Психическое развитие ребенка
В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ СХЕМА АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ПРОТЯЖЕНИИ КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА Проблемное поле. Подумайте, чем дети разного возраста отличаются друг от друга, почему они отличаются? Можете ли вы, наблюдая за незнакомым ребенком, определить его приблизительный возраст? Как вы это делаете? По каким признакам можно определить, сколько лет ребенку, к какому возрастному периоду относится его развитие? Ä ФЕНОМЕНОЛОГИЯ: ТЕЛЕСНЫЙ ОБЛИК РЕБЕНКА, ВОЗМОЖНОСТИ ДВИЖЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЩЕНИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА, ТИПИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ Ä СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ: А) ВНЕШНЯЯ СТОРОНА, Б) ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА Ä ТИПИЧНЫЕ ВИДЫ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ Ä ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ЛИНИИ РАЗВИТИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ В КАЖДОЙ СФЕРЕ Ä ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ВОЗРАСТА. ВНЕШНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В ПСИХИКЕ
Результаты изучения возраста (что должен знать студент): ü Какова картина мира ребенка, как он воспринимает мир вокруг него, что он выделяет в окружающем, что привлекает его внимание. ü Каковы его основные желания и интересы, чем он любит и предпочитает заниматься? ü Для чего ребенку нужен другой человек – взрослый и сверстник, как он их воспринимает, какие их качества его интересуют, по каким поводам ребенок обращается ко взрослому и сверстнику? ü Какие признаки и свойства предметов выделяет ребенок, как он мыслит в данном возрасте, какие связи между предметами и явлениями он устанавливает? ü Что запоминает ребенок, какими способами он это делает? ü Может ли ребенок представлять себе то, чего не существует, то есть фантазировать? Что именно он может вообразить и какими способами он это делает?
ü Какие переживания свойственны ребенку, какие эмоции он испытывает? Что вызывает у него радость и доставляет удовольствие? Что доставляет ребенку беспокойство, что его тревожит? Какие страхи типичны для данного возраста? ü Что ребенок выделяет в самом себе, какие характеристики его внешнего облика и внутреннего мира доступны его пониманию, что он знает о себе и как он к себе способен относиться? ü Каковы возможности ребенка в управлении собой? Какими способами он управляет собой? ü Какими способами взрослый может эффективно влиять на ребенка, на его поведение и развитие? Какие способы являются неэффективными? Обосновать, опираясь на знание возрастных особенностей.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ Проблемное поле. Какие чувства у вас возникают при виде новорожденного ребенка, ребенка младенческого возраста? Какие особенно яркие признаки внешности, поведения, общения можно выделить у младенца? Если сравнить ребенка начала и конца младенчества, что более всего вас впечатляет, какие изменения в ребенке кажутся вам наиболее существенными? С какими словами у вас ассоциируется слово «младенец»? Составьте ассоциативный ряд. Побеседуйте о детях этого возраста с родителями, имеющими детей младенческого возраста. Какие жалобы предъявляют родители, имеющие детей (младенцев, годовалых детей), что их более всего беспокоит? Какие возрастные особенности детей скрываются за этими жалобами взрослых? Общие сведения. Младенчество хронологически охватывает первый год жизни ребенка: после рождения ребенок переживает кризис новорожденности, до 4–6 недель – период новорожденности, от 4–6 недель до 6 месяцев – раннее младенчество, от 6 месяцев до 1 года – позднее младенчество. Этот период характеризуется высоким темпом развития. Связь ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого, особенно в первые месяцы жизни.
