Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оперативно-розыскная деятельность как вид юридической практики.

ЛЕКЦИЯ

По курсу «Основы оперативно-розыскной деятельности

Органов внутренних дел»

 

ТЕМА № 1.

 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОРД. ОРД КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. ПРИНЦИПЫ ОРД.

 

Г. Тирасполь,

Г.

ТЕМА № 1. История развития теории ОРД. ОРД как вид юридической практики. принципы ОРД.

 

ВРЕМЯ: всего - 4 часа:

         из них: - лекции - 2 часа;

                        - семинарские занятия - 2 часа;

 

ПЛАН:

1. История развития оперативно-розыскной деятельности

2. Оперативно-розыскная деятельность как вид юридической практики.

3. Принципы оперативно-розыскной деятельности и их сущность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА: 1.НОРМАТИВНАЯ:

1. Конституция ПМР. 1995 г. в текущей редакции

2. Закон ПМР «О милиции». 1995 г. в текущей редакции

3. Закон ПМР «Об ОРД в ПМР». 27.02.2008 г. в текущей редакции

4. Приказ МВД ПМР № 356 ДСП «Об основах организации оперативно-­розыскной деятельности в органах внутренних дел».

2.ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ:

1. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность.- М., 2016

2. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности.- М., 2013

3. Горяинов К.К. и др. Теория ОРД. – М., 2017.

4. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности. - М.,2007г.

2 Гриб В.Г., Ильин И.С. Правовые основы ОРД Курс лекций

 

З.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ:

1. Калинкович А.Н. Правовые и организационные основы ОРД ОВД: Учебное пособие. - М., 1982.

2. Учебник «ОРД ОВД». Общая часть. Изд. Ак. МВД СССР. - М., 1991.

3. Оперативно-розыскная энциклопедия А.И. Шумилов. – Москва, 2004.

 

 

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Розыскная (сыскная) деятельность имеет глубокие исторические корни и неразрывно связана с развитием российской государственности. Однако в связи с тем, что зачатки этой деятельности уходят в глубину веков, назвать конкретный период возникновения ее основ весьма затруднительно. Изначальные упоминания об установлении лица по общему свойству следов на земле и определение места, где преследуемый находится, относятся к первобытно-общинному строю. Дальнейшее развитие элементов розыскной деятельности можно проследить по материалам о взаимоотношениях Киевской Руси с Византией, восточными и западными соседями. В те годы славяне активно добывали информацию, необходимую для обеспечения их безопасности, при помощи агентов, "путных людей", купцов, тайных лазутчиков и др.

Некоторые формы проведения сыска находят законодательное закрепление в первой редакции Русской Правды (Суд Ярослава”, 1019 г.), упоминающей о такой форме розыска, как "свод" и "гонение следа". В редакции Пространной правды описывается порядок их производства. Так, в статье 36 регламентировался различный порядок розыска преступника, совершившего кражу внутри города, а также, если похищенная вещь была обнаружена вне его. Свод в городе не ограничивался установлением владельцев украденной вещи, его продолжали до установления преступника. За пределами городских стен истец вел свод только до третьего владельца, который затем и брал на себя дальнейший розыск. Для того чтобы побудить его к продолжению свода и отысканию преступника, с него по счету владельца взыскивалась стоимость украденной вещи.

В условиях, когда древнерусское государство еще не имело специальных органов уголовного сыска, правило" куда приведет след, там и находится преступник" позволяло осуществлять розыск и изобличение последнего без участия представителей государственной власти. В этой связи "свод" и "гонение следа" являлись способами коллективной самопомощи соседских общин, так как предполагали участие в розыске преступника не только потерпевшего, но и представителей соседских общин. Продолжительный период функции полицейских учреждений осуществлялись в России центральными и местными органами власти (приказами, приставами, воеводами). Их деятельность регламентировалась Судебником 1497 г., Соборным Уложением 1649 г., указными книгами приказов - Тайных дел, Земского, Разбойного, Холопьего и др., а также указами царя и Боярской Думы.

В XIV-XV вв. появились специальные лица, которые получали полномочия от князя вести розыск в городах (наместники, волостели). Для поимки разбойников из центра периодически посылались так называемые особые обыщики (или сыщики), с которыми на обыск отправлялись крестьяне. По окончании розыска сыщики доставляли добытый материал вприказ. Из представленных сведений делались выборки, и дело докладывалось царю.

