Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты социально-культурной деятельности 9 глава




К внебюджетным источникам финансирования относятся доходы от самостоятельной производственной деятельности социально-культурных учреждений и организаций с помощью методов хозяйственного расчета и предпринимательской деятельности. Кроме того, в течение последних лет широко используются международные и российские общественные фонды как один из ос-

новных внебюджетных источников финансирования проектов и программ в социально-культурной сфере, средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности социально-культурных институтов. Направления самостоятельной деятельности по предоставлению платных услуг различны: организация досуга; производственная деятельность; посредническая деятельность.

Таким образом, структуру финансового ресурса социально-культурной деятельности составляют как бюджетные, так и небюджетные источники: доходы от предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере по созданию культурного продукта (благ и услуг): средства, выделяемые государственными и негосударственными организациями на выполнение целевых программ и заказных программ и оформляемые социально-творческим заказом: средства, формируемые из других источников и оформляемые социально-творческим заказом; средства от платных услуг юридическим и физическим лицам, не оформляемые социально-творческим заказом; спонсорские средства, внешние инвесторы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, кредиты банков и других организаций.

 

5. Материально-технический ресурс

Под содержанием материально-технического ресурса социокультурной деятельности подразумевается совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную природу и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, культурных благ и ценностей в соответствии с выдвинутыми целями и задачами.

Имущество учреждений и организаций социально-культурной сферы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена на их самостоятельном балансе.

К основным фондам как разновидности ресурсов, составляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, относятся: 1) архитектурно- и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей; 2) инженерно-коммуникационные (передаточные) системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.; 3) механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения; 4) транспортные средства.

Источниками формирования имущества, как правило, являются: имущество, закрепленное за учреждениями и организациями в установленном порядке; бюджетные ассигнования от учредителя; доходы от собственной (основной, неосновной, предпринимательской) деятельности; добровольные пожертвования, дары, субсидии; проценты от вкладов в банки; другие доходы и поступления.

В соответствии со своим уставом социально-культурные учреждения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом сдачу в аренду закрепленного за собой имущества согласовывают с учредителем. В таком же порядке они используют находящиеся у них финансовые средства и иное имущество в осуществляемой ими неосновной деятельности.

6. Информационно-методический ресурс

Предметом изучения и интереса в курсе социально-культурной деятельности является её информационно-методический ресурс. Под этим термином подразумевается совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении социально-культурной деятельности. В теории и практике социально-культурных институтов информационно-методический ресурс предстает в двух «ипостасях» - как информационно-управленческий ресурс и как информационно-творческий ресурс.

Информационно-управленческий ресурс предполагает наличие преобразованных в управленческом контексте сведений и данных, неоднократно привлекаемых для осуществления управленческих функций в социально-культурной сфере, в первую очередь, принятия управленческих решений. Степень полезности информации зависит здесь прежде всего от её качества и объема, её пригодности для эффективного выполнения управленческих целей и задач.

Информационно-творческий ресурс включает преобразованный в методическом или творческом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессионально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов и других участников социально-культурного процесса, так и для воздействия - через отдельные творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов и т.д.) - на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей культурного продукта или услуг (читателей, зрителей, слушателей).

Оба вида ресурсов составляют информационное пространство (поле), необходимое для регулярного функционирования сети социально-культурных институтов в различных видах общественной практики: досуге, образовании, профессиональном искусстве и народном творчестве, социально-культурной реабилитации, спорте, межкультурном обмене.

Следует отметить уникальную ценность информационно-творческих ресурсов, неоднократно воспроизводимых, например, в художественно-зрелищных акциях (концертах, спектаклях, обрядах и т.д.) или в творчестве мастеров народных промыслов и ремесел. Эту же закономерность мы можем наблюдать и в различных видах спорта, в игровой деятельности, в работе школьного педагога, в повседневной практике менеджеров и продюсеров.

