Приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками
Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов: расширение - обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации; закрепление - осознание нравственного урока и проблемной темы сказки; интеграция - соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание; резюмирование - подводим итог проведенной работе [10, с.319]. Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания. Продемонстрируем особенности работы со сказкой на примере урока по первичному восприятию "Путешествие в сказку". Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет. Цель - создать комфорт и заинтересованность. Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт. В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.
Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими. В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности. Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой. Моделирование сказок Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств. В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).пиктографические изображения Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их. Например, в приложении приводятся конспекты занятий по сказкам "Репка", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Заюшкина избушка". Выразительные движения Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой. Проблемные ситуации(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса: Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?). Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена"). Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц".Русская народная сказка). Творческие задания - могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки) Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка". - Рассказать знакомую сказку по кругу. - Разыграть сказку. Дети распределяют роли. - Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить. - Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии). - Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации). - Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага). - Разыгрывание придуманных сказок. Могут быть и другие творческие задания Сказки, но по-новому Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами Колобок добрый волк Лиса хитрая колобок Сказки о бытовых предметах Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
Реальное начало сказочное продолжение Узнай сказку по песенке героев - Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь") - Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога") - Козлятушки, ребятушки! - Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят") Продолжи сказку Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять. От точек - к сказке Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее. Нарисуй сказку Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому). Игровые задания При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют. Умение согласовывать свои действия с действиями другого. "Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова: Раз, два, три, Горшочек, вари! "продукты" по порядку входят в круг - "горшочек". Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая). Кашу помешивают (все идут по кругу) Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются). Раз, два, три, Горшочек, не вари! Предлагаем дидактические игры: "Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие) "Треугольник и квадрат" (математическое развитие) "Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка"). "Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.) Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий: - Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание!
- Привлекайте к оценке самого ребенка: - Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось? - Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. - Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. - Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения. - Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. - Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций. - Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине. - Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр) [20, с. 131-134].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|