К числу основных методов розыска в данный период относились: "повальный обыск", заключающийся в опросе всех местных жителей территории, на которой проводился розыск; "поличное”, т.е. обнаружение и изъятие у подозреваемого похищенного имущества и других вещественных доказательств; личное признание подозреваемого и др. При этом особое значение придавалось использованию таких мер, как негласное выведывание, использование тайных подсыльщиков. Царским указом в 1695 г. воеводам предписывалось" про воров и разбойников проведать тайно всякими мерами”.

Полицейская деятельность в царской России в основном была подчинена обеспечению политической и экономической безопасности государства. Поэтому главное место в полицейском механизме всегда занимала политическая полиция. Уже в начале XVII в. политическому сыску придавалось особое значение. Дела по политическим преступлениям выделялись из общего количества уголовных дел. В Соборном Уложении они квалифицировались как государственные политические преступления и за них предусматривалась смертная казнь. Тем самым была создана правовая база, обеспечивающая охрану царской власти и личности самого царя.

Учрежденный в 1655 г. Приказ тайных дел, будучи исполнительным органом, осуществлял контроль за расследованием деяний, направленных против существующего строя и непосредственно против царя. Приказ контролировал деятельность других приказов гласно - путем затребования различных сведений и отчетности, проверки делопроизводства и негласно - путем рассылки подьячим секретных наказов о контроле некоторых послов и воевод. И хотя Приказ тайных дел упразднили в 1676 г., он по праву может считаться родоначальником органов политического сыска в Русском государстве.

В период правления Петра I реформировался весь государственный аппарат, именно тогда было положено начало создания регулярной полиции и законодательного регламентирования ее деятельности. В целях установле­ния централизации единоначалия в этой деятельности в 1711 г. вводится должность генерал фискала, а в Указе императора от 17 марта 1714 г. "О должности фискалов" определяются сыскные полномочия этих органов и приемы их деятельности. В этот период образуется орган политической полиции Канцелярия тайных розыскных дел (1718 г.), издается специальная инструкция (1719 г.), согласно которой создавались розыскные команды для поимки беглых солдат, крестьян и разбойников.

Во время петровских преобразований образуется регулярная полиция, начало которой было положено созданием в 1715 г. в Петербурге полицейской канцелярии, а в 1718 г. введением должности генерал - полицмейстера.

Деятельность органов политического сыска, широкое применение пыток и репрессий в отношении дворянства и части придворной аристократиивызвали глубокое недовольство общества, поэтому Александр I в 1801 г. издал манифест об упразднении Тайной экспедиции и запрещении пыток. Расследование и рассмотрение политических преступлений передавалось Сенату, а также судам по уголовным делам и общей полиции. Вместо государственных коллегий 8 сентября 1802 г. были учреждены министерства, в том числе и Министерство внутренних дел, в составе которого был выделен специальный орган политического сыска - Особенная канцелярия Министерства внутренних дел, ас 1811 по 1819 г. - Особенная канцелярия Министерства полиции, осуществлявшая и функции контрразведки.

Наряду с ростом политических преступлений наблюдался и рост уголовной преступности, что вынуждало власти принимать некоторые организационные меры. Так, в 1873 г. при Канцелярии петербургского градоначальника, а в 1881 г. - при Канцелярии московского полицмейстера создается специализированный орган уголовного розыска - сыскная часть. Формирование структуры последних завершилось принятием Закона от 6 июля 1908 г. "Об организации сыскной части”, В соответствии с ним в 89 городах. Российской Империи для организации розыска по общее уголовным делам в структуре полицейских управлений образовывались сыскные части. К концу XIX - началу XX в. кроме сыскной полиции оперативно-розыскную деятельность осуществляли Отдельный корпус жандармов и военная контрразведка.

Продолжительное время повышением профессионального уровня работников сыскных отделений занимались местные начальники, которые лично проводили занятия с подчиненными и знакомили их с соответствующими приказами и инструкциями. Однако в 1903 г. при Департаменте полиции были организованы курсы для начальников сыскных отделений, где лекции читал, опытный работник сыска В.И. Лебедев, издавший в 1909 г. курс своих лекций отдельной книгой.