Ä ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. Новорожденный ребенок весит в среднем 3,3–3,5 кг, его рост составляет 51–52 см; в 6 месяцев: 7,5 – 8 кг, 67–68 см; в 12 месяцев: 9,7–10,3 кг и 74–75 см. В первые месяцы жизни ребенок приспосабливается к жизни в социальной среде, вне утробы матери. Он подолгу спит, так как его организм еще не готов к встрече со сложным миром вокруг него. Постепенно он привыкает к режиму сна и бодрствования, к режиму кормления, и в возрасте одного года он может спать всю ночь и два раза днем, а ест 4 раза, причем в его меню уже все виды пищи. Просыпаясь, ребенок с помощью плача просит его покормить или устранить дискомфорт. В конце первого месяца он выделяет маму, с которой он связывает приятные состояния, смотрит на нее и начинает улыбаться. Это значит, что ребенок стремится к общению с другими. Ребенок привлекает к себе взрослых движениями, улыбкой, звуками, так как самое главное для него сейчас – общение со взрослыми. Ребенок любит находиться на руках у взрослых, он использует самые разные способы, чтобы оказаться на руках, требует, чтобы его носили. Кроме взрослых ребенок выделяет предметы вокруг себя, рассматривает их, начинает к ним тянуться и учится захватывать их, чтобы что-то с ними делать: стучать, бросать, перекладывать. Его интересуют погремушки, так как их легко взять в ручку, они издают разные звуки, мячи и игрушки – животные и куклы, потому что они похожи на людей и на них интересно смотреть. Во втором полугодии младенцу уже интересны ёмкости и коробки с крышками, пирамидки и машинки на веревочке. Ползая по дому, ребенок добирается до шкафов и шкафчиков, выдвигает ящики и копается в их содержимом, сбрасывает предметы на пол, если те находятся в пределах его досягаемости. Вначале ребенок сосет материнскую грудь или рожок, затем учится есть из ложки и пить из чашки. Младенец осваивает повороты и перевороты, ползание и сидение, а затем стояние и ходьбу, и к концу первого года жизни он уже может самостоятельно передвигаться в пространстве. Его интересуют предметы вокруг, взрослые люди, которые уделяют ему внимание, помогают осваивать движения и действия с предметами. Он хорошо понимает интонацию, с которой к нему обращаются, а к концу младенчества и значение первых слов. Он хорошо подражает другим людям и выполняет такие просьбы, как «пока» или «сделай ладушки».
Ä Социальная ситуация развития. Внутренняя сторона: беспомощность ребенка, максимальная социальность (ребенок связан с внешним миром только через взрослого), отсутствие основных средств социального общения, готовность к движению и восприятию внешнего мира через функционирование нервной системы и всех анализаторов. Внешняя сторона: восприятие взрослыми младенца как беспомощного, с ограниченными способностями восприятия и понимания окружающего, не способного освоить и пользоваться нормами и правилами жизни в социуме. Удовлетворение всех потребностей ребенка взрослыми. Противоречие между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями его в общении. Ä Типичные виды активности ребенка. Ведущая форма активности, которая отражает основные характеристики социальной ситуации развития – максимальную социальность младенца при отсутствии основных средств социального общения – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, в основе которого лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании и заботе со стороны взрослого; со второй половины первого года жизни – общение со взрослым, опосредованное предметом, то есть включение предмета в общение со взрослым. Другие формы активности – двигательная активность, освоение основных видов движений; хватание и манипулятивные действия с предметами. Ä Основные направления развития ребенка: линии развития, показатели развития в каждой сфере Двигательное (моторное) развитие включает развитие общей моторики, или основных движений туловища и головы, и развитие тонкой моторики, или ручных движений, движений кисти и пальцев рук. Развитие движений у ребенка происходит в двух направлениях: 1) кранио-каудальное – от головы к ногам; 2) проксимально-дистальное – от середины туловища или другого органа движения к его периферии.
