Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бихарская школа йоги и Йога-нидра




Традиция натхов

Натха или Натх-йоги — имя Шивы, которого в Индии называют также Адинатх, в переводе с санскрита это слово означает «владыка» или «мастер». Тех, кто почитают в Индии Шиву Адинатха, называют натхами.

Сампрадая Махайоги Горакшанатха - это древняя аутентичная традиция йоги. Ее основатель - Гуру Горакшанатх, в Индии его почитают как Шиву. Махайоги Горакшанатх основал и развил йогу, которая сейчас практикуется во всем мире. Многие ученые относят период формирования традиции Горакшанатха к V-XII веку, но, как правило, все данные очень противоречивы. В Индии Горакшанатх и другие известные йоги почитаются натхами как реализовавшие кайя-сиддхи и достигшие бессмертия. Практики натхов включают внутреннюю алхимию, ведущую к бессмертию. На протяжении многих веков натхи передавали свои знания по цепи ученической преемственности, благодаря чему традиция сохранилась до наших дней; на протяжении всего этого времени различные духовные системы Индии заимствовали методы йоги натхов. Поэтому Горакшанатха по праву считают основоположником хатха-йоги.

Махайоги Горакшанатх написал около пятидесяти текстов по философии, метафизическим аспектам йоги и различным методам йога-садханы. Он основал орден канпхата-йогинов, отличительным признаком которых служат большие серьги в ушах, символизирующие солнечную и лунную энергии. Натхов так же можно узнать и по другому атрибуту - ритуальному свистку нади, который они носят на черной шерстяной нити джанеу. Этот символ связан с практикой нада-анусандханы, предназначенной для работы со звуковой вибрацией. Нить джанеу связана с каналами ида и пингала.

Некоторые тексты натхов, такие как Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Горакша-шатака и др. сейчас приняты как наиболее известные традиционные тексты по йогической практике, они популярны во всем мире.

В отличие от йоги Махариши Патанджали, натхи делают акцент на кундалини-джагаран, садхане, восходящей к тантрическим учениям. Гуру Горакшанатх основал 12 ответвлений йогической сампрадаи. В связи с тем, что духовная культура Индии весьма богата и разнообразна, разные группы натхов содержат в своей духовной практике элементы различных религиозных культов. В результате чего и образовались 12 пантхов, в основе которых, несмотря на все различия, лежит практика йоги. Натхи не вступали в конфронтацию ни с какими учениями и всегда держались в стороне от социально-религиозной деятельности этих учений. У натхов доминировала направленность на мистический опыт. В натха-орден перешли многие тантрические буддисты, когда буддизм вытеснялся из Индии, среди натхов можно встретить суфиев, вайшнавов, шайвов, шакт и каулов. Первым Гуру, поведавшим учение натхов своему ученику Матсьендранатху, был Шива в форме Адинатха, после чего Матсьендранатха передал учение Горакшанатху.

Горакшанатх известен во всех штатах Индии, что подтверждают легенды и предания о нем. Слава о великом йогине превзошла популярность его Гуру Матсьендранатха, который известен не только как натх, но и как основатель мистического, тантрического направления Кула, поэтому отчасти эти учения связаны друг с другом. Помимо Горакшанатха в ордене почитаются нава-натхи (девять легендарных натхов), в число которых входит и сам Махайоги Горакшанатх. В своих практиках йоги и тантры он создал квинтэссенцию практически всех традиций, а именно ведизма, традиции пуран, тантризма, шиваизма, шактизма, буддизма, джайнизма и др. Экстракт этих учений он и его последователи явили миру, распространив знание йоги.

Основные понятия в Йоге-садхане натхов

В духовном направлении, основанном Гуру Горакшанатхом (натха-сампрадае) йогическая практика представлена мантра-йогой, хатха-йогой, лайя-йогой и раджа-йогой, а так же аштанга-йогой (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи) и шаданга-йогой (ступени от асаны до самадхи, исключая яму и нияму).

Мантра-йога

Практикуя мантра-йогу, садхака реализует полученную от Гуру мантру и ее сиддхи.