В 1913 г. на международном съезде криминалистов в Швейцарии московская сыскная полиция была признана лучшей в мире. На съезде начальников, сыскных отделений при обсуждении законопроекта о реформе полиции было высказано предложение о создании централизованного уголовного розыска по особо важным делам, а также об учреждении подвижных бригад уголовной полиции. Департамент полиции начал проводить кардинальную реформу в области уголовного розыска. Она коснулась не только личного состава сыскных отделений, но их организационной структуры, упорядочения техники уголовного розыска, разработки его теоретических положений. Так, классификация преступников по словесному портрету была заменена дактилоскопической регистрацией по новой, специально разработанной таблице преступной направленности: гастролеры; карманные воры; магазинные воры; квартирные воры; воры со взломом квартир и магазинов; мошенники и аферисты; грабители и разбойники и т.д. Был усовершенствован так называемый циркулярный розыск преступников.

В свою очередь лица, состоящие членами преступных сообществ и входящие в постоянный состав агентуры, назывались "агентами внутреннего наблюдения1' или "секретными сотрудниками". Лица, которые хотя и не входили в преступные организации, но соприкасались с ними, постоянно содействуя делу розыска, исполняя различные поручения и доставляя для разработки материал по деятельности партии, в отличие от первых, являлись "вспомогательными агентами". Лица, доставляющие сведения хотя бы и постоянно, но за плату за каждое отдельное указание на то или другое революционное предприятие или выступление какого бы то ни было сообщества, назывались штучниками. Таким образом, политический сыск в царской России опирался в своей деятельности в большей мере на агентурные методы работы, которые нашли теоретическое обоснование в различных нормативных актах.

Анализ дореволюционной юридической литературы по проблемам борьбы с преступностью позволяет сделать вывод о том, что активное формирование оперативно-розыскной науки происходило на рубеже XIX-XX вв. Усилия, предпринятые правительством для распространения и внедрения оперативно-розыскных знаний, особенно после революции 1905 г., предопределялись не только бурным ростом обще уголовной преступности, но и ростом революционных настроений трудящихся масс, обострением социально-политической обстановки в стране. После Великой Октябрьской социалистической революции жандармские управления и полицейские участки были разгромлены и сожжены, многие полицейские арестованы. Временное правительство издало постановление об упразднении Департамента полиции, а 19 марта 1917 г. был распущен Отдельный корпус жандармов и его дела переданы военному ведомству.

Однако уже в июле 1917 г. в столице создается Управление уголовного розыска. В первые годы советской власти оперативно-розыскную функцию выполняли органы ВЧК, ГПУ, оперативно-розыскные подразделения рабоче- крестьянской милиции. В1918 г. было принято Положение об уголовном розыске, а в 1919 - Инструкция по уголовному розыску, который осуществлял борьбу с обще уголовной преступностью.

Согласно Положению и инструкции, чрезвычайным комиссиям по борьбе с контрреволюцией, шпионажем и саботажем, принятым IV Всероссийской конференцией чрезвычайных комиссий 3 февраля 1920 г., оперативным аппаратам предусматривалось иметь секретных агентов и информаторов. Важную роль в совершенствовании оперативно-розыскной работы сыграла Инструкция по организации секретной агентуры в учреждениях уголовного розыска, объявленная приказом Главного управления милиции № 372/с от 2 ноября 1921 г. Эта инструкция определила статус секретных разведчиков и негласных осведомителей, а также принципы их деятельности.

Дальнейшее развитие ОРД было связано с бесконечной реорганизацией оперативно-розыскных органов. До 27 декабря 1932 г. органы ОГПУ и рабоче-крестьянской милиции функционировали самостоятельно. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный

Народный комиссариат внутренних дел, в состав которого в качестве Главного управления государственной безопасности вошло ОГПУ. В относительно короткий исторический промежуток среди субъектов, осуществлявших оперативно-розыскную деятельность, функционировали НКВД, НКГБ, военная контрразведка "Смерш", МТБ, КГБ, МВД.

В поды советской власти оперативно-розыскная функция борьбы с преступностью развивалась на эмпирическом уровне и обобщалась исключительно в закрытых ведомственных нормативных актах. Процесс становления теории ОРД как самостоятельной отрасли знания зарождался в недрах криминалистики, оперативно-служебной деятельности советского уголовного розыска и впервые говорил о научных предпосылках теории оперативно-розыскного искусства.

