Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерархическое строение бытия

Бытие представляет собой совокупность "организмов" и "агрегатов". Но, кроме того, в строении бытия присутствует иерархия /это поняли в XIX в./

Несколько ярусов бытия.

2. Причем эти ярусы обладают степенью "органичности": чем выше "органичность", тем менее "агрегативность".

Начнем с низшего "яруса" бытия, он проще — это материя. Со школы знаем, что материя — это совокупность атомов /крупиц/.

Но лучше сказать, что материя — это " объективированная непроницаемость ": это когда какой‑то абстрактный признак принимается за существенное свойство... Например, мы объективируем такие вещи, как доброта, "красота, спасет мир" и т.д. Объективирование — это представление в виде объекта такой реальности, которая в виде объекта не существует.

Для материи характерна механичность и затухание движений: толчок, движение, торможение. Можно назвать материальное бытие физико-химическим бытием /броуновское движение и т.п./.

Материя абсолютно мертва. Некоторые физики усматривают в атоме силы любви и ненависти /т.е. притяжение и отталкивание/.

Материя, т.о., стоит на низшей ступени бытия.

Следующая ступень — биологическое бытие.

Даже химия делится на органическую и неорганическую. Даже низшие ступени бытия имеют поразительные соединения /инфузории всякие, студни/. Геккель нашёл слизь в море, почти не отличающуюся от неорганических материалов. Вот это, мол, и есть первобытная масса, из которой зародилась жизнь. Но это не так. Разница между мало-мальски органическим веществом и неорганическим колоссальна. Биологическое бытие — это скачок по сравнению с материальным физико-химическим бытием. Главное отличие — это жизнь. Биологическое бытие не разрешимо. Никто не может его объяснить.

Основной признак биологического бытияэто его целесообразность. Тайна биологического бытия объективно существует, и она не разрешима. На биологической ступени онтологического бытия добавляется сверхматериальность. Вейсман, биолог 40‑х годов, говорил: " Жизньэто некая особая сила, некая жизненная сила ". Человеческий организм меняет свой материальный состав примерно за 5‑15 лет. Наше тело полностью обновляется, но что‑то остается. Мы же тождественны сами себе. Отсюда приходим к мысли о душе.

Еще один признак биологического бытия — это историчность. Историчность — это форсированное изменение по стадиям: рождение, развитие, смерть. Биологическое бытие не сводится к физико‑химическому, хотя элементы физико-химического бытия есть в биологическом.

Следующий ярус бытия — то бытие психическое, душевное. Разница между психическим и биологическим бытием та же, что и между биологическим и физико-химическим. Ещё более высокая степень органичности в психическом бытии — элементы взаимодействуют очень быстро и сложно. Психическая жизнь очень изменчива. Психическое бытие отличается сложностью. Элементы не только взаимодействуют, но и проникают друг в друга, мысль переходит в чувства и т.д.

Т.е. психическая жизнь — тоже скачок по сравнению с биологическим бытием. Психическая жизнь — феномен, она не выводима из материального и даже из биологического бытия. Показатель наличия психической жизни — это память. Не просто воспроизведение копий прошлого, копии мы не производим. Но биологическая жизнь — основа, подоплека психической жизни. Но психическая жизнь не сводятся к биологической. Психическая жизнь тоже исторична. Расцвет, затухание, как и биологическая.

Социальное бытие. Оно не отличается от психического по качеству ничем, но по количеству. Социальная жизнь представляет сложность необычайную из‑за взаимодействия многих психических единиц. В общественной жизни эти элементы — единицы — взаимосвязаны, а это признак органичности бытия. Это аргумент в пользу тех, кто говорит, что социальное бытие — это не сложная форма психического бытия, а особая, отдельная форма бытия. Нужно усматривать в социальной жизни более высокую степень органичности. Социальная жизнь — не биологическое бытие, хотя и органическое.