Хатха-йога

В хатха-йогу входят следующие практики: сукшма-вьяяма, шат-кармы (очистительные техники, такие как нети, басти, наули, тратака, капалабхати), асана (устойчивое положение тела), пранаяма (контроль жизненной энергии посредством дыхательных упражнений), мудра (печать) и бандха (мышечный «замок»), перенаправляющие поток праны в центральный канал сушумна. Эти методы способствуют пробуждению спящей духовной силы - Кундалини-шакти, которая поднимается вверх по центральному каналу и соединяется со сверхсознанием - Шивой. Этот союз духовной энергии и сознания называют хатха-йога. В классических текстах натхов есть много определений термина «ха-тха», вот только некоторые из них: Сурья-Чандра, Прана-Апана, Дакшина-Вама, Ямуна-Ганга, Ида-Пингала, Шива-Шакти, Кула-Акула, Двайта-Адвайта и др. Через полное единство противоположностей и достижения идеального равновесия (самарасья), Брахмачарья достигается высшая цель хатха-йоги.

Лайя-йога

Практика нада-анусандхана. Согласно текстам натхов, лучшая практика лайя-йоге - сосредоточение на звуке нада, благодаря чему сознание достигает чистоты, путем растворения колебаний ума (мано-лайя). Ум растворяется в звуке нада. Звук - это ничто иное, как Кундалини-шакти, проявленная в чакрах в виде матрики (звуков санскрита).

Раджа-йога

Раджа-йога предназначена для достижения глубокого трансового состояния (самадхи). Раджа-йога - это методы работы с сознанием, которые выполняют в йоге фундаментальную роль.

Десять Ям

Ахимса - ненасилие.

Сатья - приверженность истине в действиях, словах и мыслях.

Астея - неворовство.

- контроль над всеми чувственными наклонностями и следование Брахману.

Кшама - прощение недостатков и вины других.

Дхрити - терпение и стойкость во всяких обстоятельствах.

Дайя - сострадание ко всем людям и иным созданиям, помощь находящимся в беде.

Арджава - простота жизни.

Митахара - строгое регулирование питания.

Шауча - очищение тела и ума.

 

Десять Hиям

Тапас - аскетизм.

Сантоша - удовлетворенность тем, что есть.

Астикая - вера в священные писания, Гуру и всех просветленных.

Дана - пожертвование.

Ишвара-пуджана - преданное поклонение божеству.

Сиддханта-вакья-шравана - систематическое слушание (изучение) писаний, особенно йога-шастр, осмысление и понимание истин, открытых в них благодаря духовному опыту просветленных Учителей.

Хри - чувство совести и стремление к исправлению своих недостатков.

Мати - развитие остроты разума, глубокого понимания.

Джапа - повторение божественного имени, совершаемое так часто и непрерывно, насколько возможно, мысленно или вслух, с глубокой преданностью.

Хома - предложение божеству еды, питья и предметов, которые представляют ценность для поклоняющегося.

 

Асана

Асана - это устойчивое положение тела, в котором йог может контролировать прану, ум и чувства. Асан существует великое множество, но все они ведут к качественному освоению сиддхасаны, падмасаны и др. положений, в которых можно с легкостью совершать дхьяну.

Пранаяма

Прана-аяма или продление, увеличение способностей жизненной энергии (праны). Результаты пранаямы обретаются через работу с дыханием. Существует около 10 основных техник пранаямы.

 

Пратьяхара

Пратьяхара - это контроль чувств через контроль ума, так как ум (манас) так же считается одним из органов восприятия (индрия). Посредством пратьяхары сознание от ограниченных объектов перенаправляется к Абсолюту.

Дхарана

Дхарана - это направление духовного сосредоточения на объект.

Дхьяна

Дхьяна - восприятие. Существует множество видов дхьяны, которые описаны в текстах натхов: стхула-дхьяна, сукшма-дхьяна, джьоти-дхьяна и др.