В 30-е гг. научное обобщение методов ОРД в борьбе с криминальными проявлениями значительно затруднялось из-за расцвета авторитаризма и культа личности в стране. Только после Великой Отечественной войны началось восстановление' кадрового состава оперативных аппаратов. Предпринимались организационные меры, направленные на возобновление теоретических исследований в области оперативно-розыскной деятельности.

Однако рассматриваемый период характеризовался не только нормативным регулированием работы правоохранительных органов, но и разработкой организационно-правовых и теоретических проблем оперативно-розыскной деятельности. Этому во многом способствовали научные исследования известных ученых. Наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития теории и практики оперативно-розыскной деятельности сложились в 1956 г. после образования самостоятельной кафедры оперативной работы органов внутренних дел в. Высшей школе МВД СССР. В свою очередь в научно-исследовательском институте милиции (НИИМ МВД СССР) создается первый отдел по научной разработке оперативно-розыскной проблематики. Так же организуется систематическое издание бюллетеня "Оперативно-розыскная работа" для изучения и обобщения применения специальных сил, средств и методов в борьбе с преступностью. В 1958г. с принятием Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и УПК союзных республик впервые оперативно-розыскная деятельность признается государственной функцией борьбы с преступностью. Можно с уверенностью сказать, что уголовно-­процессуальный закон в определенной степени сделал оперативно-­розыскную деятельность легитимной и обозначил ее правовую основу.

Коллектив кафедры оперативной работы Высшей школы МВД СССР с учетом научных достижений криминалистики, уголовного процесса, других юридических наук начал активно проводить исследования теоретико­прикладных проблем ОРД в деятельности органов внутренних дел.

Первоначально теоретические проблемы ОРД находили отражение в работах С.Р.Белкина, А.И.Винберга, Д.В. Гребельского, М.П.Карпушина и др. Большое значение имели фундаментальные труды профессора А.Г. Лекаря, который исследовал широкий спектр теоретических проблем в данном направлении. Криминалисты Р.С. Белкин и А.И. Винберг рассматривали ОРД в рамках предмета криминалистики, но отмечали ее самостоятельность в борьбе с преступностью. В дальнейшем был сделан вывод о признании теории ОРД самостоятельной отраслью юридической науки.

В 70-е гг. теория ОРД развивалась как единая самостоятельная наука. В этот период усилия ученых были направлены на разработку и определение ее предмета, методологических и мировоззренческих основ теории. Качественному развитию методологии теории ОРД способствовали труды ученых А.И. Алексеева и Г.К, Синилова "Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел" (1973), Г.К. Синилова "Предупреждение и раскрытие обмана покупателей" (1968), "Применение экономико-правового анализа в деятельности аппаратов БХСС" (1986), а также Д.В. Гребельского "Теоретические основы и организационно­правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел" (1977); Предупреждение и раскрытие краж личного имущества из квартир и других помещений" (1984), в которых содержался глубокий научный анализ организационно-тактических проблем ОРД ОВД.

В 1973 г. ВШ МВД СССР была преобразована в Академию МВД СССР, на базе которой были созданы новые кафедры оперативно-розыскного профиля и стала совершенствоваться методика преподавания 'учебного курса "ОРД ОВД". Закрепление теоретических положений у слушателей сочеталось с формированием практических навыков за счет использования активных форм обучения.

Обеспечение успешной деятельности оперативных аппаратов в экономической сфере требовало научного обеспечения. Так, в 1976 г. в МВД СССР была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория по экономико-правовым проблемам охраны социалистической собственности, которой руководил известный ученый Г.К. Синилов. В1983 г. по указанию Министра внутренних дел лабораторию ликвидировали. Такое решение, по мнению профессора Р.С.Белкина, было большой ошибкой, поскольку лаборатория достигла значительных успехов в области разработки многих актуальных для практики проблем по линии службы БХСС и насчитывала 40 подразделений-лабораторий, расположенных во всех крупных центрах страны”’.

В 1985 г. научные коллективы пытались реализовать идею законодательного регулирования оперативно-розыскной функции борьбы с преступностью и вносили соответствующие предложения. Однако в условиях политизированного, тоталитарного мышления не все предложения были учтены при разработке ведомственных нормативных актов.

