Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма занятий физическими упражнениями в режиме дня школьника и средства оздоровления




 

Гимнастика до занятий

Гимнастика до занятий проводится на открытой площадке или в помещении непосредственно перед уроками. Она способствует регуляции состояния центральной нервной системы учащихся, активизации их внимания, Что важно для более быстрой настройки на продуктивную учебную деятельность, улучшения крупных мышечных групп туловища, что особенно ценно, если учесть предстоящие длительные статические нагрузки в течение учебного дня.

Школьники выполняют комплексы гимнастики до занятий в повседневной одежде, расстегнув предварительно воротничок и расслабив пояс. В комплексы включаются только упражнения в положении стоя. Для повышения эмоционального и физиологического воздействия упражнений на организм желательно выполнять их в виде ритмической гимнастики, под музыку, разучив предварительно на уроке физической культуры или динамическом часе продленного дня. Выполнение упражнений под музыку позволяет дозировать как величину, так и направленность физической нагрузки во время гимнастики до занятий, создавая оптимальные возможности для выработки у школьников динамического стереотипа правильной осанки, активизируя их внимание перед предстоящей умственной нагрузки.

Дозировка выполнения упражнения 6-8 раз повторений. Бег и прыжки на месте выполняются в течение 15-20 с. После этого необходимо закончить гимнастику до занятий ходьбой, упражнениями на дыхание и координацию.

В результате длительной умственной или физической работы уровень работоспособности у учащихся постепенно снижается, особенно у первоклассников. Причиной этого является утомление, наступающее после 25-30 мин напряженной работы. Основными признаками умственного утомления являются: снижение внимания, ухудшение усвоения учебного материала, частые ошибки. Наряду с этим нарастает и мышечное утомление, что приводит к нарушению осанки - голова наклоняется все ниже и ниже, плечи также опускаются, а спина сутулится. Нарушение осанки и длительное сидение приводят, в свою очередь, к снижению функций органов и систем организма, в частности к замедлению кровообращения. Все это также способствует снижению работоспособности. Часто повторяющиеся подобные состояния могут обусловить ухудшению здоровья и тяжелые нарушения осанки. Чтобы избежать этого, надо применять так называемый активный отдых: чередование одного вида работы с другим в виде физкультминуток или физкультпауз.

Гимнастика до занятий в режиме школьного дня является важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы. Ее цель способствовать организованному началу учебного дня. Наряду с этим гимнастика до занятий содействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным физическим упражнениям, формированию навыков правильного их выполнения. Она также способствует осуществлению ряда оздоровительных задач, к которым относятся активизация обменных процессов, укрепление мышечной системы, улучшение самочувствия и настроения, повышение работоспособности учащихся на уроке.

Физкультминутки на уроках

Физкультминутка проводится обычно непосредственно в классе на уроке, при выполнении домашних заданий в режиме продленного дня школы или дома. Минута активного отдыха позволяет снять умственное и статическое утомление с мышц туловища, активизировать кровообращение в брюшной полости и нижних конечностях. Схема комплексов физкультминуток следующая: потягивание - для мышц всего тела; упражнения для мышц спины; повороты и вращательные движения головой; упражнения для мышц ног.

Упражнения можно делать, сидя на стуле или вставая из-за стола или парты. При выборе упражнений предпочтение следует отдавать наклонам назад и в сторону. В комплекс следует также включать сгибания и разгибания пальцев, потряхивание кистями и другие упражнения для мышц рук. Это особенно важно во время письменных работ, когда в результате усталости появляются ошибки, нарушается почерк, замедляется скорость письма.

После длительного сидения устают также нижние конечности. Поэтому в комплекс физкультминутки обязательно надо включать приседания, ходьбу на месте, простейшие прыжки.

Дозировка 6-8 повторений. Темп средний. Своевременный активный отдых, снимающий статическое напряжение, способствует не только сохранению нормальной осанки школьников, но и полноценному учебному труду.

Физкультминутки являются эффективным средством активного отдыха учащихся, повышения работоспособности и лучшего усвоения учебного материала, средством укрепления здоровья и закаливания организма детей.

Организация удлиненных перемен

Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность школьников с активным отдыхом.

Среди различных видов физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает проведение подвижных игр на удлиненных переменах. Регулярное проведение подвижных игр и физических упражнений на перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих занятиях способствует более высокой сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя, содействует лучшему восприятию проходимого материала и продуктивности учебной работы.

Игры и упражнения во время больших перемен лучше проводить на открытом воздухе, что наряду с фактором оздоровления способствует закаливанию организма учащихся.

Общее руководство организацией и проведением подвижных игр и упражнений на переменах осуществляют директор школы, и его заместители непосредственное проведение таких перемен возглавляется на учителей, классных руководителей и на актив школы. Особая роль в этом отводится учащимися старших классов - общественным конструкторам.

