Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии отбора технологий обучения




 

Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совмес­тима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игро­вые технологии, проблемное обучение, развивающее обу­чение, технологии педагогических мастерских, коллек­тивное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. техно­логиями обучения не являются. Хотя все перечисленное часто и относят к педагогическим технологиям.

Учитель сей­час поставлен перед сложным выбором: или пытаться ос­ваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на ка­кой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства. Полезнее и надежнее для будущих резуль­татов обучения задавать стандартную технологию обуче­ния, не отнимая у учителя права модернизировать ее или переходить на другую технологию.

Глубокий смысл педагогических технологий заключа­ется в сведении к минимуму педагогических экспромтов в практическом преподавании и переведении его на путь предварительного проектирования и последующего вос­произведения проекта в классе. Нужна некоторая унифи­кация и стандартизация деятельности учителей, которая дала бы возможность получать высокие и стабильные ре­зультаты в массовой практике.

Важным является также вопрос о критериях выбора технологий для конкретного класса, предмета, учителя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учета ее возможностей и условий ее при­менения.

Существует несколько классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на пред­метно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения). [16]

Технологии обучения можно классифицировать:

- по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные);

- по организационным формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.;

- по доминирующему методу обучения: программиро­ванное обучение, модульное обучение, обучение на осно­ве опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.;

- по характеру общения между учителем и учеником: технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п.

Число различных техноло­гий необозримо. Открывается ничем не ог­раниченный простор для произвольного выбора и по­строения учебно-воспитательного процесса. (табл. 3)

 

Таблица 3.

Технологии обучения и критерии их отбора

Критерий Технология
Обеспечение подготовки выпускников для поступления в вузы Модульная технология обучения, интегральная образовательная технология, технология поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения, вузовская технология в школьном варианте
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности Обучение как исследование, проектное обучение
Обеспечение умений работать с информацией Информационные технологии на основе компьютера, телекоммуникационные технологии
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей Проблемное обучение, метакогнитивные дискуссии, герменевтические, семиотические, логические тренинги, технология педагогических мастерских
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей Кооперативное обучение, игровые технологии, технологии педагогических мастерских, коллективной мыследеятельности
Обеспечение внутренней мотивации учащихся на учебную деятельность Все личностно ориентированные технологии

 

Переход учителей на более совершенные технологии обучения — процесс нелегкий и небыстрый. Это объясня­ется сугубо творческим характером педагогической дея­тельности, которую невозможно описать как простой про­изводственный процесс конвейера.

Каждый автор и исполнитель привносит в педаго­гический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Одна и та же технология может осуществлять­ся различными исполнителями более или менее добросо­вестно, точно по инструкции или творчески. Конечно, ре­зультаты будут различными, однако близкими к некото­рому среднему значению, характерному для данной техно­логии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не опре­деляется.

При освоении новаций следует иметь в виду, что нель­зя учить детей по методикам и технологиям, взаимоис­ключающим друг друга, нельзя детей погружать в смы­словое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями. Бессистемные фрагменты нового накла­дываются на традиционные способы обучения, ввиду чего существующая система разрушается, но ничего взамен не создается.

Пока не существует таких тех­нологий, которые имели бы неоспоримые преимущества перед остальными и гарантировали бы высокое качество обучения всех без исключения школьников. Если бы такие технологии существовали, то они, несомненно, заняли бы приоритетное положение в практической работе учителей. Однако этого пока не происходит. [4]


ГЛАВА 2 ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...