Самадхи

Самадхи - состояние глубокого транса, когда исчезают границы между объектом, субъектом и их самбандханой (взаимосвязью). Существует множество разновидностей этого состояния: савикальпа-самадхи, нирвикальпа-самадхи, дхьянайога-самадхи, лайяйога-самадхи, надайога-самадхи, раджайога-самадхи, расананда-самадхи, бхактийога-самадхи, махабхава-самадхи, джада-самадхи и др.

Таким образом, традиция Натхов (Натха-сампрадая) - древняя аутентичная традиция йоги. Принципы учения Горакшанатха благодаря своей универсальности неизменно актуальны и не зависят от убеждений и религиозных взглядов практикующего. Именно поэтому учение сохранилось до нашего времени, хоть и в более модернизированной и адаптированной для современного общества форме.

Классические виды йоги: как всё начиналось

Школ йоги, которые обрели популярность во всём мире, немного. Но именно они считаются наиболее авторитетными на сегодняшний день, поскольку полностью отвечают нуждам современного человека, основаны всемирно известными и уважаемыми Учителями и имеют под собой глубокую философскую основу. Все направления йоги являются тем или иным ответвлением Хатха-йоги. Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. В древних ведийских писаниях говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только Хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.

Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе); точку, куда должно быть направлено внимание. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению. Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаямы) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни, как физического плана, так и психического. Следующей, более сложной, чем асаны, ступенью йоги являются дыхательные техники.

Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления. Рассмотрим же многочисленные разновидности этого вида йоги.

 

Шри Тирумалай Кришнамачарья

(1888-1989)

Его принято считать отцом современной йоги. Кришнамачарья был одним из крупнейших своего времени учёным, выдающимся знатоком санскрита, индийской философии, литературы, музыки, астрологии и аюрведы. В начале ХХ века он модернизировал Хатха-йогу под нужды современного человека, сделав её более эффективной, доступной, массовой и практичной. Скончался Кришнамачарья в возрасте 101 года.

Шри Тирумалай Кришнамачарья был учителем многих известных йогинов и философов, его наиболее известными учениками являются:

· Б. К. С. Айенгар (1918-2014 гг.), основал Айенгар-йогу в 1975 году

· Б.Н.С. Айенгар (1925 г.р.)

· Индра Деви (1899-2002 гг.)

· Т.К.В.Дешикачар (1938 г.р.), основал Вини-йогу в 1976 году

· Паттабхи Джойс (1915–2009 гг.), основал Аштанга-виньяса-йогу в 1948 году

· А.Г.Мохан (1945 г.р.), основал Свастха-йогу

 


Наряду с Кришнамачарьей работает и развивает йогические знания

Свами Кувалаянанда (1883-1966). Йогин, мыслитель, гуру, учёный, Кувалаянанда совершил научный переворот, сделав йогу предметом предметом лабораторных исследований. Он первым начал рассматривать йогу не как эзотерическое учение, а как систему оздоравления организма человека. В 1934 г. Свами Кувалаянанда открыл НИИ йоги «Кайвальядхама» в Лонавле, где есть свой ашрам и огромная библиотека и где изучение йоги традиционно делят на три этапа. Первый — это изучение последовательностей асан, техник пранаямы и медитации. Второй этап — осознанный подход к питанию, составление индивидуальной сбалансированной диеты, а также переоценка повседневной жизни и привычек. Третий, завершающий этап затрагивает взаимодействие с собственной душой и миром. Работа с организмом и психикой рано или поздно приведет к более открытому, гармоничному, насыщенному взаимодействию с окружающими, считал Свами Кувалаянанда. Любовь, самоотверженность, сострадание и забота о тех, кто рядом, — вот венец работы над собой, главный показатель того, что душа и сознание йогина остаются гибкими и молодыми, как и его тело.

 

Шивананда-йога

 

Ещё один современник Шри Тирумалай Кришнамачарьи – Свами Шивананда (1887-1963). Врач, философ, отшельник, великий духовный учитель шиваитского направления религиозной школы адвайта-веданта, основатель Шивананда-йоги. В разработанном им методе делается акцент на интеграции всех видов йоги – тренировке тела, изучении Писаний, бескорыстном труде, поклонении Божеству. На Западе Шивананда-йога обрела популярность благодаря Свами Вишнудевананде – близкому ученику Мастера.

