Перспективы развития торгово-экономических связей
Монголии с Россией. Поскольку проблема задолженности Монголии российской стороне стала камнем преткновения двусторонних отношений, то ее решение для Правительства Монголии должно быть первоочередной задачей. Российские компании могут в счет погашения долга выкупать акции совместных с Монголией предприятий. Российская сторона большой интерес проявляет к ГОК «Эрдэнэт». Здесь Россия могла бы расширить свою долю акций. Основным направлением деятельности объединения будет дальнейшее совершенствование плавикошпатового производства с целью обеспечения стабильности достигнутого уровня производства. Запасы плавикового шпата позволяют объединению работать еще как минимум 30 лет. Главная цель – наиболее эффективно поддерживать и развивать это производство, снижать себестоимость плавикового шпата, повышать его качество, расширять ассортимент. Необходимые для этого финансовые ресурсы ежегодно выделяются участниками из прибыли. Либерализация взаимной торговли. Уровень и темпы роста торговли двух стран не удовлетворяют обе стороны. С одной стороны, это резкое увеличение российских транспортных тарифов, таможенных пошлин и налогов на некоторые виды товаров, занимавших видное место в монгольском экспорте, что привело к значительному росту цен и потере потребительского спроса. С другой стороны, надо признать и о необходимости повышения качества поставляемых в Россию монгольских товаров, которые отвечали бы требованиям международных норм. К примеру, Монгольская сторона способна в 5 раз увеличить продажу в Россию мяса – с 12 млн. долл. в год до 60 млн. Монгольская мясо дешевле американского на 15%, и его объемы способны покрыть потребности населения половины азиатской территории РФ. Для этого необходимо отрегулировать ряд проблем: тарифы, таможенные пошлины, перевозки по железной дороге, взаимодействия ветеринарных служб и т.п.
Центральный вопрос приграничного сотрудничества – необходимость обустройства и развития инфраструктуры КПП на границах двух стран и придание в дальнейшем им международного статуса. Это могло бы стать важным условием создания в дальнейшем свободной экономической зоны на приграничных территориях наших стран. Нам представляется важным начать организацию сезонных приграничных ярмарок, которые содействовали бы свободному обмену товаров и услуг между жителями и хозяйственными единицами приграничных районов двух стран. Немаловажно и создание правовых основ для приграничного сотрудничества, где будут отражены, цель, принципы и охват территории, на которые распространяется такое сотрудничество. При этом большое значение придается Соглашению о принципах сотрудничества между субъектами РФ и аймаками Монголии, которое было подписано во время визита президента России В.В. Путина в ноябре 2000 г. Создание свободной экономической зоны на границе двух стран. Из них самым подходящим для создания экономической зоны является Кяхта – Алтанбулаг (около Наушки). Шоссейная дорога соединяет крупнейшие города Монголии, т.е. Улан-Батор, Эрдэнэт, Дархан, Иркутск, Улан-Удэ. Монголия собирается участвовать, например, в Туманганском проекте. Это проект создания зоны свободной торговли в Северо-Восточной Азии в районе реки Туманган. В нем должны принять участие Южная Корея, Америка, Япония, Монголия и Россия. Участие российских организаций в модернизации и технологическом обновлении базовых отраслей экономики (энергетика, транспорт, углубления переработка минерального и животноводческого сырья и др.), а также агропромышленного комплекса, горнорудной, нефтедобывающей промышленности, реализацией совместно с третьими странами международных донорских программ и проектов. Россия заявила о своей готовности оказать содействие в сооружении в Монголии объектов электроэнергетики, в строительстве газопроводов и дорог при условии, что Москва получит часть акций новых энергетических компаний.
Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), рассматривая идею участия Монголии в транспортных и энергетических проектах АТР в качестве важнейшего инструмента интеграции Улан-Батора в региональные организации. В частности, в целях оптимизации транспортных маршрутов между Европой и АТР предлагается использовать возможности Транссибирской магистрали и Монгольской железной дороги. Ранее Владимир Путин заявил, что "перспективной областью деятельности, в которой Россия как евразийская страна могла бы играть особую роль в АТЭС, является транспорт". Несомненно, наибольшие выгоды сулит двустороннее сотрудничество в области энергоресурсов. Так, российские компании "Газпром", "Итера" намерены осуществить проект газификации Монголии. Дочернее предприятие "Газпрома" - "Востокнефтегаз" - планирует создать в Монголии производство по переработке сибирского газового конденсата. Стоимость этого проекта - около 70 млн. долларов. В долгосрочной перспективе Москва и Улан-Батор для экспорта нефтегазовых ресурсов Дальнего Востока и Сибири рассматривают возможность строительства магистральных трубопроводов в Северо-Восточной Азии (РФ, Китай, Япония, Республика Корея, КНДР, Монголия). По мнению экспертов, реализация этих проектов могла бы обеспечить надежную основу для экономической интеграции России и Монголии в АТР. Есть также возможности сотрудничества в геологоразведке, добыче золота и других полезных ископаемых, а также участие в строительстве трансмонгольской автомагистрали "Дорога тысячелетия". В радиусе 200 км от столицы проект охватывает 1/3 территории страны, на которой живет 80% ее населения и находится 72% населенных пунктов. Дорогу планируется проложить за 8 лет. Ее строительство обойдется в 200 млн. долл. Проект «Дорога тысячелетия» уже начат, проведены предварительные технические и экономические расчеты, с апреля 2001 года приступили к работе. В случае своевременного начала работ к 2004 г. откроется возможность движения по основным трассам «Дороги тысячелетия»1 (см. Приложение 8).
В 7-10 июля 2003 года в Улан-Баторе пройдет первая Монгольско-Российская Ассамблея по развитию экономического сотрудничества под названием «Монголия и Россия. Перспективы сотрудничества». Она организуется при поддержке Правительства Монгольской Республики, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленной палаты России и Монгольской Республики, Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства, Международной ассамблеи экономического, культурного и научного сотрудничества «Global World», Международной ассоциации журналистов «АСМО-пресс». Цель форума — формирование благоприятной среды для создания устойчивых торговых и производственных связей между Россией и Монголией, восстановление инвестиционного сотрудничества, а также участие российских компаний в реализации крупных программ и проектов в Монгольской Республике. Основное внимание в работе форума будет уделено сотрудничеству в таких областях, как торговля, сельское хозяйство, банковское дело, горно-энергетический комплекс, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, развитие регионального взаимодействия между приграничными областями Монголии и России1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Специальное изучение торгово-экономических отношений Российской Федерации и Монголии на протяжении 10 лет (1992-2002) позволяет сделать ряд важных, на взгляд автора, выводов и обобщений. В ходе анализа автор аргументирует вывод о том, что назрела необходимость создания нового механизма экономического сотрудничества между Россией и Монголией. Этот механизм, с одной стороны, должен учитывать традиционную роль государства, но и одновременно должен соответствовать условиям рыночной экономики.
