Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки Реформации. Немецкий гуманизм




Германиина напередодни Реформации

В конце XV - Начале XVI ст. Германия была составной частью Священной Римской империи, к названия которой тогда добавили слова "германской нации". Помимо Германии, в ее состав входили земли современных Нидерландов, Бельгии, Австрии, Чехии, Франции Бургундии, часть Италии и другие территории.

Священная Римская империя была политически раздробленной страной, состояла из многих больших и малых, светских и церковных владений. Обнажал Германию выборный король, который мог короноваться как император. Избирался император: на собрании курфюрстов (Князей избирателей). Начиная с 1438 г. и до 1806 г. императоры избирались из семьи Габсбургов.

 

Интересно знать

Представление о степени раздробленности страны может дать список приглашенных для совета на заседание рейхстага - Съезда представителей сословий империи в 1521 г. Среди них были 7 курфюрстов, 50 архиепископов и епископов, 83 аббаты найбильшихмонастырей, 24 светские князья, 145 графов, представители от 65 городов, а еще - многочисленные обладатели имперских Помещики, которые не имели права голоса в рейхстаге.

 

Князья играли большую роль в жизни Германии. В первые десятилетия XVI ст. их было около 70 - архиепископов, епископов и светских лиц. Семь князей - курарюрстив, имевших право избирать императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела.

В начале XVI ст. вся Германия была покрыта сетью из крупных, средних и мелких городов, общее количество которых было около 3 тысяч. Города делились на "имперские" - подчинены непосредственно императору и "свободные" - которые пользовались самоуправлением, добытым вследствие увольнения от своих сеньоров. В XVI ст. различия между "императорскими", "свободными" городам почти исчезли. Они имели большие прав и часто властвовали окружающими территориями как небольшим княжеством. Крупнейшими городам были Нюрнберг, Аугсбург, Кельн.

В Германии существовал рейхстаг - Имперское собрание, которое включало три курии - курфюрстов, духовных и светских князей и представителей городов. В княжествах существовали ландтаги - Сословно-представительные органы местного дворянства, духовенства и княжеских городов. В некоторые ландтаги входили также представители сельских общин.

Рейхстаг и ландтаги обсуждали близкие по смыслу вопросы - о сохранении мира, законы, денежные сборы, но на разном уровне - всей империи или отдельных княжеств. Каждая курия принимала решение отдельно, а затем они сравнивались. Большую роль в работе ландтагов играли города. На рейхстаге она зависела от содержания вопроса. Если была необходимость в деньгах, то города всех интересовали, в других случаях их право на голосование могли поставить под сомнение.

Рейхстаг и ландтаги играли важную роль. Они были местом согласования интересов крупных общественных групп, выполняли роль определенного противовеса власти монарха - императора или князя.

Новой чертой в развитии Германии XVI ст. стало формирование еще одного вида управления - не из центра или мест, а регионального - за округами. В политически раздробленной стране эти округа были созданы прежде всего для того, чтобы облегчить борьбу с грабителями и нарушителями мира.

На начала XVI ст. в Германии господствовали феодальные отношения, большинство населения составляло зависимое крестьянство, что платило налоги землевладельцам и церкви. В первой половине XVI ст. возникли и распространились рыночные отношения. Особенно много новых предприятий было создано в горной промышленности. Появлению новых предприятий способствовал высокий спрос на их продукцию.

Дух наживы и энергия предпринимательства были символом этого времени. Во многих странах были известны имена немецких богачей Фуггеров, Гохштеттерив, Имгофив, Вельзеров. Фуггеры, например, вкладывали средства в оптовую торговлю пряностями, которая давала сказочные прибыли, в ростовщические операции с высокими процентами, горную промышленность, скупали земли. Якоб Фуггер, который был для современников олицетворением зажиточного предпринимателя оставил состояние в 2,5 млн гульденов.

 

Католическая церковь в Германии в начале XVI ст.

Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни Европы, а особенно политически раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Наибольшие прибыли со своих владений Папа Римський получал именно из Германии. Вместе с тем он не слишком озабочен порядками в немецких монастырях, что подрывало авторитет церкви в глазах населения.

В 1510 г. император Максимилиан I предпринял попытку договориться с Папой Римским. Он, частности, рассчитывал на ограничение платежей в пользу Рима. По его поручению был подготовлен "Жалобы германской нации", где собрал основные претензии. Однако, эта попытка потерпела полный провал.

Эта ситуация в начале XVI ст. стала причиной того, что реформационное движение против деятельности католической церкви в Европе начался именно в Германии.

 

Предпосылки Реформации. Немецкий гуманизм

Критика католической церкви была связана с распространением в Германии идеалов гуманизма.

Гуманизм (отв. лат. humanus - Человечный, человеческий) светское свободомыслие эпохи Возрождения, противостоявшего средневековой схоластике и духовному господству церкви. В широком понимании - признании ценности человека как личности, ее права на свободное развитие и выявления своих способностей.

На начала XVI ст. в Германии существовали 16 университетов, в большинству из которых преподавали ученые-гуманисты. Наивысшего расцвета гуманизм в Германии достиг накануне Реформации. Именно тогда достигла своего пика гуманистическая сатира, утверждались новые общественные идеалы, разворачивались поиски новых форм развития религиозной жизни. В Германии появились "Письма темных людей "- остроумная, острая и талантливая сатира, которая разоблачала бескультурье и моральный упадок духовенства, его увлечения бесконечными схоластическими спорами с любой мелочи. Европейскую известность приобрела деятельность Эразма Роттердамского (1466-1536) и его младшего современника, рыцаря-гуманиста Ульриха фон Гуттена (1488—1523).

Фигура в истории

Эразм Роттердамский был высокообразованным человеком, изучал произведения итальянских гуманистов и античную литературу, переводил и издавал их произведения. Себя он гордо называл "Гражданином Вселенной". Эразм Роттердамский писал произведения, в которых разоблачал разврат католического духовенства. Тонкой иронией отмечалась его сатира "Похвала глупостейі". Он осуждал пошлость, отсутствие содержания, скрытую за пустым формализмом в обрядах католической церкви, политическое своеволие и тиранию королей и князей. Философ считал, что религия должна убрать форму непосредственного и откровенного диалога между человеком и Богом. Он выступал за распространение в обществе веротерпимости, приобретение религией личного характера, использование в церковных службах языка народа, что должно было сделать их понятными простым людям.

 

Ульрих фон Гуттен был одним из авторов "Писем темных людей", писал эпиграммы на папу Юлия II, в которых обличал порочности папы и высмеивал продажа индульгенций. Гуттен, с присущим ему темпераментом и горячим патриотизмом, резче, чем Эразм Роттердамский, клеймил католическое духовенство, выступал за "свободу Родины ". Он восхвалял гуманистические науки, которые помогают "прозреть Германии ", усматривал в разуме" руководителя жизни "человека и решительно осуждал "Варварство" и "благочестивое надувательство" в церкви. Именно гуманисты - ближайшие друзья Гуттена одними из первых откликнулись на выступление М. Лютера против продажи индульгенций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...