Эффективность информационно-творческого ресурса многократно возрастает благодаря умело задействованному потенциалу современной индустрии культуры и досуга. Успех дела решает, как правило, введение мощных механизмов, методов и приемов создания, накопления, тиражирования, транслирования, хранения и восстановления культурных ценностей, множества единиц творческой информации, активно влияющей на сознание и волю многомиллионной аудитории читателей, слушателей и зрителей. В практике социально-культурной деятельности разработана и действует работающая по определенной шкале система оценки информационно-творческих ресурсов, которыми располагают отдельно взятые учреждения, организации, коллективы и другие аналогичные объекты социально-культурной сферы. Например, в обиход прочно вошло понятие «информационно-творческой мощности» того или иного типа социально-культурного института. Так, под «информационно-творческой мощностью» театрально-зрелищного предприятия подразумевается наличие необходимого для достижения поставленной цели содержания репертуара, состава исполнителей, уровня их профессионального мастерства и т.д.; для библиотеки - размеры и содержание книжно-журнального фонда и других материальных носителей информации и т.д.

В характеристику информационно-методического ресурса входит также качественная и количественная оценка состояния и перспектив развития методического руководства и методической оснащенности объектов социально-культурной сферы. В каждой из сфер общественной социально-культурной практики сложилась и функционирует сеть государственных и негосударственных методических учреждений и центров, система методического обеспечения, включающая различные по содержанию и форме методические материалы. Эффективность информационно-методического ресурса зависит от квалифицированного использования методик анализа и обобщения накопленного опыта социально-культурной деятельности.

7. Морально-этический ресурс

Ни одно из государств, претендующих на звание правового, не может похвастаться исчерпывающим перечнем законов, которые регулировали бы все существующие в нём общественные отношения - политические, экономические, социальные, культурные. Не найдется и граждан, которые знали бы все принятые в стране законодательные документы. Это совершенно естественная ситуация, поскольку правовые отношения в любом обществе опираются не на нормы закона, а на нормы морали.

Наличием нормативно-правовой документации отнюдь не исчерпывается тот круг важнейших факторов и условий, которые определяют уровень профессиональной ответственности сотрудников, занятых в социально-культурной сфере, степень успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Как свидетельствует опыт, важное место здесь принадлежит соблюдению

специалистами необходимых этических, нравственных норм и правил - в поведении, в общении, в повседневных поступках и действиях.

Профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвующих в социально-культурных процессах, с полным правом может быть охарактеризована как морально-этический ресурс. Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное начало органически входит в любое из её проявлений. Морально-этический ресурс необходим для получения наилучших результатов социально-культурной деятельности, оправдания ее общественного предназначения. С его помощью происходит нравственная регуляция профессионального поведения специалиста, занятого в социально-культурной сфере.

Понятие морально-этического ресурса напрямую тесно связано с наличием четко выраженной социальной позиции у каждого из профессионалов, задействованных в области досуга, образования, искусства, спорта и др. Социальная позиция специалиста, в свою очередь, предполагает органическое единство и оптимальное сочетание у него жизненной, политической и профессиональной позиций.

Жизненную позицию характеризует комплекс внутренних установок профессионала, которыми определяется уровень его активности в тех или иных видах социально-культурной деятельности. Если в его самосознании и практических делах проявляется уровень его идентичности с теми или иными политическими силами, мы вправе говорить о наличии у специалиста определенной политической позиции. Наконец, профессиональная позиция специалиста социально-культурной сферы, начиная с управленцев и кончая рядовыми служащими, характеризуется уровнем его идентичности со своей профессиональной группой, степенью освоения целого ряда морально-психологических установок, присущих подлинным представителям корпуса профессионалов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

Как известно, в квалификационной характеристике специалиста социально-культурной сферы отражается совокупность профессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе выполнения им конкретных профессиональных обязанностей.

Наряду с профессиограммой деятельность специалиста социально-культурной сферы определяется и его должностной инструкцией - своего рода квалификационным стандартом, установленным для данной профессии или должности. Основное предназначение обоих документов - служить в качестве руководства в каждодневном поведении и общении работника с коллегами, заказчиками, конкретными общностями людей (социумами), представителями других профессий, обществом в целом.

