Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция приемлемого риска

Лекция 5. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

1. Концепция приемлемого риска

2. Понятие управления рисками

3. Система управления рисками на предприятии

 

Концепция приемлемого риска

Концепция приемлемого риска является весьма продуктивной, будучи примененной к деятельности производственных предприятий, постулирующей возможность рационального воздействия на уровень риска и доведения его до приемлемого значения.

Концепция приемлемого риска основывается на двух подтвержденных практикой и здравым смыслом утверждениях: признании невозможности полного устранения факторов риска и существовании возможности всегда найти меры снижения воздействия этих

факторов на деятельность промышленного предприятия до приемлемого уровня.

Руководствуясь этой концепцией для достижения выбранной цели, как правило, удается найти решение, обеспечивающее некоторый компромиссный уровень риска, соответствующий балансу между ожидаемой прибылью и угрозой возможных потерь.

Применение концепции приемлемого риска направляет на решения, обоснованные сбором и анализом информации о возможных рисковых событиях и реализацией комплекса мероприятий по предотвращению возникновения, смягчению или нейтрализации последствий проявления возникших факторов риска.

Согласно концепции приемлемого риска, он состоит в следующем:

Во-первых, риск – это не статистическая характеристика, а управляемый параметр, на его уровень можно и необходимо оказывать воздействие.

Во-вторых, так как воздействие можно оказывать только на известный риск, то к нему следует относиться рационально, то есть надо изучать и анализировать ситуацию среды хозяйствования, постоянно собирать и изучать информацию, выявлять и идентифицировать факторы риска, оценивать их последствия и разрабатывать меры предотвращения и снижения их воздействий на предприятие.

В-третьих, для корректного учета риска в деятельности производственного предприятия полезно различать стартовый уровень риска или риск замысла, первоначальной идеи, проекта решения или варианта стратегии и финальный уровень риска или риск проработанного варианта решения. Проработанное решение дополнено анализом риска и разработанным комплексом мероприятий, позволяющих минимизировать воздействие факторов риска на деятельность промышленного предприятия.

Для каждого отдельно взятого предприятия, вида предпринимательской деятельности и отрасли уровень приемлемого риска будет различным. Установленный на предприятии нормативный и приемлемый уровень риска может меняться в зависимости от состояний

внешней и внутренней среды функционирования предприятия на момент принятия решения.

Использование концепции приемлемого риска в деятельности предприятия позволяет:

1. Принимая хозяйственные решения, учитывать возможность снижения уровня «стартового» риска до приемлемого «финального» значения риска.

2. Выявлять потенциально возможные для данного предприятия ситуации и факторы риска, которые могут явиться причиной нежелательного развития событий, а в итоге – недостижения поставленных стратегических целей.

3. Оценивать характеристики возможного ущерба, обусловленного проявлением факторов риска и последующим нежелательным развитием событий.

4. Планировать заблаговременно меры по снижению риска на стадии подготовки хозяйственных решений и при необходимости осуществлять их с целью снижения риска до приемлемого уровня.

5. Учитывать при принятии решений расходы, связанные с предварительным анализом и оценкой риска и подготовкой мероприятий по достижению приемлемого «финального» уровня риска.

Управление рисками опирается на результаты оценки рисков, технологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования предприятия, действующую и прогнозируемую нормативную базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые и другие исследования. Следовательно, в ходе разработки стратегии предприятия концепция приемлемого риска реализуется в виде комплекса двусторонних процедур: оценки и управления риском.

Оценка риска – совокупность регулярных процедур анализа риска, т. е. сбор информации, идентификация источников его возникновения, определение возможных масштабов последствий появления факторов риска и роли каждого источника в общем профиле рисков данного предприятия с целью определения его величины.

Оценка рисков стратегии предприятия строится на всестороннем (научном, техническом, технологическом, маркетинговом, социологическом и т.д.) изучении предприятия и среды его функционирования, источников риска, анализе внешних и внутренних факторов риска, прогнозировании показателей оценки уровня рисков, а также в установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска.

Объектом оценки и управления рисками на предприятии является стратегическое решение предприятия, стратегический план, содержащий ряд утверждений относительно будущего развития внешней по отношению к предприятию среды, рекомендаций по образу действия руководства и коллектива предприятия, прогнозных высказываний о реакциях на планируемые стратегические мероприятия потребителей продукции, поставщиков сырья, конкурентов и т.д.

После того как риск оценен, необходимо разработать методические подходы к управлению рисками на предприятии, с этой целью, определим, что такое управление рисками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...