Шиванада-йога – авторский стиль, которым Мастер начал заниматься в дополнение к медицинской практике, а затем воплотил в собственную систему преподавания. Основное отличие данного стиля от других направлений Хатха-йоги заключается в том, что практика всегда проходит в расслабленном состоянии, поэтому новичков учат не столько асанам, сколько глубокой релаксации. Благодаря расслаблению всего тела прана свободно течёт по энергетическим каналам, снимаются внутренние зажимы и психоэмоциональные блоки. Правильному расслаблению в практике способствует и глубокое пранаямическое дыхание, которое активно используют в Шиванада-йоге.

Важной особенностью Шивананда-йоги является строго определённая последовательность асан. Практика базируется на 12 основных позах, которые достаточно просты и доступны для освоения.

Бихарская школа йоги и Йога-нидра

Бихарская школа йоги (Сатьянанда йога) — школа йоги, основанная в 1964 году в Мунгере Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009), учеником Свами Шивананды, объединила в себе ашрам и НИИ.

Методы, разработанные в Бихарской школе йоги представляют собой синтез многих подходов к личностному развитию, основанных на традиционных ведических, тантрических и йогических учениях в сочетании с современными методами медицинской науки. Основные компоненты включают карма-йогу, хатха-йогу, раджа-йога, джняна-йога, Крия Йоги, а также другие йоги.

Практики Сатьянанда йоги: асаны, пранаямы, Йога-нидра и мантры. Отличительной особенностью Бихарской школы йоги от остальных направлений, продолжающих традиции Свами Шивананды, является включение элементов Тантры. В частности, крийя (последовательность асан, дыхательных упражнений, мудр и бандх) и пробуждение праны (жизненной энергии) при помощи визуализаций. Также акцентируется внимание на работу с кундалини и методов по очищению тела — шаткарм.

Сатьянанда йога – очень мягкий стиль, имеющий терапевтическую направленность. Именно поэтому он не имеет противопоказаний, доступен для начинающих учеников и людей старшего возраста. Однако данное направление может вызвать неприятие у практикующих, сосредоточенных на физическом аспекте духовных практик и предпочитающих фитнес-йогу, поскольку Бихарская школа йоги все же привязана к культуре, философии и индийским традициям.Бихарская школа йоги провозглашает ясное сознание в здоровом теле, «жизнь санньясина (монаха) в миру», высшее расслабление и высшее блаженство, подлинное освобождение души из мрака.

Однако основная цель практик – работа с Кундалини и проведение ее по всем чаркам, вплоть до Сахасрары (высшая, духовная чакра, которая находится за пределами тела – над макушкой).

Особое внимание Бихарская школа йоги уделяет уникальной практике Йога-нидра (буквально — йогический сон). Это особый вид неподвижной медитации в Шавасане, во время которой последовательно расслабляется все тело, а осознание отвлекается от внешнего мира. В этом расслабленном состоянии разум восприимчив и может освободиться от ненужных привычек и устремлений.

Техника Сатьянанда-йоги

Практики Сатьянанда йоги: асаны, пранаямы, Йога-нидра и мантры. Все позы выполняются с мудрами и бандхами в статике с акцентом на пробуждение Кундалини и подготовку тела к Йога-нидре. При этом они доступны даже новичкам, поскольку являются одними из самых простых в Хатха-йоге. Далее практикуется Пранаяма для устранения суеты ума. Основное же время уделяется Йога-нидре, которая выполняется в Шавасане. Ученики должны лишь мысленно следить за голосом инструктора.