Условия развития движений у ребенка: созревание нервных механизмов, реализующих движения, развитие у ребенка мотивации движения, к которой относится потребность познания окружающего мира, или потребность во впечатлениях, стремление к самостоятельной деятельности. В соответствии с принципом кранио-каудальной последовательности развития движений ребенок учится удерживать голову в положении лежа на животе, к полутора месяцам он уже может делать это в течение нескольких секунд. К 4 месяцам он поворачивается на бок и на живот из положения лежа на спине; к 5 месяцам из положения лежа на животе ребенок поворачивается на спину; к 6 месяцам ребенок выпрямляет согнутые в локтях руки и упирается на ладони, находясь на животе. С 6 месяцев ребенок совершает первые движения ползания в положении лежа на животе, вытягивая руки из-под себя, и начинает ползать на животе (по-пластунски); далее он учится находиться в положении на четвереньках и после этого начинает ползать на четвереньках. В возрасте 7 месяцев ребенок учится садиться из положения на четвереньках, после чего, к 9 месяцам, он уже может устойчиво сидеть, манипулируя предметами; с 8−9 месяцев ребенок может стоять с поддержкой, то есть, опираясь на предметы мебели или поддерживаемый за руки. Научившись стоять с поддержкой, ребенок начинает с поддержкой и передвигаться; к 10−11 месяцам ребенок начинает стоять самостоятельно, без поддержки, к одному году ребенок начинает самостоятельно ходить. Развитие действий ребенка с предметами. Акт хватания появляется в 4.5 месяца, ему предшествует период «предхватания». В этот период ребенок кратковременно удерживает вложенные ему в ручку предмет, учится фиксировать предметы взглядом и прослеживать их движение в поле зрения. С трех месяцев ребенок тянет руку в сторону предмета, может ненамеренно касаться предмета. При соприкосновении с игрушкой ребенок водит по ней пальцами, как бы ощупывая его. Истинное хватание является результатом подготовительной работы: ребенок смотрит на предмет, протягивает к нему руку, раскрывает ладонь перед предметом, противопоставляя большой палец остальным, и охватывает ладонью предмет. После появления хватания ребенок стремится захватывать все предметы, находящиеся в поле его зрения, совершенствуя тем самым хватание. Он начинает хватать не только ладонью (пальмарный захват) и не только крупные предметы. Постепенно ребенок учится хватать предмет пальцами, а к 11 месяцам он может использовать разогнутые большой и указательный пальцы, как пинцет, для захватывания мелких предметов. К году он уже может сгибать пальцы при захвате, используя так называемый кольцевой захват.
Появление хватания обеспечивает возможность развития действий ребенка с предметами. Схватив предмет, ребенок подносит его ко рту и начинает облизывать (рот выполняет функции анализатора), то есть возникает координация «рука–рот». Далее ребенок подносит предмет к глазам и начинает его рассматривать; лежащий на поверхности предмет ребенок ощупывает. Вначале он производит со всеми предметами одинаковые действия, независимо от их функций и назначения, и такие действия называются манипулятивными. С помощью таких действий ребенок знакомится со свойствами предметов окружающего мира. В 6 месяцев ребенок может удерживать в каждой руке по одному предмету, что обеспечивает возможность действия с двумя предметами одновременно. К 7 месяцам ребенок достает предметы, находящиеся в какой-либо ёмкости. Социальное развитие – развитие отношений ребенка с другими людьми, становление общения в его различных формах. К 4−6 неделям появляется социальная улыбка как признак потребности ребенка в общении. К трем месяцам полностью складывается комплекс оживления, включающий четыре компонента: зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого и звуках его голоса, улыбка, вокализации, движения по направлению ко взрослому. Комплекс оживления актуализируется в ситуации непосредственного общения со взрослым или для привлечения ребенком