Самый высокий уровень бытия — духовный. По сути это тоже психическое бытие со своими чувствованиями /высшими в психологии/: интеллектуальным, эстетическим, этическим и религиозным. Но почему тогда говорят об отдельной духовной жизни? Духовная жизнь — это не психологизм, не заурядное психическое бытие. Это выход, прорыв к иным реалиямк духовным. Так, результаты психической жизни Достоевского выразились в его духовной жизни, в его творениях. Другой пример: эстетическое переживание. Тут нет никакого самолюбия, ни положительного, ни отрицательного. Вот эти реалии духовного порядка и есть духовное бытие. Все мы ищем истину, красоту, добро. Духовная жизнь — это выход к объективной реальности, которая находится за пределами психической жизни, но прийти к этой духовной жизни можно только через какой‑то отдел психической душевной жизни. Но зачастую неокультуренная душевная жизнь не приводит к духовным реальностям. Это труд. Духовная жизнь нас к себе тянет, но толком никто в этом вопросе ничего не знает. Неокультуренная психическая жизнь так и мучает человека. Он судит себя /неплодотворно/ и других.

Итак, иерархия, состоящая из четырех уровней и пяти ступеней онтологического бытия:

Физико-химическое бытие.

Биологическое бытие.

Психическое бытие.

Социальное бытие.

Духовное бытие.

Более высокий уровень обязательно включает в себя более низкий, но в то же время имеет нечто новое /скачок/ в сравнении с низшим уровнем. Высший уровень, таким образом, не сводим к низшему и невыводим из низшего.

В онтологии можно ещё поговорить об абсолютном, но это уже отчасти было (см. 4‑ю степень бытия — духовное бытие выходит на уровень абсолютного).[5]

Этика

Синонимы: этика = мораль = нравственность (на разных языках: греческий, латинский, русский).

Нравственность – деятельность человека, обусловленная идеей добра.

В религиозном мировоззрении этика находит серьёзное обоснование. Есть Бог, есть вечность.

Но вопросами этики изначально занимались и философы.

вопрос о практическом поведении — вот в чём важность этики.

Нравственное поведение напрочь лишается смысла, если нет свободы воли. Тогда человек не ответственен за результаты своих поступков. Напр., состояние аффекта, помешательства — смягчающее обстоятельство при совершении преступления. Детерминисты: свободы воли нет, человек жестко определен в своем поведении.

 

Этика — нормативная наука.

Принцип описательных наук (все естественные): наблюдай и фиксируй.

Нормативные науки: этика, логика, религия (тоже наука!).

Этика — практическая философия, выявляющая нормы, прежде всего, социального поведения. Рассмотрим традиционные философские (не религиозные)[6] типы этики.

Гедонизм

(от греческого  — наслаждение). Аристи,д, ученик Сократа, говорил, что смысл человеческой жизни — наслаждение. Значит, норма жизни — набирать эти наслаждения (причем, физиологические разовые наслаждения: еда, питье, эротика).

Наслаждение — интенсивное осуществление чувственных физиологический отправлений.

Мысль Аристида — инфантильна, её легко опровергнуть:

1. Наслаждений очень мало.

2. Нужно быть молодым и здоровым.

3. Наслаждения, особенно эротические, быстро истощают.

4. "Наслаждение одно, а страданий — два" — до еды — голод, после еды — пресыщение (оба — страдание).

5. Страданий намного больше.

6. Страдания неизмеримо более интенсивны, чем наслаждения.

Школа кирена,иков — из неё вышел Гегезий: "надо себя убить, т.к. смысла в жизни нет — только страдания".

Собственно в гедонизме нет вопроса о нравственности, исключены все духовные начала. "Лови момент и поменьше думай о будущем" — "carpe diem, quam minimmum credula poster".

Эвдемонизм

Говорили, что надо стремиться не к наслаждению, а к счастью, а счастье включает покой, радость и даже иногда исключает бурное наслаждение. Главное тут — спокойствие, уравновешенное состояние на долгое время, баланс между телом и душой.[7]

Лжеэвдемонисты вводят понятие ещё и добродетели — это средство для достижения блага.

Принятие во внимание душевного достояния и др. — этим эвдемонисты намного выше гедонизма.

Опровержение эвдемонизма — чтобы выбрать удовольствие, надо их сравнивать, т.е. нужна какая-то мерка. Где объективный критерий. Но эвдемонизм замыслен как субъективная теория, а требует объективного критерия, — а это уже наука. Вот — опровержение эвдемонизма.

Но он, всё таки, намного выше и сложнее гедонизма.

Утилитаризм

Появился на рубеже XVIII‑XIX веков — это использование чего-то во благо. Главной ценностью признается польза (лекарство противно, но полезно, физические упражнения — подобно).

Но ничего тут нового нет — лишь подчёркивается значение средств для достижения блага, это было отчасти и в эвдемонизма.

