Психическое развитие в деятельности
И ОБЩЕНИИ Проблемное поле. Как объяснить факты, когда дети занимаются одной и той же деятельностью, а развивающий эффект оказывается разным? Можно ли утверждать, что есть хотя бы минимальная польза от любой деятельности, которой занимается ребенок? Что произойдет, если взрослый неправильно обучает ребенка какой-то полезной деятельности? Можно ли как-то управлять психическим развитием, если ребенок от рождения не слышит и не видит? Если да, то как? Как вы думаете, чего ждет от общения со взрослым ребенок 6 месяцев? Двух лет? Пяти лет? В педагогической работе с детьми трудно руководствоваться предельно общими положениями о роли собственной активности субъекта в созидании своей психики. Перед педагогом здесь могут вставать множество конкретных вопросов: каким критериям должна отвечать деятельность ребенка, чтобы на самом деле оказывать влияние на развитие сознания и личности? Какой деятельности стоит учить? Как именно можно «научить деятельности»? Что зависит от самого ребенка? Понимание обучения как сотрудничества ребенка и взрослого (Л. С. Выготский) предполагает, что содержание развивающей деятельности должно соответствовать зоне ближайшего развития ребенка. Само содержание деятельности, складывающееся из всех компонентов ее структуры, составляет объективное содержание деятельности. Усвоение конкретного содержания деятельности влечет за собой изменения в психике и в этом смысле деятельность является основой психического развития. Например, в процессе выполнения деятельности по самообслуживанию ребенок должен правильно понимать смысл этой деятельности, использовать предметы, которые существуют в современном обществе (мыло, зубная щетка, расческа и т.п.), причем использовать их теми способами, которые приняты в его культуре. Чтобы правильно осуществлять эту деятельность, ребенок должен уметь правильно отражать важные элементы ситуации (грязные руки и собственную потребность быть чистым, количество мыла, движения рук, температуру и напор воды и т.д.) и регулировать свое поведение сообразно этому отражению. Таким образом, в процессе овладения какой-либо деятельностью у ребенка должны появляться ориентировочные действия, направленные на познание соответствующих свойств предметов и явлений, должен возникнуть идеальный психический план отражения действительности, а также действия, направленные на овладение собственным поведением. Говоря о деятельности как основе психического развития, обычно имеют в виду ее нормативное содержание. Если это объективное (нормативное) содержание деятельности не соответствует зоне ближайшего развития конкретного ребенка, то такая деятельность для данного ребенка не будет развивающей.
Кроме того, важно, чтобы взрослый умел правильно обучить новой полезной деятельности. Известно, что при непосредственном взаимодействии ребенка с окружающей действительностью, т.е. без взрослого как посредника, ребенок может научиться действовать с предметами только в соответствии с их физическими свойствами, но не функциональным назначением. Ребенок самостоятельно не может открыть назначение и способ употребления предмета, созданного в культуре, не может обнаружить смысл совершаемой активности и выработать критерии ее оценки. Обучая ребенка какой-либо деятельности, взрослый как бы «передает» ребенку все ее объективное содержание (потребности, мотивы, процессы целеобразования, способы действия и пр.) через осуществление совместной (совместно-распределенной) деятельности. Это означает, что на начальных этапах любой из структурных компонентов деятельности взрослый может (а иногда и должен) взять на себя. Так, взрослый может показать ребенку конкретные способы действия и помочь их оценить и откорректировать, а может актуализировать у ребенка соответствующие потребности и мотивы, поддерживая их в течение всего процесса деятельности. Если процесс формирования компонентов целостной деятельности был организован взрослым неправильно, то не происходит и соответствующего психического развития, даже при условии, что объективное содержание деятельности соответствует зоне ближайшего развития ребенка. В этом случае приходится констатировать, что взрослый не смог использовать деятельность как средство психического развития ребенка.
