Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Артикуляционная гимнастика

 

Глоточное напряжение — язык лежит свободно

1. И.п. рот широко открыт, зубы оголены ("оскал", как бы в процессе улыбки), небо под­нято, язык лежит свободно у нижних зубов, а корень языка "топится" — вы как будто дави­тесь. Сделать вдох носом и зафиксировать та­кую позицию на 15—30 с, при этом не опуская небо и не поднимая корень языка. Для отдыха выполняем три промежуточных упражнения.

2. Промежуточное упражнение: круго­вые движения головой.

Цель: расслабление мышц шеи.

И.п. рот закрыт ("зевок" — ощущение полного рта воды), челюсть опущена.

Вдох — носом, выдох — носом. Круговые движения головой влево (медленно) — вдох, вправо — выдох (позицию рта — не менять).

Выполняем по 4 раза поочередно в обе стороны.

3. Повторить п. 1.

4. Промежуточное упражнение: полу­круговые движения головой.

Цель: расслабление мышц шеи, укрепление ключично-сосцевидной мышцы.

И.п. рот закрыт ("зевок"), челюсть опуще­на. Вдох — носом, подбородок описывает полукруглую траекторию от одного плеча с другому.

 

Выдох — носом, повторяем движение в обратную сторону.

 

Выполняем по 4 раза поочередно в обе стороны.

При выполнении должно возникнуть ощущение тяжести в затылке, в руках, прохла­ды в области неба.

 

5. Повторить п. 1, только вдох можно сде­лать не через нос, а через рот — очень спокойно и ощутить прохладу. Затем также зафиксировать позицию гортани на 15—30 с.

6. Заключительное упражнение: акцен­тированный вдох.

Цель: активизация мышц корня языка, ощущение высокой позиции дыхания.

И.п. рот открыт («оскал»)

Вдох — носом (акцентированный, то есть упругий и очень активный)

Выдох — ртом (неакцентированный, неявное «ха» — то есть не шумно, не за счет воздуха, а мышечно).

Количество: 6—8 вдохов-выдохов.

Если возникло головокружение, нужно мягко помассировать виски, центр лба, точки за ушами, погладить затылок.

 

Глоточное напряжение — перево­рот языка.

При выполнении упражнения еще больше "топится" корень языка и, следовательно, еще ниже опускается гортань. В положении, когда видна подъязычная связка (уздечка), расширя­ется глотка, а широкая глотка — это свободное пение и речь.

1. И.п. рот широко открыт — позиция

"Зевок" — поднять небо, корень языка "топится", а сам язык переворачивается, чтобы была видна подъязычная связка. Ощу­щение глотания языка. Зафиксировать положение на 15—30 сек.

2. Промежуточное упражнение: акцен­тированный вдох.

Цель: выработка навыка мягкого посыла дыхания (высокопозиционного посыла и, следовательно, высокопозиционного звука). Нужно слышать свой голос как бы впереди себя. Е.В.Образцова сравнивает мягкий посыл дыхания с мытьем тарелки. Если струя воды сильная, то вода разбрызгивается, а если струя льется мягко, то вода вся остается в тарелке.

И.п. рот закрыт ("зевок"), челюсть опущена. Вдох — носом (акцентированный). Выдох — ртом (без акцента). Количество: 6—8 вдохов–выдохов.

Стремитесь делать упражнение свободно, мягко, чтобы было ощущение легкости и ком­фортности в глотке.

 

Глоточное напряжение — перево­рот языка вверх-вниз.

(Чередование 1 и 2 глоточного напряжения).

1. И.п. рот широко открыт — "зевок", Небо поднято, язык опущен к нижним зубам, затем переворот языка (поднять так, чтобы была видна уздечка). Чередуем движения язы­ком вверх-вниз 8—10 раз.

2. Промежуточное упражнение: акцентиро­ванные вдохи с чередованием:

а) рот открыт ("оскал"), вдох — носом, выдох — ртом;

б) рот закрыт ("зевок"), вдох — носом; выдох — ртом.

