Образование как целостная социально-культурная технология
Поскольку образование, как отмечалось в предыдущих разделах, относится к ведущим видам общественной практики социально-культурной деятельности, постольку и образовательные технологии являются важнейшей составляющей современного социокультурного пространства на любом уровне - от федерального масштаба до уровня отдельно взятого образовательного учреждения. Сегодня мы являемся свидетелями характерной тенденции развития современного образования. Образование из услуги, предоставляемой профессионалами-одиночками, превращается - благодаря содружеству высококвалифицированных специалкстов разного уровня и профиля - в технологию социокультурного развития. В связи с этим возникает вопрос: какова эффективность образова- j тельных социально-культурных технологий? Хотя главное абсолютно понятно и вполне очевидно: только в таком качестве образованию под силу выполнить практическую роль системы, способной эффективно | противостоять антидуховным процессам и тенденциям роста асоциального поведения в подростковой и молодежной среде. В этом оно и проявляет себя как социокультурная технология. Именно поэтому характерной чертой для многих, в том числе школьных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст, а, по мнению многих представителей современной педагогической науки, само образование, если исходить из его общественного назначения, может рассматриваться как целостная социально-культурная технология, преследующая цели социализации, воспитания и духовного развития подрастающего поколения. Педагоги четко осознали, в чем может быть, помимо оказания учебных услуг, их вклад (который даже трудно оценить) в организацию социальной и социокультурной жизни в каждом регионе. Это как раз и есть те моменты, которые касаются социализации молодежи, сохранения здоровья детей, формирования и накопления культурного и духовно-нравственного потенциала. Уже сейчас есть много школ, где проводится такая работа, но она требует еще специальных технологических разработок.
Мы действительно исходим из того, что образование в современных условиях - это единственная социокультурная технология, которая может обеспечить эволюцию менталитета российских людей, и нет никакой другой сферы, способной так организовать ее. Учеными подмечено, что педагогическая практика вбирает в себя некоторые элементы театральной, актерской техники. Еще А.С. Макаренко неоднократно указывал на общее между педагогом и актером, имея в виду общность их некоторых профессиональных умений. В свою очередь, педагогическая практика содержит в себе ряд элементов, которые составляют частичное содержание профессионального мастерства ряда других, в том числе социально-культурных, по сути, профессий -тренера, менеджера, политика и других. Само структурирование содержательного материала в большинстве социально-культурных технологий производится по педагогическим канонам: обозначаются основные педагогические категории, указываются ключевые профессиональные, педагогические, по существу, умения и навыки менеджеров, тренеров, технологов, режиссеров, обеспечивающие педагогическое решение той или иной проблемы или вопроса, предлагается некоторый набор учебных средств, а далее выдерживается педагогическая логика характерного для многих социально-культурных общностей студийного обучения. Примечательно, что многие понятия и термины, присущие образовательной практике, в педагогический инструментарий социально-культурных технологий вводятся неоднократно. Особенно это относится к рекреационным, игровым, реабилитационным, творчески развивающим технологиям. В подобной повторяемости заключается определенная закономерность. Любая социально-культурная технология, как самостоятельная учебная дисциплина и как совокупность профессиональных умений и навыков, базируется на интегральных, выполняющих роль несущих конструкций, педагогических элементах.
Будучи фундаментальными, они приобретают базовое значение, и поэтому в практическом решении многих возникающих в социально-культурной среде проблем педагогические понятия и категории многократно выдвигаются как объект обязательного внимания и предмет упражнений (тренинга). В Законе РФ «Об образовании» оно характеризуется как целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уровней. Следовательно, рассмотрение современного образования с позиций социально-культурной парадигмы, распространяемое сегодня на процессы развития, воспитания, обучения людей всех возрастов и категорий, нуждается в более глубоком, системном анализе и обобщении. Тем не менее, можно утверждать, что с этой парадигмой в образование и образовательные технологии во многом привносится качественно иное, неизмеримо обогащенное содержание, иной педагогический менталитет, иное поведение и взаимодействие субъектов, участвующих в различных сферах общего, дополнительного, профессионального образования. В Федеральной целевой программе «Культура России: 2001-2005 годы» значительное место отводится развитию профессионального образования, выявлению и поддержке молодых дарований. Создание в рамках этой программы банка образовательных технологий предусматривает разработку базового методического комплекта к Государственным образовательным стандартам, разработку и реализацию программ «Экспериментальные образовательные технологии» и «Дистанционное образование», создание необходимых условий для модернизации деятельности федеральных образовательных учреждений.