И, наконец, освоение некоторой деятельности – это задача, которая стоит перед самим субъектом. Ситуация сотрудничества не отменяет необходимости для каждого из участников деятельности действовать активно. Та или иная мера собственной активности – главная причина, почему выполнение детьми одной и той же деятельности приводит к разным результатам. Если по какой-то причине (болезнь, усталость, слабая мотивация) ребенок был пассивным в процессе выполнения деятельности, то ожидаемое влияние деятельности на психическое развитие может не состояться. Учет деятельности как условия психического развития позволяет понять, почему даже при обучении новой, развивающей деятельности (т.е. той, объективное содержание которой соответствует зоне ближайшего развития и которая является основой психического развития) и при грамотной организации сотрудничества со стороны взрослого (т.е. при правильной реализации взрослым деятельности как средства психического развития) результаты могут быть неудовлетворительными. Таким образом, не всякая деятельность и не всегда оказывает действительное влияние на психическое развитие. Чтобы зафиксировать тот факт, что на конкретном возрастном этапе одни виды деятельности имеют большее значение для психического развития, а другие – меньшее, было предложено понятие ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Оно согласуется с представлениями о деятельности как основе, средстве и условии психического развития. Можно сказать, что ведущая деятельность – это та деятельность, которой свойственны одновременно все три признака: 1) ее объективная основа обладает развивающим потенциалом (деятельность как основа); 2) она соответствует потребностям ребенка и интересна ему (деятельность как условие); 3) эта деятельность используется взрослым как оптимальная на данном этапе для передачи ребенку опыта и решения задач психического развития (деятельность как средство). При этих условиях она на самом деле будет вести за собой развитие.
В процессе осуществления ребенком активности происходит интериоризация структуры внешней практической деятельности во внутренние психические структуры сознания, т.е. в психическую деятельность. Интериоризацию нельзя понимать как простой «переход» внешнего во внутреннее в неизменном виде. А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн подчеркивали, что интериоризация означает процесс превращения, т.е. трансформации, качественного преобразования внешнего во внутреннее. Внутренняя психическая деятельность не может быть тождественной внешней практической, но существует их принципиальное единство (А. Н. Леонтьев). Итак, психическое развитие ребенка осуществляется в процессе овладения различными, все более усложняющимися видами деятельности. Новые виды деятельности всегда появляются в результате противоречий. Важное значение в появлении новых видов деятельности и, следовательно, в психическом развитии ребенка играет общение со взрослым, которое подробно изучалось М. И. Лисиной. Общение представляет собой процесс установления и развития отношений общности между людьми как самостоятельными личностями, как деятелями, как носителями общественно-исторического и индивидуального опыта. Общение может оказывать неспецифическое и специфическое влияние на развитие психики ребенка. Неспецифическое влияние общения выражается в возникновении у ребенка переживания эмоционального комфорта в результате принятия и внимания со стороны взрослого. Это порождает у ребенка уверенность, свободу, раскованность, готовность принимать исходящие от взрослого воздействия. Специфическое влияние общения зависит от мотивов, реализуемых в конкретной ситуации общения. М. И. Лисина описала различные виды общения. В зависимости от мотива выделяют деловое, познавательное и личностное общение. В зависимости от используемых средств выделяют ситуативное (осуществляется с помощью экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств) и внеситуативное общение (осуществляется с помощью вербальных средств). М. И. Лисина ввела понятие о форме общения, которая характеризуется временем ее возникновения (возрастом ребенка), содержанием потребности и главным мотивом ребенка, основными средствами, которыми пользуется ребенок. Было выделено и описано 4 основные формы общения: ситуативно-личностное общение, ситуативно-деловое общение, внеситуативно-познавательное общение и внеситуативно-личностное общение. В исследованиях общения детей младенческого возраста, проведенных М. И. Лисиной и ее сотрудниками, были изучены основные поведенческие признаки наличия у ребенка потребности в общении: 1) внимание, интерес и сосредоточенность на партнере по общению (взрослом); 2) эмоциональные реакции (улыбка и др.), адресованные партнеру и выражающие отношение ребенка; 3) инициативные действия; 4) чувствительность к изменению отношения партнера, к его оценкам. Все эти признаки могут быть полезны для определения наличия потребности в общении и у ребенка более старшего возраста.