1. Торгово-экономическое сотрудничество Монголии с Российской Федерацией осуществляется на протяжении более 80 лет. Двухсторонние отношения традиционно характеризовались духом добрососедства, сотрудничества. Следует отметить, что благодаря экономической помощи СССР в Монголии была создана национальная промышленность, достигнуты успехи в решении социальных проблем населения. В частности, при технико-экономическом содействии бывшего СССР были построены почти все ныне действующие предприятия, которые и сегодня составляют основу экономики Монголии. 2. На рубеже 80-х и 90-х гг. во взаимоотношения России и Монголии наших стран произошли коренные перемены, связанные с распадом СССР и переходом России и Монголии к принципам рыночной экономики и демократии. В новых исторических условиях, был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Россией и Монголией. В соответствии с данным Договором Россия и Монголия решили проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику, продолжать развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Данный подход определил характер торгово-экономических связей двух стран на перспективу. 3. В настоящее время Россия является вторым (после КНР) торговым партнером Монголии. При этом сохраняется сырьевая направленность взаимной торговли. Так, в монгольском экспорте превалируют две товарные группы (минеральные продукты – 70%, сельскохозяйственное сырье – 25%). В монгольском импорте товаров из России также превалируют две товарные группы (до 50% приходится на нефтепродукты, 20% на продовольственные товары). Представляется, что странам следует акцентировать внимание на развитие торговли машинно-технической продукцией, тем более что российский экспорт в Монголию по данной статье в последние годы стабильно растет, и достиг уровня в 25%. Дополнительным стимулом к расширению взаимной торговли продукцией с высокой степенью обработки может стать обмен в рамках совместных предприятий. 3. В настоящее время в отношениях между Россией и Монголией существует ряд нерешенных проблем экономического характера. Центральными проблемами, оставшимися со времен бывшего СССР, являются задолженность Монголии перед Россией и проблема управления совместным предприятием ГОК «Эрдэнэт». Успешное решение данных проблем во многом будет способствовать восстановлению взаимного доверия и успешному развитию торгово-экономических отношении России и Монголии. Автор полагает целесообразным активизировать двусторонний диалог по решению данных проблем, в том числе через создание двусторонних рабочих групп, с обязательным участием представителей деловых кругов, под руководством министров двух стран. Возможным путем решением данных проблем могло бы стать решение о запуске двусторонних инвестиционных проектов с последующем погашением части долга поставками продукции, произведенной на новых российско-монгольских СП.
4. Обе стороны возлагают большие надежды на активизацию работы подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству. Ведь более 70% общего товарооборота Монголии с Россией приходится на субъекты, входящие в Сибирский федеральный округ РФ. Номенклатуру, как и объемы монгольской продукции, поставляемой в Россию реально увеличить именно через более полное использование потенциала приграничной торговли. Аналогичные процессы можно будет запустить и для российских товаров. 5. Иностранные инвестиции играют весомую роль в социально-экономическом развитии Монголии. С участием российского капитала в Монголии создано около 260 совместных предприятий в сфере строительства и инфраструктуры, в торговле и общественном питании. Ведутся геологические разведки и инженерные изыскания. На наиболее крупные совместные предприятий, такие как, ГОК «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и «УБЖД» приходится более 60% валютных поступлений в страну и 16% доходной части госбюджета Монголии. Автор полагает целесообразным на регулярной основе проводить рассмотрение данного вопроса на уровне Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в том числе и в плане определения шагов по созданию новых совместных предприятий в различных отраслях. 6. Потенциал торгово-экономического сотрудничества с Россией далеко не исчерпан. При экономически грамотной организации этой работы Россия может значительно увеличить объемы взаимного обмена товарами и услугами с Монголией, в том числе за счет увеличения поставок высокотехнологичной продукции. Россия для Монголии может быть интересна, прежде всего, как огромный рынок для реализации широкой гаммы монгольских товаров, в первую очередь, мясо и продуктов животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок и др.). 