Критерии отбора технологий обучения
Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совместима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игровые технологии, проблемное обучение, развивающее обучение, технологии педагогических мастерских, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. технологиями обучения не являются. Хотя все перечисленное часто и относят к педагогическим технологиям. Учитель сейчас поставлен перед сложным выбором: или пытаться осваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на какой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства. Полезнее и надежнее для будущих результатов обучения задавать стандартную технологию обучения, не отнимая у учителя права модернизировать ее или переходить на другую технологию. Глубокий смысл педагогических технологий заключается в сведении к минимуму педагогических экспромтов в практическом преподавании и переведении его на путь предварительного проектирования и последующего воспроизведения проекта в классе. Нужна некоторая унификация и стандартизация деятельности учителей, которая дала бы возможность получать высокие и стабильные результаты в массовой практике. Важным является также вопрос о критериях выбора технологий для конкретного класса, предмета, учителя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учета ее возможностей и условий ее применения.
Существует несколько классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на предметно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения). [16] Технологии обучения можно классифицировать: - по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные); - по организационным формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.; - по доминирующему методу обучения: программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.; - по характеру общения между учителем и учеником: технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п. Число различных технологий необозримо. Открывается ничем не ограниченный простор для произвольного выбора и построения учебно-воспитательного процесса. (табл. 3)
Таблица 3. Технологии обучения и критерии их отбора
Переход учителей на более совершенные технологии обучения — процесс нелегкий и небыстрый. Это объясняется сугубо творческим характером педагогической деятельности, которую невозможно описать как простой производственный процесс конвейера. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется. При освоении новаций следует иметь в виду, что нельзя учить детей по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга, нельзя детей погружать в смысловое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями. Бессистемные фрагменты нового накладываются на традиционные способы обучения, ввиду чего существующая система разрушается, но ничего взамен не создается. Пока не существует таких технологий, которые имели бы неоспоримые преимущества перед остальными и гарантировали бы высокое качество обучения всех без исключения школьников. Если бы такие технологии существовали, то они, несомненно, заняли бы приоритетное положение в практической работе учителей. Однако этого пока не происходит. [4] ГЛАВА 2 ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|