Деятельность как основа психического развития – положение, в котором зафиксирована зависимость психического развития от объективного содержания той деятельности, которую выполняет ребенок.Всякая конкретная деятельность, как процесс целенаправленных преобразований материальных и идеальных объектов, имеет свое объективное (нормативное) содержание, отраженное в ее структуре. Это содержание складывается исторически. Овладевая такой конкретной деятельностью, ребенок с необходимостью развивает у себя те психические процессы, которые необходимы для правильного и эффективного ее выполнения, которые обеспечивают реализацию соответствующей структуры деятельности. Деятельность как средство психического развития – положение, которое раскрывает процесс психического развития ребенка со стороны организации взрослым совместной с ребенком деятельности, в которой происходит «передача» ребенку ее объективного содержания. «Передача» деятельности ребенку включает в себя формирование всех ее компонентов, но процессы формирования потребностно-мотивационной, (смысловой), и действенно-операционной, («технической») сторон деятельности подчиняются разным закономерностям, которые взрослый должен знать и правильно использовать. Тогда можно будет сказать, что взрослому удалось использовать деятельность как средство психического развития ребенка.
Деятельность как условие психического развития ребенка – положение, которое раскрывает процесс психического развития ребенка со стороны его собственной активности в осуществлении и овладении деятельностью. Ребенок, будучи субъектом своей деятельности, способен активно участвовать в совместной деятельности и переживать внутренние противоречия. От степени включенности ребенка в деятельность, в конечном счете, зависит то, насколько возникающие в ней противоречия будут действительно субъективно значимыми и смогут вызвать скачок в психическом развитии. Ведущая деятельность – разработанное А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным понятие, обозначающее ту деятельность, которая на данном возрастном этапе оказывает максимальное влияние на психическое и личностное развитие ребенка. А. Н. Леонтьев выделял следующие признаки ведущей деятельности: 1) внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности, которые затем становятся ведущими; 2) ведущая деятельность способствует формированию психических процессов; 3) внутри ведущей деятельности происходят главные психологические изменения личности ребенка. Д. Б.Эльконин выделил еще два признака ведущей деятельности: 1) внутри ведущей деятельности представлены типичные для данного возрастного периода взаимоотношения ребенка со взрослыми; 2) ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами социальной среды, которые являются в данном возрасте источником его развития. Д. Б. Эльконин различал следующие виды ведущей деятельности (формы активности): младенчество – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым; ранний возраст – предметно-манипулятивная деятельность; дошкольный возраст – игра; младший школьный возраст – учебная деятельность; подростковый возраст – общение со сверстниками; ранняя юность – учебно-профессиональная деятельность. Интериоризация – процесс формирования внутренних структур человеческой психики (психических процессов, сознания в целом) через освоение структур внешней практической деятельности. Впервые было предложено П. Жане для обозначения процесса «врастания, перехода» внешнего социального во внутреннее индивидуальное. В работах Л. С. Выготского было подчеркнуто, что специфические для человека высшие психические функций всегда возникают как результат интериоризации тех процессов, которые первоначально существуют лишь в общении с другими людьми – носителями социального опыта (закон развития высших психических функций). А. Н. Леонтьевым было установлено, что процесс интериоризации совершается как превращение (преобразование) структуры внешней практической деятельности во внутреннюю психическую деятельность. П. Я. Гальпериным в концепции поэтапного формирования умственных действий были изучены этапы интериоризации. Особую роль в процессах интериоризации выполняет речь, на что указывал еще Ж. Пиаже. Л. С. Выготский полагал, что речь является универсальным «психологическим орудием» и может замещать материальное орудие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|