Сравнительный анализ содержания ежегодно обновляемых и корректируемых инвариантных профессиограмм и должностных инструкций специалистов-организаторов социально-культурной деятельности показывает, что действие этих документов распространяется на все отрасли социально-культурной сферы, включая как государственные, так и негосударственные (коммерческие, общественные, кооперативные) учреждения и организации.

К морально-психологическим установкам, отличающим подлинного профессионала, работающего с детьми, подростками и взрослыми, относятся категории профессионального долга, ответственности, совести, достоинства, чести.

Профессиональным долгом специалистов социально-культурной сферы является выработанное в их среде представление о своих обязательствах перед обществом, которые добровольно взяты ими исходя из места и роли их профессии в жизни социума. Профессиональный долг носит двойственный характер. С одной стороны, это объективно существующие обязанности специалистов по удовлетворению многообразных духовных интересов и потребностей населения. С другой, субъективной стороны - это личная готовность специалиста к исполнению этих обязательств.

Не менее важной установкой служит профессиональная ответственность персонала, занятого в государственном и особенно в негосударственном, коммерческом секторе социально-культурной сферы.

В своем содержании профессиональная ответственность отражает реально существующую зависимость между результатом практической деятельности штатных сотрудников и специалистов и теми экономическими, социально-психологическими и другими последствиями, которые он может иметь для общества, отдельного социума, конкретных людей. Кроме того, сама категория ответственности выступает и как сложное понятие, включающее ответственность юридическую, социальную и этическую (нравственную).

Юридическая ответственность предполагает неукоснительное следование конкретным законам и нормам государственного регулирования (права), определяющим, что могут, а что не должны делать социально-культурные учреждения и организации. В отличие от юридической, социальная ответственность подразумевает добровольное участие многочисленных социально-культурных институтов в решении тех или иных социальных проблем. Термин «социально ответственный бизнес» распространяется и на крупные, средние и малые предприятия и фирмы, которые участвуют в благотворительных концертах и спектаклях, праздниках и телемарафонах, субсидировании и материальной поддержке социально незащищенных и нуждающихся групп населения.

Наконец, морально-этическая ответственность персонала в процессе социально-культурной деятельности предусматривает соблюдение так называемой этики бизнеса, норм и правил этичного поведения с клиентами и пользователями социально-культурных услуг во время контактов с аудиторией читателей, зрителей и слушателей, этики отношений с коллегами и т.д.

Среди установок, характеризующих морально-этический ресурс социально-культурной деятельности и гарантирующих исполнение профессионального долга, следует особо выделить категории профессиональной совести, чести и достоинства. Эти установки можно сопоставить со своеобразными индикаторами, «термометрами», четко фиксирующими корректность этического поведения и поступков специалистов, позволяющими вовремя найти оптимальное решение проблемной ситуации, каких в практике менеджеров и педагогов возникает немало. Благодаря их соблюдению о специалисте складывается одобрительное общественное мнение в форме репутации - спонтанно определившейся и широко распространенной оценке его профессиональных и нравственных качеств. Они же свидетельствуют и об уровне самооценки специалистом степени соответствия своих профессиональных поступков, своего профессионального поведения крите-риям самой профессии - педагога и менеджера, артиста и социолога, социального работника и спортсмена.

Помимо нравственных норм, морально-этический ресурс предполагает соблюдение профессионально-этических принципов специалистами, занятыми в тех или иных социально-культурных нишах. Профессионально-этические принципы являются необходимым нравственным ориентиром для всех участников социально-или индивидуально-культурной деятельности.

Суть и смысл базовой (основной) части кодекса этики специалиста социально-культурной сферы включает в себя целый ряд принципиальных положений. В их числе - соблюдение приоритета общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми; соблюдение прав человека и проявление уважения к демократическим институтам общества; следование общепринятым нормам морали и культуры взаимоотношений, проявление глубокой порядочности, воспитанности, уважения к чести и достоинству личности; наконец, обдуманное, добросовестное, тщательное выполнение своих профессиональных функций и действий.

