Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос о задолженности Монголии по кредитам бывшего СССР.

Задолженность Монголии перед Россией, так называемый “большой долг”, является самой серьезной и трудноразрешимой проблемой Монгольской экономики. Размер этого долга в настоящее время составляет 11 млрд. долл. США.

По поводу этого долга в Монголии бытуют различные мнения. Монгольские демократы считают, что проблема “большого долга” должна быть решена в комплексе с другими проблемами, в том числе с вопросом массовой репрессии в Монголии. Они, наоборот, считают, что Россия должна Монголии – за каждого репрессированного. Поэтому, в те времена, когда Монгольские демократы были во власти, трудно было решить эту проблему.

Пришедшая к власти Монгольская Народно-революционная партия сравнительно гибко относится к этой проблеме.

В настоящее время Правительство Монголии по поводу задолженности придерживается следующего мнения: “Рассматривая этот вопрос, мы придерживаемся четырех принципов:

а) учитывать историю возникновения долга;

б) он не должен стать сильным бременем для Монголии;

в) надо учитывать опыт решения Россией этой проблемы с Вьетнамом, Никарагуа и ГДР через Парижский клуб;

г) Россия будет поддерживать увеличение мощи монгольской экономики, с тем чтобы Монголия была достаточно развитой страной, чтобы разрешить этот вопрос”1.

Несмотря на всесторонюю помощь и содействия, отношение “старшего брата” за время существования СССР невсегда были бескорыстными и добрыми.

Торговые сделки часто осуществлялись не в пользу Монголии. В качестве примера ниже приводится некоторые из многочисленных цифр, которые часто фигурируют в газетах Монголии. В 1946-1966 гг. Монголия поставила в СССР

2 876 700 коров, 35 137 000 овец по средней цене соответственно 38 и 6 рублей. Эти цены были 4-5 раза меньше чем цены на внутренных рынках СССР. С 1970 г. коровы и овцы продавались по цене соотвественно 50,3 и 8,8 рублей, с 1975 г. – за 146-164 и 24 рублей. Из-за разницы цен только с двух наименовании товаров Монголия потеряла порядка 3 млрд. рублей.1

Однако, все эти торговые операции осуществлялись по взаимной договоренности и конкретным соглашениям и потому Монголия в настоящее время не имеет никакого обоснования оспаривать подобные сделки, даже если они были не особо справедливыми. 

Что касается требований о том, что долг “не должен стать тяжелым бременем для Монголии”, мягко говоря, несерьезно. Естественно, что для страны с государственным бюджетом в 400 млн. долл., и к тому же имеющей и к другим странам задолженности порядка 1,2 млрд. долл., выплата даже десятой доли задолженности к России будет стоить огромных усилий и мобилизации всех экономических мощностей Монголии. Поэтому, выплатить долг без особой “бремени” просто невозможно. С другой стороны, затягивание долговых обязательств на десятилетия невыгодно не только для России, но и для Монголии.

Россия, как правопреемница СССР должна нести ответственность, например, за массовую репрессию 1937 г., которая осуществлена по прямому указанию И. Сталина. Но Монгольское правительство должна иметь в виду то, что это репрессия и русскому народу нанесла неисчислимые бедствия. При таком подходе к делу, Россия вправе потребовать компенсацию за убитых солдат в ходе Халхин-гольской битвы, за уничтоженные в ходе войны военной техники, за огромные средства которые были затрачены на битву с японцами и т д.

Однако, нельзя не признать на тот факт, что огромная задолженность Монголии является прямым следствием политики СССР, и в том числе массовой репрессии 1937 г. При населении 700 тысяч человек в ходе репрессии были уничтожены 30 тысяч человек. Число осужденных к тюремному заключению и ссылке не поддается никакому учету. Поэтому, эта крупномасштабная карательная операция привела к острой нехватке рабочей силы, упадку Монгольской экономики, что привело к иждивенческому отношению и накоплениию огромного долга.

Кроме этого существует ряд проблем так или иначе связанных с рассматриваемой проблемой. К ним относятся исторические и археологические ценности переданные СССР, безвозмездная передача некоторых урановых месторождении Монголии, ущерб причененный советскими воинскими частями природе Монголии и т д.