Меры по стимулированию творческого потенциала молодых ученых, включая проведение общероссийских и зарубежных творческих конкурсов на получение грантов и премий, несомненно, принесут положительные результаты. Сущность образовательной технологии: понятия и составные части Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной технологии на любом из уровней: общепедагогическом (общедидактическом), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (технологически микроструктурном). Актуальность и объективная значимость социально-культурного подхода к анализу и оценке образовательных технологий обусловлены стоящей перед образованием необходимостью решения множества производственных, социальных, воспитательных, культурных проблем. Сама социально-культурная сфера, представляющая совокупность материальных и духовных условий жизнедеятельности человека, предполагает интенсивное включение образовательных технологий, наравне с другими социально-культурными технологиями, в решение проблем экономических, политических, социальных и культурных отношений, организации труда, быта и досуга, воспитания и творчества, социально-культурной реабилитации людей, нуждающихся в поддержке и защите. Однако социально-культурная парадигма рассмотрения образовательных технологий отнюдь не является универсальной. Она лишь дополняет и расширяет научные подходы, выработанные в педагогике, психологии, социологии, политологии, культурологии и других направлениях науки и практики. Источниками и составными частями образовательных технологий, как технологий социально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта; сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педагогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ; единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса. Крайне существенно выявить основания, по которым становится возможной классификация используемых в социально-культурном пространстве образовательных технологий. При этом оговоримся, что приводимая ниже их терминология пока не однозначна. Определения технологий имеют широкий и узкий смысл, в ряде случаев дублируют друг друга, их значение часто зависит от конкретного социально-культурного контекста, некоторые термины до сих пор остаются предметом дискуссий.
В широком педагогическом значении каждая из социально-культурных образовательных технологий является специально организованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта. В более узком педагогическом смысле эта технология выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения. Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в социально-экономической и духовной жизни общества, формирующееся на этой основе новое педагогическое мышление, данные педагогической, культурологической, психологической и других общественных наук, накопленный педагогический и социально-культурный опыт, как современный, так и опыт прошлого, как отечественный, так и зарубежный, опыт народной педагогики и культуры. Другими словами, любая из образовательных технологий, функционирующих сегодня в социально-культурной сфере, представляет собой синтез достижений науки и практики, традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено и накоплено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Типология образовательных технологий В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности. Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии. Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные. Технологии дополнительного образования. Гуманитарные и технократические образовательные технологии. Типология по используемым способам, методам, средствам. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие) технологии. Технологии программированного и проблемного обучения. Технологии развивающего и саморазвивающего обучения. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно-поисковые и информационные (компьютерные) технологии.
Типология по функционально-организационному признаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии. Технологии коллективного и дифференцированного обучения. Классно-урочные, академические и клубные технологии. Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования). Технологии компенсирующего, коррекционного обучения. Технологии сотрудничества и авторитарные технологии. Альтернативные технологии. Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учреждений. Специалистам социально-культурной сферы - менеджерам, педагогам, тренерам, технологам - приходится часто прибегать к матрице для описания и анализа образовательных технологий, к которым они обращаются в процессе своей образовательной деятельности. Такая матрица обычно содержит следующие необходимые данные: идентификация данной технологии в соответствии с принятой классификацией; название технологии, отражающее ее принципиальную идею и основное направление; концептуальная часть технологии; программно-методическое обеспечение и главные критерии оценки педагогической эффективности и результативности. Более глубокое погружение менеджеров-педагогов в банк технологических данных обеспечивают мастер-классы. В кругу профессионалов и любителей, занимающихся различными видами творчества, мастер-классы пользуются широкой известностью как обучающая общественная презентация авторских технологий, инновационных разработок и их практических результатов. Познавательное воздействие мастер-классов существенно возрастает благодаря таким нововведениям, как обучение с помощью ТСО; система «консультант», тренинги и упражнения; система «репетитор»; обучение по книге; компьютерное обучение; программированное обучение. Структура авторской образовательной программы • Название программы. • Для каких групп обучающихся она предназначена. • Автор программы: фамилия, имя, отчество, занимаемая педагогическая должность. • Вводная часть (введение). Цели и задачи программы. Основные принципы программы. Особенности программы. Особенности методики обучения и способов реализации поставленных задач. Концепция разработки и преподавания курса. Психологическое обоснование реализации программы. • Основная часть программы. Распределение материала по четвертям и годам обучения. Краткая характеристика поурочного тематического плана. Особенности индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на уроках. Методические принципы (методы) реализации программы. Выводы и рекомендации для коррекции программы в процессе проведения занятий. Заключительная часть программы. Рабочие материалы: педагогический дневник; перечень используемых на занятиях пособий и предметов, включая слайды, картины, схемы и т.д.; библиография. 7. Социально-защитные и реабилитационные технологии Сущность и общая характеристика Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий. Исторически в традициях российской культуры - уважение к возрасту и старшинству. Общеизвестен тот факт, что лица старшего возраста и инвалиды всегда старались не быть обузой, занимались посильным трудом и вносили свою лепту в общее хозяйство, в воспитание детей и молодежи. Все эти компоненты и сегодня определяют значение социально-культурной реабилитации для личностного развития и социализации людей, постоянно нуждающихся в социальной защите и поддержке. Обучение этим видам технологий, объединенным общей информационной и коммуникативной доминантой, обязательно включается в основное содержание современного социокультурного образования. Наряду со специализированными социально-реабилитационными центрами и учебными заведениями в эту работу вовлекаются учреждения социально-культурной сферы -клубы, Дома культуры, библиотеки, театры и филармонии, парки, музеи. Классификация и типология социально-защитных и реабилитационных технологий Классификация и типология социально-защитных, реабилитационных технологий предполагает прежде всего их разделение в зависимостиотфункционального назначения. Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории. Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапев-тических и других; они широко представленны в Атласе социально-культурных реабилитационных технологий (Атлас социально-культурных реабилитационных технологий/ Сост. Ю.С. Моздокова. - М.: МГУКИ, 2002). Эти технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определенной стабильностью, постоянством составляющих их элементов. В качестве постоянного ресурсодержателя базовых социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как правило, государственные и негосударственные структуры, в их числе органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерческие организации. В повседневной практике социально-культурной деятельности по-прежнему остаются приоритетными традиции просветительства, меценатства, попечительства, благотворительности, социального посредничества и сотрудничества, проявления общественной заботы о незащищенных слоях населения. Благоприятную среду для этого представляет наличие льготных систем налогообложения и социальных гарантий, которые являются существенным фактором привлечения отечественных и зарубежных инвесторов к реализации социально-защитных проектов и инициатив. К таким методикам работы с потенциальными спонсорами социально-культурной сферы относится так называемая технология фандрайзинга. Наряду с базовыми технологиями в работе среди социально незащищенных категорий населения - детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов, лиц пожилого возраста - используются вспомогательные (прикладные) технологии. Прикладными в данном случае являются диагностические, информационные, исследовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии. Они вторичны и зависят от множества объективных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально направленных реабилитационных (групповых и индивидуальных) программ практически невозможно. Другое немаловажное логическое основание классификации социально-защитных и реабилитационных технологий составляет структурно-содержательный признак. Он определяет направление и характер социально-защитного, реабилитационного воздействия на личность ребенка или взрослого, отбор и локализацию соответствующих средств и способов. С этой целью используются многочисленные социально-культурные технологии, в первую очередь оздоровительные (медико-биологические, валеологиче-ские, курортологические, лечебно-профилактические), культуро-ориснтированные и культуротворческие: (арттерапия, библиотерапия, экологические, гарденотерапия, иппотерапия, клубно-спортивные и спортивно-оздоровительные, лекотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др.), художественно-прикладные, ремесленные и другие. Например, в детской инвалидной среде хорошо себя зарекомендовала так называемая юморо-терапия - например, проведение выступлений артистов эстрады, цирковых клоунов, фокусников, шоу-групп в детских клиниках и реабилитационных центрах. Часто для получения конкретного результата в реабилитации, коррекции, адаптации прибегают к выборочному отбору технологий по признаку преобладания одного или нескольких доминирующих на занятии методов, способов и