Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Пунктуация в бессоюзном предложении





     Между частями сложного бессоюзного предложения ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, реже – запятая и тире как единый пунктуационный знак.

    Постановка того или иного знака препинания зависит от смысловых отношений, которые складываются между частями бессоюзного соединения, и от особенностей интонационного оформления предложения.

  Запятая ставится между предикативными частями бессоюзного предложения, если они тесно связаны по смыслу, взаимозаменяемы, объединены между собой интонацией перечисления, не распространены или недостаточно распространены. Например: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (Л.) Метель не утихала, небо не прояснялось. (П.) Он весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут. (С.-Щ.).

Точка с запятой ставится:

– если части бессоюзного сложного предложения несколько отдалены друг от друга по смыслу, значительно распространены и имеют внутри себя запятые (точка с запятой конкретизирует границы предикативных частей в сложном предложении, если на стыке их имеются отделенные запятой осложненные компоненты). Например: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. (Т.); Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. (Пауст.) Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета. (Ч.)

– если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга (внутри таких групп части разделяются запятыми). Например: Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна. (П.) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (Т.)



   Комбинация этих знаков может быть также в многочленных сложных предложениях с бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связью частей, то есть на границе бессоюзного соединения частей нередко ставится точка с запятой, а на границе сочинительной или подчинительной связи в пределах частей – запятая. Например: Долины сохнут и пестреют; стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей. (П.) Голоса моряков и женщин были слышны очень далеко; бледное солнце стояло в вышине, и казалось, что за морем дышит пышная и светлая весна. (Пауст.).

  Двоеточие обычно ставится в бессоюзных сложных предложениях с односторонним смысловым отношением частей, при котором первая предикативная часть нуждается в распространении, конкретизации, а вторая часть характеризует (поясняет, дополняет, обосновывает) содержание первой. Этому способствуют и особенности интонации этих предложений, в которых между частями делается интонационная пауза, предупреждающая о продолжении высказывания. При этом каждая часть может состоять из одной или нескольких предикативных единиц, объединенных союзной или бессоюзной связью.

     Следовательно, двоеточие ставится между двумя частями бессоюзного предложения:

– при пояснительных отношениях, если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой (между такими частями обычно можно вставить пояснительный союз а именно). Например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло, улицы были пусты. (П.) Погода была хорошая: морозило и тихо. (Л. Т.) В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул. (Гонч.) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (П.)

– при изъяснительных отношениях, если в первой структурно неполной части с помощью глагола речи, мысли, восприятия (говорить, сказать, думать, понимать, чувствовать, видеть, слышать и под.) или другого предикатива, выступающего в роли сказуемого, делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание во второй части, восполняющей содержание первой. При этом первая часть произносится с «неспокойным» понижением тона, сигнализируя о незавершенности высказывания и необходимости распространения сказуемого. Вторая часть таких конструкций может быть преобразована в придаточную изъяснительную с союзом что. Например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.). Сравните: Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.) Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами. (Ч.) Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти. (Н. О.) Я верил: если говорить о грустном весело, печаль исчезает. (М. Г.) Для них было ясно: они заблудились в лесу. (Сол.)

    Надо учитывать, что в данных конструкциях сказуемое первой части может быть выражено глаголом действия, сопутствующего восприятию (выглянуть, оглянуться, посмотреть, прислушаться), а сам глагол восприятия отсутствует, но может быть восстановлен после глагола действия в качестве однородного сказуемого. Например: Я выглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (М. Г.)  Сравните: выглянул и увидел, что... . Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда, подходившего к станции. (Ч.) Смотрю: Печорин на скаку приложился из ружья... .(Л.).

     Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения и паузы (с полным интонационным слиянием частей), то вместо двоеточия ставится запятая. Например: Слышу, земля задрожала. (Н.) Помню, ты дитей с ним часто танцевала. (Гр.)

– при отношениях обоснования, когда вторая часть указывает причину, основание того, о чем говорится в первой части, интонационно подчеркиваются причинно-следственные отношения между ними, в результате чего вторая часть может быть преобразована в придаточное предложение с подчинительным союзом потому что, так как, поскольку и др.

Например: Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания. (Н. О.) Печален я: со мною друга нет... . (П.) Устоять на судах было невозможно: их бросало, как жалкие лодчонки, и кренило, казалось бы, до предела. (С.-Ц.) Степан боялся подойти к обрыву: скользко. (Шишк.) Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжесть войны. (Пауст.)

– если в первой части бессоюзного предложения имеются слова так, такой, таков, одно, конкретное содержание которых раскрывается во второй части.

Например: Я это сделаю так: выкопаю возле самого камня большую яму... .(Л. Т.) Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой. (Гр.) Одно было несомненно: назад он не вернется. (Т.)

– при выражении прямого вопроса во второй части бессоюзного сложного предложения. Например: Он взглянул на Батурина: поймет ли? (Пауст.) Не заглядывая вдаль, так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. (Тв.)

