ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием
Стр 1 из 6Следующая ⇒ КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. ПУШКИНА»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием 1.1 Понятие «словообразование глаголов» 1.2 Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе 1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 1.4 Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР ГЛАВА 2. Исследование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи 2.1 Организация исследования и характеристика испытуемых 2.2 Методика исследования словообразования глаголов ГЛАВА 3. Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР ГЛАВА 4. Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи Заключение Список литературы Приложение
Введение
Актуальность исследования В последние десятилетия в психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Анализируя речевые проявления детей с нормальной речью, ученые определили закономерности, последовательность и этапы становления словообразовательной системы языка в онтогенезе.
В работах Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, Н.С. Жуковой, А.Н. Корнева, Р.И Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е. М Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Т.Б. Чевелевой, Г.В Чиркиной, А.В. Ястребовой и др., посвященных изучению и исправлению общего недоразвития речи, содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Эта информация носит характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном создании новых слов. Опираясь на данное утверждение, ученые приходят к выводу о том, что дети с недоразвитием речи с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств. Кроме того, развитие речи в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному возрасту. Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития. Таким образом, дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка при построении речевого высказывания. При поступлении детей в школу способность словообразования глаголов оказывает существенное влияние на способность выполнять письменные и устные задания.
Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы. Объект исследования – состояние словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – особенности словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования - на основании полученных в результате исследования данных разработать методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Осуществить анализ теоретических подходов к проблеме изучения словообразования глаголов у дошкольников с ОНР. 2. Подобрать методику исследования состояния словообразования глаголов у дошкольников. 3. Выявить особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР. 4. Предложить направления логопедической работы по формированию словообразования глаголов с учетом выявленных особенностей данного процесса у детей с ОНР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Методы исследования определялись нами в связи с задачами дипломной работы: 1. теоретический: анализ литературы по теме исследования; 2. организационные: а) сравнительный, б) комплексный; 3. эмпирические: а) обсервационные (наблюдение), б) психолого-педагогический (констатирующий эксперимент), биографический (сбор и анализ анамнестических данных); 4. методы количественно – качественного анализа полученных данных: а) математический, б) описательный. Структура и объем дипломной работы: Диплом состоит из оглавления, введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 58 источников, приложения. Исследование проиллюстрировано семью таблицами, двумя диаграммами. Общий объем дипломной работы составил 63 страницы. ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|