приемов. В этих случаях в распоряжении педагогов-организаторов находятся игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические и эвристические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные, в том числе масс-ме-дийные (компьютерные, системы «репетитор», «консультант», кино, телевидение, радио, пресса). Конечно, любая из этих технологий помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приемы, всегда остается комплексной. Но своим характерным акцентом на ту или иную сторону процесса реабилитации детей и взрослых она приобретает свое название. Для достижения социально-защитных и реабилитационных целей психологически оправдан и выбор соответствующей организационной формы использования технологии. В данном случае характер и содержание работы менеджера, педагога, технолога зависят от целевой направленности мероприятия, состава участников и условий их социально-культурной деятельности. Социальная защищенность и реабилитационное воздействие обеспечиваются за счет использования таких технологий, как внедрение льготного социально-культурного обслуживания нуждающихся групп населения, технологии специализированные, индивидуальные, мелкогрупповые, групповые и массовые; семейные, клубные, классно-урочные; дифференцированные и разновозрастные, стационарные и туристско-экскурсионные и другие. Одни из этих технологий являются традиционными, другие - нетрадиционными, альтернативными, нередко содержащими элементы инновации. Особенности процесса социально-культурной реабилитации инвалидов и пожилых людей Возможны и другие подходы к классификации социально-защитных и реабилитационных технологий. В качестве доминирующего признака может фигурировать место постоянного проживания клиентов (домашние условия, приют, детский дом, интернат, клиника, загородный пансионат и т.д.) или тип конкретного дефекта (полная или частичная утрата зрения, слуха, двигательных возможностей, психические аномалии и т.д.) и связанных с этим медико-социальных ограничений и степени социально-культурной недостаточности пожилых людей и инвалидов. Социально-защитные технологии часто отличаются друг от друга по различным типам включенности клиентов в процесс социально-культурной реабилитации (пассивному, потребительскому, творческому), а также по возрастным, тендерным, профессиональным и другим характеристикам. Вне зависимости от своего типа все перечисленные выше технологии не могут и не должны быть средством только «приятного времяпровождения», удовлетворения гедонистических потребностей пожилых людей и инвалидов в общении, зрелищах и развлечениях. Каждая из технологий выполняет по отношению к инвалидной и пожилой среде совершенно определенную утилитарную, сугубо прагматическую функцию: достигнуть необходимого медико-социального, психологического, культурно-реабилитационного результата. Очевидно, что при всем своем разнообразии эти технологии, входящие в новую для себя среду, должны отличаться принципиально новыми качествами: ориентацией инвалидов на их интеграцию в культурную жизнь, выходом за пределы удовлетворения их узкоутилитарных досуговых потребностей, использованием педагогических и культуротворческих резервов для самоутверждения и самореализации. Если конкретизировать реабилитирующие функции социокультурных технологий в жизненном пространстве инвалидов, то речь пойдет об обыденных для каждого из них вещах: адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, найти на рынке труда нишу для применения своих творческих способностей, уметь отыскать и использовать нужную для своей практической деятельности и досуга информацию. Назначение социокультурных технологий состоит и в том, чтобы научить ребенка или взрослого-инвалида адекватно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами массовой информации, компьютером, книгами, обучить инвалида знаниям и навыкам, увеличивающим степень его самостоятельности в выборе и осуществлении способов трудовой деятельности, проведения досуга и развлечений, круга общения и самообслуживания. Коллектив ученых МГУКИ провел большую работу по отслеживанию, аккумулированию и систематизации, на основе изучения практического опыта социальных учреждений, банка реабилитирующих культуросообразных технологий. Большинство этих технологий позволяют закрепить и зафиксировать модели поведения ребенка или взрослого в стандартных домашних, бытовых, досуговых ситуациях. Обязательный перенос полученных умений и навыков в повседневную среду позволил создать информационные, проектные, игровые, арттерапевтические технологии, многие из которых носят поистине уникальный, инновационный характер. На взгляд исследователей, формулировка такой проблемы, как освоение жизненно необходимого для инвалида пространства с помощью социокультурных технологий, по сути, определяет направленность необходимых информационно-методических материалов. Муниципальное образовательное учреждение «Центр лечебной педагогики», созданное в 90-х годах по инициативе администрации г.