Характерная черта данной практики – постоянная ротация сознания в теле, выполняемая в определенной последовательности. Сначала называется часть тела, затем она визуализируется, ученик прикасается к ней рукой и направляет в данную область мантру. При этом во время занятия практикующий составляет для себя санкальпу (намерение, решение). Это важнейшая часть Йога-нидры, поскольку идея, внедренная таким образом в подсознание, имеет удивительную силу и пробуждает к действиям.
«Наши мысли и поступки обусловлены самскарами (отпечатками прошлых действий) – главной причиной беспокойства и болезней. Процесс визуализации даёт нам возможность очистить свой ум. Это и является подлинным показателем йогического продвижения», - учит Сатьянанда.

 

Итоговая характеристика

Свами Сатьянанда Сарасвати – ученик и последователь Свами Шивананды. Кроме техник классической Хатха-йоги, направленных на работу с телом, Сарасвати активно развивал направление Йога-нидры – техники глубокого расслабления, в котором происходит снятие психологических блоков и зажимов. Практика помогает встретиться лицом к лицу со своими комплексами, страхами, переживаниями, осознать их и одержать над ними победу. Свами Сатьянанда учит, что Йога нидра – это возможность достижения совершенства в любой области, избавления от ненужных стремлений и подлинное освобождение разума. Наработки Сарасвати по Йога-нидре используются во всём мире до сих пор. Прекрасный публицист, Сарасвати написал множество трудов по йоге, посвящённых и асанам, и тантрическим практикам, и медитациям. Отдельным направлениям как его личной практики, таки преподавания, стала Бхакти-йога – любовь к Богу в форме служения человечеству.

 

Йога Айенгара

Вернёмся к Шри Тирумалай Кришнамачарье. Его знаменитый ученик –

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар (1918-2014) систематизировал более 200 классических поз (асан) йоги и создал свою систему — йогу Айенгара. Эта версия практической йоги является методической и постепенной. Особое внимание уделяется точности выполнения всех элементов упражнения и абсолютной безопасности. Все позы в йоге Айенгара разделены на категории, для того, чтобы ученики разного уровня подготовки двигались от простых поз к более сложным, не подвергая себя неприятным ощущениям. При этом ученики добиваются большей гибкости, силы тела и духа. Б.К.С.Айенгар следует философии мудреца Патанджали, жившего в Индии за 300 лет до нашей эры. Патанджали известен как основатель йоги. Именно он составил 196 афоризмов, которые называют сутрами йоги. Они систематизируют различные принципы и практики йоги, представляя их в виде краткого, понятного текста.

Айенгар родился в Индии в 1918 году. В 16 лет приобщился к йоге из-за проблем со здоровьем, таким образом, Айенгар практиковал йогу более 75 лет. С 50-х годов Айенгар начинает преподавать йогу в Европе, в дальнейшем он разъезжает по разным странам с лекциями и презентациями своих книг. В 1966 году издана его книга "Прояснение йоги", оказавшая большое влияние на популяризацию йоги во всем мире.

Б.К.С. Айенгар рассказывал, что йога - это больше, чем комплекс физических упражнений. Йога охватывает человека целиком, все его уровни, включая физический, клеточный, ментальный, духовный. Йога - это "путь, который совершенствует тело и чувства, успокаивает ум, воспитывает рассудок и приводит к покою душу, которая есть суть нашего существа". Занятия йогой способствуют физическому, умственному, эмоциональному, духовному росту, - отмечал Б.К.С. Айенгар.

Особенности йоги Айенгара

Лишь в XX веке йога получила широкое распространение и пошла в массы, став одним из самых популярных увлечений всего человечества уже со второй половины столетия. А к его окончанию и вовсе приобрела глобальные масштабы. Б.К.С. Айенгар в этом процессе популяризации и освоения йоги простыми людьми, далекими от индийских ашрамов сыграл одну из ключевых ролей. Он является едва ли не самым известным йогом за всю ее долгую историю, особенно благодаря своему собственному методу практики йоги.

Йога в его толковании не имеет пола, возраста, никаких географических и расовых ограничений и различий, ею может овладеть любой вне зависимости от состояния здоровья и религиозной принадлежности. Это направление йоги в настоящий момент является одним из наиболее распространенных как на Востоке, так и в западной практике.

