Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологическое образование в ДОУ как основа формирования представлений об экологической культуре у детей




Введение

экологический воспитание ребенок

Традиционно в педагогической практике процесс экологического воспитания дошкольников связывается в первую очередь с их экологическим образованием. При этом гуманистическое отношение к природе, формирование представлений об основах экологической культуры рассматривается как следствие экологического просвещения.

Однако реальность свидетельствует, что экологическое образование оказывается малоэффективным, когда оно базируется только на сообщении дошкольникам соответствующих знаний, советов, инструкций и т.д.

По мнению В.А. Ясвина, кардинальные решения в сфере психолого-педагогической деятельности по развитию экологической культуры «лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности растущего человека, соответствующих установок и целей в её преобразовательной деятельности, в практической взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определённому пониманию её и поведению [49,c.4].

Таким образом, для решения экологических проблем необходимы новые формы экологического образования и воспитания. Необходимость формирования понимания неразделённости с природой, чувствования её представляет наиболее трудную воспитательную задачу. В данной связи проблема формирования представлений об основах экологической культуре у детей требует создания новой парадигмы экологического образования.

В последние годы специалистами проведён ряд исследований, в которых рассматриваются определённые аспекты отношений к природе, формирования экологической культуры.

Экологическая культура развивается на протяжении всей жизни человека, беря свое начало в дошкольном детстве. Развитие представлений об основах экологической культуры в условиях дошкольного учреждения происходит в рамках экологического образования.

В период дошкольного детства реализуется начальная ступень экологического образования, т.к. именно на этом этапе жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов, лежащих в основе экологической культуры человека.

В системе экологического образования исключительно важную роль играют дошкольные учреждения, где экологическое образования должно носить непрерывный, интегрированный характер. Именно в дошкольном учреждении закладываются основы экологической культуры, формируется научно-обоснованное отношение к природной среде. В дошкольных учреждениях учитываются требования ФГТ по экологическому образованию, которые позволяют оптимизировать работу в системе экологической культуры.

Цель - теоретическое изучение методической работы по повышению профессионального мастерства и уровня экологической грамотности в ДОУ.

 


Экологическое образование в ДОУ как основа формирования представлений об экологической культуре у детей

 

На современном этапе развития методики экологического образования дошкольников сложился определённый арсенал методов организации и средств работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях в различных жизненных ситуациях.

И.В. Гребеников перечисляет методы и формы, используемые в экологическом воспитании дошкольников:

занятия;

беседы;

наблюдения;

экологические экскурсии, походы, целевые прогулки;

КВН, викторина, «Поле Чудес»;

экологические акции (природоохранные);

обсуждение и проигрывание ситуаций;

экологические выставки;

экологические праздники;

игры экологического содержания (дидактические, имитационные, соревновательные, игры- путешествия и т.д.);

практическая деятельность детей;

моделирующая деятельность (календарь наблюдений, модель экосистемы леса, модель защитной окраски животного и т.д.) [9,c.19].

В Концепции дошкольного воспитания сказано, что дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному» миру, к себе и окружающим людям, формируются представления об экологической культуре [28].

Сегодня структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условия ее реализации определяют Федеральные государственные требования (ФГТ). В соответствии с ФГТ содержание дошкольного образования включает в себя следующие направления развития детей:

• физическое;

• социально-личностное;

• познавательно-речевое;

• художественно-эстетическое.

Экология входит в три образовательные области:

. Познание;

. Безопасность;

. Труд.

К основным направлениям ФГТ, направленным на экологическое образование дошкольника относятся:

. Образовательная деятельность

. Образование в режимных моментах

. Самостоятельная деятельность

. Взаимодействие с родителями [38,c.25].

За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было ещё сравнительно недавно.

В наши дни каждый воспитатель и коллектив педагогов детского сада имеет право выбрать программу или составить её из нескольких программ сообразно общей воспитательно-образовательной направленности дошкольного учреждения и своим педагогическим установкам.

Программа «Детство» (составлена коллективом кафедры дошкольной педагогики РПГУ им. А.И. Герцена) в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста - младший, средний и старший, состоит из 3 частей [30].