Российское Правительство как приемник СССР хорошо понимает несправедливости и произволы допущенные по отношению к Монголии за время “строительства социализма”. Об этом свидетельствует тот факт, что Российская сторона при предыдущих раундах переговора по проблеме задолженности неоднократно делала различного рода уступки. 

Данная проблема обсуждается с конца 1980-х годов. За это время Российская сторона, с начала 1990-х годов неоднократно заявляла о приемлемости погашения определенной части задолженности. В частности, в 1995 году Россия заявляла о готовности к списанию 85% существующей задолженности. В уже 1999 году премьер министр М.Касьянов в своем официальном письме к Правительству Монголии уведомил о возможностии списания только 70% задолженности. Но при этом согласились “для пересчета задолженности в переводных рублях в доллары США применять коэффицент 1 долл. = 0,6 перев. рубля” и “в качестве дополнительной меры по облегчению долгового бремени Монголии установить коэффициент пересчета один к одному”. Но каждый раз Монгольская сторона считала неприемлемыми условия погашения долга.

Таким образом, в настоящее время проблема заключается в окончательном согласований подлежащей к уплате суммы, срока и условии платежа. Инструментом для разрешений данной проблемы должны стать взаимные успупки.

При мобилизации экономических ресурсов Монголия вполне в состоянии погасить задолженность такого размера. Причем, при нехватке валюты, по договоренности с Правительством России могли бы заплатить долг другими средствами. Такими платежными средствами могут быть мясо, золото, плавиковый шпат, акции совместных российско-монгольских предприятии, в том числе определенная часть акции горно-обогатительного комбината “Эрдэнэт”. Одним из путей решения этой проблемы может быть отдача в концессию серебряного месторождения Асгат, которое располагается на российско-монгольской границе.

В связи с этим следует отметить, что худшем способом решения этой проблемы является передача задолженности третьей стороне, особенно Китае.

Финансовое положение России в последние годы довольно благополучное из-за высоких цен нефти на мировом рынке. В 2002 году Россия экспортировал 186,7 миллион тонн нефти и заработал 28.7 миллиардов долларов. Золото-валютный запас Центрального банка в этом году достиг величины 52,7 миллиардов долларов.

Поэтому, настойчивое требование России возвратить долг продиктовано не финансовой необходимостью. Оно скорее всего является финансовым рычагом решения другой проблемы. А именно проблемы разрешения спорных вопросов с СП “Эрдэнэт”.

 

2.2. Проблема управления совместным предприятием ГОК“Эрдэнэт”.

СП ГОК ”Эрдэнэт” было создано в ноябре 1973 года для разработки месторождения медно-молибденовых руд Эрдэнэтийн-Овоо. Согласно межправительственному соглашению от 1991 года Россия получила 49%, а Монголия 51% долей совместного предприятия. В 1994-2002 годах контроль над российской долей в совместном предприятии осуществляли менеджеры компании “Зарубежцветмет”. В 2002 году переработал 23,2 млн. тонн руды, произвел 473 тыс. тонн сухого медного и 6.5 тыс. тонн молибденового концентрата.

1 января 2002 года истек срок действия межправительственного соглашения. Поэтому надежды на изменение ситуации обе стороны связывали с новым межправительственным соглашением, которое должно было вступить в силу в начале этого года. Однако переговоры по заключению этого соглашения, которые продолжается уже год, окончательно зашли в тупик.

Рассмотрим взаимные претензии Правительства России и Монголии, и причины разногласия которые препятствуют успешной ратификации соглашения.

Материалы переговоров особо не афишируется. Но, судя по сообщениям газеты “Коммерсант”1 основной претензией Российского Правительства заключается в нерегулярной поставке медного и молибденового концентратов Эрдэнэта в российские компании – Уральской горно-металлургической компании (УГМК) и Кыштымскому медно-электролитному заводу (КМЭЗ).

За последние десять лет поставки медного сырья из Монголии в Россию осуществлялись крайне нерегулярно. В 1999-2002 годах СП “Эрдэнэт” должен был отправлять для российских потребителей – в УГМК и КМЭЗ, ежегодно не менее 143 тыс. тонн концентрата. Однако эти обязательства не были выполнены. Россия получала ежегодно лишь 40-50 тыс. тонн медного сырья. В 2002 г. в Россию ввезено не более 35 тыс. тонн концентрата, 25 тыс. тонн для УГМК и 10 тыс. тонн для КМЭЗ. В январе-феврале 2003 г. из Монголии поступила всего 1 тыс. тонн концентрата. По предварительным расчетам, общий объем поставок монгольского концентрата на КМЭЗ в этом году вряд ли составит более 10 тыс. тонн. Однако производство рафинированной меди на предприятии останется на уровне прошлого года или чуть ниже – 75-80 тыс. тонн.

