Риски управленческой деятельности
Лекция 4. СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА
1. Общие понятия субъективных факторов риска 2. Риски управленческой деятельности 3. Кадровые риски по уровню технологического процесса работы с персоналом 4. Кадровые риски количественного и качественного характера
Общие понятия субъективных факторов риска Под управлением подразумевается наличие как минимум двух сторон – управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды со стороны субъекта и ее восприятия со стороны объекта. При невосприятии последним данной ему команды процесс управления считается несостоявшимся. Для успешного достижения целей организации создается структура управления, в соответствии с которой производится разделение труда – формирование функциональных и отраслевых подразделений. В настоящее время в методах управления происходит переход от административных к более интеллектуальным методам, предусматривающим возможность обратного влияния подчиненного на руководителя путем возможного отказа со стороны подчиненного выполнять задания, по каким-то причинам его не устраивающие. Иными словами, складывается новая ситуация во взаимоотношениях между подчиненными и руководителем, требующая от последнего создания обратной связи и усиления внимания к качеству принимаемых решений, их приемлемости для подчиненных. Современная теория управления нуждается в более точном определении имеющихся ресурсов как природных, экономических, технических, так и в особенности социальных. Причем управление человеческими ресурсами требует более точного знания их качественного содержания и постоянного влияния на формирование предпосылок надежности и эффективности этих ресурсов (уровня образования, материального положения и т.п.), а проблема создания эффективной обратной связи становится центральной.
Субъективные факторы риска – это не только риски принятия неправильного решения, но и риски управления персоналом, следовательно, их можно разделить на: • риски управленческой деятельности; • риски в работе с персоналом. Риски управленческой деятельности Внутренние факторы риска управленческой деятельности можно классифицировать по уровню в процессе принятия решений. Решения, принимаемые руководством предприятия, принято относить к одному из трех уровней – стратегическому, тактическому или оперативному (рис.1). Естественно распределять факторы риска, ориентируясь на эту стратификацию решений. На уровне принятия руководством стратегических решений можно выделить следующие внутренние планово-маркетинговые факторы риска: • ошибочный выбор или неадекватная формулировка собственных целей предприятия; • неверная оценка стратегического потенциала предприятия; • ошибочный прогноз развития внешней для предприятия хозяйственной среды в долгосрочной перспективе и др.
Рис.1. Уровни процесса принятия решений на предприятии Стратегическое планирование начинается с формулирования целевых установок предприятия, которые затем кладутся в основу разработки стратегии. Риск, возникающий из-за неверной трактовки стратегических целей, весьма высок, так как вся последующая разработка стратегии вследствие этой ошибочной исходной позиции может пойти в ложном направлении. Происхождение ошибки в оценке стратегического потенциала предприятия и соответствующего фактора риска может быть обусловлено погрешностью исходных данных о техническом и технологическом потенциале предприятия, отсутствием или игнорированием информации о назревающем технологическом скачке, грубостью или неадекватностью выбранного метода диагностического обследования предприятия и т.п. Например, при диагностическом обследовании потенциала предприятия не было установлено, что реализованная на предприятии технология устарела и уже созрели условия для ее обновления.
Аналогичная ошибка при определении потенциала предприятия может корениться также в неправильной оценке степени автономности предприятия, то есть его независимости от других производственных или коммерческих структур. Возможны неверные оценки фактического разграничения прав собственности, владения землей и управления ею, основных производственных фондов, доходов и т.д. Прогнозирование динамики внешней социально-экономической среды, так же как и научно-технического развития, представляет собой сложную многоаспектную задачу. Точность таких прогнозов весьма невелика, и использовать их следует с известной осторожностью. Основываясь на ошибочном прогнозе развития внешней среды, разработчики стратегии могут предлагать такие варианты стратегического плана, которые окажутся нереализуемыми или несоответствующими намеченным целям. Риск в принятии решений тактического уровня прежде всего сопряжен с возможностью искажения или частичной утраты содержательной информации при переходе от стратегического планирования к тактическому. Если при разработке конкретных тактических решений они не подвергались проверке на соответствие выбранной стратегии предприятия, то такие результаты, даже будучи достигнутыми, могут оказаться внемагистрального стратегического направления деятельности предприятия и таким образом ослабить его экономическую устойчивость. К этой группе можно отнести такой фактор, как недостаточное качество управления предприятием. В свою очередь это может быть обусловлено отсутствием таких необходимых качеств «управленческой команды», как сплоченность, опыт совместной работы, навыки управления людьми и т.п. На любом уровне принимаемых решений присутствуют как внешние, так и внутренние для данного предприятия факторы риска. Можно предположить, что для стратегических решений количество и роль внешних факторов риска значительно выше, чем для тактических или оперативных. Выявление и идентификация факторов риска относятся к наиболее важным в настоящее время задачам экономического анализа деятельности производственного предприятия.
Уровень риска при принятии управленческого решения на предприятии зависит от ранга сотрудника и его участия в бизнес-процессе. Можно выделить пять уровней рисков (табл.1).
Таблица 1 Уровень риска на этапах принятия управленческих решений
Разработка для каждой группы сотрудников кадровых технологий подбора, отбора и найма, оценки, обучения, увольнения с учетом профилактики угроз экономической безопасности позволит обеспечить безопасность функционирования организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|