Система управления рисками на предприятии
Для эффективной оценки и успешного управления рисками на предприятии необходимо формирование системы управления рисками, так как без систематизации этих действий и формализации подходов управления рисками это будет весьма затратным и не сможет гарантировать максимального эффекта. Система управления рисками, как и всякая система, состоит из объекта и субъекта управления. В качестве управляемого объекта здесь выступает промышленное предприятие, его экономические отношения с другими хозяйствующими агентами, рабочие и служащие предприятия, действующие на производственные и технологические процессы, информационные потоки. Управляемой переменной считается расчетная величина – уровень риска. Управляющая часть или субъект управления в этой подсистеме – специальная группа людей (подразделение или сотрудник предприятия, пользующийся услугами профессиональных консультантов), которая на основе полученной информации, используя различные методы теории риска, разрабатывает мероприятия – управляющие воздействия для снижения уровня риска или удержания его в допустимых пределах. Для формирования основ эффективного управления рисками на предприятии целесообразно построить его в системе управления предприятием, обеспечивающей реализацию основных функций управления: • планирование и принятие решений; • организация; • руководство; • контроль. Процесс формирования системы управления рисками как показала мировая практика обычно осуществляется в два этапа: 1. Функция управления рисками осуществляется в каждом подразделении предприятия. 2. Выделение функции управления рисками в отдельное подразделение, координирующее управление рисками в масштабе всего предприятия.
На первом этапе формируется система сбора информации, а на втором управление рисками осуществляется в общей стратегии предприятия. Все крупные предприятия создают систему управления качеством и проходят сертификацию на соответствие международным стандартам качества, согласно которым вся деятельность рассматривается как совокупность бизнес-процессов. Однако в этих бизнес-процессах вопросы управления рисками не детализируются и даже не ставится такая задача, а основное внимание акцентируется на управлении качеством. Следовательно, эти процессы должны быть оптимизированы. Для оптимизации управления необходимо внести в эти бизнес-процессы работы, обеспечивающие снижение уровня риска до допустимого. В области управления факторами риска функция планирования и принятия решения заключается в необходимости определения риска, то есть его осознания, обусловленного принятием решения. На этой стадии также определяются методы управления рисками. Организацию управления рисками целесообразно проводить с целью распределения работ и ресурсов на предприятии. Здесь рекомендуется использовать процессный подход. Необходимо в каждом структурном подразделении назначить работника, отвечающего за управление риском, подчиняющегося административно начальнику подразделения, а функционально – начальнику отдела по управлению рисками. Далее эффективным также будет введение элемента матричной структуры в организационную структуру предприятия, то есть создание подразделения, отслеживающего и координирующего организацию управления рисками в стратегии предприятия. При осуществлении руководства управления рисками на предприятии необходимо повышать мотивацию. Менеджер по определению – амбициозный человек и, следовательно, стремится к решению новых задач. Работа в условиях риска – один из видов деятельности, который будет поднимать статус менеджера даже в его собственных глазах, что он смог разрешить какую-либо рисковую ситуацию.
В наших условиях менеджеры среднего и низшего звена стараются избегать принятия решений – дисайдофобия (боязнь принять на себя ответственность за принятие решения). Для преодоления дисайдофобии естественно нужно обучение: предметное в сфере управления рисками и психологические тренинги. Контроль процесса управления рисками на предприятии предполагает также наличие мониторинга. Для того чтобы реально управлять рисками, необходима статистика. Сбор ценной информации предлагается осуществлять посредством контроля, создавая базу данных, которая будет являться основой для оценки вероятности возникновения риска и принятия будущих решений. Имея какую-либо базу данных (статистику), мы можем контролировать процессы, функции и результат контроля. Следовательно, основными функциями контроля при управлении рисками будут: - выявление отклонений (нашли причину и устранили); - сбор информации с целью создания базы данных. С целью создания эффективной системы управления рисками на предприятии необходимо определить понятие системы управления рисками промышленного предприятия. Автором предлагается следующее определение. Система управления рисками на предприятии – это совокупность элементов организационной структуры предприятия, взаимосвязанных функциями управления рисками, обеспечивающих реализацию процедур управления рисками техническим, информационным, кадровым и методическим обеспечением. Таким образом, основываясь на рассмотренном в данной главе материале, можно сделать вывод о том, что для успешного управления рисками на предприятии необходимо иметь четкое понимание процесса оценки и управления рисками, а также системы управления рисками на предприятии. Управление рисками на предприятии станет эффективным лишь в том случае, если оно будет осуществляться в системе менеджмента предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|