Вопрос 1. Сложные предложения. Сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения. Смысловые группы сложносочиненных предложений и союзы, соединяющие части ССП.
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника СФЮО Донецкой академии внутренних дел МВД ДНР _____________Е.А.Гресева “_____” ____________ 201__ г. ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 5 ТЕМА: «Сложносочинённое предложение. Бессоюзное сложное предложение». для курсантов всех факультетов и студентов специального факультета очной формы обучения
Рассмотрено и утверждено На заседании кафедры РЯиИЯ Протокол №________ от «___» __________201__г.
Донецк, 2018
Тема 5. Сложносочинённое предложение. Бессоюзное сложное предложение ПЛАН 1. Сложные предложения. Сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения. Смысловые группы сложносочиненных предложений и союзы, соединяющие части ССП. 2. Бессоюзные сложные предложения. 3наки препинания в таких предложениях. 3. Типология ошибок построения и употребления сложносочиненных предложений. Опорные понятия: сложносочиненное предложение, сочинительная связь, бессоюзные сложные предложения.
Вступление Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких частей, образующее единое смысловое, конструктивное и интонационное целое. Среди сложных предложений выделяют сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. Появление сложных предложений в языке права вызвано прежде всего требованием предельной точности, объективности; необходимостью конкретно представить все обстоятельства в их взаимосвязи, установить все логические связи между ними. Сложные предложения, многочисленные в текстах законов, позволяют наилучшим образом выразить все нюансы правовой и процессуальной нормы, уточнить все их детали.
В Уголовном кодексе для того, чтобы правильно определить меру наказания за совершенное преступление, необходимо предусмотреть все последствия, которые могут наступить в результате этого деяния, поэтому в гипотезе многих статей Особенной части употребляются сложные предложения с счинительной противительной связью. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, а также основания, по которым возникает и осуществляется право собственности, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и т.д. для этого нужно дать детальное определение каждого понятия, предусмотреть все возможные условия возникновения правоотношений между физическими и юридическими лицами. Этому содействуют многочисленные сложные предложения. Сложносочиненные предложения в официально-деловом общении, как правило, не используются. Однако необходимо изучить вопрос подробно, основываясь на типичных ошибках идентификации сложносочиненных предложений, чтобы не путать и не подменять их простыми предложениями однородными членами предложения. В процессуальных актах предварительного следствия, в различных гражданско-правовых документах, в судебных решениях используются как сложноподчиненные, так и бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения обязательны в многочисленных протоколах, постановлениях, обвинительном заключении, в судебных решениях. Как правило, это клишированные построения в виде однородных предложений по сути дела, а также определенные причинно-следственные или действенно-результативные комплексы синтаксических единиц, объединенных бессоюзной связью.
Вопрос 1. Сложные предложения. Сложносочиненные и бессоюзные сложные предложения. Смысловые группы сложносочиненных предложений и союзы, соединяющие части ССП. Из материалов предыдущих лекций и из школьного курса русского языка нам известны два основных типа связи слов в предложении и предложений в сложном целом: сочинением и подчинением. Сочинение как самостоятельный вид связи выражает обратимые отношения, то есть такие, при которых одна часть относится к другой так же, как и вторая к первой. Сложносочиненными называются предложения, в которых два или более простых предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга, но составляют единое смысловое и интонационное целое. Еще одно определение гласит: сложносочиненное предложение представляет сложную речевую синтаксическую структуру, состоящую из двух или более предикативных единиц, объединенных сочинительной связью. Смысловая и грамматическая связь частей ССП в единое целое осуществляется с помощью: 1) сочинительных союзов: Корень учения горек, да плод сладок (Посл.). Только в исключительных случаях люди стремятся умереть, и никто в мире не желает состариться (И. Мечников); 2) соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых: Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение, однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Ф. Достоевский); 3) синтаксического параллелизма частей: На западе еще не скрылось солнце, а на востоке уже взошла луна. В доме еще ни о чем не известно, зато на улице уже все знают; 4) употребления синтаксически специализированных слов (поэтому, потому, значит, следовательно, все равно, тем не менее, только, отсюда, в конце концов и др.) и анафорических слов (он, сам, тот, этот, там, тогда и др.): Человек — существо разумное, и все же много в нем несовершенного; 5) наличия в первой части общего для всех частей члена (де-терминанта) или общей придаточной части (при их наличии предикативные части, связанные одиночными соединительными или разделительными союзами, не отделяются друг от друга запятой): В это время у открытой боковой двери вагона остановились две фигуры и послышались звуки русской речи (В. Короленко) (два детерминанта: обстоятельство времени в это время и обстоятельство места у двери);
