Hosanna — Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ С. БАХ. МЕССА СИ МИНОР Автограф первого листа Credo
Ритуал мессы (лат. Missa, англ. mass, нем. Messe, фр. Messe, русский православный аналог – литургия) – центрального обряда католического богослужения – складывался в течение многих столетий, начиная с IV в н. э. Исторически сформировалось несколько разновидностей мессы в соответствии со сводом входящих в неё текстов и её приуроченностью к тому или иному событию церковного календаря. Среди них в музыкальной практике наибольшее значение приобрели Missa Requiem (заупокойная месса) и Missa ordinarium (или ординарий), тексты которой участвуют в богослужении вне зависимости какого-то конкретного церковного события. В ХI веке текст ординария был канонизирован и закреплен в следующей последовательности:
· Kyrie eleison («Господи, помилуй»); · Gloria («Слава в вышних Богу»); · Credo («Верую в единого Бога…»); · Sanсtus («Свят, свят, свят»), с выделенной частью Benedictus («Благословен будь…»); · Agnus Dei («Агнец Божий»).
В каждом из разделов мессы в свою очередь выделяются самостоятельные тексты. Месса, которая состоит только из первых двух частей (Kyrie и Gloria) получил название Missa brevis («короткая» месса), в отличие от полной («Торжественной») мессы, или Missa solemnis. Краткая месса была распространена в католическом, и затем протестантском богослужении (в рождественские дни). В высокие праздники в протестантском богослужении разрешалось также исполнение Sanctus в качестве самостоятельной части. В период средневековья музыкальной основой мессы были напевы григорианских хоралов. Многоголосная месса как самостоятельный музыкальный жанр сложилась к XIV веку. Первым наиболее ярким её образцом является «Месса Нотр-Дам» («Messe de Notre Dame»), написанная ок. 1350 Гийомом де Машó. В эпоху Возрождения жанр мессы был одним из основных в творчестве представителей нидерландской (франко-фламандской) школы: Й. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре, Орландо Лассо, а также итальянских композиторов: Палестрины – представителя римской школы, и венецианского композитора Джованни Габриэли. В XVII веке развивались два типа мессы: 1) полифоническая хоровая a capella, написанная в т.н. строгом стиле stilus gravis), идущая от традиций Палестрины, и месса для хора и солистов с сопровождением генерал-баса (basso continuo) и других инструментов, в том числе облигатных (солирующих), в традициях венецианской школы. В XVIII в. жанр мессы претерпел также влияние оперного и ораториального стиля, что сказалось, в частности, во введении сольных и ансамблевых номеров (арии и дуэты).
Месса си минор (Высокая месса) BWV 232 – месса Иоганна Себастьяна Баха для солистов, оргáна, хора и оркестра, написанная на полный латинский текст ординария.
Структура Мессы си минор: I. Kyrie Kyrie eleison — Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) Christe eleison — Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II) Kyrie eleison — Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass) II. Gloria Gloria in excelsis Deo — Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass), Et in terra pax — И на земле мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) Laudamus te — Хвалим Тебя. Ария (soprano II) Gratias agimus tibi — Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass) Domine Deus — Господи Боже. Дуэт (soprano I, tenor) Qui tollis peccata mundi — Который взял (на себя) грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass) Qui sedes ad dexteram Patris — Сидящий одесную Отца. Ария (alto) Quoniam tu solus sanctus — Ибо Ты Один Свят. Ария (bass) Cum Sancto Spiritu — Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) III. Credo Credo in unum Deum — Верую во Единого Бога единосущного. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
Patrem omnipotentem — Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass) Et in unum Dominum — И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto) Et incarnatus est — И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) Crucifixus — Распятого. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass) Et resurrexit — И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) Et in Spiritum Sanctum — И в Духа Святого. Ария (Bass) Confiteor — Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) Et expecto — Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass) IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus Sanctus — Свят, свят, свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass), Hosanna — Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|