

Научное наблюдение – это целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т. е. такими, какие они есть в действительности); Эксперимент – это исследование в специально созданных, искусственных условиях; Моделирование – это воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичному ему); Анализ – это расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное; Синтез – это вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности; Индукция – это движение мысли от единичных явлений к общим выводам; Дедукция – это движение мысли от общего к частному; Ненаучное познание:

Ненаучное познание
Мифологическое мышление Жизненная практика Народная мудрость и здравый смысл Паранаука Художественное познание

Миф не сказка, а образ мышления, объясняющий реальную жизнь. Мифология – это основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.

Мифы
Творения Создание мира сверхъестественным существом – Богом, колдуном, др.
Развития Превращение бесформенного состояния, «хаоса», в космос
Календарные Умирание и воскрешение богов и героев
Эсхатологические Грядущая гибель, конец света
Биографические Рассказ о богах и героях, об их делах

Обыденное познание – это накопление знаний в процессе жизни конкретного человека.

Практическая деятельность( Знания, Нормы поведения) Жизненная практика, или опыт повседневной жизни, - это знание, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни. Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, примет, загадок. Здравый смысл – это неосознанные, опирающиеся на жизненный опыт, способы объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.

Паранаука – это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям. Познание средствами искусства, или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени. Социальное познание: Социальное познание – это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.

Самопознание – это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости. Особенности формирования самооценки: 1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ <-> идеальный образ); 2. Самооценка себя, через оценку других; 3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам. Успех – это достижение чего-либо. Притязание – это цели и требования, проставленные человеком пред собой

«Познай самого себя» (Изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, приписываемое «семи мудрецам»); «Познай самого себя, и через это познаёшь мир» (Н. А. Бердяев)

Культура духовная и материальная. Культура - Это всё, что создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда. Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитание, в достижениях науки, искусства, литературы

Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком. Формы культуры:

Элитарная (высокая) Народная Массовая (популярная)
Сложная по содержанию и трудная для восприятия; адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества Создаётся неизвестными творцами – непрофессионалами; адресована народу Адресована всем, без различия классов, наций, пола, т. е. массам в обществе потребителя
Картина Пикассо, фильмы Тарковского Частушки, танцы, сказки Телевиденье, поп-музыка

Духовная культура:Результат духовной деятельности (духовного творчества) людей; Существует в сознании человека; Связана с материальной культурой. Духовная деятельность – это сочетание производства и потребления духовных ценностей.

Духовные ценности: картины, музыка, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, знания, обычаи, традиции, язык, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, гипотезы, верования, социальные идеи, ценностные ориентации. Духовные ценности производиться для потребления, т. е. удовлетворения духовных потребностей.

Искусство Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира. Это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта.

Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.

Функции искусства
Повествовательная, познавательно-эвристическая Это знание и просвещение
Информационно-коммуникативная Это общение, обобщение, сообщение
Концептуально-рефлекторная Это философско-эстетический и художественно-эстетический анализ и диагноз состояния мира
Прогностическая, футурологическая Это предвосхищение, предсказание
Общественно-преобразующая Это духовно-практическая деятельность
Интеллектуально-нравственная Это фактор развития личности, её ценностно-смысловых ориентиров
Эстетическая Это развитие способностей художественного восприятие и творчества
Гедонистическая Это наслаждение
Психологическое воздействие на подсознание человека Это воображение, внушение, гипноз
       

В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» (Ф. И. Достоевский); «Искусство – это мышление в образах» (В. Г. Белинский).

Формы религии:

Фетишизм Магия Анимизм Тотемизм Шаманизм Спиритизм
Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства Действия и обряды для сверхъест. воздействия на окружающий мир Вера в душу и в духов и их влияние на людей Вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями Вера в способность особых людей быть посредниками между людьми и духами Вера в посмертное существ. душ умерших и контакт с ними

Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Ядром религии является вера.

Свобода совести – это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (т. е. быть атеистом)

Основа философии

Бытие – это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы, материи, внешнего мира, в отличие от сознания и мышления. Идеальное, духовное – это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства).

Агностицизм – это учение, отрицающее возможность познания мира.

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании») Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности. Как система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение, и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов.

Образование как социальный институт общества оформилось в XII – XV вв. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Концепция непрерывного образования в сложном современном изменяющемся мире: образование следует за человеком всю жизнь, составляет неотъемлемую часть его образа жизни.

Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях.

Функции образования
Профессионально-экономическая Воспроизводство рабочей силы различной квалификации;Переподготовка и повышение квалификации кадров;Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий
Социальная -Социализация и воспитание личности;Институт образования – это один из основных каналов социальных перемещений
Культурно-гуманистическая -Обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь;Участие института образования в производстве новых знаний; Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
Политико-идеологичес-кая -Государственное регулирование деятельности институтов образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий;Контроль со стороны государственных институтов; -Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества

Формы образования: очное, очно-заочной (вечернее), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.

Наука и НТР

Наука – одна из форм духовной культуры. Функции современной науки Культурно-мировоззренческая. Непосредственная производительная сила общества. Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом.Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции (НТР), её движущую силу. НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...