Деятельность гуманистов подготовила общество к понимание необходимости реформирования католической церкви и развертывания борьбы за объединение Германии.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Мартин Лютер и начало Реформации На главе реформационного движения в Германии стал Мартин Лютер (1483—1548).
Фигура в истории М. Лютер родился в семье зажиточного бюргера. С раннего детства он верил в Бога как великого и справедливого Судью, который наказывает виновных и защищает слабых. После окончания Эрфуртского университета Лютер решил посвятить себя богословию и ушел в монастырь, но и там не нашел покоя. Он не мог понять, почему жизнь в монастыре так отличается от того, что провозглашала церковь и чего она требовала от других. Вместе настойчиво учился, искал ответов на свои вопросы в книгах. Лютер стал доктором богословия и профессором философии. Тяжелая внутренний кризис, длившаяся несколько лет, внезапно завершилась, и он понял, что должен делать.
31 Октябрь 1517 Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои "95 тезисов" против злоупотребленийпродажаем индульгенций. В тезисах Лютера в общих чертах определились основы нового учения. Видное место в нем принадлежало трем положениям: 1.Людина спасается только своей верой. 2.Спасиння приобретается только Божьей милостью и не зависит от каких-либо "заслуг" человека, ибо не люди, а только Бог знает настоящую стоимость "добрых дел". 3. Единственным авторитетом в делах веры является Священное Писание, Слово Божие. Это учения М. Лютера, который можно кратко охарактеризовать как "спасение верой", имело далеко идущие последствия. Если спасение зависит только от Божьего милосердия, то возникал вопрос: зачем нужно посредничество католической церкви, всей огромной церковной иерархии во главе с папой? Лютер не обдумал возможных последствий этой логики, истоки которой он заметил в некоторых текстах Священного Писания.
Учение Лютера перечеркивало обязательный для католика авторитет, наряду со Священным Письмом, решений папы и церковных соборов. По мнению его, об этом не говорится в Священном Писании, а потому это надо отбросить, как "человеческие выдумки". Выступление Лютера получил поддержку значительной части населения Германии. Многие стали переводить тезисы Лютера с латыни немецком и распространять их по всей стране. Католическая церковь осудила выступление Лютера, папа Лев X отлучил его от церкви. Однако германские князья на съезде в Вормсе решили поддержать Лютера. Он достал возможность спрятаться у князя Саксонии в замке под названием Вартбург. В Германии началась Реформация, которая охватила все слои населения страны. Народная Реформация. Томаса Мюнцера В каждом городе и деревне, в каждом доме люди спорили о том, какой должна быть церковь. НЕ ожидая никакого разрешения, люди изгоняли священников, разгоняли монастыри. Воспользовавшись сложившейся князья захватили монастырские земли, а городская верхушка отказалась платить церкви налоги. Власть ПапыРимського больше не признавали. Впрочем, эти изменения удовлетворили далеко не всех. Городская беднота, крестьяне хотели большего. Они слушали проповедников, которых появилось очень много и которые рассказывали о приближении Царства Божьего на земле: все будет общим и все люди станут равными. Такой Народной Реформации они жаждали и готовы были вести за нее борьбу. Во многих городах и селах начались стихийные выступления. Реформация, начиналась как движение умеренных слоев общества, вдохновенных гуманистическими идеалами против католической церкви, приобрела черты, присущие борьбе народных масс за улучшение своего положения. В городах Германии появились проповедники, призывавшие людей жить так, как написано в Евангелии: "И все верующие были вместе и имели все общее: и продавали свои владения и любую собственность, и раздавали всем, по их потребностями ". Сторонников этих идеалов имущественного и социального равенства называли анабаптистами (Перехрещенцямы). Детей они не крестили, считая, что крещение следует принимать сознательно, взрослым человеком. Вступая в их общины, крещение надо было принять вторично, откуда и возникло название. Одним из самых известных проповедников идеалов анабаптистов стал сначала друг Лютера, а погодя его враг Томас Мюнцер (Ок. 1490-1525). Он призывал народ поднять меч против господ и установить силой на земле Царство Боже. По его убеждению, борьбу предстояло развернуть не только против католической церкви, но и против всех тех, кто жил, нарушая христианские заповеди, - князей, рыцарей, ростовщиков. Все должны быть равны перед Богом, монастыри и замки следует уничтожить, а господам - покинуть дворцы, поселиться в простых хижинах и работать. Тех дворян, которые выполнят это требование, будет принято до новой идеальной общности людей, а тех, кто окажет сопротивление установлению справедливых порядков, придется заставлять или казнить.