Первоначально выполнять медленно, скоординированно. Чередуем пункты а) и б) 6—8 раз.

 

Глоточное напряжение — для ар­тикуляции.

И.п. снова, как в первом глоточном напряжении, рот открыт ("оскал"), язык свободно лежит у нижних зубов.

1. Круговые движения губами при мыс­ленном произнесении: "а", "о", "э". Двигаются крылья носа. Чем больше круговые движения губ, тем больше тренируется глотка.

2. Промежуточное упражнение:

И.п. рот открыт ("оскал"), небо высокое, язык "топится".

В этой позиции отрывисто произносим слоги "ха", "хо", "хэ" — с толчками животом, можно с добором дыхания. (Это упражнение очень эффективно при частичном несмыкании голосовых связок, а также для задней стенки замыкателей гортани).

 

Глоточное напряжение

(как второе глоточное — переворот языка).

 

1. И.п. снова как второе глоточное напряжение: рот широко открыт ("оскал"). Корень языка "топится", а сам язык переворачивается, чтобы была видна уздечка. Небо высокое. Делаем круговые движения губами при мысленном произнесении звуков "а", "о", "э".

2. Промежуточное, упражнение: чередо­вание 3 вдохов:

а). рот открыт ("оскал"), вдох акцентиро­ванный — носом, выдох без акцента — ртом;

б). рот закрыт ("зевок"), вдох — носом, выдох — ртом;

в). вдох — ртом (неглубокий, скользящий по твердому небу); выдох — также ртом.

Выполнять медленно, скоординированно. Чередуем 6—8 раз пункты а), б) и в).

 

Отдельно хотелось бы остановиться на дыхательной гимнастике. Наиболее известная среди вокалистов дыхательная гимнастика Стрельниковой. Она официально зарегистрирована в Государственном реестре СССР в 1973 году как способ лечения болезней, связанных с потерей голоса. Уникальность этой методики в том, что несложные упражнения позволяют навсегда избавиться от многих тяжелейших недугов, таких как астма, бронхит, ишемическая болезнь сердца, заикание и многих других, а также вернуть потерянный голос. Я не буду рассказывать о ней долго, хотя она заслуживает отдельного открытого урока. У меня есть книга ……. (показать), кого заинтересует эта тема – может взять её и ознакомиться, кстати, это всего лишь 11 упражнений, которые в различных сочетаниях друг с другом дают такие поразительные результаты. Я только позволю себе очень кратко рассказать об истории её возникновения, так как это имеет отношение к нашей с вами теме. Более 50 лет назад в одном Московском музыкальном театре произошла печальная, но обыкновенная история- молодая оперная певица потеряла голос: на её голосовых связках из-за чрезмерной нагрузки возникли новообразования, так называемые «узлы», справиться с которыми медицина в то время не могла. Этой певицей и была Александра Николаевна Стрельникова. Голос к ней вернулся - благодаря матери, специально для дочери разработавшей особые дыхательные упражнения. Но на сцену А. Стрельникова больше не вернулась. Она стала педагогом по вокалу и всю жизнь посвятила разработке дыхательной гимнастики, в основу которой были положены те самые упражнения, что когда- то вернули ей голос.

Природой человеку дана удивительная способность и возможность сознательно, произвольно, целенаправленно изменять, регулировать, управлять своим дыханием и тренировать его. Используя свой мозг, ум и интеллект можно приобрести правильные навыки певческого дыхания. Мы живём, говорим и поём благодаря энергии дыхания. Посредством несложного теста предлагаю всем вам измерить своё дыхание и физиологические резервы своего организма. Этот тест проверен многолетней медицинской практикой и не вызывает сомнений в объективности его показаний. Тест покажет уровень вашей жизненной энергии на все виды жизнедеятельности, в том числе и на пение.

(Взять часы и сделать показания)

Слайд 20.

Россиянка Наталья Молчанова-7м16 секунд, её сын-7 минут. Рекорд – немец Ситас-9 минут.