    Тире ставится в бессоюзных сложных предложениях с двусторонним отношением частей, выражающих взаимообусловленные действия и произносимых с интонацией обусловленности или резкого противопоставления, то есть интонацией незаконченности при произнесении первой части, повышения тона на ней и понижения на второй части с заметно выдержанной паузой между частями.

      С учетом изложенного тире между частями бессоюзного соединения ставится в следующих случаях:

– если во второй части выражается неожиданное действие или содержится указание на быструю смену событий (между частями можно вставить союз и). Например: Дунул ветер – все дрогнуло, ожило и засмеялось. (М. Г.) И только взялся Сережа за рог, гляжу – Анчар к нам бежит по лощине. (М. П.) Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал. (Н.)

– если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой (между такими частями устанавливаются противительные отношения обычно с компонентом-отрицанием в первой части, отношения подчеркнутого несоответствия или сопоставления, а между частями можно вставить противительный союз а, но, однако). Например: Не сумку у Мишки украли – последнюю надежду похитили. (А. Неверов) Не кукушки загрустили – плачет Танина родня. (Ес.) Я говорил правду – мне не верили. (Л.) В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья – в них оживает домашний мир вещей и игрушек. (Пауст.) Он гость – я хозяин. (Багр.) Вы богаты – мы бедны. (Л. Т.)

- если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно вставить слово поэтому или заменить ее придаточной частью следствия с союзом так что). Например: Я умираю – мне не к чему лгать. (Т.); Лейтенант быстро взял штурвал на себя – «ястребок» резко взмыл кверху. (С.-Ц.) Я бы в летчики пошел – пусть меня научат. (Маяк.)

- если первая часть указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части (она может быть заменена придаточной частью условия с союзом если). Например: Любишь кататься – люби и саночки возить. (посл.) Нравится рисовать – рисуй на здоровье, никто не запрещает. (Пан.) Зима без снега – лето без хлеба. (посл.) Хочешь быть счастливым – выучись сперва страдать. (Т.)

- если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (она может быть преобразована в придаточную времени с союзом когда). Например: Прилетели зяблики – лес ожил. (Кайг.) Лес рубят – щепки летят. (посл.) Ехал сюда – рожь начинала желтеть. (М. П.); Я открыл глаза – утро зачиналось. (Т.)

- если вторая часть выражает сравнение с тем, о чем говорится в первой части (ее можно заменить придаточной сравнительной). Например: Береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому. (Некр.) Молвит слово – соловей поет. (Л.)

- если вторая часть с изъяснительным значением является неполной, а также при эллиптическом строении частей бессоюзных соединений. Например: Он говорит – болен. (Н.); Я глянул – селедка! (Пауст.) Смотрим – трамвай (Б. Ж.) Глянешь с горы – какой вид! (Б. Ж.)

- если вторая часть образует присоединительное предложение, содержит не основную информацию, а дополнительную с пояснительным, причинным оттенком значения, а первая часть представляет в большей мере самостоятельное сообщение (присоединительная часть может начинаться местоименными словами это, так, такой). Причем при наличии слова это или при возможности его введения перед присоединительной частью может ставиться запятая и тире как единый пунктуационный знак. Например: Широкий подъезд был совершенно пуст, – это казалось мне странным. (Кав.) В саду, в горах листвы сверкали белые и небольшие лампочки, – было похоже на иллюминацию. (Пауст.).  Сравните: Все предметы вокруг были отчетливо и преувеличенно реальны, – так бывает, когда не спишь всю ночь. (Шол.) Она сидела неподалеку на скамье под покосившимся деревянным грибом, – такие делают в лагерях для часовых. (Пауст.).

     Знаки препинания на границе предикативных частей бессоюзного многочленного предложения «обусловливаются смысловыми отношениями, которые выступают на первом плане членения его на две логические части, затем на втором плане, когда та или иная часть в свою очередь распадается на две части, характеризующиеся определенными смысловыми связями. Например: Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить. (Тютч.). (На первом плане отношения обоснования – ставится двоеточие; между двумя частями второй логически выделяемой части устанавливаются причинно-следственные связи, следствие – во второй части, поэтому ставится тире).

 

     Из этого следует, что употребление тех или иных знаков препинания в многочленном бессоюзном предложении обусловлено смысловыми отношениями, которые складываются между его частями с указанными особенностями их членения, и интонационными особенностями предложения. Сравните: Я посмотрел вокруг – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. (Т.) Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово... (Бел.) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. (Г.) Любите книгу: она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрылит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (М. Г.).

Вопрос 3.Типология ошибок построения и употребления сложносочиненных предложений, бессою з ных сложных предложений

     Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят к резкому снижению ее культуры. Все это проявляется в нарушении норм русского языка, в частности, построении и употреблении сложносочиненных предложений. Основными причинами речевых грамматических ошибок являются:

· Недопонимание значения слова.

· Употребление синонимов (функционально-стилистическая окраска).

· Употребление многозначных слов.

· Лексическая неполнота высказывания (пропущено важное слово).

