Защитные жаростойкие покрытия для лопаток газовых турбин из жаропрочных никелевых сплавов
Сопротивление поверхности литых лопаток турбин из жаропрочных никелевых сплавов с направленной и монокристаллической структурой высокотемпературному окислению или различным видам горячей коррозии является непременным условием их высокой эксплуатационной надежности. Защитные покрытия, наносимые на внутреннюю и внешнюю поверхность охлаждаемых лопаток турбин, позволяют исключить прямое взаимодействие материала лопатки с агрессивной газовой средой, замедляет нежелательные процессы окисления поверхности основного материала или коррозионного его повреждения, позволяют сохранить в процессе эксплуатации механические свойства материала лопатки и предохранить её поверхность от диффузионного насыщения вредными элементами. Необходимость в защитных покрытиях лопаток ГТД возникла ещё в 50 – х годах прошлого века, когда стало очевидным, что требования к фазовому и элементному составам ЖНС с точки зрения повышения его жаропрочности несовместимы с аналогичными требования для достижения методами легирования необходимого уровня жаростойкости. Широкое применение в настоящее время безуглеродистых жаропрочных никелевых суперсплавов для литья монокристаллических лопаток турбин и отсутствие в структуре сплава карбидной сетки МеС «китайские иероглифы», выделяющейся при равноосной кристаллизации, дополнительно усилило диффузию элементов продуктов сгорания топлива в материал изделий. Необходимо также учитывать тот факт, что большинство тугоплавких легирующих элементов жаропрочных никелевых сплавов W, Re, Ru, Ta интенсивно окисляются при температурах 300 – 600 °C на поверхности изделий, что неизбежно приводит к снижению жаропрочных характеристик изделия в целом. Так Re уже при 300 °C образует оксид ReO4, а при нагреве до 600 °C – летучий Re2O7; W и Ru легко окисляются при 400 °C до RuO2 и WO2, WO3, а плотная окисная плена Ta2O5 при 500 °C становится пористой и теряет свои защитные свойства. Несмотря на то, что тугоплавкие легирующие элементы находятся в твердом растворе
1. 7 Основные требования, предъявляемые к жаростойким и теплозащитным покрытиям. Покрытия, наносимые на лопатки турбин ГТД, должны в течение заданного для турбины ресурса защищать поверхность лопаток от разрушения. Для этого материал покрытий должен отвечать ряду требований: - высокая жаростойкость, т.е. способность противостоять высокотемпературному окислению и взаимодействию с составляющими окислительной атмосферы N2, H2 в рабочем интервале температур; - стойкость в агрессивных средах атмосферы продуктов сгорания топлива (сульфидная коррозия, ванадиевая коррозия и др.) и способность противостоять солевой коррозии (морские ГТД); - эрозионная стойкость, т.е. способность противостоять кавитационному воздействию струи рабочего газа и абразивных частиц окислителя (газоперекачивающие, энергетические ГТД); - материал покрытия не должен разрушаться под действием статических и переменных напряжений, которые испытывает в процессе эксплуатации изделие; - должен быть стабильным на поверхности лопаток и не разрушаться в результате взаимодействия с защищаемым сплавом (образование хрупких интерметаллидных соединений и ТПУ – фаз);
- защитные покрытия не должны ухудшать основные механические свойства материала лопаток – жаропрочность, сопротивление термической усталости и выносливость и др. вследствие диффузионного проникновения элементов вглубь изделия; - покрытие должно быть связано с основой в течение всего срока эксплуатации; - различия между коэффициентами линейного расширения покрытия и основного металла должно быть минимальным, обеспечивая прочность его сцепления с металлом лопаток в эксплуатационных условиях; - покрытие должно обладать высоким сопротивлением термоусталости, иметь достаточный для обеспечения его работоспособности уровень пластичности; - температурная граница хрупко – вязкого перехода должна находиться ниже всего интервала рабочих температур; - покрытие должно быть ремонтопригодным; - применение выбранного типа покрытия должно быть экономически оправданным (с учетом стоимости нанесения и удлинения срока службы). В настоящее время ни одна из разработанных систем покрытие - основной металл не удовлетворяет всем перечисленным требованиям. Поэтому в зависимости от конкретных условий эксплуатации, от толщины покрытия и степени ответственности ГТД формируются конкретные требования, и предпочтение отдается тому или иному комплексу характеристик. 1. 8 Классификация жаростойких покрытий. Покрытия, применяемые для защиты деталей газовых турбин от сульфидной, ванадиевой коррозии и высокотемпературного окисления в качестве жаростойких, теплозащитных и износостойких, можно разбить на две группы. К первой относятся покрытия, при использовании которых, изменяется состав поверхностного слоя материала путем его диффузионного насыщения различными элементами (алюминием, хромом, кремнием и др.). Эти покрытия обычно называют диффузионными. Вторая группа объединяет различные металлические и керамические покровные покрытия, которые наносятся на материал – основу различными методами (плазменное и ионно – плазменное напыление, детонационное напыление, химическое осаждение из паров, ионное распыление, электронно-лучевое испарение и конденсация в вакууме, вакуумно-дуговое напыление и др.)