Пскова, городской Ассоциации родителей детей-инвалидов и Евангелической церковной общины г. Вассенберга (Германия), рассчитано на обучение, воспитание и развитие, социальную и трудовую адаптацию детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями восприятия, мышления, внимания, памяти, речи, моторики, вызванными органическим поражением центральной нервной системы. Одна из главных задач данной школы-центра - включить в социально-культурное и образовательное пространство детей, ранее называвшихся «необучаемыми» и не имевших возможности посещать какое-либо учебное заведение. Обеспечивая дневное пребывание для учащихся в возрасте от 6 до 18 лет (50 мест), Центр дает возможность родителям работать, а после работы заниматься воспитанием ребенка в семье, не передавая его в интернатное учреждение. В 2003 году в связи с юбилейными датами - 1100-летием города Пскова и десятилетием своего существования, Центр разработал и реализовал несколько масштабных некоммерческих проектов под избранным девизом - «От культуры полезности к культуре достоинства». В их числе - международная конференция «Социально-психологические основы интеграции в общество лиц с тяжелыми и множественными нарушениями», молодежный российско-немецкий музыкальный проект «Путь к миру, толерантности и интеграции» и праздник, посвященный 10-летию Центра лечебной педагогики. Помимо реализации широкого объема чисто менеджерских и рекламно-информационных функций, авторы проектов привлекли широкий комплекс вспомогательных реабилитационных технологий, направленных на максимальное развитие креатива самих учащихся Центра лечебной педагогики, их творческой фантазии, музыкальных, конструктивных, художественных, любительских способностей. Заблаговременно весь контингент учащихся Центра был разделен на несколько мелких групп по 3-5 человек, каждая группа во главе с педагогом выполняла конкретное задание: одни репетировали концертные номера, другие занимались изготовлением сувениров, третьи выпекали на продажу вафли, четвертые вырезали флажки для праздничных гирлянд и т.д. Каждая из технологий не только носила характер своеобразного реабилитационного тренинга, но и включала в себя богатую морально-психологическую, эмоциональную мотивацию: «делаем своими руками, приносим пользу, нас будут уважать, о нас будут говорить». Занимаясь в течение года подготовкой мероприятий, педагоги, учащиеся и их родители получили возможность не только освоить какие-либо новые для себя функции и навыки, но и проверить уровень их закрепленности у детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями. Проблема активного включения инвалидов в культурное пространство с помощью социокультурных технологий ведет к необходимости существенной перестройки образовательной деятельности школ, вузов, средних специальных учебных заведений в соответствии с требованиями жизни и реабилитационными задачами. Не секрет, что не только учителя и работники учреждений культуры, но и сотрудники реабилитационных центров часто некомпетентны в социокультурной реабилитации и действуют интуитивно. Огромные возможности социокультурных технологий в социальной реабилитации детей-инвалидов реализуются далеко не в полном объеме. В большинстве реабилитационных центров и учреждений культуры их использование практически не выходит за рамки тех занятий, которые ведутся со здоровыми детьми. Освоение инновационных методик и технологий, основанных на привлечении средств искусства или спорта, носит, как правило, случайный характер. Обобщение и распространение прогрессивных методов пока не налажено. Действующая в регионах система социально-культурной реабилитации инвалидов, по существу, не обладает ни достаточно развитой инфраструктурой, ни надлежащей законодательной базой, поскольку принимаемые по этому поводу нормативно-правовые документы страдают декларативностью, так как не подкрепляются финансовыми и организационными мероприятиями, оснащением оборудования и создания безбарьерной среды. Если к этому добавить, что обучение кадров, специализирующихся на социокультурной реабилитации, только набирает силу, а учебные планы по арттерапии и игротерапии далеко не всегда включаются в программы подготовки, то становится совершенно очевидным, что сейчас делаются только первые шаги на пути к поставленной цели. Использование социально-культурных технологий помогает детям с ограниченными возможностями развить творческую деятельность, коммуникативные навыки, умение общаться с аудиторией. Творческий компонент позволяет избежать монотонности и однообразия в осуществлении соответствующих реабилитирующих заданий. Кроме того, возрастает социальная и личностная значимость того дела, которым занимается несовершеннолетний инвалид. Многие современные компьютерные или художественно-прикладные социально-культурные технологии могут стать и часто действительно становятся источником его дальнейшего самоопределения и самообеспеченности. Те же компьютерные услуги или занятия народными промыслами относятся к наиболее гарантированным видам деятельности на рынке труда. Если в недавнем прошлом обеспечение определенных групп инвалидов рабочими местами специально контролировалось государственными органами, то в современных условиях перехода к рыночным отношениям этот контроль ослабляется и усиливается тенденция к вытеснению инвалидов из производственной сферы. Несовершенство законодательной базы и слабая социальная защищенность лишают инвалидов возможности эффективно сопротивляться этой тенденции. В 1992 году в стране было приняты указы Президента Российской Федерации - «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов», «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Эти документы послужили своеобразным стимулом для развертывания социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Было положено начало разработке, освоению и внедрению разнообразных терапевтических технологий, основанных на использовании средств культуры, образования, искусства, спорта. Применение и развитие гуманитарных технологий находит свое отражение не только в исторически сложившихся, традиционных, но