Школы йоги отличаются друг от друга, как очень близкие родственники и языки, получая лишь различные оттенки и акценты на фоне общего фона. Йога Айенгара - это классическая хатха-йога, которой ему пришлось заниматься в молодости по причине очень ослабленного здоровья. Его личная практика была очень строгой, жесткой и была призвана как можно быстрее поднять на ноги молодой организм. Его учителем был Т. Кришнамачарья, который таким образом готовил воинов. Этот же учитель подготовил не менее известного Патабхи Джойса, ставшего основателем Аштанга-виньяса йоги. Айенгар понимал, что такая активная практика не каждому по зубам, а ему хотелось донести йогу до каждого. Таким образом, он сместил акцент со степени силовой нагрузки и тренировки выносливости на глубинную и статичную отстройку и отработку каждой позы. Более длительное нахождение в каждой из асан воздействует не только на мышцы, суставы и связки, но и на ментальном уровне, вовлекая работу мозга и сознания как не менее важные аспекты правильности выполнения.

Еще один ключевой момент - отстройка и выравнивание в каждой позе, способствующее также и большей симметричности всего тела не только во время занятия, но и в обычной жизни. Понятия ровности и выравнивания тела в позе являются ключевыми в йоге Айенгара. Тело выравнивается не только на физическом уровне. Постепенно изменения начинают происходить и на более тонких и глубоких уровнях: выравнивается и уравновешивается система энергетических каналов и центров, которая оказывает самое непосредственное влияние на психо-эмоциональное состояние и сознание, ум.

Другой особенностью метода Айенгара является постепенное развитие практики, переход от более простых поз к более сложным позам и пранаяме по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению. На начальных этапах практики Айенгар не рекомендует выполнять сложные позы, потому что тело еще не обладает необходимой силой и стабильностью, а ум недостаточно внимателен и сконцентрирован.

Именно он развил систему поз в положении стоя, до него этому уделялось несколько меньшее внимание. В йоге Айенгара позы стоя - основа практики, дарящие силу духа и тела, отдающие дань практике воинов, с которых все и начиналось. Только правильно выполняемые позы дают желаемый результат. Придать телу правильное положение, которое затем нужно сохранить в течение определенного периода времени в состоянии выполнить далеко не каждый.

Использование разнообразных вспомогательных материалов - это еще одна из самых узнаваемых особенностей метода, благодаря которым йогу могут практиковать и тяжело больные люди, перенесшие травмы и ослабленные. Они позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве и максимально близко к идеалу выполнить ту или иную асану. Практически безграничные возможности сочетания дополнительных материалов (пропсов) учитывают особенности строения тела и уровень его подготовленности. Согласно этому и подбирается степень нагрузки и правильное ее распределение.

Б.К.С.Айенгар о практике йоги: «Я взялся за практику, как путешественник, который пустился в плаванье, едва научившись управлять судном. Потом я вцепился в судно мёртвой хваткой и отдался на милость звёздам. Я знал о предшественниках, но путеводителя не имел. Порой я натыкался на подобие карт, составленных за сотню или тысячу лет до этого, и обнаруживал, что они пестрели открытиями, которые я уже сделал. Воодушевлённый и приободрённый, я продолжал в надежде увидеть новые берега и разобраться, как управлять своим кораблём».

Пожалуй, самая знаменитая фраза Айенгара звучит так: «Самое важное в занятиях йогой - не техника дыхания, знание асан или гибкость суставов. Самое важное - это расстелить коврик и начать заниматься».


Среди учеников Айенгара были крупнейшие политики и военные, музыканты, актёры и писатели, а также члены его семьи начиная с супруги, в честь которой он назвал Институт йоги в Пуне. Главная соратница и помощница Б.К.С.Айенгара – его дочь Гита – врач Аюрведы, знаток санскрита, индийской философии и одна из самых известных йогинь нашей эпохи. Книга Гиты «Йога – драгоценность для женщины» является мировым бестселлером. Сейчас в Пуне ведёт классы йоги Айенгара его внучка Абиджата.