Придавая большое значение подвижной перемене как целенаправленному мероприятию по снижению напряженности в учебной деятельности учащихся, ее организаторам следует добиваться главного - чтобы не заорганизовать данный вид активного отдыха учеников. Необходимо придать такому виду отдыха произвольный характер, не принуждать учащихся к обязательному выполнению намеченных видов игр и упражнений, не начинать перемену с построения, задач и заданий, надо, чтобы учащиеся сами избирали для себя то, чем хотят заниматься за время перемены.

Прогулки, экскурсии и походы

Прогулки, экскурсии и походы являются распространенной, интересной и очень полезной формой физического воспитания в группах продленного дня. Являясь простыми и несложными в организации, они позволяют воспитателю решать целый комплекс оздоровительно-гигиенических и образовательных задач.

Во время прогулок, экскурсий и походов широко используются разнообразные игры на местности и другие виды физических упражнений - бег, прыжки, метания и т.д. Использование освоенных двигательных навыков в естественных условиях значительно повышает их прикладную ценность, способствует их закреплению. Во время прогулок, экскурсий и походов у учащихся воспитывают чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи, находчивости, самостоятельности и дисциплины, личной ответственности перед коллективом.

Каждая прогулка, экскурсия или поход должны быть тематическими и целенаправленными. Тема их обусловливает времена года, а также местом расположения школы.

Физические упражнения и подвижные игры в естественных условиях вызывают у детей большой интерес. Любят дети играть с мячом. Мячи нужно подготовить заблаговременно. Переносить их во время прогулки лучше всего в обыкновенной сетке.

Продолжительность прогулок, экскурсий и походов для учащихся начальных классов - 1-2 часа. Длина маршрута в оба конца не должна превышать 2-Зкм. Во время проведения однодневного туристского похода для учащихся 1 класса маршрут можно увеличить до 4км, для учащихся 2 класса - до 6км, для З класса - до 8км. Скорость передвижения должна быть небольшой, чтобы самому слабому ученику не было тяжело; для учащихся 1 класса - до 1,5 км/час, для 2 класса - до 2 км/час, для 3 класса - до 2,5 км/час. Поскольку эти мероприятия требуют несколько больше времени, чем другие формы физического воспитания, целесообразно проводить их после выполнения домашних заданий и в выходные дни.

Прогулки, экскурсии и походы следует проводить не реже одного раза в неделю, лучше всего в предвыходные дни, когда домашнее задания не даются совсем или даются в ограниченном объеме. Готовность учащихся к прогулке или походу учитель обязан проверить накануне. Особое внимание необходимо обратить на состояние обуви и одежды.

После проведения прогулки, экскурсии или похода обязательно подводят итоги. Учитель должен поинтересоваться, что больше всего понравилось ребятам, куда они хотели бы пойти в следующий раз. Эти пожелания необходимо учитывать при планировании подобных мероприятий в будущем.


 

Заключение

 

Изучив научно - методическую литературу можно сделать определенные выводы.

Физкультурно - оздоровительные мероприятия являются одной из форм физического воспитания.

С помощью этих мероприятий развивается и укрепляется состояние организма, а также улучшается работоспособность.

Физкультурно - оздоровительные мероприятия содействуют правильному оздоровлению всего организма учащихся.

Правильно поставленное физическое воспитание детей положительно влияет на их мыслительные способности, а также и успеваемость. Так, у школьников, которые регулярно занимаются физической культурой, к концу учебного года успеваемость повышается на 7-8%, а не занимающихся - снижается на 2-3%. Таким образом, занятие физической культурой не только укрепляют здоровье и совершенствуют физическое развитие детей, но обеспечивают устойчивость умственной работоспособности.

Статистические данные о состоянии здоровья детей в Российской Федерации свидетельствуют о то, что в последние десятилетия здоровье подрастающего поколения и главным образом у школьников заметно ухудшилось. В итоге на самом высоком государственном уровне констатируется, что в начальную школу с каждым годом приходит все меньшее число здоровых детей которые не превышают 10-12%.

Физическая культура является важным фактором укрепления здоровья детей. У регулярно занимающихся физической культурой более высокие мыслительные способности и успеваемость, они более активны. Занятия физической культурой не только укрепляют здоровье и совершенствуют физическое развитие детей, но и обеспечивают устойчивость умственной работоспособности.

Разнообразные оздоровительные мероприятия занимают особое место в физическом воспитании школьников.

Они способствуют улучшению работоспособности на протяжении всего дня.

Изучив научную методическую литературу, наблюдая за учебным процессом школы, мы отмечаем основные формы физкультурно оздоровительной работы с учащихся и выделяем наиболее важные: утренняя гимнастика, организованные перемены, физкультминутки, спорт час, рекреативные, реабилитационные занятия в секциях, ОФП, прогулки, экскурсии, походы, игры на свежем воздухе, групповые и индивидуальные занятия и т.д.

Как главное средство оздоровительно физической культуры мы выявили: физические упражнения, игры, естественные силы природы. В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры. К ним можно отнести: разнообразные виды аэробики, шейпинг, стретчинг которые широко сейчас внедряются в школах в виде факультативных занятий с целью оздоровления учащихся.

Делая вывод мы отмечаем, что оздоровительный эффект физических упражнений будет в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности, объёму и в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...