Единство общения и деятельности
1. Понятие деятельности Под деятельностью, в широком смысле, согласно толковому словарю С.И.Ожегова понимаются любые занятия, труд или работа людей, а также работа какого-либо механизма, сил природы, органа человека. Психологическое изучение деятельности было начато отечественными психологами, особенно интенсивно оно проводилось А.Н.Леонтьевым. Именно А.Н.Леонтьев заложил основы деятельностного подхода в психологии. По А.Н.Леонтьеву, деятельность - это форма активности человека. Деятельность - это специфическая человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание, преобразование внешнего мира и самого человека. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. А.Н.Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя деятельность - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания. Согласно А.Н.Леонтьеву, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином "интериоризация". Обратный переход - от внутренней деятельности к внешней обозначается термином "экстериоризация". Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану - примеры экстериоризации.
Целостная деятельность имеет следующие составляющие: мотивы - цель - задачи - действия - контроль - результат - рефлексия. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). Цель побуждает человека к постановке задач, которые требуют выполнения действий. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Действия совершаются под постоянным контролем, направленных на получение результата, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Основными видами деятельности людей, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития, являются: игра, учение и труд. Основные характеристики деятельности - предметность и субъектность. Предметность деятельности заключается в подчинении логики действий человека логике предметов, с которыми он имеет дело. И этой логике действования с предметами человек начинает обучаться с ранних лет. Субъективность деятельности заключается в том, что она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом. 2. Связь деятельности и общения Понятия "деятельность" и "общение" тесно связаны между собой. Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, гранью совместной деятельности или общение и деятельность - это два самостоятельных, равноправных процесса?
В современном научном знании вопрос о соотношения деятельности и общения остается не вполне решенным. Существуют различные точки зрения на проблему взаимосвязи общения и деятельности. Одна точка зрения отождествляет понятия общение и деятельность. В данном случае общение рассматривается как один из видов деятельности человека в обществе, как «деятельность общения», «коммуникативная деятельность» и т.д. В ряде теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Согласно данной точке зрения, общение не рассматривается как вид деятельности, а рассматривается как непременный атрибут любой человеческой деятельности. В современной отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности, а не подмена одного другим. Согласно данной точке зрения, общение понимается как самостоятельная и специфическая форма активности человека, но неразрывно связанная с деятельностью. Деятельность считают генетической основой общения: возникнув на основе деятельности, общение превращается в самостоятельный социальный фактор, особую социальную форму активности индивида, предметом которой являются отношения с другими людьми. Такой вывод вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» этой деятельности. Более того, отмечается, что между общением и деятельностью существует много переходов и превращений одной в другую. В некоторых видах деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятельность строиться по законам общения, например, деятельность педагога. В других случаях те или иные действия используются в качестве средств и способов общения, и здесь общение строится по законам деятельности, например, театральное представление.
Кроме того, общение формирует единство целей и задач индивидов, выполняющих совместную деятельность. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности. В самой деятельности порой большое количество времени составляет именно общение, связанное с производственными и иными отношениями, по поводу них, в связи с ними и т.д. Идея включения общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, какие именно функции выполняет общение в процессе деятельности. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так: посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики объекта деятельности и даже возможностей каждого из участников. Таким образом, осуществляя регуляционно-коммуникативную функцию, общение ведет к согласованию деятельности отдельных ее участников и, следовательно, к оптимизации ее результатов. Контрольные вопросы: 1. Раскройте понятие «деятельность». 2. Каковы основные теоретические подходы к исследованию взаимосвязи деятельности и общения? 3. Охарактеризуйте связь и различие между категориями «деятельность» и «общение».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|