Диффузионные покрытия Наиболее распространенными методами получения диффузионных покрытий являются: - твердофазное насыщение из смеси металлических порошков, содержащих галогенный активатор и инертный наполнитель (как правило – порошок - насыщение из шликера (суспензий), - газоциркуляционный метод. Имеют место также методы металлизации, комбинации гальванического и диффузионного методов, методы погружения в расплав и ионной имплантации [15]. Наибольшее распространение получила технология нанесения алюминидных покрытий в порошках, содержащих 98% сплава Наиболее распространены в шликерной технологии порошки интерметаллидов Длительные выдержки при высоких температурах приводят к рассасыванию слоя и уменьшению защитных свойств алюминидного покрытия: увеличивается его толщина и уменьшается максимальная концентрация Al. В результате поступления в диффузионную зону
Среди диффузионных покрытий наиболее распространены за рубежом платино – алюминидные покрытия, впервые предложенные Лекартом в 1970 году. Первые покрытия были реализованы немецкой фирмой Deutsche Edelstahlwerke и обозначались маркой LDC – 2. Процесс состоял из нанесения гальваническим способом слоя платины в несколько микрон, после чего проводили высокотемпературное алитирование. Дефекты покрытия обычно образуются в случаях плохой очистки деталей перед нанесением Pt.
Хромовые диффузионные покрытия обеспечивают существенно лучшую защиту лопаток из жаропрочных сплавов, как от сульфидной коррозии, так и от эрозии по сравнению с алюминидными. Особенности диффузионного насыщения хромом: - пониженная, по сравнению с Al скорость диффузии, в связи, с чем хромирование производится при более высоких температурах: 1100 – 1200 °C, - высокая поверхностная твердость и повышенная по сравнению с алитированной хрупкость слоя, Диффузионное хромирование осуществляется так же, как и алитирование, в порошках и шликерным методом в смесях, содержащих В настоящее время нет единой технологии, позволяющей создавать покрытия, покрытия которые бы достаточно эффективно защищали одновременно наружную и внутреннюю поверхности охлаждаемых лопаток от высокотемпературного окисления. Сложная конфигурация внутренней полости лопаток затрудняет, а в некоторых случаях делает невозможным использование традиционных методов нанесения покрытий, применяемых для защиты наружных поверхностей лопаток. Для нанесения диффузионных покрытий одновременно на внешние и внутренние поверхности охлаждаемых лопаток ГТД используют газоциркуляционный метод (разработка УПИ им. С. М. Кирова) – осаждение паров диффундирующего металла на изделие в вакууме с последующим диффузионным отжигом в той же камере [17, 18]. Покровные покрытия Наносятся с использованием различных технологий, к которым относятся: –осаждение из паровой фазы с испарением электронным лучом – EB PVD (Electron-Beam Physical Vapor Deposition), – плазменное напыление при низком давлении – LPPS (Low Pressure Plasma Spray), – вакуумное плазменное напыление – VPS (Vacuum Plasma Spray), – плазменное покрытие, наносимое в контролируемой атмосфере – CAPS (Controlled Atmosphere Plasma Spraying), – плазменное напыление на воздухе – APS (Air Plasma Spray),
– нанесение термоионных покрытий фирмы «Метко» – LA EB PVD или IE EB PVD (Ion Assisted (Enhanced) Electron-Beam Physical Vapor Deposition), – термобарьерные покрытия – TBC (Thermal Barrier Coating) (Рис. 1.),
![]() Рис. 1. Микроструктура (×250) комплексного защитного покрытия, включающего жаростойкое покрытие и ТЗП со столбчатой структурой.
– напыление высокоскоростной плазмой – HVOF (High Velocity Deposition), – напыление из паровой фазы – CVD (Chemical Vapor Deposition), – химическое осаждение из газовой смеси (ГЦП) – PVCVD [10]. Для уменьшения эрозии и защиты от износа деталей, работающих при температурах близких к комнатной применяют плазменный и детонационный методы нанесения керамических покрытий. В качестве керамических составляющих используют WC, Cr3C2, Al2O3 и TiO2. Так, согласно [19], принятые Pratt & Whitney покрытия из сплавов 75% Cr3C2 + 25% NiCr (PWA 53 – 7) и 80% Ni + 20% Al (PWA 53 – 21), получаемые методом плазменного напыления, и WC или Cr3C2, получаемые методом детонационного напыления, наносят на 23 различные детали двигателя ДС – 8, в том числе на лопатки компрессора и поверхности валов. Для уменьшения износа и повышения коррозионной стойкости бандажных полок рабочих лопаток турбин, работающих при высоких температурах, наносят плазменным напылением покрытия из сплавов Co с диспергированной окисью Al и детонационным – покрытия LC1 (85% Cr3C2 + 15% NiCr) и LC1B (80%Cr3C2 + 20% NiCr). Коэффициент линейного расширения покрытий LC1 и LC1B Наибольшее распространение для защиты от высокотемпературной коррозии получили методы электронно-лучевого, плазменного напыления в вакууме и ионно-плазменный метод. Для электронно-лучевого нанесения покрытий используются установки типа УЭ 137, УЭ 175 М, разработанные Институтом электросварки АН Украины, а также установки, созданные фирмами «Leybold Gereus» и «Air C o Temeskal» Состав сплавов системы Me – Cr – Al – Y, наносимых в качестве покровных покрытий, приведен в табл. 1. 1
Таблица 1. 1 Химический состав покрытий, получаемых осаждением в вакууме
Продолжение таблицы 1
Варьируя содержание Cr и Al в испаряемых сплавах, можно получать различные сочетания пластичности, жаростойкости, сопротивления термической усталости и эрозионной стойкости конденсированных покрытий в условиях циклического окисления и газовой коррозии, усугубленной серой и хлоридами. В процессе длительной эксплуатации наблюдаются структурные изменения в конденсационном покрытии и поверхностных слоях основы, связанные с встречной диффузией компонентов конденсата и подложки через границу раздела. Так, например, после отжига при 1000⁰C в течение 300 часов сплава ЖС 6К с покрытием Co – Cr – Al – Y содержание Ni в наружных слоях покрытия достигает 25 – 30%, а содержание Al уменьшается до 3,5 – 6,5%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|