Двигательный режим школьников и здоровьесберегающие технологии в процессе занятий с учащимися
Последние годы в организации и содержании учебного процесса общеобразовательной школы произошли значительные изменения: пересмотрены учебные планы и программы, широко используются технические средства программированное обучение. Все это влечет за собой интенсификацию учебной деятельности школьников. Повышенная напряженность дня вызывает у них неадекватные реакции, нередко у учащихся наблюдаются явления утомления, а иногда и переутомления. В досуге детей преобладают занятия статистического характера. Организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, 13 часа в неделю составляют в среднем 40% общей суточной двигательной потребности ребенка, а бытовые спонтанные движения- 18-22%. Даже все это вместе не может полностью удовлетворить потребности в движениях. Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают еще более выраженный дефицит двигательной активности, так как находятся в классах 8-9 часов ежедневно. Причем на работу мышц в изометрическом режиме у них приходится до 75% всего дневного времени. Лишь 30% школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70% посещают только уроки физической культуры. Необходимо отметить, что увеличение времени целенаправленного педагогического воздействия продленного дня школы таит в себе опасность перегрузки нервной системы учащихся, дальнейшего снижения двигательной активности, умственной и физической работоспособности. Все это отрицательно сказывается на здоровье, успеваемости школьников. Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии является расширение двигательной активности учащихся, повышение интенсивности физических упражнений, моторной плотностью физкультурных занятий, широкое использование в занятиях подвижных игр, упражнений спортивного характера на воздухе, особенно направленных на развитие общей выносливости, обеспечивающей значительный и общеукрепляющий эффект.
Наблюдения, проведенные в разное время дня, свидетельствует о том, что правильно поставленное физическое воспитание детей положительно влияет на их мыслительные особенности, успеваемость. Так, у школьников, которые регулярно занимаются физической культурой, к концу учебного года успеваемость повышается на 7-8%, а у не занимающихся снижается на 2-3%. Таким образом, занятия физической культурой не только укрепляют здоровье и совершенствуют физическое развитие детей, но и обеспечивают устойчивость умственной работоспособности. У школьников, регулярно занимающихся физической культурой, ускоряется процесс формирования сердца, сокращается период отставания его роста от темпов увеличения тотальных размеров тела. У них больше объем сердца, чем у их сверстников, ведущих малоподвижный образ жизни дыхания. Все это говорит о повышении функциональных возможностей дыхательного аппарата. Важным показателем деятельности системы дыхания является ее реакция на физические нагрузки. Оказалось, что двигательной активностью выполняют одинаковую с малоподвижными детьми стандартную физическую работу при меньшей легочной вентиляции, но большем проценте использовании кислорода, т. е. им свойственны выраженная экономичность и кислородная эффективность внешнего дыхания при выполнении стандартной мышечной работы. А при напряженных мышечных нагрузках легочная вентиляция у них достигает значительно больших величин за счет учащения дыхательных движений и значительно увеличения дыхательного объема.
Таким образом, школьники с высокой двигательной активностью обладают более высокой физической работоспособностью, чем ведущие малоподвижный образ жизни, поэтому необходимо в школах вводить, здоровье сберегающие технологии в процесс занятий с учащимися. Любая инновационная технология становится педагогически безупречной только в процессе ее совершенствования в условиях школы. В интересах охраны здоровья школьников при внедрении новых педагогических технологий необходимо включать оценку утомляемости учащихся в течение учебного дня с тем, чтобы массовые внедрения получили не просто новаторские, но и здоровье сберегающие технологии. Успешность педагогических технологий зависит от личности учителя, его мастерства, характера учебно-воспитательного воздействия на учащихся. Указанные воздействия должно основываться на принципах лечебной педагогики, особенно сейчас, когда здоровые дети составляют среди школьников не более 10%. У школьников с высокой двигательной активностью увеличивается объем грудной клетки и ее экскурсия, отмечается более редкое дыхание, чем у их сверстников с низкой двигательной активностью. Глубина дыхания и минутный объем дыхания в покое изменяется менее заметно, что обусловлено совершенной координацией и согласованностью между дыханием и кровообращением, а также лучшим использованием кислорода из вентилируемого воздуха. У детей, ведущих подвижный образ жизни, более четко проявляется возрастное увеличение ЖЕЛ, и нарастание так отмечается значительное увеличение резервного объема выдоха, общей емкости легких емкости резервного вдоха, рост максимальной вентиляции легких и резерва. В настоящее время большинство детей рождаются ослабленными, а в школу приходят с массой недуг и болячек. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 80%-хронически больны, 50%- имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70%- страдают различными нервно-психическими расстройствами. Одним из главных факторов, разрушения здоровья детей является их поза во время учебного процесса. Второй фактор - это продолжительное воздействие на детей обедненной природными стимулами учебной среды - закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными, искусственно созданными элементами, лишающих детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание животворного мироощущения, образно-чувственного восприятия мира, угнетение эмоциональной сферы детей. В итоге - быстрое истощение нервно-психической энергии, имунно-защитных сил организма.