В 90-е гг. в условиях политических и социально-экономических преобразований научные коллективы активизировали свою работу по теоретическому и методическому обеспечению оперативно-розыскной практики борьбы с преступностью и укрепления методологической основы теории ОРД. Специалисты теории ОРД вносили предложения и активно участвовали в разработке проектов Закона СССР "Об органах государственной безопасности в СССР, Законов РФ "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности" и др. и тем самым создавали прочную правовую базу данной деятельности и определяли перспективу ее дальнейшего развития.

 

 

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Любое общество объективно вынуждено бороться с преступностью и устранять причины, ее порождающие, иначе преступность, как ржавчина, разъест это общество и оно погибнет. Поэтому задача борьбы с преступностью и устранение причин, ее порождающих, является единой и всеобщей.

В практическом выполнении этой задачи участвуют многие государственные органы и в первую очередь такие, как органы внутренних дел, суда, прокуратуры, государственной безопасности, а также общественные организации, широкие массы трудящихся.

Органы внутренних дел ведут борьбу с преступностью в трех направлениях:

1. Предотвращение преступлений (предупреждение или пресечение их).

2. Раскрытие преступлений.

3. Розыск скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести и неопознанных трупов.

Работа по этим направлениям весьма сложна и ответственна. Дело в том, что преступники стараются действовать замаскировано, не оставляя следов, с применением различных ухищрений, любым путем стремясь избежать ответственности. Как правило, это особо опасные, тяжкие преступления. Нередко при их выявлении отсутствуют очевидцы совершения преступления, не удается сразу обнаружить его материальные следы. Каким же образом предотвращать и раскрывать такие преступления и разыскивать преступников.

Успешно предотвращать готовящиеся и раскрывать совершенные преступления, особенно совершенные в тайне от окружающих, оперативные работники органов внутренних дел могут в значительной мере благодаря тому, что они осуществляют оперативно-розыскную деятельность, применяя специальные силы, средства, методы и формы работы.

В отличие от других видов деятельности, направленных на решение преимущественно одного вида задач (предупреждение и разбирательство административных правонарушений, раскрытие совершенных преступлений путем производства расследования, исправление и перевоспитание осужденных),

ОРД призвана решать более широкий круг задач: предупреждение и раскрытие преступлений, розыск скрывшихся от следствия и суда преступников и без вести пропавших лиц, оказание содействия исправлению и перевоспитанию осужденных. Поэтому оперативно-розыскная деятельность является многоцелевой.

ОРД тесно связана с другими направлениями деятельности милиции и способствует решению практических задач, решаемых органами внутренних дел. При помощи ОРД мы можем выявить и нарушителя паспортного режима, и семейного дебошира, и злостного неплательщика алиментов, и т.д. Но в полном объеме ОРД осуществляется только в борьбе с преступностью, т.к. именно здесь особенно проявляется ее специализированная направленность и эффективность. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел складывается из повседневного осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия - это основанные на использовании специальных, негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами действия оперативного работника органов внутренних дел, направленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью. Например: чтобы установить очевидцев, проводим подомовой или поквартальный обход и в процессе его, ведем оперативный опрос, т.е. осуществляем мероприятие, решаем частную задачу.

К числу таких задач относится, например: выявление лиц, замышляющих, подготавливающих, либо уже совершивших преступление; собирание негласным путем данных, подтверждающих преступные намерения и действия выявленных лиц. К оперативно-розыскным мероприятиям относятся и оперативный опрос, и оперативное обследование оперативное наблюдение и оперативный эксперимент, оперативное внедрение и т.д.

В главе 1 ст.14 Закона ПМР «Об ОРД в ПМР» - 27.02.2008 г. указывается весь перечень применяемых оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскных мероприятий, их всего 17.

Наряду с ОРМ в ОРД осуществляются оперативно - тактические действия их 8, а также комплекс мероприятий разведывательно-поискового характера - личный сыск.

С помощью оперативно-розыскных мероприятий и оперативно - тактических действий органы внутренних дел имеют возможность своевременно обнаруживать факты, обстоятельства и мотивы совершенных преступлений, установить местонахождение скрывшихся преступников, выявлять фактические данные, которые могут быть использованы в качестве доказательств.