Широко известно, сколько человек может прожить без еды и воды. А вот без воздуха он проживёт лишь несколько минут. Вот и судите, насколько важно иметь развитую дыхательную систему и как важна энергия дыхания в жизни и пении.

Сейчас я покажу два упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой, которые непосредственно влияют на работу голосовых связок. Это упражнение называется «Насос» (показываю), и второе упражнение «Обними плечи».

С.В.Натарова разработала свою уникальную дыхательную гимнастику, частично использовав некоторые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Слайд 21.

Цель дыхательной гимнастики С.В.Натаровой: выработка правильной певческой позиции, мышечного ощущения опоры звука, экономное расходование дыхания.

Эта гимнастика способствует закалке организма, особенно верхних дыхательных путей и сердца. Это очищающая зарядка - она выводит шлаки, мокроту. Способствует профилактике и лечению гайморита, ринита, укрепляет слизистую оболочку полости рта.

Существуют различные типы певческого дыхания. Наиболее же благоприятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнерёберном дыхании, в котором самое активное участие принимает диафрагма. Диафрагма –- это самая мощная мышца человеческого организма, перемещающаяся за 1 минуту на 4 см вниз и 4 см вверх. Она совершает 18 колебаний в минуту, 1000 - в час и 24000 в сутки. Сжимая все кровеносные и лимфатические сосуды живота, диафрагма опорожняет его венозную систему и проталкивает кровь вперёд, к грудной клетке. Это второе сердце человека! Число движений диафрагмы за минуту равно четверти числа движений сердца, но её гиподинамический напор гораздо сильнее, так как поверхность этого насоса намного больше, и поэтому кровь он проталкивает сильнее, чем сердце.

НИЖНЕРЕБЕРНОЕ

(ДИАФРАГМАЛЬНОЕ) ДЫХАНИЕ

 

Упражнения для работы диафрагмы:

 

1. И.п. рот закрыт ("зевок"), челюсть опущена. Вдох (коротко) — через нос, выдох (коротко) — тоже через нос. Упражнение делать свободно, можно слегка раздувать щеки. Количество: 5—6 раз.

2. И.п. рот открыт ("оскал"). Язык сво­бодно лежит у нижних зубов.

Вдох (коротко) — через нос, выдох (ко­ротко) — носом. Количество: 5—6 раз.

Часто поющие не умеют долго держать рот открытым — трясутся губы и челюсть, так как мышцы лица неэластичны. Упражнение способствует активизации мышц лица, открытию гайморовых пазух.

 

Упражнения для создания

мышечного ощущения опоры звука:

 

1. И.п. рот закрыт ("зевок"), челюсть опущена.

а). Вдох (коротко) — носом (1 раз); выдох (коротко) — носом (1раз);

 

б). Вдох (коротко) — носом (1 раз); выдох (не торопясь) — носом (3 раза).

Схема: 1—1; 1— 3.

Количество: 4 раза.

2. И.п. рот открыт ("оскал"), язык свободно лежит у нижних зубов.

Вдох — нос, выдох —нос.

Схема: 1—1; 1—3.

Количество: 4 раза.

 

Эти упражнения можно использовать отдельно, увеличивая и уменьшая силу звука от "пиано" до "форте", в различных темпах; в промежутке между пением и для отдыха.

3. Упражнение для работы диафрагмы, для расширения певческого динамического диапазона.

 

И.п. рот открыт ("оскал"), язык свободный.

Вдох — носом; выдох — носом.

Вдох — носом; выдох — через рот, на слог "фо" — фырканье, посыл потока воздуха под верхнюю губу.

 

Схема: 1—1; 1—3.

Правильность выполнения можно контролировать с помощью руки — держать, ее перед собой и ощущать струю воздуха. Глотка при этом активно понижена, широкая, дыхание скользит по твердому небу.

 

Множество толчков с добором воздуха:

 

1. Рот закрыт ("зевок"), челюсть опущена. Толчками выдыхаем воздух через нос в течение 20 с. Специально не останавливаться и не вдыхать, а просто добирать воздух. Выполнять упражнение стоя прямо и с наклоном (можно под музыку, ритмично).