Бента,м (англ.) — основатель утилитаризма.

Утилитаризм — это современный вид эвдемонизма.

Возражения те же: где объективный критерий, чтобы выбрать, что полезно.

Этика Канта

Этика долга. Главное — не субъективное состояние, а объективный нравственный закон — его нормы надо выполнять обязательно. Подчёркивается мысль о долге — это благородно и мужественно, носит нормативный характер. Все законы, нормы носят формальный характер (почему-то это слово стало у нас негативным).

Критика Канта: его этика носит формальный характер. Некоторые говорили, что надо бы к этике Канта добавить, например, начало любви. Но это слабо, лучше было бы добавить источник, основание этого кантовского нравственного закона.

Мы рассмотрели типичные философские /не религиозные/ теории морали. Ведь именно философские теории особенно назидательны. Гедонизм провозглашает смысл жизни — наслаждение, тут ничего морального-то нет. Эвдемонизм и утилитаризм тоже. Т.е. тут никакой по сути этической системы, а вот у Кантадействительно чисто этический подход.

Для всех традиционных религиозных систем характерно: существует кодекс морали, и источником этого кодекса является Бог. Поэтому этот кодекс надо выполнять.

Иногда рассуждают, что нравственность выработалась сама собой, в результате воспитания родителей, общества. Санкция /высшее утверждение/ моральных законов, где её искать? Если Бог санкционирует, то всё ясно. А если не Бог, то кто утверждает нравственные законы? Это не последний вопрос. Пожалуй, это ключевой вопрос в признании и осуществлении нравственных законов.

Достоевский: надо верить в Бога, иначе произойдет анархия, т.к. невозможно будет найти авторитет. Уважать кого‑то из людей? А чем они лучше меня?! Уважать можно, но безусловным авторитетом можно признать лишь Бога.

 

Релятивизм в этике

В этике распространен релятивизм. Нет никаких абсолютных моральных ценностей.[8] Каждый начнет жить по своим законам. Жизнь превратится в ад. Причина релятивизмане в этике. Этика — лишь практическое осуществление. "Не убий" базируется именно на том, что жизнь человека — абсолютная ценность. Что создано не тобой — этим тебе и распоряжаться нельзя. Влияние христианства на право — отмена смертной казни. Абсолютная ценность живого в буддизме — нельзя вообще убивать что-либо живое. Этика основана на том, что то или иное мировоззрение считает нечто ценностью абсолютной.[9] Чрезмерное милосердие тоже вредно. Этим пользуются. Разница в системах ценностей является причиной различной практической этики. Поэтому причину релятивизма в этике надо искать в иерархии ценностей, и эта причина в том, что второстепенную ценность выдают за главную, а главнейшую ценностьза второстепенную. Так сделали коммунисты /говорили-то верные фразы/, нацисты /евреи, цыгане — это второстепенные люди, их надо убить/. Искажение абсолютной иерархии ценностей — основная причина релятивизма в этике. А причина этих искажений — перестановка ценностей местами. Абсолютная же этика соответствует абсолютной иерархии ценностей.

В XIX веке возникла в философии проблема: как преодолеть релятивизм в этике. Традиционное обоснование этики — религиозное. Но в XIX веке преобладала тенденция отказаться от религиозного обоснования. Так возникла наука о ценностях.


[1] В нимбе Спасителя . Только Он истинно Существующий

[2] "Субстанция" — "субстрат", "подкладка"

[3] Кованье, французский материалист: Ленин умер от болезни мозга на основе сифилиса.

[4] У него загорелась штанина, а она облила его бензином, думая, что это вода.

[5] Деление в античном мире:
логика - гносеология;
физика - онтология;
этика - практическая философия.

[6] Религиозные типы не имеют авторов, это - Откровение, а философские имеют авторов.

[7] Эпику,р был очень уравновешенным человеком, его последователи склонились к наслаждению.

[8] Коммунисты говорят о классовой морали. А ведь нет никаких классов. В буржуи записали всех, кто чисто одет и имеет квартиру и т.п. Абсолютной морали нет. Зачем нужна эта формула? Не убий? Иногда можно и убивать, т.о. абсолютной морали нет.

[9] Маргиналы — люди на обочине общественной жизни.
У Ленина была сатанинская гордость и аскетизм. Аскетами были и Гитлер /мяса не ел, водку не пил, не блудил/, и Сталин /когда умер — не в чем хоронить было/.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...