Выяснив, что такое оперативно-розыскные мероприятия и их значение для борьбы с преступностью, мы можем дать и определение, что же такое оперативно-розыскная деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно органами, осуществляющими ОРД в пределах полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст.1 Закона об ОРД).

В литературе вам могут встретиться и другие определения оперативно­розыскной деятельности, сформулированные несколько иначе, но в любом случае они будут отражать те характерные признаки, которые выражают ее сущность и содержание.

Что же это за признаки, по которым ОРД отличается от всех других видов деятельности?

А. Прежде всего, это разведывательно-поисковая направленность. ОРМ ОРД прежде всего направлены на поиск неизвестных фактов и обстоятельств, носящих криминогенный характер, а также лиц, совершивших преступления, замышляющих или готовящих их.

Практика показывает, что многие преступления, и прежде всего наиболее тяжкие, совершаются чаще всего замаскированными способами в условиях неочевидности.

Преступники, как правило, хранят в тайне свои противоправные замыслы, скрывают от окружающих подготовительные действия, изобретают себе алиби, уничтожают следы совершенных действий, стараются вести себя так, чтобы не попасть в поле зрения органов внутренних дел. В таких случаях выявить сведения, необходимые для пресечения и раскрытия преступления, только с помощью следственных мер невозможно или крайне затруднительно, поэтому и возникает необходимость в проведении разведывательно-­поисковых мероприятий, чтобы получить информацию от самих преступников или их окружения. Думаю, я вас убедил, что ОРД - это, прежде всего, разведывательно-поисковая работа.

Б. Необходимо подчеркнуть и такую характерную черту ОРД, как негласный характер значительной части проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Негласность означает, что, как правило, ОРМ должны проводиться так, чтобы об этом не стало известно не только преступникам, но и посторонним гражданам. Негласность или конспирация в ОРД преследует две основные цели. Во-первых, чтобы преступники не приняли контрмер против наших действий и, во-вторых, чтобы была сохранена тайна о наших оперативно­ розыскных силах, средствах и методах, применяемых в борьбе с преступностью.

Конечно, в ряде случаев, ОРМ могут проводиться и гласно, т.е. стать известными преступникам и посторонним лицам. Иногда, проводя оперативные комбинации, оперативные работники даже заинтересованы в том, чтобы о проводимом мероприятии узнал разрабатываемый. Например, нам стало известно, что лицо совершило кражу и похищенное хранит где-то дома, но оснований для проведения обыска не имеем. В этом случае можно пройтись по соседям и поспрашивать их об этом лице, его образе жизни, не приносил ли чего домой и т.п., причем сделать это так, чтобы об их беседах узнал подозреваемый. Такие оперативные опросы проводятся гласно, чтобы напугать подозреваемого, заставить его действовать. Одновременно устанавливаем за этим лицом скрытое наблюдение. Узнав, что им интересуется милиция, преступник постарается унести ворованное из дома и у нас будет реальная возможность задержать его с поличным. Но, в основном, ОРД осуществляется негласно и это характерная черта, отличающая ее от других видов деятельности.

В. Важным характерным признаком ОРД является то, что она может осуществляться не всеми, кому это взбредет в голову, а только специально уполномоченным на это силами (или субъектами данной деятельности). В системе органов внутренних дел для осуществления ОРД созданы подразделения УР, которые ведут борьбу с обще уголовной преступностью, разыскивают преступников и лиц, пропавших без вести. Есть подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики, занимающихся борьбой с хищениями, с обманом покупателей и фальшивомонетничеством и т.д., управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и отдел криминального поиска.

Для этих подразделений - УР, БЭПиК ОПУ - осуществление

оперативно-розыскной деятельности с использованием в полном объеме специальных сил, средств, методов и форм, является основной обязанностью.

Полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в полном объеме (кроме сотрудников вышеназванных оперативных подразделений) наделены также начальники ОВД и их заместители по оперативной работы.

В определенных пределах ОРД занимаются и другие подразделения и службы в системе МВД. Это экспертно-криминалистические подразделения, участковые инспектора милиции, приемники-распределители, УМС-Управление миграционной службы  и т.д., т.к. борьба с преступностью является общей задачей ОВД и каждое структурное подразделение горрайотдела может и должно вносить свой вклад в эту работу, используя отдельные средства и методы ОРД.

