Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками




 

Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности.

Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов:

расширение - обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;

закрепление - осознание нравственного урока и проблемной темы сказки;

интеграция - соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание;

резюмирование - подводим итог проведенной работе [10, с.319].

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Продемонстрируем особенности работы со сказкой на примере урока по первичному восприятию "Путешествие в сказку".

Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.

Цель - создать комфорт и заинтересованность.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.

Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.

Моделирование сказок

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).пиктографические изображения

Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Например, в приложении приводятся конспекты занятий по сказкам "Репка", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Заюшкина избушка".

Выразительные движения

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

Проблемные ситуации(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").

Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц".Русская народная сказка).

Творческие задания - могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

- Рассказать знакомую сказку по кругу.

-        Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

-        Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

-        Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

-        Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

-        Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

-        Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый волк

Лиса хитрая колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

-  Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

-  Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

-  Козлятушки, ребятушки!

-  Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек - к сказке

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Предлагаем дидактические игры:

"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)

"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)

"Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").

"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.)

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий:

- Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание!

-  Привлекайте к оценке самого ребенка:

-  Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

-        Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

-        Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

-        Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

-        Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

-        Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

-        Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

-        Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр) [20, с. 131-134].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...