7. Перечисленные наработки и предпосылки расширения и углубления внешнеэкономических связей Монголии с Россией могут быть реализованы только при выполнении ряда важных условий: отыскания источников финансирования, урегулирования платежно-расчетных отношений, решения многочисленных проблем транспортного обеспечения взаимного товарооборота, совершенствования правовой базы внешнеэкономических связей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Официальные документы: 1. Выступление В.В. Путина в Великом Государственном Хурале Монголии 14 ноября 2000 г. – Дипломатический вестник, 2000, №12, с.26. 2. Гадаад харилцааны яамны 2002 оны уйл ажиллагааны тайлан. №6, 06.03.2003. УБ., с.25-27. 3. Гадаад Харилцаа. №2(126), январь 2003. 4. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве от 14 января 1993 г. 5. Монгол улсын статистикийн эмхтгэл = Статистический ежегодник Монголии. – УБ.: Монгол Улсын Ундэсний Статистикийн Газарт, 2002. – С.200. 6. Пресс-релиз Посольства Монголии в РФ. Март 2003 (на монг. яз. перевод автора). 7. Улан-Баторская декларация. – Дипломатический вестник, 2000, №12, с.27-28. 8. International Financial Statistics Yearbook 2002. – N.Y., UN, p.700. 9. International Financial Statistics. – May 2003, International Monetary Fund, p.668-671. 10. Monthly Bulletin of Statistics. – UB.: National Statistical Office of Mongolia. – 2003. January. – p.78. Монографии: 11. Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал /В.Д. Андрианов. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 450 с. 12. Белов Е.А. Россия и Монголия (1911-1919 гг.) /Е.А. Белов. – М.: Институт востоковедения РАН, 1999. – 234 с. 13. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев. – М.: Финансы и Статистика, 2001. – 256 с. 14. Булатов А.С. Мировая экономика/А.С. Булатов. – М.: Юристь, 1999. – 650 с. 15. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: Учебник для вузов /В.Н. Бурмистров, К.В. Холопов. – М.: Юристь, 2001. – 384 с. 16. Виноградов В.В. Экономика России: учебное пособие /В.В. Виноградов. – М.: Юристь, 2002. – 320 с. 17. Гольман М.И. Изучение истории Монголии на Западе XIII – середина XX в. /М.И. Гольман. – М.: Наука, 1988. – 250 с. 18. Емельяников С.П. Советско-монгольские отношения, 1921-1974 гг. В 2т. /С.П. Емельяников. – М.: МО: Улсын хэвлэлийн газар, 1979. 19. Курс экономической теории: Учебник для вузов/ М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева, С.Н. Ивашковский и др.; Под ред. М.Н. Чепурина. – М.: Киров: «АСА», Киров: Кировская областная типография, 1996. – 320 с. 20. Мирская И.И. Экспортеры и импортеры России: справочник фирм /И.И. Мирская, И.Р. Ашурбейли. – М.: Социум ИнфоПолис, 1999. – 480 с. 21. Международные экономические отношения/ Н.Н. Ливенцев, А.В. Аникин, Э.П. Бабин и др.; Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: РОССПЭН, 2001. – 512 с. 22. Основы теории переходной экономики: Учебное пособие для вузов/ М.Н. Чепурин, Г.Н. Котов, Е.А. Киселева и др.; Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров: Кировская областная типография, 1996. – 320 с. 23. Устинов И.Н. Мировая торговля: Статистическо-энциклопедический справочник /И.Н. Устинов. – М.: Экономика, 2002. – 848 с. 24. Устинов И.Н. Внешнеэкономические связи России: Статистическо-аналитический справочник /И.Н. Устинов. – М.: Международные отношения, 2000. – 500 с. 25. Чимитдоржиев Ш.Б. Исследования по истории и культуре Монголии /Ш.Б. Чимитдоржиев; Бурятский институт общественных наук. – Новосибирск: Наука, 1989. 26. Яскина Г.С. Монголия и внешний мир /Г.С. Яскина. – М.: Институт востоковедения РАН, 2002. – 370 с. 27. Ганзориг Д. К вопросу об урегулировании задолженности Монголии перед Российской Федерацией /Д. Ганзориг. – Россия и Монголия: новый взгляд на историю взаимоотношений в ХХ веке. М.: ИВ РАН, 2001. 28. Монголын эдийн засаг: шилжилтийн эдин засгийн гарын авлага = Экономика Монголии: пособие по переходной экономике/Б. Вальтерс, П. Лувсандорж, Ф. Никсон и др.; Под ред. Б. Вальтерс. – Улаанбаатар, Манчестер: Адмон, 1999. – 379 с. 29. Эрдэнбат Э. Рыночные реформы и открытая политика Монголии (1990-1997). /Э. Эрдэнбат. – М., 1997. – с.74. 30. Manly D. Doing Business in Mongolia: a guide for European companies /D. Manly, B. Hurenbaatar. – Mongolia, Ulan-Bator: MBDA & Tacis, 1996. – p.159. 31. Griffin, K. Poverty and the Transition to a Market Economy in Mongolia. /K. Griffin. – Report for UNDP, 1998. 32. Koch, E. Report of Small and Medium Size Business in Mongolia /E. Koch. – UB.: TACIS SMENON Report, 1997. 33. Lavigne M. The economic of Transition: Form Socialist Economy to Market Economy / M. Lavigne – London: Macmillan, 1995.
