Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риски управленческой деятельности

Лекция 4. СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

 

1. Общие понятия субъективных факторов риска

2. Риски управленческой деятельности

3. Кадровые риски по уровню технологического процесса работы с персоналом

4. Кадровые риски количественного и качественного характера

 

Общие понятия субъективных факторов риска

Под управлением подразумевается наличие как минимум двух сторон – управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления).

Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды со стороны субъекта и ее восприятия со стороны объекта. При невосприятии последним данной ему команды процесс управления считается несостоявшимся.

Для успешного достижения целей организации создается структура управления, в соответствии с которой производится разделение труда – формирование функциональных и отраслевых подразделений. В настоящее время в методах управления происходит переход от административных к более интеллектуальным методам, предусматривающим возможность обратного влияния подчиненного на руководителя путем возможного отказа со стороны подчиненного выполнять задания, по каким-то причинам его не устраивающие.

Иными словами, складывается новая ситуация во взаимоотношениях между подчиненными и руководителем, требующая от последнего создания обратной связи и усиления внимания к качеству принимаемых решений, их приемлемости для подчиненных.

Современная теория управления нуждается в более точном определении имеющихся ресурсов как природных, экономических, технических, так и в особенности социальных.

Причем управление человеческими ресурсами требует более точного знания их качественного содержания и постоянного влияния на формирование предпосылок надежности и эффективности этих ресурсов (уровня образования, материального положения и т.п.), а проблема создания эффективной обратной связи становится центральной.

Субъективные факторы риска – это не только риски принятия неправильного решения, но и риски управления персоналом, следовательно, их можно разделить на:

• риски управленческой деятельности;

• риски в работе с персоналом.

Риски управленческой деятельности

Внутренние факторы риска управленческой деятельности можно классифицировать по уровню в процессе принятия решений. Решения, принимаемые руководством предприятия, принято относить к одному из трех уровней – стратегическому, тактическому или оперативному (рис.1). Естественно распределять факторы риска, ориентируясь на эту стратификацию решений.

На уровне принятия руководством стратегических решений можно выделить следующие внутренние планово-маркетинговые факторы риска:

• ошибочный выбор или неадекватная формулировка собственных целей предприятия;

• неверная оценка стратегического потенциала предприятия;

• ошибочный прогноз развития внешней для предприятия хозяйственной среды в долгосрочной перспективе и др.

Рис.1. Уровни процесса принятия решений на предприятии

Стратегическое планирование начинается с формулирования целевых установок предприятия, которые затем кладутся в основу разработки стратегии. Риск, возникающий из-за неверной трактовки стратегических целей, весьма высок, так как вся последующая разработка стратегии вследствие этой ошибочной исходной позиции может пойти в ложном направлении.

Происхождение ошибки в оценке стратегического потенциала предприятия и соответствующего фактора риска может быть обусловлено погрешностью исходных данных о техническом и технологическом потенциале предприятия, отсутствием или игнорированием информации о назревающем технологическом скачке, грубостью или неадекватностью выбранного метода диагностического обследования предприятия и т.п. Например, при диагностическом обследовании потенциала предприятия не было установлено, что реализованная на предприятии технология устарела и уже созрели условия для ее обновления.

Аналогичная ошибка при определении потенциала предприятия может корениться также в неправильной оценке степени автономности предприятия, то есть его независимости от других производственных или коммерческих структур. Возможны неверные оценки фактического разграничения прав собственности, владения землей и управления ею, основных производственных фондов, доходов и т.д.

Прогнозирование динамики внешней социально-экономической среды, так же как и научно-технического развития, представляет собой сложную многоаспектную задачу. Точность таких прогнозов весьма невелика, и использовать их следует с известной осторожностью. Основываясь на ошибочном прогнозе развития внешней среды, разработчики стратегии могут предлагать такие варианты стратегического плана, которые окажутся нереализуемыми или несоответствующими намеченным целям.

Риск в принятии решений тактического уровня прежде всего сопряжен с возможностью искажения или частичной утраты содержательной информации при переходе от стратегического планирования к тактическому. Если при разработке конкретных тактических решений они не подвергались проверке на соответствие выбранной стратегии предприятия, то такие результаты, даже будучи достигнутыми, могут оказаться внемагистрального стратегического направления деятельности предприятия и таким образом ослабить его экономическую устойчивость.

К этой группе можно отнести такой фактор, как недостаточное качество управления предприятием. В свою очередь это может быть обусловлено отсутствием таких необходимых качеств «управленческой команды», как сплоченность, опыт совместной работы, навыки управления людьми и т.п.

На любом уровне принимаемых решений присутствуют как внешние, так и внутренние для данного предприятия факторы риска. Можно предположить, что для стратегических решений количество и роль внешних факторов риска значительно выше, чем для тактических или оперативных. Выявление и идентификация факторов риска относятся к наиболее важным в настоящее время задачам экономического анализа деятельности производственного предприятия.

Уровень риска при принятии управленческого решения на предприятии зависит от ранга сотрудника и его участия в бизнес-процессе. Можно выделить пять уровней рисков (табл.1).

 

Таблица 1 Уровень риска на этапах принятия управленческих решений

Решение Тип решения Уровень риска
Сотрудники определяют цели развития организации Стратегические решения Максимальный риск
Сотрудники разрабатывают средства достижения цели Стратегические и тактические решения Высокий риск  
Работники организуют процесс создания средств достижения целей Тактические и оперативные решения Средний риск
Работники непосредственно создают средства достижения целей Оперативные решения Низкий риск
Работники обслуживают процесс создания средств достижения целей Оперативные решения Минимальный риск

 

Разработка для каждой группы сотрудников кадровых технологий подбора, отбора и найма, оценки, обучения, увольнения с учетом профилактики угроз экономической безопасности позволит обеспечить безопасность функционирования организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...