внимания взрослого к себе. К 6 месяцам комплекс оживления распадается. С 6 месяцев общение ребенка со взрослым строится вокруг действий ребенка с предметами и по поводу предметов. Таким образом, на первом году жизни появляются две формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное и ситуативно-деловое, а основными средствами общения являются экспрессивно-мимические и практически-действенные. К концу первого года жизни ребенок начинает использовать речевые средства (звуки, слоги, слова) для выражения собственных желаний и привлечения внимания взрослого. К полугоду ребенок начинает различать своих и чужих, к концу первого года он по-разному строит отношения с разными взрослыми, предвосхищая их действия. Во втором полугодии следит за действиями взрослых, подражает им, обучается у взрослых действиям с предметами по подражанию и по показу. Познавательное развитие ребенка – развитие восприятия, памяти и мышления, с помощью которых ребенок познает окружающий мир и накапливает запас представлений об окружающем. Ребенок рождается с анализаторами, которые готовы к восприятию информации, поэтому он видит, слышит, ощущает прикосновение, реагирует на изменение условий его жизни. В возрасте до 1 месяца у ребенка наблюдаются скачкообразные движения глаз, и он еще не может сосредоточить взгляд на предметах. К 1,5 месяцам ребенок сосредоточивает свой взгляд на лице взрослого и звуках его голоса, затем он начинает сосредоточивать свой взгляд на ярком предмете, который находится в поле его зрения на расстоянии 25 см. К 3 месяцам ребенок уже может свести оси обоих глаз на одном предмете (конвергенция), ему доступны любые движения глаз, он может уже устойчиво прослеживать с помощью движений глаз перемещение предмета в поле зрения. С 4 месяцев у него появляются инициативные движения глаз, то есть ребенок перемещает глаза с одного предмета на другой и может рассматривать окружающее. К 5 месяцам возникает координация между разными анализаторами – зрением, слухом и движениями. Ребенок ищет источник звука, поворачивая голову. С появлением хватания ребенок совершает разнообразные действия с предметами, знакомится с различными свойствами этих предметов, а также учится устанавливать и первые элементарные связи между ними. Однако на первом году жизни ребенок еще не воспринимает окружающий мир как «вместилище» конкретных предметов, имеющих постоянные, неизменные свойства. При изменении положения предмета, его удаленности, позиции ребенка по отношению к предмету он воспринимает его как другой предмет. У младенцев можно заметить наличие элементов памяти, как правило, на эмоционально значимые предметы и людей. Память проявляется как узнавание. Если, например, мама появляется перед ребенком с новой прической, он может, увидев ее, громко плакать, как будто перед ним незнакомый человек. Известны факты привязанности ребенка к своим игрушкам, нежелание брать новые игрушки, различение детьми знакомых и незнакомых людей, беспокойное поведение младенцев в новой обстановке, запоминание названий предметов и имен людей. У детей постепенно складываются образы-представления предметов, которые остаются у него в памяти и могут руководить его действиями. Особенно отчетливо это проявляется в ситуации, когда на глазах у ребенка прячут предмет, накрывая его или удаляя из поля зрения ребенка. После 9 месяцев ребенок начинает искать спрятанный предмет, проявляя завидную настойчивость, а до этого возраста его поведение можно обозначить как «с глаз долой – из сердца вон». Появившиеся представления оказываются эмоционально насыщенными, так как они побуждают ребенка тянуться к предмету и действовать с ним, поэтому такие представления получили название эмоционально-заряженных представлений. Первые мыслительные действия наблюдаются при выполнении ребенком простых результативных повторных действий, когда он, зафиксировав какой-то результат собственных действий с предметом, связав этот результат с собственной активностью, начинает намеренно