Г. Следующей характерной чертой ОРД является то, что эта деятельность осуществляется с использованием определенных специальных сил, средств, методов и форм, присущих только этому виду деятельности. Вопрос о силах, средствах, методах и формах ОРД будет нами рассматриваться более подробно в последующих темах, пока же только скажу, что используемые в ОРД силы, средства, методы и формы при осуществлении других видов деятельности не применяются или применяются не в полном объеме.

Д. Оперативно-розыскная деятельность характеризуется тем, что система составляющих ее поисковых и разведывательных мероприятий является научно-организационной и объективно необходимой.

Объективная необходимость применения ОРД, т.е. система поисковых мероприятий, определяется конкретной обстановкой, создавшейся в результате подготовки и совершения преступления, составом конкретного преступления и действиями проверяемых лиц. Раз объективно есть нераскрытое преступление и неизвестно нам пока лицо, его совершившее, то объективно возникает необходимость проводить оперативно-розыскные мероприятия по раскрытию данного преступления и изобличению преступника. То есть, ОРД объективно необходима. Но для ОРД характерно и то, что система осуществляемых в процессе этой деятельности мероприятий, научно организована. Вся система таких мероприятий сложилась в результатеобобщения многолетней передовой практики специальных сил, средств и методов борьбы с преступностью и соответствующих научных рекомендаций.

Изучая и обобщая положительный опыт раскрытия преступлений, наука ОРД выработала ряд закономерностей, следуя которым можно раскрывать те или иные виды преступлений, Например: при совершении грабежа обязательно необходимо установить приметы грабителей и что похищено, перекрыть вероятные места отхода преступника (вокзалы, выезды из города), места вероятного его появления (рынки, рестораны), ориентировать о приметах преступника и похищенного все имеющиеся силы, составить фоторобот, раздать его всем, использовать телевидение, радио, оперативные учеты лиц, ранее судимых, фотоальбомы и т.д., т.е. закинуть сеть, в которую и попадает преступник. Если эти мероприятия проводить бессистемно, неправомерно, то в сети может оказаться брешь, через которую преступник ускользнет. Поэтому ОРД и является научно организованной системой мероприятий по борьбе с преступностью.

Ж. Важным признаком ОРД ОВД является ее четкая и деятельная правовая регламентация, этим ОРД также отличается от других видов деятельности.

Если административная деятельность органов внутренних дел регулируется нормами административного права, предварительное расследование - нормами уголовно-процессуального права, исправление и перевоспитание осужденных нормами исправительно-трудового права, то ОРД регулируется Законом «Об ОРД в ПМР», принятым в 2008 г., а также принятыми на основании этого Закона специальными нормативными актами ИВД ПМР (в первую очередь Приказом МВД ПМР № 356 ДСП от 25.09.2008 г. «Об основах организации оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел».

В ст.4 Закона об ОРД указывается, что правовой основой ОРД являются: Конституция ПМР, Закон «Об ОРД в ПМР», а также другие законы и иные правовые акты ПМР. Тут же подчеркивается, что «Органы, осуществляющие ОРД, издают, в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством, ведомственные нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Примером таких ведомственных актов и являются приказы МВД ПМР.

Совсем недавно, около десяти лет назад, об ОРД все, и даже сами сотрудники оперативных подразделений говорили, как о незаконной деятельности. Только в одном законе - в УПК, ст. 100 - указывалось, что «на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных, предусмотренных законом, мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших». А что понимать под оперативно-розыскными мерами - избиение, измор голодом или другие пытки, а может наоборот, какие-то сверх гуманные действия в отношении проверяемого? Об этом ни в каком законе не говорилось.

Сейчас же, в ст. 14 Закона об ОРД, четко определено, что относится к оперативно-розыскным мероприятиям, применяемым оперативными подразделениями для раскрытия преступлений. В принципе - это те же мероприятия, которые были предусмотрены приказами МВД, но теперь применение их регламентировано Законом об ОРД. Следовательно,  и сама оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями, детально регламентируется законом. Таким образом мы рассмотрели, что составляет сущность оперативно-розыскной деятельности и выяснили, что ОРД - это основанная на законных и подзаконных актах научно-организованная система поисково-разведывательных мероприятий, осуществляемых специальными субъектами, преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения, пресечения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц.

Из этого определения видны не только те характерные черты, которые присущи ОРД, но также и задачи, стоящие перед ОРД.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...