6) неполноты одной из предикативных частей: Я пошла в читальный зал, а подруга — в театр (во второй части ССП опущено сказуемое) Начался новый день, и появились новые заботы. ( Два предикативных центра объединены перечислительной интонацией и сочинительным союзом и). Утро уже наступило, а вставать совсем не хочется. ( Две предикативные единицы объединены сопоставительной смысловой связью и союзом а) То ли телевизор загорелся, то ли утюг забыли выключить. ( Предикативные единицы связаны повторяющимися союзами то ли…то ли, которые передают смысловые отношения взаимоисключения). На сегодняшний день нет единого понимания сложносочиненного предложения, в связи с чем нет и общепринятого определения. Типология сложносочиненного предложения обусловлена классификацией сочинительных союзов. Известно, что сочинительные союзы подразделяются на: соединительные: и, да ( в значении и), и…и, ни…ни, не только…но и (в значении и…и). И книги читаю, и журналы просматриваю. Не только читаю книги, но и просматриваю журналы. разделительные: или, иль, либо, или…или, либо…либо, то…то, то ли…то ли. Либо записываем предложения под диктовку, либо составляем предложения самостоятельно. противительные: но, однако, зато, да (в значении но), не то, а то, а не то, хотя (в значении но). Курсант должен был выполнить домашнее задание и навести порядок в своей комнате, хотя (= но) он ничего не выполнил из этого. сопоставительные: а, да, же. Противительные и сопоставительные отношения очень близки, поэтому многие синтаксисты объединяют союзы, передающие эти отношения, в одну группу: противительно-сопоставительные. Сегодня у нас лекция, а завтра – практическое занятие. В интернете можно найти много нужной и важной информации, в книге же информации гораздо меньше.
пояснительные: то есть, или (в значении то есть, а именно). Документы не были приняты, то есть они были составлены неверно. присоединительные: и, да, да и, тоже, также. В результате пожара обрушилась крыша, да и стены вот-вот готовы рухнуть. А.М.Пешковский отмечает, что в языке есть немало слов, которые приобрели союзные функции и оттенки и очень часто в речи используются в качестве присоединительных союзов: ещё, притом, причём, при этом, к тому же, помимо того, вдобавок и др. Таким образом, типология сложносочинённых предложений отмечает шесть видов грамматических отношений: соединительные, разделительные, противительные, сопоставительные, пояснительные и присоединительные. Почти все эти грамматические отношения являются многозначными. Сложносочинённые предложения с соединительными отношениями могут передавать значения одновременности действий, последовательности, сосуществования фактов, причины и следствия, противопоставления и др. Например: На площади стояли люди с плакатами, и дети, не обращая внимания на взрослых, бегали вокруг ( одновременность). Будильник зазвенел ровно в пять часов утра, и я поднялась делать утреннюю гимнастику ( последовательность событий). Травка зеленеет, и солнышко блестит... ( сосуществование). Свет погас, и в комнате стало темно ( причина и следствие ). Все знали о его проблеме, и никто ему не сочувствовал ( противопоставление). Для сложносочинённых предложений с разделительными отношениями характерны значения взаимоисключения, или несовместимости, чередования, ультимативного предупреждения, предположительности, неопределенности, неуверенности. Например: То солнце выглянет, то всё небо покроется тучами ( чередование). Либо ты работаешь, либо я тебя увольняю ( взаимоисключение). То ли он сам привезет документы, то ли кто-то из его сотрудников сделает это ( неуверенность, предположение). При противительных отношениях наиболее часты значения противопоставления, несоответствия, уступки, замещения. Например: Книга была интересной, но её мало кто читал ( уступка, несоответствие). Он еще не выучил правила по русскому языку, зато диктант написал очень хорошо ( замещение). Природа у нас красивая, но многие к ней уже привыкли и уже не замечают красоты ( противопоставление). Сложносочинённые предложения с сопоставительными отношениями передают значения соответствия или несоответствия, они близки к противительным отношениям. Например: Чины людьми даются, а люди могут обмануться ( сопоставительно-противительное значение).
Ей нравится Брэд Питт, а я предпочитаю Джейсона Стэтэма ( несоответствие ). Отец мастерил табурет,а маленький сынишка играл рядом ( соответствие). Сложносочинённые предложения с присоединительными отношениями передают дополнительные сообщения, разъяснения, уточнения, добавления, сопутствующую информацию. Например: Курсанты редко приезжают домой, и это очень тревожит их родителей (факт-реакция). У него был прекрасный характер, и за это его все любили ( факт – оценка). Дни тянулись медленно, и каждый день был похож на предыдущий ( уточнение). При пояснительных отношениях во второй предикативной единице поясняется и уточняется содержание первой. Например: Каждый должен заниматься своим делом, то есть певец должен петь, а ловец должен ловить ( мысль и её пояснение).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|