Третий фактор - вербальный принцип построения учебного процесса, некритическое восприятие готовой информации,- приводит к тому, что ученик превращается как бы в принимающее программируемое устройство, а учитель в передающее программирующее. Четвертый фактор - это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, поэлементное овладение учебными знаниями, умениями и навыками. А значит - разрушающие целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей. Пятый фактор - это чрезмерное увеличение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Ранее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счеты, компьютеру приводит к ухудшению сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным миром букв, цифр, символов, слов, что ведет к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции - воображение. Перечисленные факторы представляют собой скрытую от общественного сознания технологию психозомбирования детей, технологию формирования психозависимости личности. С целью оздоровления учащихся проводиться организованные групповые занятия, которые являются основной формой физкультурно-оздоровительной работы в группах продленного дня. Эти занятия способствуют решению основных задач физического воспитания учащихся, позволяют переключить учащегося с умственной работы на физическую деятельность, создают благоприятные условия для активного отдыха, вызывают положительные эмоции и хорошее настроение, повышают общую и умственную работоспособность, предоставляют возможность интересно и содержательно провести свободное время.
Учитывая специфику организованных групповых занятий, необходимо применять соответствующую методику их организации и проведения. Они должны проводиться в свободной, непринужденной форме и носить развлекательный характер с преимущественным использованием игрового метода, соревнований и т.п. нарушение этих требований может привести к превращению занятий в обычный дополнительный школьный урок, который может привести к переутомлению учащихся. В отличие от школьных уроков занятия в группах продленного дня проводится в течение 40-60 мин. Их продолжительность зависит от общего состояния занимающихся, степени их утомления после учебного дня, а также от условий проведения занятий и других факторов. Значительное место в содержании групповых занятий занимают упражнения, которые используются для всесторонней и постепенной подготовки опорно-двигательного аппарата к выполнению основных упражнений, планируемых в занятии. Строевые упражнения также используются в занятиях группы продленного дня. Однако удельный вес их значительно меньше, чем в обычных уроках физической культуры. Используются они при необходимости как способ удобного и быстрого построения перестроения. Очень важным в организации занятий является их двигательная плотность. Чем больше двигательная плотность занятий, тем больше их эмоциональная насыщенностью. Высокая плотность занятий способствует укреплению дисциплины, повышению интереса к занятиям. Для обеспечения высокой плотности занятий большое значение имеет оснащенность спортивным инвентарем - мячами, скалками, гимнастическими палками, лыжами, коньками, санками, а также наличие в помещении спортивного оборудования - гимнастической стенки, гимнастических скамеек, перекладин и т.д. Если в школе недостаточно спортивного инвентаря, учащиеся могут кое-что сделать своими руками, например мешочки из ткани для метаний в цель и на дальность, гимнастические палки, скакалки, ходули и многое другое. В зимний период основное внимание уделяется лыжной подготовке, катанию на коньках и с горки на санках, проведению игр на снегу и на льду. Организация и проведение занятий в зимний период имеет свои особенности и требует от воспитателя особого внимания к их подготовке. Дети должны быть соответственно одеты и обуты. Одежда и обувь должны быть легкими, удобными, но теплыми. С целью предупреждения простудных заболеваний необходимо внимательно следить, чтобы дети не перегревались, ни в коем случае не садились на снег или лед, долго не стояли без движений, правильно дышали. На холодном воздухе вдох надо делать через нос, а выдох через рот. Вдох через нос способствует согреванию воздуха и предупреждает охлаждение верхних дыхательных путей. В зимний период следует больше проводить игр на снегу - игры в снежки, игры с использованием санок, лыж, коньков. Игры и упражнения на свежем воздухе способствует закаливанию детей, укреплению их здоровья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|