Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология управления совокупной стоимостью ЖЦ продукции

Полная стоимость ЖЦ (СЖЦ) к настоящему моменту является важнейшим показателем, определяющим эффективность управления процессами ЖЦ и в целом конкурентоспособность модели техники. Все процессы организации рациональной системы поддержки технической эксплуатации (СТЭ) техники должны быть направлены на минимизацию полной стоимости. Необходимо отметить, что главной идеей этого метода применительно к технической продукции является получение методики расчета стоимости ЖЦ, с помощью которой можно сравнивать варианты конструкции и соответствующие варианты организации технической эксплуатации.  

СЖЦ включает в себя полные затраты - от затрат на приобретение до так называемых затрат на владение образцом в процессе эксплуатации.

При рассмотрении вопроса о приобретении нового образца или о модернизации образца, находящегося в эксплуатации, расчет СЖЦ должен обеспечивать поддержку принятия наиболее экономически целесообразного решения.

Любые изменения или усовершенствования существующих процессов технической эксплуатации также должны быть оценены с точки зрения полной СЖЦ для обоснования необходимости таких изменений.

Сравнение полной СЖЦ образца при существующей СТЭ и при измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат (обусловленных, например, рационализацией или автоматизацией процессов технической эксплуатации) за счет общего снижения полной стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ по СЖЦ.

Необходимо отметить, что результативность применения методики оценки полной СЖЦ зависит от следующих факторов:

1. Принятые допущения. Для расчета полной СЖЦ необходим большой объем достоверных исходных данных. Это в итоге обеспечит более высокий уровень достоверности результатов, т.е. напрямую повлияет на выбор и успех управленческого решения.

2.  Используемый критерий оценки СЖЦ. Такими критериями могут быть: долговечность, эффективность функционирования, стоимость технического обслуживания и т.д. При расчете СЖЦ на несколько лет вперед можно наблюдать за расходованием средств и, как следствие, за изменением общих затрат на владение образцом/парком техники. Этот расчет следует выполнять в сопоставимом денежном масштабе, т.е. использовать коэффициент дисконтирования, позволяющий (по соответствующей формуле) привести будущие затраты к текущему моменту времени. Значения СЖЦ для альтернативных стратегий технического обслуживания продукции сравниваются между собой и выбирается наиболее рациональная (выгодная) стратегия.

3. Несмотря на повсеместное распространение методики управления полной стоимостью ЖЦ, необходимо отметить следующие важные моменты:

· это регулярная деятельность,

· необходим постоянный мониторинг процессов ЖЦ на предмет фактической эксплуатационной надежности техники и стоимости ее обслуживания;

· постоянный контроль заложенных в расчет СЖЦ показателей и их фактическое значение, анализ полученных расхождений, т.к. все расчеты по полной СЖЦ являются плановыми расчетами будущих затрат (прогнозными).

 

На этапах жизненного цикла, когда уже известна конструкция изделия, какие-либо изменения обходятся очень дорого. График изменения затрат на изменение конструкции в течение жизненного цикла изделия представлен ниже:

Из графика видно, что проще всего повлиять на конструкцию изделия на этапе, когда конструкции, как таковой не существует. Позднее, придется вносить изменения в большой объем конструкторской документации, изменять технические задания разработчикам и поставщикам систем изделия, возможно проводить новый тендер на разработку, что обходится в значительные средства. На этапе эксплуатации как правило конструкция наукоемких изделий сертифицирована гос. органами, или международными организациями, и внесение изменений в конструкцию требует подтверждения сертификата, что влечет еще большие затраты.

Таким образом, желательно подавляющую часть мер, направленных на снижение стоимости эксплуатации наукоемкого изделия, внести еще на этапе маркетинговых исследований и эскизного проектирования. 75% мер принимаются на этом этапе, и только 25% возможно предпринять на более поздних этапах.

Правильно сформулированные маркетинговые требования (MR&O) переходят в проектные требования (AR&O). Именно на этом этапе и должно быть заложено вышеупомянутое «оптимальное соотношение между СЖЦИ и готовностью изделия».

При расчете СЖЦ зачастую возникает вопрос – что считать стоимостью жизненного цикла изделия. Включать ли в стоимость отдельного изделия затраты на его разработку, проектирование?

Существует две точки зрения на стоимость ЖЦ изделия – стоимость для разработчика, и стоимость для эксплуатанта.

Для разработчика стоимость изделия - это затраты на проектирование семейства изделий, на налаживание серийного производства, производство, а далее на поддержку послепродажного обслуживания – производство зап. частей, гарантийное обслуживание, обучение персонала эксплуатанта, и т.д.

Для эксплуатанта стоимость изделия – это затраты на его покупку и затраты на на техническое обслуживание, не покрываемое гарантией.

От этих двух определений и стоит отталкиваться при расчете стоимости ЖЦ. Обычно при сравнении разных моделей считается стоимость жизненного цикла для эксплуатанта.

АЛП может повлиять далеко не на все составляющие стоимости жизненного цикла. Например, в стоимость жизненного цикла самолёта входят затраты на метеообеспечение, на диспетчерское обслуживание, на пролет над различными воздушными зонами, и т.д., что не относится напрямую к конструкции изделия. Поэтому целесообразно сразу оговорить, что АЛП в основном имеет дело с так называемыми прямыми затратами на техническое обслуживание (общепринятое мировое обозначение – DMC).

Что включается в данное понятие? Наиболее простое определение – сюда входят затраты на 3 составляющих технического обслуживания: затраты на оплату труда, на запасные части (сам крупный заменяемый блок, и мелкие - различные кольца, уплотнители, и прочее), и на материальные ресурсы (растворители, салфетки, контровочная проволока, и т.д.). Важно обратить внимание, что затраты на инструмент, специальное наземное оборудование, средства контроля не включается в прямые затраты на ТО, так как сильно зависят от парка самолетов эксплуатанта и прочих условий его инфрастуктуры.

При этом однако, даже такая крупная статья расходов, как прямые затраты на ТО составляет обычно всего 30-40% от общей стоимости эксплуатации наукоемкого изделия. Что еще раз подтверждает, что незначительные меры по снижению стоимости ТО, вызванные изменениями в конструкции, могут быть в итоге нерентабельны.

С точки зрения потенциала для снижения наибольший интерес представляет собой статья затрат на запчасти. В их стоимость включается и логистическая составляющая – время доставки запчасти, в случае отсутствия на складе, и ремонтная – время ремонта блока, ЗИП, и т.д.

На снижение трудоемкости обслуживания в основном влияет доступность съемных блоков, время открытия доступа, время тестирования всех систем после завершения обслуживания, и т.д.

Затраты на материальные ресурсы вообще незначительны, и составляют не более 5% стоимости ТО, поэтому о каких-то существенных мерах по снижению затрат на них не приходится.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...