В настоящее время Уральские медные месторождения сильно истощены. Поэтому, медная промышленность России сильно зависит от монгольского сырья. Сокращение поставок монгольского медного концентрата привело к сокращению производства горно-металлургических предприятий России. Например, в этом году УГМК планирует снизить производство рафинированной меди на 6-8% (с 330 тыс. до 300-305 тыс. тонн).

Поэтому, Российское Правительство при переговорах прежде всего защищает интересы металлургических комбинатов Урала и требует регулярную поставку монгольского медного концентрата горно-металлургическим предприятиям России.

Российская сторона также обеспокоена тем, что нынешнее руководство СП “Эрдэнэт” взяло курс на уменьшение количества специалистов из России и стран СНГ. Если в начале 2002 г. из 6,2 тыс. работников было 635 российских, то в нынешнем году россиян составило уже 535 человек. К концу года под сокращение попадет еще 200 россиян1. Поэтому, на предстоящих переговорах, по-видимому, будут иметь место кадровые вопросы.

Позиция Монгольского Правительства диаметрально противоположная. Премьер министр Монгольского Правительства Н. Энхбаяр в одном из интервью сформулировал ее следующим образом: СП “Эрдэнэт” к сожалению, не очень высоко технологическое предприятие. 75% выпускаемого концентрата – это земля и только 25% - медь. Мы же хотим, чтобы выпускал чистую медь, медные листы и, возможно, электропровода... Поэтому мы хотим, чтобы переговоры по “Эрдэнэту” проходили не только по соотношению акции, но и касались вопросов его дальнейшего развития”2.

Монгольская сторона также потребовала увеличения своей доли в совместном предприятий с нынешних 51 до 80%, так как в 1994-2002 гг. Россия не участвовала в работе комбината.

Прежнее соглашение было подписано в 1991 году. По мнению генерального директора ГОК “Эрдэнэт” Х. Наранхуу “В соглашении есть много положения, которые не соответствуют рыночному механизму, действующему и в Монголии, и в России. Другая причина в том, что финансовые и экономические расчеты, необходимые для переговоров не проводились ежегодно, в том числе по методикам расчета”1.

Дело в том, что до 1990 года основной валютой расчетов между социалистическими странами был переводной рубль. Все советские кредиты рассчитаны в несуществующей ныне валюте. Помимо валютных курсов действовали так называемые поправочные коэффициенты. По инвестиционным поставкам был один курс, по торговым сделкам – другой. Иногда разница в валютном курсе доходила до 10 кратного уровня2.

По некоторым устным данным, российские металлургические компании за монгольский медный концентрат предлагают невысокую цену. Причем, задержка платежа стала обычным явлением. Поэтому продукция ГОК “Эрдэнэт” в течении нескольких лет проходит обработку в Китае, либо через Китай поступает в третью страну.

Но в настоящее время и сами китайские производители находятся в незавидном финансовом положении. У них не хватает оборотных средств, они не загружены на полную мощность, и к тому же многие из этих предприятий не имеют права на внешние рынки.

Поэтому, СП ГОК ”Эрдэнэт” начал работать с трейдинговыми компаниями, у которых есть хорошие финансовые ресурсы и необходимая инфраструктура. Это фирмы “Гленкор”, “Пешине”, “Самсунг”, “Джералд металз”.

СП ГОК “Эрдэнэт” связывает планы на будущее привлечением западных инвесторов и их технологии. Прежде основная идея заключалась в том, что плавить весь концентрат на месте и производить чистую медь. Иными словами, предполагалось выпускать более дорогую продукцию. В настоящее время на комбинате создан опытный завод, который производит чистую медь путем переработки руды слабым раствором серной кислоты.

Что касается сокращения числа российских специалистов, нынешнее руководство приводит два довода. Во-первых, СП ГОК “Эрдэнэт” действует уже 25 лет, и за это время выросла квалификация монгольских специалистов. Во вторых, предприятие находится в сложном финансовом положении. А средняя зарплата монгольских рабочих составляет примерно 160 долларов в месяц, российских – 600-700 долларов.