Это был призыв к восстания для установления Царства Божия и анабаптисты ждали восстания и готовили его. Когда летом 1524 на верхнем Рейне начались отдельные крестьянские выступления, туда отправились анабаптистськи проповедники. Идеи Мюнцера и анабаптистов в Германии поддержало большинство беднейших слоев населения. Лютера такие идеи испугали. Как показали дальнейшие события, пути Лютера и сторонников построения на земле силой Царства Божьего разошлись. Крестьянская война началась с отдельных выступлений летом 1524 г., которым власть поначалу пренебрегла. Но волнения не прекращались и даже распространялись. Осенью восстание охватилоо юг Германии. Крестьяне расправлялись с помещиками, вооружались и создавали отряды. Они жгли замки, разрушали монастыри, а захваченное имущество распределяли поровну; к повстанцам присоединялись мещане и мелкие рыцари. С их помощью были разработаны популярную среди немецких крестьян в годы войны программу под названием "12 статей". В ней выдвигались требования отмены личной зависимости крестьян и десятины, уменьшение оброка и барщины. Наказания крестьян должны были происходить по решениям суда, а не господами. Священника для каждого села имела выбирать сельская община. Составители "12 статей" знали и понимали пожелания крестьян и удачно их выразили. В годы Крестьянской войны эта программа переиздавалась 25 раз.
Представители бюргерства и рыцарства выдвинули "Гейльброннську программу ". В ней высказывались требования усиление имперской власти, отмена таможенных пошлин внутри страны, введения единых монет и мер. Крестьяне имели освобождаться от личной зависимости за выкуп в размере 20-кратной стоимости уплачиваемых налогов. В осуществлении требований этой программы были заинтересованы прежде всего предприниматели, поскольку они создавали условия для развития рыночных отношений. Пламя Крестьянской войны охватило всю Германию. Крестьянские отряды обычно вели борьбу в родных землях. Освободив их от ненавистных панов, расходились по домам. Когда спешно собранные отряды дворянской конницы перешли в наступление, крестьяне не смогли выступить против них вместе. Растерянность среди крестьян усилилась после того, как Лютер гневно осудил восставших и призвал их сложить оружие. Лютер провозгласил, что личная зависимость крестьян не противоречит Писанию, а потому выступать против нее - грех. Томас Мюнцер изначально борьбы был вместе с восставшими. Он лично возглавил восстание в Тюрингии (Центральная Германия). Для подавления восстание немецкие князья собрали большое, хорошо вооруженное войско из дворянской конницы и наемников. В мае 1525 близ города Франкенгаузена повстанцев были разгромлены. С восьмитысячном крестьянского войска 5 тыс. погибли. Раненый Томас Мюнцер попал в плен и после жестоких пыток вместе с 92 сторонниками был казнен. Примерно тогда же было подавлено восстание и в Южной Германии. Когда крестьяне узнали о это поражение, Многие из них отказались далее драться. Хотя в отдельных районах выступления продолжались до середины 1526 г., Крестьянская война кончилась поражением.
По всей Германии чинились расправы с восставшими, и зря М. Лютер напоминал победителям о христианское милосердие, осуждал "... сильных, неистовых, таких, которые не осознают, что делают, тиранов, даже и по окончании битвы не могут утолить свою жажду крови...". Еще долго в Германии не утихали казни. Число погибших и казненных в Крестьянской войне в Германии превысило 100 тыс. человек.
Документы. Факты. Комментарии 1. С памфлета Ульриха фон Гуттена "Вадиск, или Римская триада " "Тремя вещами покоряет Рим все: насилием, хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены, чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями, придуманная война с турками и власть папских легатов в варварских землях. Тремя вещами постоянно заботятся в Риме, хотя никогда не доводят их до конца: спасением душ, реставрацией храмов, развалились, и турецкими походами. О трех вещах невозможно говорить правду: о папу, о индульгенцию и о безбожия. Три вещи нехотя делают в Риме: соблюдающих слова, помогают другому и уступают дорогу... Трех вещей желает каждый в Риме: коротких молитв, доброго золота, жизни, полной наслаждения. Три вещи составляют риса, что выделяет Рим: папа, старые постройки и корыстолюбие...".
Подумайте: 1. Против кого направлено памфлет Ульриха фон Гуттена? 2. Которые основные его идеи?
2. Выдержка из "95 тезисов" М. Лютера "... Каждый христианин, если он только действительно раскаивается, получает полное отпущение вины без индульгенции. Настоящим сокровищем церкви есть, конечно, не отпущения, а святое Евангелие величия и милости Божьей. ... Христиан надо учить, что тот, кто видит бедного и несмотря на это, отдает деньги на индульгенции, получает не отпущения папы, а гнев Бога... ... Утверждать, что крест отпущения, украшен гербами папы и установлен в храмах, имеет одинаковую ценность с крестом Христовым, является кощунством...". Подумайте: 1. Против чего выступал М. Лютер? 2. Которые последствия для католической церкви мог вызвать его выступление? 3. Выдержка из письма М. Лютера "Против грабительских и разбойных крестьянских орд " "Три года ужасных грехов против Бога и людей навлекают на себя эти крестьяне. Во-первых, они клялись своим господам в верности и преданности, быть покорными и послушными. Однако поскольку они... восстают против своих господ, то они навлекли казни на тело и душу. Во-вторых, поскольку они начали мятеж, дерзко расхищают и грабят монастыри и замки, которые им не принадлежат, то только за это они дважды должны умереть телесно и духовно... Мятеж - это не простое убийство, он похож на большой пожар, который поджигает и опустошает страну. Поэтому каждый, кто может, должен их бить, душить, колоть тайно или откровенно и помнить, что не может быть ничего более ядовитые, пагубного, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеного пса...".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|