его воспроизводить. Так, если ребенок затронул веревку, на которой висит бельё, и увидел, что бельё заколыхалось, вновь и вновь дотрагивается до веревки, чтобы вызвать колыхание белья. Первые мыслительные действия проявляются и при выполнении соотносящих действий, когда ребенок учитывает соответствие свойств предметов, например, крышки и коробки, колечка и стержня. К 11 месяцам ребенок уже может притянуть к себе предмет за веревочку, например, машинку на шнурке. Речевое развитие. Выделяется два направления: 1) развитие понимания речи других людей (пассивная речь) и 2) развитие активной речи, то есть говорения, или собственной речи ребенка. Понимание речи начинается с фиксации ребенком взгляда на лице взрослого в момент произнесения им звуков, что наблюдается уже в полтора−два месяца.На пятом месяце появляется реакция ребенка на изменение интонации голоса матери, изменяется и поведение ребенка в ответ на различные интонации голоса, даже если речь не обращена непосредственно к ребенку. Еще в первом полугодии жизни у ребенка появляется координация между восприятием звука человеческого голоса и зрительным образом источника звука, то есть ребенок стремится увидеть источник звука (зрительно-слухо-моторные координации). После семи месяцев у ребенка появляется реакция на слово: он связывает название предмета с самим предметом, причем это относится к одушевленным и к неодушевленным предметам, находящимся среди непосредственного окружения ребенка. Когда ребенок слышит название предмета или имя человека, он ищет названный предмет или человека взглядом. При появлении реакции на слово происходит быстрое накопление пассивного словарного запаса: увеличивается количество названий предметов и имен людей, которых он ищет при их назывании. Однако ребенок нуждается в постоянном подкреплении названных слов, так как их следы в памяти еще очень нестойкие. Одновременно у ребенка появляется интерес к звукам речи, к внешне наблюдаемым проявлениям говорения, так как он внимательно смотрит на губы говорящего человека, и это является предпосылкой для появления собственной речи. С 10 месяцев ребенок понимает не только отдельные слова, но и простые фразы. Он уже способен не просто найти названный предмет взглядом, но и выполнить названное взрослым действие («пока-пока», «ладушки»). К концу первого года жизни ребенок начинает слушать внеситуативную речь, то есть речь, не включенную в конкретную ситуацию общения, так как он слушает рассказ об отсутствующих людях, хорошо знакомых ему. Развитие активной речи начинается с произнесения ребенком первых звуков, которые вначале включены в структуру плача или крика. Эти звуки отражают внутренние состояния ребенка. Развитие активной речи происходит в связи с развитием общения ребенка со взрослым, а звуки речи выступают как средство общения. После возникновения потребности в общении ребенок начинает произносить звуки, обращенные ко взрослому. Вначале это преимущественно гласные звуки, произносимые мелодично и с разной интонацией. Такой вид речи ребенка называется гулением, и оно преобладает в первом полугодии жизни. В структуре непосредственно-эмоционального общения со взрослым ребенок использует гуление как средство общения со взрослым, и в этот период ребенок уже способен вести «диалог» со взрослым, вступая в общение попеременно со взрослым. Во втором полугодии жизни у ребенка появляются в речи звуки родного языка, которые он усваивает, слушая речь окружающих. Он также начинает подражать себе, намеренно употреблять звуковые комплексы, что свидетельствует об установлении связей между слухом и артикуляциями. Ребенок начинает произносить отдельные слоги, то есть сочетания гласных и согласных звуков, а затем складывать отдельные слоги в цепочки слогов. К 9 месяцам в речи ребенка появляются сочетания слогов, которые напоминают слова (ба-ба), но истинными словами они еще не являются, поэтому называются псевдословами. Псевдослова ребенок не связывает с конкретным человеком или предметом. В конце первого года жизни в речи ребенка появляются первые настоящие слова, всего до 3−5 слов, среди которых имена близких, звукоподражания, название пищи (мама, папа, ням-ням, дай и т.