В начале апреля 2003 года Российские участниками российско-монгольской межправительственной комиссии было принято решение сменить тактику переговоров о судьбе СП ГОК “Эрдэнэт”. Россия намерена использовать финансовых рычагов воздействия на Монголию с тем, чтобы она отказалась от требований увеличить ее долю от 51 до 80%. Одним из ключевых аргументов российской стороны будет текущая задолженность Монголии. Кроме того, Россия намерена требовать и долг Монголии в самом совместном предприятии – он сейчас составляет свыше 340 млн. долларов. Представители правительства России не исключили, что вопрос о выплате долга может быть поставлен в этом году1.

В связи с задолженностью СП ГОК “Эрдэнэт”опять возникает вопрос об установлении реальной величины долга. По признанию Наранхуу при финансовом учете применялись так называемые “поправочные коэффиценты”, которые доходили “до 10 кратного уровня”. Поскольку российская сторона согласилась пересчет на условиях 1 долл. = 0,6 перев. рубля” и “коэффицент пересчета один к одному”2, можно предположить, что реальная сумма задолженности гораздо меньше вышеуказанной суммы.

Монгольская пословица гласит “Богат тот, кто не имеет долг, счаслив тот, кто здоров”. Поэтому, Монгольское Правительство используя любые возможности, должно погасить и этот долг.

Но и теперь совершенно ясно то, что погашение “большого долга” и выплата задолженности самого горнообогатительного комбината не сможет решить проблему СП ГОК “Эрдэнэт”.

Исходя из вышеуказанных фактов попробуем разобраться в истинных причинах разногласия двух сторон.

За годы существования СССР с целью сплочения стран социалистического лагеря, обязанности распределялись таким образом, что одни страны зависели от дурих. Например, текстильные фабрики строились в России и Прибалтийских странах, когда хлопок выращивали в странах Средней Азии.

Данная система, цель которая являлась интеграция стран СЭВ, до сих пор дает о себе знать. Ярким примером того является проблема СП “Эрдэнэт”.

Месторождение “Эрдэнэтийн овоо” первоначально было разведано Чехословацкими геологами. Поскольку “старший брат” проявил свой интерес к этому месторождению Чехословакия уступила его в пользу СССР и было решено строить совместное советско-монгольский горно-обогатительный комбинат “Эрдэнэт”.

Интерес СССР к этому месторождению объяснялось тем обстоятельством, что уже тогда Уральские месторождения меди начали истощаться.. В связи с этим, некоторые металлургические комбинаты России начали испытывать острый дефицит сырья. Поэтому нужен был комбинат, который обеспечивал бы их дешевым медным концентратом.

Однако, в последние годы объем медного концентрата СП “Эрдэнэт” поставляемый в Россию все более уменьшался, что вызвало недовольство Российского Правительства. Монгольская сторона заинтересована в выпуске чистой меди, в силу высокой цены и поставляла медного концентрата в третью страну, что противоречил интересам России.

Таким образом, основная суть разногласии заключается в том, что, с одной стороны, Монголия не желает обеспечивать дешевым сырьём металлургические комбинаты Урала, с другой, Россия не хочет, чтобы продукции СП “Эрдэнэт” уходили в третью страну.

Проблема эта достаточно сложная. Поэтому, итоги переговоров скорее всего будут определять степень взаимых уступок, главными из которых являются готовность Монголии продавать свои продукции исключительно России с одной стороны, и достаточное увеличение закупочных цен на продукцию СП “Эрдэнэт” с другой.

По последним данным намечается сдвиг в решении данной проблемы.

Российская делегация во главе с заместителем главы Минпромнауки Сергеем Митиным предложили монгольской стороне «нулевой вариант»; сохранение нынешних долей обеих сторон и списание взаимных задолженностей. Как заявил Сергей Митин, правительство Монголии уже согласилось с этим предложением. Для оперативного управления СП действие прежнего соглашения продлено до 1 июля этого года.

К этому времени будут приготовлены документы, которые позволят преобразовать СП в акционерное общество и затем приватизировать его. ГКМ «Норильский никель» и Уральская горно-металлургическая компания уже проявляют интерес к вопросу приватизации СП “Эрдэнэт”.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...