2. Рот открыт ("оскал"). Выдох через нос. Язык при этом вибрирует вместе с тол­чками воздуха. Рекомендуется выполнять под музыку ритмично стоя прямо и с наклоном.

3. Выдох ртом на слог "фо" — фырка­нье. Добор воздуха — также через рот. Выполнять, стоя прямо и при наклоне (жела­тельно под музыку или в каком-то ритме). При исполнении упражнения работают косые и межреберные мышцы, освобождается дыха­ние, открывается грудной резонатор.

 

Упражнения для

экономного расходования дыхания ("легато"):

 

1. а). Рот закрыт ("зевок"). Вдох — носом, выдох — носом (5 раз).

б). Один вдох через нос, затем дыхание задержать (диафрагма поднялась) и медленно, экономно расходуя дыхание, делать свистящий выдох сквозь зубы (произносим звук "с").

2. а). Рот закрыт ("зевок"). Вдох — носом, выдох — носом (5 раз).

б). Один вдох через нос, на выдохе (звук "с") — легкие наклоны корпуса вперед (15 — 20 раз).

3. а). Рот закрыт ("зевок"). Вдох — носом, выдох — носом (5 раз).

б). Один вдох через нос; выдох на звуке "с" — стоя прямо, ноги на ширине плеч, рав­номерно покачиваясь в такт на носках ног.

4. а). Множество выдохов-толчков на слог "фо" (фырканье) с добором воздуха (9 раз).

б). Последний выдох сильный, задержи­ваем дыхание (живот как бы надулся) и мед­ленно, экономно расходуя дыхание, делаем свистящий выдох сквозь зубы (звук "с"). Если вы выдержите время выдоха 30—40 с, то в организме есть баланс между кислоро­дом и углекислым газом. Во время упражне­ния можно ходить и прыгать.

Каждое упражнение выполняется по 1 разу.

 

 

Эти упражнения дыхательной гимнастики можно выполнять как взрослым, так и детям. Но, например, младшим школьникам и дошкольникам можно предложить ещё и другие упражнения дыхательной гимнастики. Небольшой практикум сейчас проведёт учащаяся N.

Слайд 22. Практикум - форма организации учебного процесса, предполагающая самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ.

Слайд 23.

1) согреть дыханием замёрзшие на морозе руки;

Слайд 24.

2) удивиться и сказать: «Ах!» как будто на ваших глазах распускаются цветы;

Слайд 25–78.

3) подуть на горячий чай;

Слайд 79.

4) положить руки на воображаемый подоконник, где много-много пыли и сдуть пыль до единой пылинки;

Слайд 80–84. большие буквы Ц-Ч-Ш-С

5) произнести звуки Ц-Ч-Ш-С, постепенно набирая темп (разгоняясь как паровоз);

Слайд 85.

6) на одном дыхании произнести лукаво:

Слайд 86. (текст считалочки)

Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки: раз-Егорка, два- Егорка….. и т.д.

 

7) произнести текст считалочки

 

Спасибо! (учащейся)

 

Также существуют вокальные упражнения в сочетании с дыхательными:

1) трезвучие с «фоканьем»;

2) до-ре ре-ми ми-ре ре-до до (нагибаясь до «ми» и поднимаясь до «до»);

3) до ре ми фа соль (нагибаясь и легато) соль фа ми ре до (поднимаясь и стаккато);

 

Все сегодня показанные упражнения являются подготовительным этапом перед началом пения. А подготовительный этап самый ответственный. Он закладывает фундамент. А при помощи этих и других упражнений и формируется этот фундамент, динамический стереотип, систематическое поддержание которого позволяет педагогу добиться желаемого эффекта с наименьшей затратой труда и времени.

 

Слайд 87.

И сколько чувств святых, прекрасных

Твой голос в сердце разбудил.

Ю.Жадовский.

 

Голос - это бриллиант. Он засверкает, если очистить каждую его грань от того, что мешает ему светиться полётно и ярко.

 

Слайд 88. О, пой! Пусть эти тоны льются.