 

Аштанга-виньяса-йога

 

Шри Кришна Паттабхи Джойс (1915-2009)основатель школы Аштанга-виньяса-йоги и другой знаменитый ученик Кришнамачарьи на ряду с Б.К.С.Айенгаром. В основе «Аштанга-виньяса-йоги» - учение Кришнамачарьи, синтез древних гималайских традиций и мудрости сутр. Аштанга-виньяса является динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).

Термин "виньяса" переводится как "дыхательно - двигательная система упражнений". При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становится ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

Традиционно такой подход называется "Йога - Мала" ("мала" - санскр. "гирлянда, четки, венок"). Йога-Мала - это Венок Йоги, где асаны «нанизаны» на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов - эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия.

В каждом комплексе Аштанга-виньяса йоги обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают вызов Силе Духа практикующего. Бескомпромиссная необходимость ежедневно принимать вызов и преодолевать собственную слабость быстро укрепляет Силу Духа, придает человеку уверенность и реально преображает его тело и сознание. Многие из современных школ йоги изменяют традиционную методику и упрощают практику, подгоняя ее под весьма ограниченные возможности занимающихся. Так возникают выхолощенные и профанированные "игрушечные" стили йоги. Занятие ими - дань моде, экзотике или престижу. Именно такие стили обычно становятся популярными и массовыми, потому что их основатели ориентируются на доступность и легкость, из экономических соображений стремясь привлечь как можно больше людей. Хранитель традиции Аштанга-виньяса йоги Шри К. Паттабхи Джойс бескомпромиссно отстаивал прямо противоположный подход, утверждая, что не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции. Ориентация на несовершенство и слабость людей, искалеченных комфортом цивилизации, может привести к угасанию самой Традиции Йоги. А это недопустимо, поскольку истинная практика Йоги в современных условиях дает нам шанс преодолеть прогрессирующую физическую и духовную деградацию.

Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга - виньяса йоги состоит из шести базовых уровней восходящей степени сложности (возможно, существует седьмой, но информация о нем не разглашается). Информация по первым пяти уровням доступна - выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса - Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Лино Миеле и другие выполняют последовательности асан разных уровней. Есть фильмы с практикой внука П.Джойса - Шарата Рангасвами.

Вообще, динамические практики свойственны более холодным регионам, нежели Индия. Тот же Андрей Лаппа отмечал, что в Майсоре после 9 утра заниматься уже тяжело - слишком жарко. При таком климате достаточно просто принять статическую позу - и уже десять потов сойдет. А при динамической практике днем есть опасность сорвать сердце. Зато динамическая йога издавна практиковалась в Гималаях и Тибете. Автор книги "Йогическая традиция Майсорского дворца" Н.Е. Шьоман упоминает, как он лично слышал от Б.К.С. Айенгара, что у Кришнамачарьи был тибетский учитель, у которого тот обучался в Гималаях, вблизи горы Кайлас. Скорее всего, речь идет об основном учителе Кришнамачарьи - Шри Рамамохане Брахмачари, он был индус, но который жил в Гималаях, на территории Тибета, на берегу озера Манасаровар. Впрочем, Кришнамачарья путешествовал по Индии и наверняка изучал йогу у многих мастеров.

Неизвестно, знал ли Шьоман о тибетской йоге. А ведь очень интересный факт, что похожая на аштангу практика - динамика с асанами, дыханием и концентрацией имеется в тибетском буддизме Ваджраяны - иногда ее называют "янтра-йога" - это обозначение ввел учитель традиции Дзогчен Намкхай Норбу Ринпоче для западных учеников, известны такие пратики также под названиями "ца лунг" и "трул кхор" (последнее название используется в добуддийской тибетской традиции Бонпо). Поскольку тибетские и индийские мастера йоги испокон века пересекались и общались во время своих странствий по Гималаям, возможно динамические элементы южноиндийской системы Аштанга виньяса йоги - следствие влияния йогических техник, практиковавшихся в более холодных областях Гималаев.