Аналитические статьи: 34. Ермаченков И.Ф. Монголия – наш деловой партнер /И.Ф. Ермаченков, Б.П. Булгаков // КОРИНФ. – 2001. – №26. – С.2-24. 35. Гольман М. И. Весна обновления /М. И. Гольман // Азия и Африка сегодня. – 1999. – №11. – С.18-23. 36. Грайворонский В.В. Новая концепция национальной безопасности Монголии и России. – Монголия – актуальные вопросы национальной безопасности. Сб. ст. М.: Российский институт стратегических исследований, 1998. 37. Грайворонский В.В. Десять лет по пути реформ /В.В. Грайворонский // Азия и Африка сегодня. – 2001. – №1. – С.12-17. 38. Лузянин С. Еще не утраченный партнер /С. Лузянин // Независимая Газета. – 2002. – 25 марта. 39. Моисеев Л. Россия и Монголия становятся ближе друг к другу /Л. Моисеев // Проблемы Дальнего Востока. – 2001. – №1. – С.15-19. 40. Скосырев В. Интернационал сокращают /В. Скосырев // Время. – 2003. – 19 марта. 41. Скосырев В. Мы много должны друг другу /В. Скосырев, Керженцев Н. // Время. – 2003. – 12 марта. 42. Соколинский В. Трансформация восточного общества: опыт Монголии /В. Соколинский, Н. Сонинтамир // МЭ и МО. – 2001. – №3. – С.104-110. 43. Соколинский В. Перестройка в соседней стране: опыт, проблемы, перспективы /В. Соколинский, Н. Сонинтамир // Азия и Африка сегодня. – 2000. – №12. – С.8-13. 44. Пономарев Д. Российских металлургов зовут в Монголию приватизировать «Эрдэнэт» /Д. Пономарев // Коммерсантъ. – 2003. – 25 апреля. 45. Пономарев Д. Россия нашла аргументы для монголов /Д. Пономарев // Коммерсантъ. – 2003. – 3 апреля. 46. Пономарев Д. Россия теряет «Эрдэнэт» /Д. Пономарев // Коммерсантъ. – 2003. – 9 марта. 47. Шинкарев Л. Лучше по своей прихоти нуждаться, чем по чужой воле преуспевать /Л. Шинкарев // Известия. – 2003. – 22 февраля. 48. Яскина Г.С. Прагматизм – основа обновления отношений /Г.С. Яскина // Азия и Африка сегодня. – 2002. – №6. – С.16-21. Интернет-источники: 49. Официальный сайт МИД Монголии. http://www.extmin.mn/ 50. Официальный сайт МИД РФ. http://www.mid.ru/ 51. Страницы Посольства РФ в Монголии. http://www.ln.mid.ru/ns-rasia.nsf/ 52. Страницы, посвященные Монгольско-Российской Ассамблеи по развитию экономического сотрудничества. http://www.ex.ru/mongolia_assembly.html 53. Обзор российских СМИ: Россия – Азия. http:|//www.russiananalitica.ru/ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 УЛАН-БАТОРСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ По приглашению Президента Монголии Н.Багабанди Президент Российской Федерации В.В.Путин 13-14 ноября 2000 года совершил официальный визит в Монголию. Руководители двух государств провели, обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу вопросов двусторонних отношений и по представляющим взаимный интерес международным проблемам. Состоявшиеся в Улан-Баторе встречи и переговоры руководителей Российской Федерации и Монголии являются важным этапом в развитии традиционно дружественных отношений между двумя странами. 1. Россия и Монголия подтверждают приверженность Договору о дружественных отношениях. и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 года. Они едины в понимании того, что поступательное продвижение российско-монгольского сотрудничества в начинающемся столетии в различных сферах должно строиться в соответствии с положениями Устава ООН, нормами международного права и справедливости, на принципах уважения суверенитета, равноправия, взаимной выгоды, территориальной целостности, а также на основе сформировавшихся в течение многих десятилетий традиций дружбы и добрососедства. Исходя из убеждения в необходимости построения многополюсной структуры мира и подчеркивая особую важность безблокового развития межгосударственных отношений в Азии, Стороны вновь подтверждают, что не будут участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных друг против друга, и обязуются не заключать с третьими странами каких-либо договоров и соглашений, противоречащих интересам суверенитета и независимости другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит, чтобы ее территория была использована третьим государством в целях агрессии или иных насильственных действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и общественному порядку другой Стороны. 