Важный метод развития и сохранности голоса
Упражнения как
Все, кто любит пение и занимается им, хотят петь красиво. Такое желание естественно. Каждый человек своё любимое дело стремится делать хорошо, и это похвально. Певческий человеческий голос – удивительный дар и самый совершенный музыкальный инструмент. Он способен передать любое настроение, любую мысль, чувства, им можно очаровать и испугать. Тембр голоса, манера петь многое расскажут о характере его владельца. Но как «вытащить» его индивидуальную природу, собственную самобытность? Как при этом процессе привить ВОКАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, используя свой организм как инструмент? И как отыскать, найти вместе с учеником ощущение полного наслаждения от появления свободного голоса в свободном теле? Известный педагог-вокалист, профессор Ереванской консерватории Павел Герасимович Лисициан говорил: «Голос для меня – как драгоценный камень. Чтобы он обрёл истинную форму и засверкал, нужно аккуратно отделить от него посторонние наслоения, не повредив тонких граней, не поцарапав его». Таковой должна быть практика работы с певческими голосами. Чтобы максимально выявить индивидуальный тембр, нужно снять все лишние мышечные напряжения, ликвидировать призвуки, тогда и польётся чистый, первозданный голос с его неповторимой индивидуальной природой. Кстати, интересным наблюдением делится в своей книге «Сольное пение. Секреты вокального мастерства» Надежда Борисовна Гонтаренко – известный педагог- вокалист. Оно касается в основном певцов- мужчин, но практически равнозначно для всех. Не зная человека, можно определить наличие у него певческого голоса по внешним признакам. Слайд 2. (Рисунок женщины)
Если кончик мочки уха ложится на одну линию с линией верхней губы, то голос присутствует. Это говорит о том, что физиологическое расположение головы, ушей и кадыка уже готово к вокальной фонации. Слайды 3 – 7. (Остальные портреты) Это наблюдение автор проверила и проверяет постоянно по внешнему виду выдающихся певцов прошлого и современного вокального мастерства. Все педагоги говорят о свободе голоса при фонации, но редко о его освобождении, то есть о том, что мешает голосу быть свободным и полётным и как этого добиться. А с этого надо начинать. И прежде всего удалить мышечные и психологические зажимы. Надо научить поющего умению слышать и слушать себя, то есть обратиться внутрь себя и уметь прослеживать все ощущения во время фонации, научиться их контролировать. А этому всему смогут научить специальные упражнения, некоторые из которых я хочу сегодня показать. Поэтому и тема моего сегодняшнего общения с вами называется … Слайд 8. (название урока) «УПРАЖНЕНИЯ - КАК ВАЖНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ И СОХРАННОСТИ ГОЛОСА». Также необходимость проведения такого занятия ещё вызвана и тем, что после того, как в прошлом году учащиеся группы М-21 посетили врача - фониатра, выяснилось, что у многих из них есть проблемы со связками, с процессом звукообразования. Как избавиться от этих проблем не медикаментозными способами, как нам, работникам речевых и поющих профессий, уберечь свой голос от охриплости и осиплости, то есть поддерживать его в хорошем рабочем состоянии…….. Слайд 9. «Цель – ознакомить с механизмом действия упражнений; помочь педагогам и учащимся с помощью данных упражнений развить необходимые профессиональные навыки по раскрытию голоса и его освобождению от физических зажимов, тем самым способствуя его развитию и сохранности». ……. цель и задача сегодняшнего занятия: рассказать и показать механизм действия таких упражнений.
Упражнения по развитию и сохранности голоса использовали в своей работе многие педагоги- вокалисты. Например, профессор Петербургской консерватории Наталья Александровна Ирецкая: Слайд 10. Н.А. Ирецкая: в своей практике очень много внимания уделяла упражнениям для мышц брюшного пресса, а также гимнастике певческого дыхания, зевка и корня языка. Профессор Московской консерватории Елизавета Андреевна Лавровская: Слайд 11. Е.А.Лавровская: использовала беззвуковые дыхательные упражнения в своей методике. Профессор Ереванской консерватории, о котором уже сегодня говорилось, Павел Герасимович Лисициан: Слайд 12. П.Г.Лисициан: в работе над дыханием подбирал упражнения, способствующие волнообразной работе мышц брюшного пресса с фазами напряжения и расслабления, что делало дыхание активным, крепким, но не закрепощённым. И многие другие. Предлагаемая вам сегодня для ознакомления артикуляционная и дыхательная гимнастики, были разработаны фонопедом-вокалисткой Светланой Вячеславовной Натаровой на основе её 20- летнего опыта работы в фониатрическом отделении Республиканской клинической больницы патологии слуха, голоса и речи. Поиск новых методов работы с педагогами, дикторами ТВ, артистами, солистами оперы и эстрады привёл к созданию упражнений, артикуляционной и дыхательной гимнастики, способствующих правильному функционированию голосового аппарата. Слайд 13. Упражнения – организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определённых действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения. Прежде чем начать делать какие-либо упражнения перед началом пения нужно расслабить все мышцы, принимающие участие в фонации. У каждого есть свои способы расслабления и релаксации. Кстати, они очень хорошо описаны в книге Н. Гонтаренко (показать). Сейчас я покажу упражнение из методики С.В.Натаровой, которое расслабляет мышцы гортани, помогает ощутить «купол» во рту, является «скорой помощью» при любой лор-проблеме и просто психологически успокаивает: Челюсть вниз, вдох через нос, чтобы ощутить холодок на задней стенке гортани; медленно. С чего мы начинаем работу в классе вокала? –- С выработки высокой певческой позиции. Можно сколько угодно раз говорить: «Пой в маску», «Пой в голову» и учащемуся будет не очень понятно, чего от него хотят. Но ощутить «маску», почувствовать гайморовы пазухи и резонирование в них очень просто, сделав следующее упражнение:
Пальцы на нос, набрать в рот «воды» и «помычать»: – цель - почувствовать в пальцах резонирование. Проследите, пожалуйста, что, где и как у вас гудит и запомните эти ощущения. Вот это ощущение так называемого «колокола» нужно уметь сохранить и при обычном разговоре, то есть говорить в жизни нужно тоже в высокой позиции, которую вы сейчас почувствовали, чтобы голос поддерживать в нормальном рабочем состоянии. Есть такое выражение - «Голос сел», то есть опустился вниз, а этого быть не должно. Как это - говорить в высокой позиции, мы сейчас попробуем ощутить на речевых фониатрических упражнениях. Они очень простые. Их можно делать, контролируя себя пальцами у гайморовых пазух носа, а также при помощи расчёски и лёгкой бумаги на ней, а потом уже и без всякого контроля. Эти упражнения помогают избавиться от заикания, осиплости и охриплости голоса:
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16.
Слайд 17.
Слайд 18. Мам, мам, мёду нам, Мам, мам, молока бы нам. Слайд 19. На мели мы налима лениво ловили, На мели мы ловили линя. О любви не меня ль вы так мило молили, И в туманы лимана манили меня?
После этих упражнений можно приступать к АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГЛОТОЧНОЙ ГИМНАСТИКЕ. Этот комплекс упражнений предназначен для укрепления мышц гортани и их активизации с помощью работы языка. Прилив крови способствует сглаживанию и укреплению задней стенки гортани, наиболее часто поражаемой простудными заболеваниями. Эти упражнения эффективны против осиплости, усталости и потере голоса. На первых порах гимнастика проводится медленно и перед зеркалом. Эти упражнения не очень красивые с точки зрения эстетики, поэтому и делаются они индивидуально, так что прошу отнестись к этому с пониманием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|