Пускай в груди на этот внятный зов

Все прошлые страданья отзовутся,

Протекшего все тени встрепенутся,

И сонная пробудится любовь…

В.Бенедиктов

 

Мешают же в основном зажимы в разных местах певческого аппарата. Освободите голос, и он не будет бояться усталости, он польётся, как вода из кувшина,……

 

Слайд 89.

Волненья прошлых дивных дней

Мне голос твой напоминает,

И льются слёзы из очей,

И сладко сердце замирает.

А.Плещеев

 

….а мышцы и органы, участвующие в его «полётности», наполнятся внутренней радостью и восторгом. Такой голос, управляемый свободной внутренней энергией, всегда доставит эстетическое удовольствие как поющему, так и слушателю.

 

 

Пение учащихся.

Слайд 90. тест 1 (100-балльный)

 

Слайд 91. тест 2 (5-ти балльный)

 

Слайд 92. тест двойной

 

 

И в заключение нашей с вами встречи послушайте, пожалуйста, правила гигиены голоса, соблюдая которые вы сможете поддерживать его в нормальном рабочем состоянии:

1. Во время беседы расстояние между собеседниками не должно превышать 1 метра.

2. Располагайтесь в центре комнаты, класса, тогда все вас хорошо услышат и вам не придётся напрягать его.

3. Говорите не сильно громко, с удобными для вас высотой тона и темпом речи. Не говорите шёпотом.

4. Говорите легко, мягко, плавно и без усилий. При разговоре держите голову прямо. Участвующие в фонации мышцы лица, глотки, шеи и плеч должны быть расслабленными. Дыхание - адекватным.

5. В первые три дня критических дней девушкам и женщинам следует ограничить речевое общение, петь категорически запрещается.

6. Лицам голосо-речевых профессий после большой голосовой нагрузки в холодное время года не следует сразу же покидать помещение. Необходимо помолчать в течение 15-20 минут, дать голосовому аппарату отдохнуть, и лишь затем выходить на улицу.

7. В холодное время года не разговаривайте на улице. Если в том есть необходимость, то начинайте разговаривать через 10-15 минут после выхода из помещения, давая голосовому аппарату адаптироваться к температурным условиям.

8. Не дышите ртом на улице в холодное время года.

9. При инфекциях верхних дыхательных путей много не говорите.

10. Укрепляйте своё здоровье, регулярно посещайте врача, занимайтесь закаливанием организма, физкультурой, однако избегайте чрезмерных нагрузок.

11. Соблюдайте пищевую диету:

- острое, солёное, кислое, горькое ешьте в небольшом количестве (иногда бывает необходимость полностью исключить данные продукты из рациона питания);

- не употребляйте холодную и горячую пищу, исключайте употребление молочных продуктов из холодильника;

- газированные напитки, шампанские вина, минеральная вода употребляются без газа;

- чёрные семечки (исключить поющим), белые семечки, орехи употреблять в небольшом количестве (в ряде случаев исключить);

- мёд и лимон следует сочетать с водой, маслом, хлебом;

- не употреблять алкоголь.

12. Не курите, избегайте запылённых и задымлённых мест, холодных, сырых, сухих помещений. В рабочих помещениях и домах необходимо поддерживать комфортную температуру (не ниже 18°).

13. Голос боится температурных перепадов, поэтому летом, загорая на берегу озера, реки, моря, помните, что перед тем как войти в воду остыньте, постояв в тени 15-20 минут.

14. Если вы регулярно принимаете лекарства, проверьте, не вызывают ли они сухости глотки, рта, носа. Проконсультируйтесь с врачом.

15. При езде в автомобиле пользуйтесь ремнями безопасности, так как при резком торможении можно повредить гортань о руль или приборную панель.

16. Избегайте в жизни конфликтных ситуаций, посещайте театры, выставки, ходите на концерты, слушайте больше приятной (классической) музыки (В.Моцарта, П.Чайковского, А.Вивальди). Спите столько, сколько вам необходимо.

 

Слайд 93. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...