По мнению разработчиков программы, задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического потенциала. Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими, значимыми для его развития, сферами жизни. Накопленный ребёнком, под руководством умного взрослого, ценный опыт познания, деятельности, творчества, постижение им всех возможностей самопознания - вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника [30,c.48].

Программа «Детство» создавалась как программа обогащённого многогранного развития и воспитания ребёнка-дошкольника в разных видах деятельности. Всё содержание программы условно объединяется вокруг четырёх основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Особый акцент сделан на приобщение детей к миру природы, на воспитание бережного отношения к природным объектам. Определён круг познавательных, речевых, практических умений, которые может освоить дошкольник, и которые позволяют ему получить первоначальные знания о природных объектах, включить в круг своих интересов и деятельности. В программе «Детство» этот раздел, под названием «Ребёнок открывает для себя мир природы», разработали Н.Н. Кондратьева и Л.М. Маневцова. Цель: формирование у детей основ экологически целесообразного отношения к природе.

Для достижения цели по формированию экологической воспитанности и представлений об экологической культуре, Н.Н. Кондратьева и Л.М. Маневцова предлагают следующие задачи:

.Формирование элементов экологического сознания;

.Формирование экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде;

.Формирование нравственно ценного опыта общения с природой, экологической культуры деятельности и поведения;

.Формирование гуманного экологически целесообразного отношения к природе [30].

Задачи и объём знаний определены для каждой возрастной группы детей; включают краткую характеристику психологических особенностей детей, содержание представлений о природе (объём и уровень знаний), познавательные и речевые умения, трудовые навыки и умения, отношение к природе, уровни освоения представлений и умений, методические советы.

Содержание представлений о природе раскрывается в соответствии с возрастом и дано в виде блоков:

.Представления о растениях и животных как о живых организмах, их признаках и свойствах. Знания о хорошем и плохом состоянии организма.

.Связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Дети узнают, как приспосабливаются организмы в различных средах обитания, об изменениях к средам обитания по временам года.

.Понятие о существенных признаках всех живых организмов как рост, развитие, размножение.

.Понятие о сообществах растений и животных и о связи между ними. О роли человека - положительной и отрицательной, о правилах поведения.

В программе экологического образования детей подготовительной к школе группе введены знания о человеке во все четыре блока. Авторы считают, что к этому возрасту у детей накапливается большой опыт, и дети могут осознанно усваивать и применять в жизни знания о человеке, как живом организме.

блок знаний - конкретные представления о человеке как о живом существе, о системе биохимических потребностей человека, о здоровье человека; обобщённое представление о том, что каждое существо - растение, животное, человек - похоже на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и по способам жизнедеятельности.

блок знаний даёт конкретные представления о приспособлениях человека к сезонным изменениям природы; знания о правилах поведения в экстремальных условиях или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года.

блок знаний - общее представление о том, что рост и развитие человека отличаются от этих процессов у растений и животных в силу разумности и гуманности людей.

блок знаний - конкретные представления об основных правилах поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их ценности; обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде - среди других живых организмов, условий неживой природы, которую надо беречь [30].

Авторы программы дают краткие методические советы для каждой группы. Опубликован ряд методических пособий для воспитателей, работающих по программе «Детство». Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию, но для улучшения работы по формированию у детей основ экологической культуры имеется «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду», под общей редакцией профессора кафедры дошкольной педагогики РПГУ им. А.И. Герцена З.А. Михайловой для оказания помощи воспитателям дошкольных образовательных учреждений в практическом освоении программы «Детство».

В плане-программе содержатся познавательные и другие задачи для освоения их детьми. Отбор познавательных задач определён, исходя из современных требований: обучение должно иметь развивающий характер, обеспечение максимальной активности в преобладании самостоятельного процесса познания.

Главной частью плана-программы является перечень конкретных упражнений, игр, наблюдений и т.д. Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, т.к. дошкольный возраст - это время, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды [30].

С.Н. Николаева, автор программы «Юный эколог», методического пособия «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» и многих других работ, рассматривает в качестве основной задачи экологического воспитания - формирование осознанно-правильного отношения дошкольников к природе [35]. Следует отметить, что автор чётко раскрыла содержание своего понятия «осознанно-правильного отношения».