2. Стороны придают важное значение поддержанию в дальнейшем регулярных встреч на высшем и высоком уровнях и сотрудничеству между правительственными органами, в том числе в рамках Российско-Монгольской Межправительственной Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. 3. Стороны приветствуют развитие региональных и приграничных контактов и приложат усилия для совершенствования правовых основ дальнейшего их расширения и углубления. Монгольская Сторона заинтересована в активном взаимодействии с региональными структурами Российской Федерации, в том числе с Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение». 4. Констатировав наличие значительного потенциала для наращивания торгово-экономического сотрудничества, президенты России и Монголии поручили соответствующим органам исполнительной власти в своих странах в конструктивном ключе рассмотреть вопросы либерализации и расширения взаимной торговли, включая установление льготных железнодорожных тарифов, таможенных пошлин и других сборов, в рамках начатых переговоров по этим вопросам с тем, чтобы завершить их в 2001 году. 5. Рассматривая экономическое сотрудничество друг с другом как составную часть налаживающегося регионального взаимодействия в Северо-Восточной Азии, в Москве и Улан-Баторе большое значение придают устремленным в XXI век крупным энергетическим проектам в регионе - сооружению магистральных газо- и нефтепроводов и линий электропередач. Российская Сторона выступает за участие Монголии, в таких проектах, с учетом экономических и географических факторов. Важнейшим направлением Стороны считают сотрудничество стран-членов ЭСКАТО в области транспорта и в этой связи приглашают все заинтересованные стороны к использованию Транссибирской магистрали и Монгольской железной дороги в целях оптимизации транспортных маршрутов между Европой и Азиатско-тихоокеанским регионом. Стороны согласились продолжить трехсторонние экспертные консультации по заключению основного (рамочного) Соглашения о транспортных перевозках между Российской Федераций, Монголией и Китайской Народной Республикой, понимая при этом необходимость совершенствования существующих механизмов в области транспортных перевозок на национальном, двустороннем и международном уровнях. 6. Стороны высказались за повышение эффективности работы и модернизацию крупнейших совместных российско-монгольских предприятий - «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и «УБЖД», составляющих жизненно важную часть монгольской экономики. Они также условились всячески поощрять взаимные инвестиции путем создания новых совместных предприятий на основе различных форм собственности, а также через участие хозяйствующих субъектов обеих стран в приватизационных проектах в России и Монголии. Стороны сочли целесообразным разработать программу развития сотрудничества в области промышленности, возобновить взаимовыгодное сотрудничество в развитии сельскохозяйственного производства Монголии. 7. Стороны рассмотрели вопросы сотрудничества в области поставок российских энергоносителей в Монголию с учетом необходимости придания им стабильного характера на основе ежегодных Протоколов о торгово-экономическом сотрудничестве. 8. Важным направлением сотрудничества двух стран в контексте современного мирового развития являются охрана природы и экологическая безопасность. Стороны будут активно взаимодействовать в борьбе против лесных и степных пожаров, стихийных бедствий и возможных техногенных катастроф. 9. Россия и Монголия привержены сохранению и упрочению традиционных уз духовной и культурной близости между народами двух стран. Они будут поощрять контакты между людьми, общественными, научными, спортивными, и молодежными организациями двух стран. Российская Сторона будет и впредь оказывать содействие в подготовке монгольских национальных кадров в российских высших учебных заведениях. Стороны будут поддерживать сотрудничество в деле изучения русского и монгольского языков, исторического и культурного наследия друг друга. 10. Стороны договорились поручить соответствующим министерствам и ведомствам продолжить проработку вопросов либерализации условий взаимных поездок граждан, улучшения их визового обслуживания, расширения круга лиц, которым визы выдаются на бесплатной основе или с существенными скидками. 