Правда в отличие от тибетских практик, в Аштанге хоть и желательно наличие авторитетного гуру, но никаких особых посвящений не требуется, вход в систему свободный - приходишь и занимаешься. Начинать практику последовательностей первого уровня можно сразу, независимо от наличия медитативного опыта. В этом смысле хатха-йога вообще довольно доступна – считается, что практика сама изменяет человека, что практика - лучший учитель. Если человек усердно практикует - он все равно изменится, независимо от своей изначальной мотивации. К тому же, хотя хранители традиции исповедовали индуизм (Кришнамачарья был вайшнавом, Паттабхи Джойс - шиваитом), йогу могут практиковать все, независимо от конфессии и религиозных (или иных) убеждений.

Афоризмы Гуруджи: «Йога для всех, кроме ленивых»

«Человек в семье, практикующий йогу, оказывает влияние, захватывающее 10 поколений в обоих направлениях»

«Выполняй свою практику, и всё придёт. Йога – 99% практики и 1% теории. Первый уровень очень важен. Второй уровень – только для демонстрации. Учась контролировать тело, мы учимся контролировать ум. Практикуйте йогу, чтобы видеть Бога везде».

 

Вини-йога

Т.К.В. Дешикачар (1939) сын и ученик Шри Тирумалая Кришнамачарьи. Является автором методики «Вини-йога». В 1976 году Дешикачар, основал в Мадрасе Кришнамачарья-йога-мандир – головную организацию Вини-йоги, которая существует и поныне.

Дешикачар признан как мастер йоги, представляющий наследие Шри Кришнамачарьи. В настоящее время он живет в Мадрасе со своей семьей (женой, детьми, внуками) и пишет книги, статьи о духовной культуре и об оздоровлении с помощью йоговских занятий. Ему помогает его сын и ученик Кастуб. Дешикачар и Кастуб в обучении йоге следуют стилю свободной преемственности (в отличие от традиций индийской классики) - т.е. в виде путешествий с семинарами по всему миру. На таких семинарах йога преподается не конкретным ученикам, а открыто, для всех, чтобы каждый мог овладеть предлагаемой практикой так, как посчитает нужным. При этом Дешикачар призывал понимать дух упражнений, а не сосредоточиваться на голой методике. Он утверждал, что мастерство в йоге, это не методичное выполнение асан и пранаям, а позитивные изменение в жизни человека, улучшение отношений его с внешним миром, оттачивание остроты его мышления.

Кришнамачарья-йога-мандир, сохраняет и продолжает традицию Шри Кришнамачарьи. В нем приезжим оказывается целительская помощь, проводится тщательная диагностика и назначается индивидуальное лечение. Там также предоставляется возможность пройти курс обучения и получить консультации по разным проектам. Существует специальный 2-х годичный курс для преподавателей с выдачей диплома инструктора йога. В центре стремятся, чтобы йога была доступна всем и каждому в Индии, без всяких привилегий и избранности. Поэтому постоянно в бедных кварталах Мадраса, проводятся занятия и консультации по асанам и пранаямам, пению ведических гимнов, йога-терапии, медитации и философии йоги.

Интересно, что название «Вини-йога» этот стиль получил с легкой руки американских учеников Дешикачара, сам же мастер не считал необходимым создавать для него «знамя школы».

Одним из самых известных отечественных учеников знаменитого гуру является президент Киевской Федерации йоги Андрей Лаппа, прошедший полный 2-х годичный курс обучения у Т.К.В. Дешикачара. Он объединил полученные знания с собственными разработками и создал новое направление – Универсальную йогу.

Особенности стиля

Мягкость практики Вини-йоги объясняется тем фактом, что в последние десятилетия своей жизни Кришнамачарья усердно изучал тонкости йога терапии и акцентировал обучение своего самого близкого ученика на этом аспекте йогического знания.

Данное направление проповедует основной принцип Кришнамачарьи – персонализированный подход к занятиям, которые выстраиваются в зависимости от возраста, культурного уровня, физических и умственных возможно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...