Под «правильным» понимается такое отношение ребёнка к природным явлениям, которое строится на знании особенностей жизни, развития живых существ, знании зависимостей их существования от факторов внешней среды, знании взаимосвязей внутри природных сообществ. Такое знание в процессе общения ребёнка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций (поведение животных, состояния растений) правильную их оценку и адекватное реагирование. Особенно значимым становится понимание специфики живого организма: наличие у живых существ определенных потребностей и способов их удовлетворения (чем и как питаются, как защищаются от врагов, неблагоприятные воздействия среды и пр.) [35,c.72].

Без знаний невозможно выработать у детей правильной формы общения с природой. «Осознанным» можно назвать отношение, достигающее действенно - речевого уровня, когда дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, когда они могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия (на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа) или включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.

Знание зависимостей жизни живого организма, понимание конкретной ситуации, отмечает С.Н. Николаева, составляют интеллектуальную основу осознанно-правильного отношения ребёнка к природе [35,c.75]. На этой основе могут развиваться различные стороны этого отношения в зависимости от направленности личности ребёнка. В этом случае можно говорить о разных аспектах экологического воспитания: умственном (формируется познавательный интерес к природе); нравственно-трудовом (формируются экологические качества: сочувствие, сопереживание, готовность оказать помощь); эстетическом (развивается способность восприятия и переживания красоты проявления живого существа, хорошо развивающегося в полноценных условиях внешней среды).

Осознанно - правильное отношение может быть сформировано у маленького ребёнка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях. Важную роль в формировании у дошкольников такого отношения наряду с интеллектуальным играет эмоциональный компонент, который создаёт позитивный фон восприятия природы и обеспечивает действенность знаний.

Решение вопросов экологического воспитания С.Н. Николаева видит в организации работы по двум направлениям - двум взаимосвязанным частям программы:

. Формирование начал экологической культуры детей;

.Развитие экологической культуры у взрослых.

Так как проблемы, созданные человеком в результате интенсивной эксплуатации природы, настоятельно требуют пропаганды экологических знаний среди слоёв населения, и в первую очередь, среди педагогов - носителей культуры.

Итак, главная цель программы «Юный эколог» - воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему природному на основе усвоения систематизированных знаний. Важным содержательным аспектом программы являются знания о взаимоотношении человека с природой. Это элементарные сведения из области экологии человека и природопользования: о человеке как существе, нуждающемся в определённых условиях; о человеке, потребляющем природные ресурсы для своих хозяйственных нужд; о человеке, охраняющем природу и восстанавливающем ресурсы. В то же время, содержание знаний о человеке в программе «Юный эколог» ограничивается лишь сведениями о биоэкологических и социальных потребностях людей и способах их удовлетворения; знания о человеке как живом существе, о единстве его с природой не раскрываются.

С.Н. Николаева разработала методическое пособие «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». В книге предложен вариант технологии формирования начал экологической культуры у детей 6-7 лет. Технология построена на организации взаимодействия дошкольников с природой.

В технологии раскрываются принципы взаимодействия человека и природы; даются знания о том, как человек использует природу, окружающую среду, как бережно и гуманно необходимо относиться к живому на Земле. Но в пособии нет знаний о человеке как о живом существе, что уже понятно и необходимо старшим дошкольникам.

С.Н. Николаева предлагает формы работы с семьёй и раскрывает их содержание: родительские собрания, консультации, беседы с родителями. Основным итогом работы по программе является личностное развитие ребёнка, формирование ценностных ориентаций. Автор не определяет специальных задач и содержание в той или иной возрастной группе. Воспитателю и экологу предоставляются большие возможности для творчества.

Программа нацеливает педагога на наблюдение и оценку познавательного интереса детей, эмоциональных реакций, побуждения к деятельности, оценки детьми эстетических качеств объектов. Кроме того, определены формы поведения ребёнка, которые могут служить критерием уровня его «экологической воспитанности».

С.Н. Николаева подчёркивает, что реализация программы по экологическому воспитанию успешно решается при условии создания в дошкольном учреждении зелёной зоны, заинтересованности педколлектива в усвоении и передаче основ экологической культуры, в воспитании экологической грамотности у родителей и в приобщении их к целостной работе с детьми [35].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...