Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Hosanna — Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)




С. БАХ. МЕССА СИ МИНОР

Автограф первого листа Credo

 

Ритуал мессы (лат. Missa, англ. mass, нем. Messe, фр. Messe, русский православный аналог – литургия) – центрального обряда католического богослужения – складывался в течение многих столетий, начиная с IV в н. э. Исторически сформировалось несколько разновидностей мессы в соответствии со сводом входящих в неё текстов и её приуроченностью к тому или иному событию церковного календаря. Среди них в музыкальной практике наибольшее значение приобрели Missa Requiem (заупокойная месса) и Missa ordinarium (или ординарий), тексты которой участвуют в богослужении вне зависимости какого-то конкретного церковного события. В ХI веке текст ординария был канонизирован и закреплен в следующей последовательности:

 

· Kyrie eleison («Господи, помилуй»);

· Gloria («Слава в вышних Богу»);

· Credo («Верую в единого Бога…»);

· Sanсtus («Свят, свят, свят»), с выделенной частью Benedictus («Благословен будь…»);

· Agnus Dei («Агнец Божий»).

 

В каждом из разделов мессы в свою очередь выделяются самостоятельные тексты.

Месса, которая состоит только из первых двух частей (Kyrie и Gloria) получил название Missa brevis («короткая» месса), в отличие от полной («Торжественной») мессы, или Missa solemnis. Краткая месса была распространена в католическом, и затем протестантском богослужении (в рождественские дни). В высокие праздники в протестантском богослужении разрешалось также исполнение Sanctus в качестве самостоятельной части.

В период средневековья музыкальной основой мессы были напевы григорианских хоралов. Многоголосная месса как самостоятельный музыкальный жанр сложилась к XIV веку. Первым наиболее ярким её образцом является «Месса Нотр-Дам» («Messe de Notre Dame»), написанная ок. 1350 Гийомом де Машó. В эпоху Возрождения жанр мессы был одним из основных в творчестве представителей нидерландской (франко-фламандской) школы: Й. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре, Орландо Лассо, а также итальянских композиторов: Палестрины – представителя римской школы, и венецианского композитора Джованни Габриэли. В XVII веке развивались два типа мессы: 1) полифоническая хоровая a capella, написанная в т.н. строгом стиле stilus gravis), идущая от традиций Палестрины, и месса для хора и солистов с сопровождением генерал-баса (basso continuo) и других инструментов, в том числе облигатных (солирующих), в традициях венецианской школы. В XVIII в. жанр мессы претерпел также влияние оперного и ораториального стиля, что сказалось, в частности, во введении сольных и ансамблевых номеров (арии и дуэты).

 

Месса си минор (Высокая месса) BWV 232 – месса Иоганна Себастьяна Баха для солистов, оргáна, хора и оркестра, написанная на полный латинский текст ординария.

 

Структура Мессы си минор:

I. Kyrie

Kyrie eleison — Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

Christe eleison — Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)

Kyrie eleison — Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

II. Gloria

Gloria in excelsis Deo — Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass), Et in terra pax — И на земле мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

Laudamus te — Хвалим Тебя. Ария (soprano II)

Gratias agimus tibi — Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

Domine Deus — Господи Боже. Дуэт (soprano I, tenor)

Qui tollis peccata mundi — Который взял (на себя) грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)

Qui sedes ad dexteram Patris — Сидящий одесную Отца. Ария (alto)

Quoniam tu solus sanctus — Ибо Ты Один Свят. Ария (bass)

Cum Sancto Spiritu — Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

III. Credo

Credo in unum Deum — Верую во Единого Бога единосущного. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

Patrem omnipotentem — Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

Et in unum Dominum — И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)

Et incarnatus est — И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

Crucifixus — Распятого. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)

Et resurrexit — И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

Et in Spiritum Sanctum — И в Духа Святого. Ария (Bass)

Confiteor — Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

Et expecto — Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus

Sanctus — Свят, свят, свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass),

Hosanna — Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...