и в новых видах социально-культурной деятельности. Это относится, в первую очередь, к социально-защитным, реабилитационным технологиям, направленным на создание необходимого образовательного, профессионального, рекламно-информационного, досугового пространства для социально ослабленных и социально незащищенных групп населения. Библиотерапия - важная часть процесса реабилитации лиц с ограниченными возможностями Существующая в стране сеть социально-культурных учреждений и организаций вносит посильный вклад в работу по социальной защите и реабилитации пожилого населения и инвалидов, используя доступные для себя технологические возможности. Важное место в реабилитационном процессе принадлежит библиотерапии. Россия, как и большинство других государств, признала Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994), в котором, в частности, специально сосредоточено внимание на правах особых групп пользователей. В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» (1994) и в ряде законов, принятых субъектами Российской Федерации, устанавливается, что «слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках» и что «пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ» (статья 6, пункты 2,3). В нашей стране накоплен опыт реализации специальных государственных и региональных программ, предусматривающих библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями. Разработанный с целью развития библиотечного дела проект федеральной программы «Система библиотечного обслуживания инвалидов в Российской Федерации» был поддержан библиотеками регионов, общественными организациями и послужил основой для долгосрочного планирования на местах. Говоря о специализированном библиотечном обслуживании инвалидов в стране, следует отметить такие события, как открытие библиотеки для слепых в Москве (1920), реорганизация в 1954 году Московской городской библиотеки для слепых в Республиканскую центральную библиотеку для слепых (ныне Российская государственная библиотека для слепых - РГБС), которая стала методическим центром для формирующейся в краях и областях, автономных республиках Российской Федерации сети специальных библиотек для слепых (в 1956 году - 20 библиотек, в 2001 году - 72 библиотеки, включая РГБС). В 1969 году была открыта Центральная научная библиотека Всероссийского общества глухих, деятельность которой направлена на укрепление приклубных библиотек, находящихся в ведении общества. В 1961 году в России на базе Республиканской центральной библиотеки для слепых была организована первая студия по производству «говорящих» книг. В настоящее время основным производителем «говорящих» книг является Издательскс-полиграфический тифлоинформационный комплекс «Логос» ВОС (ИПТК «Логос» ВОС)= Комплекс осваивает новую технологию в производстве «говорящих» книг. Он также осуществляет выпуск и некоторых рельефжнгочечных и крупнопечатных изданий (журналы «Наша жизнь», «Школьный вестник» и др.). За год выходит около 350 названий «говорящих» книг (1 млн. часов звучания). «Говорящие» книги издаются за счет федеральных средств. Они распределяются бесплатно по специальным библиотекам (72) и школам для слепых (40). Для прослушивания «говорящих» книг, у которых скорость движения ленты составляет 2,38 см/сек, используются специально приспособленные магнитофоны (типа «Панасоник»). В отдельных библиотеках начинают применяться методы психологической адаптации незрячих, проводятся «лечебные чтения», основанные на применении библиотерапии. Библиотеки ведут самостоятельную запись книг, отвечающих запросам незрячих читателей. На развитие социокультурной деятельности библиотек большое влияние оказывает внедрение в библиотечную практику современных компьютерных технологий, которые дают возможность быстрого доступа инвалидам к фондам, электронным каталогам и базам данных. В библиотеках для слепых находят применение вспомогательные средства к компьютерам (брайлевский дисплей, или синтезатор речи), которые обеспечивают слепым одинаковые со всеми остальными пользователями условия доступа к информации. Для того, чтобы читатели могли использовать технические средства для самостоятельного получения информации, специалисты библиотек обучают желающих работе на них. За последние годы расширился видовой состав фондов. В библиотеках появились новые виды изданий - электронные на CD-ROM и дискетах, компакт-диски с лучшими произведениями литературы и искусства, крупнопечатные издания. К сожалению, в настоящее время новые типографские издания рельефноточечной литературы пока поступают в библиотеки довольно редко. В Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово, Саратове, Ставрополе, Перми, Казани и в других городах при библиотеках для слепых созданы автономные студии звукозаписи, тифлоинформационные комплексы, что позволяет значительно расширить круг доступной незрячим озвученной, крупнопечатной и рельефно-точечной литературы (в том числе на национальных языках). Богатый опыт в этом отношении накоплен в РГБС, производящей запись звуковых сборников, книг по тифлологии и других изданий, отвечающих запросам незрячих специалистов и студентов. Специальные библиотеки органично входят в систему социальной защиты инвалидов, их реабилитации, устанавливают тесные контакты со службами для инвалидов. В то же время далеко не все инвалиды в стране могут получить специализированное библиотечное обслуживание по месту жительства, поскольку специальные библиотеки и их филиалы обычно располагаются лишь в кр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|