11. Выражая свое удовлетворение укреплением взаимодействия между Советом Безопасности Российской Федерации и Советом Национальной Безопасности Монголии, Стороны выступили за дальнейшую совместную работу и координацию действий в области национальной и международной безопасности на основе Протокола о сотрудничестве советов безопасности двух стран. 12. Стороны подчеркнули важность восстановления военного и военно-технического сотрудничества, взаимодействия в области подготовки профессиональных кадров. Сотрудничество в этих областях будет осуществляться в строгом соответствии с международными обязательствами Сторон. 13. Россия и Монголия придают большое значение завершающейся работе Смешанной российско-монгольской комиссии по проверке государственной границы между Российской Федерацией и Монголией с целью более четкого и ясного обозначения линии границы, особенно в местах интенсивной хозяйственной деятельности приграничного населения Сторон. 14. Стороны будут проводить совместные и скоординированные действия правоохранительных, пограничных, таможенных органов и специальных служб двух стран по обеспечению должного порядка на российско-монгольской границе, включая взаимодействие по предотвращению фактов угона скота. 15. Стороны констатировали общность или близость подходов к ключевым проблемам современности, высказались за наращивание взаимодействия в мировых делах, за тесное сотрудничество в ООН и других международных организациях. Стороны с удовлетворением отметили важное значение Саммита тысячелетия, решения которого четко подтвердили непреходящее значение Устава ООН, центральную роль ООН в поддержании международного мира и безопасности, в мирном урегулировании конфликтов, важность укрепления устоев международного права. Они считают, что вызовы XXI века преодолимы лишь коллективными усилиями международного сообщества на путях строительства неконфронтационного, стабильного, демократического правопорядка, учитывающего национальные особенности и самобытность каждого народа, богатство национальных культур и традиций. 16. Стороны выступают за повышение эффективности и дееспособности ООН как уникальной международной организации, несущей главную ответственность за обеспечение мира и безопасности. Россия и Монголия будут способствовать превращению ее в ключевой инструмент коллективного регулирования международных отношений. Россия и Монголия заинтересованы в повышении эффективности миротворческих механизмов ООН, считают приоритетными политико-дипломатические методы урегулирования кризисных ситуаций, подтверждают приверженность принципам верховенства международного права. В то же время Стороны поддерживают предложение Генерального секретаря ООН о необходимости перехода «от культуры реагирования к культуре предотвращения» вооруженных конфликтов. Россия и Монголия будут вносить свой вклад в реализацию заключительной Декларации Саммита тысячелетия. Они выступают за такую адаптацию ООН к современным реалиям, которая не расшатывала бы ее основополагающие принципы, за проведение рациональной реформы Совета Безопасности ООН на основе максимально широкого согласия ее членов по всем ключевым аспектам. 17. Стороны обменялись мнениями по проблеме глобализации. Они считают процесс глобализации объективным явлением, имеющим несомненные положительные стороны, предоставляющим дополнительные возможности социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов. Вместе с тем необходимы серьезные усилия мирового сообщества для преодоления порождаемых глобализацией новых опасностей, нередко проявляющихся в дальнейшем разрыве в уровне благосостояния между богатыми и развивающимися странами. 18. Стороны приветствуют подтвержденные на Конференции 2000 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия обязательства государств, обладающих ядерным оружием, в отношении практических шагов по обеспечению систематических и последовательных усилий в деле ядерного разоружения в соответствии со статьей VI Договора. Стороны подтвердили свою приверженность укреплению режима нераспространения ОМУ, выразили надежду на присоединение всех государств к ДНЯО, ДВЗЯИ, Конвенции о запрещении химического оружия, на успех переговоров о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия, указали на важность соблюдения общепризнанных международных норм при осуществлении национальных ракетных программ. 