Высокая степень нравственной ответственности тех, кто следует этим принципам в своих повседневных служебных обязанностях и поступках, зафиксирована в зарубежном и отечественном опыте кодификации - международных и внутренних (федеральных, региональных, местных) кодексах этики. В них зафиксированы базовая (сами принципы) и вариативная (нормы и правила) составляющие поведения для профессионалов и непрофессионалов, занятых в различных сферах и видах социально-культурной деятельности - учителей и журналистов, социальных педагогов, клубных, библиотечных, музейных, социальных работников, деятелей литературы и искусства и других. Принципы служат методологической базой их профессионально-нравственного поведения, помогают им воплотить их профессиональную позицию в конкретные профессиональные действия.

Конкретным результатом последовательного использования морально-этического ресурса является установление благоприятного психологического климата любого первичного коллектива, функционирующего в социально-культурной сфере - учебного заведения или театра, редакции ТВ, радио или газеты, музея или спортивного клуба. По оценкам социальных психологов, психологический климат отражает качественную сторону межличностных отношений, он способствует развертыванию творческого потенциала личности и всего коллектива, эффективному задействованию человеческого фактора в производстве социально-культурных продуктов и услуг.

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу IV

1. Что входит в понятие «ресурсная база учреждений социально-культурной сферы» и кто относится к субъектам её создания и развития?

2. В чем заключаются сходство и различие нормативных и правовых документов, определяющих статус и деятельность социально-культурного учреждения?

3. Существует ли и чем отличается государственная поддержка объектов культуры, относящихся к национальному достоянию страны, от аналогичной поддержки массовых учреждений социально-культурной сферы?

4. Попытайтесь раскрыть и обосновать резервы и возможности самофинансирования объектов социально-культурной сферы. Каковы требования к условиям и организации такого самофинансирования?

Учебные задания

Проведите обзор (контент-анализ) публикаций прессы, радио-и телепередач о современной практике и проблемах эффективного использования морально-психологического ресурса в деятельности социокультурных институтов, отдельных групп и общностей.

Попытайтесь отыскать общее и особенное в действиях двух категорий профессионалов, представляющих социально-культурную сферу - педагогов музыкальной школы и журналистов, занятых в средствах массовой информации. В этих целях сопоставьте и проанализируйте оба ряда их профессиональных морально-этических взаимоотношений: 1) у педагогов музыкальной школы: «педагог - ученики», «педагог - родители учеников», «педагог - педагог», «педагог и его ученики - аудитория зрителей», «педагог и его ученики - члены жюри творческого конкурса», «педагог и его ученики - глава администрации области (города, района)»; 2) у журналистов: «журналист - аудитория», «журналист - источник информации», «журналист - его герой», «журналист - авторы», «журналист - его коллеги», «журналист - власть».

 

Раздел V.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Технологические основы социально-культурной деятельности

Введение в технологический комплекс

Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически осмысленного практического опыта социально-культурной деятельности.

Российской педагогической науке издавна свойственно пристрастие к теоретическому анализу, осмыслению сущности явления, его связей в социально-психологическом и социально-культурном пространстве с другими явлениями. В меньшей степени внимание уделялось прикладным разработкам, в частности технологическим решениям, направленным на непосредственное практическое воплощение научно-теоретических идей.

Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий.

Как известно, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технологические закономерности. Это относится и к мировой педагогике. Начиная с Сократа, мы можем обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций, которые и по сей день вызывают восхищение как у профессионалов, так и непрофессионалов.

К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно, на наш взгляд, определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры1.

Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят следующим образом: творческий уровень - в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий - автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым; репродуктивный - в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.

Категория «социальное» в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология относится к классу гуманитарных. Она всегда неизбежно обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой личности и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повседневного досуга. Для многих россиян владение культуротворче-скими технологиями, помимо личной удовлетворенности, отдыха и развития своих творческих способностей, является средством жизнеобеспечения, экономического выживания в условиях современного рынка. Производство того или иного культурного продукта, конкретных социально-культурных услуг в сфере образования, досуга, укрепления здоровья приносит многим людям и семьям дополнительный заработок

Понятие «культурное» как бы фиксирует содержательные границы данного вида технологий, обозначает культурную наполненность тех средств, форм и методов, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.