п.). Это означает начало развития автономной речи, которая резко отличается от речи взрослых составом звуков речи и многозначностью первых слов, когда каждый звук, слог или слово могут обозначать несколько предметов или действий одновременно. Эмоциональное и личностное развитие – развитие эмоциональной сферы ребенка, его представлений о себе. Пассивность новорожденного сменяется активностью уже в младенчестве, что дает возможность развития действий с предметами и всех психических процессов. Ребенок выходит за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций. У младенцев после 6 месяцев обнаруживается эмоциональная привязанность к близким людям, в их присутствии они могут вступать в общение даже с незнакомыми людьми. Ребенок чутко фиксирует реакцию матери по ее мимике, реагирует на ее проявления испуга или радости и изменяет свое поведение в зависимости от реакции матери. Уже на первом году жизни на лице ребенка отражаются эмоции страха, удивления, страдания или удовольствия. Вначале эти эмоции связаны с удовлетворением основных потребностей ребенка (еда, сон), а затем начинают возникать и в других ситуациях, например, при передвижении при выполнении действий с предметами, в общении с близкими взрослыми. Уже в младенчестве у ребенка появляются первые признаки выделения себя из окружающего мира: он начинает различать ощущения, вызываемые предметами внешнего мира, и ощущения, идущие от собственного тела. Ребенок во втором полугодии может засунуть в рот собственную ручку и ножку, однако, делает он это более бережно, чем когда он берет в рот предметы. К концу первого года дети подолгу целенаправленно играют со своим отражением в зеркале, совершая ритмические и мимические действия. С 10 месяцев ребенок уже способен корректировать свой внешний облик, если свое отражение покажется ему непривычным, например, если надеть на голову повязку. Ребенок, вступая в общение с близким взрослым, очень рано начинает действовать как активный, равноправный партнер, переживая своё собственное «Я» и «Я» другого человека как разные. Уже в первом полугодии младенец различает отношение взрослых к его действиям и их отношение к нему как к личности в целом. В возрасте старше 10 месяцев у ребенка наблюдаются индивидуализированные реакции в ответ на похвалу и порицание взрослого. Если взрослый хвалит ребенка, выражает приязнь к нему, всячески поощряет, ребенок выглядит довольным, он радуется и улыбается. Если взрослый ругает ребенка, порицает его, хмурится, выражая недовольство ребенком и его действиями, то ребенок испытывает отрицательные эмоции, он отказывается общаться с этим взрослым, плачет. Такое поведение ребенка свидетельствует о появлении у него эмоционально-ценностного отношения к себе, на основе которого в дальнейшем развивается общая самооценка. Ä Психологические новообразования возраста Функциональные изменения в развитии: − выделение взрослого как центрального элемента окружающей действительности; − смена моторики аффективного типа сенсомоторикой; − появление ходьбы, обеспечивающей самостоятельное передвижение ребенка, отделение ребенка от взрослого; − автономная речь, наличие которой обозначает переходный период в речевом развитии (о ребенке нельзя еще сказать, является он говорящим или нет); − эмоционально-заряженные представления; − эмоционально-ценностное отношение к себе, признаки собственного отношения к миру. Новообразования: − появление активности по отношению к окружающему миру, которая приходит на смену пассивности; − сознание как совокупность чувственных образов и элементарных представлений о предметах окружающего мира; − первоначальное сознание психической общности со взрослым, предшествующее выделению собственного «Я»; − чувство базового доверия к миру: к предметам, ко взрослым, к самому себе.