19. Выступая за дальнейшее укрепление стратегической и региональной стабильности, Россия и Монголия важное значение придают скорейшему вступлению в силу и выполнению в полном объеме Договора СНВ-2 и заключению Договора СНВ-3 при сохранении и укреплении Договора 1972 года по ПРО как краеугольного камня стратегической стабильности, основы дальнейших сокращений ядерных вооружений. Монголия поддерживает усилия Российской Федерации по недопущению ревизии Договора 1972 года по ПРО, выражает обеспокоенность в связи с планами развертывания национальных или замкнутых блоковых систем ПРО. Реализация таких планов имела бы пагубные последствия для международного мира, привела бы к возобновлению гонки вооружений, от которой в первую очередь пострадали бы развивающиеся страны. 20. Россия подтверждает приверженность совместному Заявлению стран ядерной «пятерки» о гарантиях безопасности Монголии в связи с ее безъядерным статусом. Монгольская Сторона выразила признательность Российской Стороне за усилия по утверждению безъядерного статуса Монголии и расширению международного признания такого статуса. Стороны поддерживают усилия стран Центральной Азии по созданию в этом регионе зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО) и считают, что в совокупности с безъядерным статусом Монголии они способствуют успешной реализации целей упрочения режима ядерного нераспространения на азиатском континенте. 21. Монголия поддерживает инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о проведении весной будущего года в Москве под эгидой ООН международной Конференции по предотвращению милитаризации космоса в связи с 40-й годовщиной первого космического полета, а также об исключении из использования в мирной ядерной энергетике обогащенного урана и чистого плутония. 22. Россия и Монголия выступают за тесную координацию усилий обеих стран в вопросах мира, безопасности и сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе. Они позитивно оценивают роль Регионального форума АСЕАН, выражают намерение вносить достойный вклад в его работу. Высказана полная поддержка сложившимся в АТР как официальным, так и неформальным диалоговым структурам, подчеркнуто их значение для дальнейшей активизации многосторонней деятельности по решению актуальных проблем региональной безопасности и сотрудничества. Россия поддерживает стремление Монголии стать членом АТЭС. Стороны обратили особое внимание на отсутствие в Северо-Восточной Азии межгосударственного механизма по вопросам безопасности и сотрудничества и высказались за интенсификацию диалога по всем каналам, направленного на его создание. Россия и Монголия приветствуют итоги состоявшейся в Пхеньяне 13-15 июня 2000 года межкорейской встречи на высшем уровне и выражают 'надежду на дальнейшее развитие процесса примирения и сотрудничества на Корейском полуострове. Они убеждены в том, что сохранение мира и стабильности на Корейском полуострове является важным условием стабильности в Северо-Восточной Азии и в Азиатско-тихоокеанском регионе в целом. В этом контексте они высказались против любых односторонних или многосторонних действий, которые порождали бы взаимное недоверие между государствами в этой части земного шара. 23. Российская Сторона проинформировала Монгольскую Сторону о целях, задачах и деятельности Шанхайского форума как организации, открытой к широкому международному сотрудничеству. Монгольская Сторона проявила интерес к работе форума и заявила, что рассмотрит вопрос о возможности подключения к его работе в той или иной форме. 24. Стороны подтверждают стремление совместно бороться с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и национальным сепаратизмом, представляющими угрозу региональной безопасности, стабильности и развитию, а также с такими формами преступной деятельности, как незаконный оборот оружия и наркотиков, незаконная миграция. 25. Стороны подтверждают, что Декларация не направлена против какого-либо другого государства или группы государств и их прав. Президент Российской Федерации В.В.Путин выразил признательность за теплый прием в Улан-Баторе и пригласил Президента Монголии Н.Багабанди посетить Россию в удобное для него время. Приглашение было принято с благодарностью. г. Улан-Батор, 14 ноября 2000 года
ПРЕЗИДЕНТ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОНГОЛИИ
Приложение 2 Основные торговые партнеры Монголии в 2002г., млн. долл., % к итогу (в текущих ценах)
|