Социальное предполагает выход представителей отдельных групп населения на такой уровень компетенции, который позволил бы им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействие. Культурное - подразумевает насыщение деятельности людей конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества и обмена в процессе их социально-культурной деятельности.

Социальное начало в технологиях предусматривает различные формы взаимодействия индивидов между собой и с окружающей их средой, а культурное предполагает либо получение определенных результатов этого взаимодействия, либо насыщение технологий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства, общественной практики.

Примером первых в практике социально-культурной деятельности технологий могут служить наполненные глубоким социальным смыслом и содержанием национальные традиционные обря-дово-ритуальные формы. В современной социально-педагогической практике свидетельством таких технологий являются экспериментальные школьные программы эстетического и художественного воспитания (Д. Кабалевский, Б. Неменский и др.), комплексные программы развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д.

Деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания и воспроизводства множества прогрессивных социальных, педагогических, анимационных, досуговых и других технологий. Формируются или проектируются они, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических, экономических, этнических и других ситуаций в регионе.

Разработка и реализация технологий в сфере культуры и досуга связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое количество разнопрофильных социальных институтов со своими специфическими особенностями.

Известно, например, каким сложным был процесс разработки и внедрения маркетинговых технологий в практику культурно-досуговых учреждений. Конкретным результатом реализации этих технологий стало создание разнообразных коммерческих по своему статусу центров и организаций в области шоу- и артбиз-неса, книгоиздания и книготорговли, видеопроката, туризма, рекламы, игорного бизнеса и т.д., территориальных фондов культуры и искусства на уровне различных субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик, а также городов и районов.

Структура и функции социально-культурных технологий

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы1.

Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Для социально-культурных технологий характерны два вида функций: 1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций; 2). прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества.

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

- социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;

- творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда;

- коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения;

- рекреативную функцию.

В процессе исторического развития социально-культурных технологий наряду с их основными, сущностными функциями хронологически одновременно обнаруживали себя и их прикладные, социально востребованные и практически направленные функции. По отношению к основным прикладные функции являются производными, вторичными: это образовательная, просветительная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие функции.

Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные. Например, взятая в своем изначальном, сущностном значении досуговая, рекреативная технология останется абстрактной категорией, если мы будем рассматривать ее вне конкретных практически направленных функций: оздоровительных, развлекательно-игровых, творчески развивающих и др.

В то же время первичные и вторичные функции социально-культурных технологий имеют отличительные особенности, которые делают их во многих случаях противоположными.

Так, первичная по своему характеру информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна и независима от политических, экономических или социальных условий. Она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. В то же время производные, прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воздействий внешней среды, динамичны и изменчивы в решении текущих задач, поскольку они подвергаются постоянному воздействию со стороны потенциальных субъектов (властных структур, общественного мнения, рыночной конъюнктуры и др.).

В качестве разработчиков, носителей и пользователей разнообразных творческих, коммуникативных и обеспечивающих технологий выступают социально-культурные институты. Чтобы выявить их место и роль в функционировании огромного технологического потенциала социально-культурной сферы, необходимо осуществить достаточно многоаспектную классификацию.

Технологический комплекс (потенциал) СКД нельзя представить себе в виде хаотичного нагромождения всевозможных способов, подходов и методик. Действующие в этой сфере технологии социально востребованы, социально обусловлены и социально организованы. Являясь непосредственным результатом разделения труда, они составляют совместную повседневную деятельность отдельных лиц и социальных групп, которую правомерно обозначить понятием социально-культурной практики. Эта практика внутренне дифференцирована: отдельные люди, большие и малые социальные общности производят, воспроизводят и транслируют социально-культурные технологии. Именно благодаря им общество способно осваивать различные образы и стили жизни, ценностные представления, моральные нормы, образцы деятельности и поведения1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...