· Употребление устаревших слов.

· Слова-«паразиты».

· Слова иноязычного происхождения.

· Ошибки в образовании слов.

· Неправильное употребление паронимов.

· Отсутствие лексической сочетаемости в предложении.

· Неуместное употребление диалектизмов

· Смешение прямой и косвенной речи

    Когда пишущий невнимательно относится к изложению материала, теряет логические нити, это ведет к загромождению предложения частями с лишней, ненужной информацией. Перегруженность сложных предложений лишней информацией может привести к смещению конструкций, то есть грамматической несогласованности членов предложения. Обычно смещенность конструкций происходит в устной речи. Неправильный выбор или неадекватное использование сочинительных союзов также придает речи дефективную окраску.                                    

Ошибки в сложносочиненных предложениях:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

        Ошибки в использовании сочинительных  союзов:

а) соединительных - для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных - для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки».

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю».

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда».

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Вид ошибки Пример
1. Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.
2. Употребление противительного союза вместо соединительного. Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним.
3. Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема.

 

     

    Следует подвести итог вышесказанному. Какую же роль играют сложносочиненные предложения в письменной и устной речи ?

  • ССП в описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи определенную  плавность;
  • Союз  и   в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство, чередование;
  • с помощью союзов  а, но    ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий;
  • использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.

     

Причины нарушения синтаксических норм в бессоюзных сложных предложениях.

    Синтаксис в ортологическом аспекте является достаточно сложным как для научного рассмотрения, так и непосредственно для речевой практики. Синтаксические нормы русского языка представляют собой правила конструирования предложений и правила сочетания слов. Их нарушение порождает синтаксические ошибки , которые многочисленны и по своему характеру очень разнообразны.

   Нарушения синтаксических норм на уровне бессоюзного сложного предложения немногочисленны, связаны, в основном:

- с разноструктурностью однородных частей, например: Об ответе Петрова можно сказать следующее: ответ не соответствует плану; желательно использовать больше цитат. – Об ответе Петрова можно сказать следующее: его ответ не соответствует плану, в нем недостаточное количество цитат.

- с двузначностью и двойной синтаксической связью, например: Ваше замечание я прослушал, согласия моего не будет. (Двузначность выражена двумя нарушениями: 1. Ваше замечание я прослушал – пропустил или внимательно выслушал?; 2. Согласия моего не будет – на основании пропущенного или внимательно прослушанного замечания?).

- с неправильным порядком слов в предложении или неправильным размещением однородных предложений в составе бессоюзного сложного предложения, например: С награбленным вышел подозреваемый из магазина, я был очевидцем ограбления. – Я был очевидцем ограбления: подозреваемый с награбленным вышел из магазина.

  Заключение:

   Соблюдение всех языковых норм, и синтаксических в том числе, является важнейшим условием точной передачи и адекватного восприятия информации в процессе устного и письменного общения коммуникантов.
Соблюдение синтаксических норм следует контролировать как на этапе построения высказываний, что актуально, в первую очередь, для устного общения, так и после того, как они уже созданы, что возможно на уровне письменной речи. Для этого необходимо тщательно редактировать и проверять буквально все словоформы и их сочетания в каждом предложении на предмет того, нужную ли синтаксическую позицию они занимают, правильно ли связаны с другими членами предложения и синтаксически, и семантически, не допускают ли они двойного толкования, соблюдены ли все принципы синтаксической однородности и т.д. Умение обнаруживать в процессе устной и письменной коммуникации речевые ошибки, точно их квалифицировать и дифференцировать по типам и конкретным разновидностям, детально анализировать каждую из них с учетом её специфики позволяет предотвращать их рецидив, а также осознанно выбирать оптимальные варианты их литературной правки.

  Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение бессоюзного сложного предложения.

2. В каком виде и с какой целью используются бессоюзные сложные предложения в процессуальных актах и других юридических документах?

3. Назовите виды бессоюзных сложных предложений. Приведите примеры.

4. Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?

5. Назовите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

6. Какие ошибки могут встретиться в бессоюзных сложных предложениях?
Литература:

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация. - М., 1987.

2. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. - М., 1977.

3. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М., 1973.

4. Введенская Л.А., М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи: учебное пособие для среднего профессионального образования. 1 изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 381 с.

5. Корчагина, Е.В. К70 Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Все виды разбора и анализа слова, словосочетания и предложения» / Е.В. Корчагина. — М. : ACT : Астрель, 2008. — 190 с.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1 http://www.videotutor-rusyaz.ru/uchitelyam/metodichka.html 

2. http://www.obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. http://www.rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi/

4. http://www.talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. http://www.langrus.ru/content/view/31

6. http://www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем вызвано использование сложных предложений в письменной юридической речи?

2. Какие сочинительные связи чаще всего встречаются в языке права?

3. Каковы функции сложносочиненных предложений в процессуальных актах?

4. Что способствует логичности изложения?

5. Какие ошибки могут быть в сложносочиненных предложениях?

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.