Кризис одного года. Эмпирическое содержание кризиса: психологически ребенок отделяет себя от взрослого, становится самостоятельным в передвижении, у него появляются первые слова автономной речи, понятные близким. Симптомы кризиса появляются в сфере аффектов и воли: отмечаются первые эпизоды непослушания, когда ребенок отказывается выполнять просьбы и указания взрослого; возникает непонимание между взрослым и ребенком, так как ребенок не может выразить свои желания с помощью речевых средств, а взрослый не способен понять ребенка по его жестам и мимике. Стремление ребенка к самостоятельности приводит к необходимости освоения предметной деятельности, а стремление к содержательному общению со взрослым − к необходимости овладения речью. Наступает период раннего возраста, на протяжении которого и будут реализованы эти линии развития. Материал для повторения Ø Кризис новорожденности – это кризис перехода от внутриутробного ко внеутробному существованию, к жизни в социальной среде. Кризис новорожденности носит ярко выраженный адаптационный характер. Симптомы кризиса: потеря веса, болезни новорожденного, манифестация атавистических безусловных рефлексов. Исход кризиса: приспособление к жизни во внеутробной среде, запуск физиологических реакций, становление ритмов сна и бодрствования. Окончание периода новорожденности связывается с возникновением потребности в общении ребенка со взрослым. Ø На протяжении первых трех месяцев зарождается и оформляется потребность ребенка в общении со взрослым, которое первоначально выступает в непосредственно-эмоциональной форме. Зрительное и слуховое сосредоточение ребенка на взрослом, улыбка, вокализации и движения по направлению к взрослому − проявления «комплекса оживления», выражающего потребность ребенка в общении. Ø Развитие ориентировки ребенка в окружающем начинается с формирования сосредоточения на предметах, прослеживания их движения в поле зрения. Овладение хватанием дает ребенку возможность выполнять различные действия с предметами. Во втором полугодии ребенка интересует во взрослом его умение действовать с предметами, и он начинает обращаться ко взрослому по поводу совместных действий. Ø Возможности взаимодействия ребенка с окружающим миром увеличиваются за счет становления основных движений. К ним относятся повороты со спины на живот, поднимание головы, ползание, сидение, стояние и ходьба. Эти движения развиваются благодаря потребности ребенка во впечатлениях и под влиянием взрослого, прямо или косвенно способствующего становлению движений. Ø Пассивная речь начинает развиваться с сосредоточения ребенка на лице взрослого, звуках его голоса. На первых этапах ребенок ориентируется на интонационные и ритмико-мелодические характеристики речи взрослого. Позже он связывает слово с предметом или с действием, что выражается в поисках предмета по его названию. В конце младенчества ребенок может уже выполнять простые поручения взрослых, а значит, он начинает понимать целые фразы. Ø Активная речь проходит стадии гуления, лепета, псевдослов и слов. В активной речи ребенок, прежде всего, выражает свое внутреннее состояние, и только к концу первого года жизни он может обозначить словом предмет или действие. Ø Поведение младенца преимущественно побуждается окружающими предметами, находящимися в поле зрения. Вначале ребенок не реагирует на исчезновение предметов из поля зрения, а затем он начинает активно искать исчезнувшие предметы, что свидетельствует о появлении представлений. Во второй половине младенчества ребенок не только познаёт отдельные предметы и их свойства, но и устанавливает связи и отношения между предметами. Это свидетельствует о появлении первых мыслительных действий. Ø Ребенок начинает различать ощущения, вызываемые предметами внешнего мира, и ощущения, идущие от собственного тела. К концу младенчества ребенок физиологически отделяется от матери. У него возникает эмоционально-ценностное отношение к себе. Оно проявляется в том, что ребенок «отстаивает» собственные желания, претендуя на положительное отношение со стороны взрослых. Проблемно-дискуссионные вопросы: 1. Как вы думаете, почему на первом году жизни существует традиция отмечать день появления ребенка на свет каждый месяц, а к концу первого года жизни ребенка эта традиция фактически сходит «на нет»? 2. Почему в педиатрии и психологии новорожденность имеет разные хронологические рамки? 3. Какую роль в дальнейшем двигательном развитии ребенка имеют рефлексы новорожденного? 4. Когда появляется первая улыбка у ребенка? Каковы специфические признаки социальной улыбки? 5. Почему ребенок 5 месяцев может сильно испугаться и даже плакать, когда видит свою маму в новой, непривычной одежде? 6. Почему ребенка в возрасте до полугода можно легко оставить с незнакомым человеком, а после 6 месяцев, как правило, ребенок отказывается с ним оставаться? 7. Если родители говорят, что их ребенок начал произносить первые слова в возрасте 7 месяцев, как вы к этому отнесетесь?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|