Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы социологичнеских исследований




СОКОЛОВА М. А.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧНЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Новокузнецк 2011 г

 

СОКОЛОВА М. А.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧНЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Учебное пособие

 

 

Новокузнецк 2011 г

Рецензенты:

 

 

Соколова М. А. Методы социологических исследований. Учебное пособие – Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 2008. - 210 с.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рамках изучения курса «Методы социологических исследований» студентам предлагается самостоятельно разработать экспериментальную программу исследования, а также собрать и обобщить эмпирический материал в соответствии с разработанной программой. Опыт практической работы показывает, что выполнение данного задания сопряжено с определенными трудностями. Так, например, многие студенты уделяют слишком мало внимания теоретическим аспектам исследования и пытаются сразу же составить анкету для опроса респондентов. Это противоречит основному требованию социологической работы — логическому и методическому обоснованию направлений поиска и методов сбора информации. Поскольку социологическое исследование основывается на строгом соблюдении определенной последовательности процедур, возникает необходимость выработки и описания своеобразного алгоритма действий студента при выполнении учебного задания.

При разработке экспериментальной учебной программы социологического исследования рекомендуется, во-первых, выявить место и роль конкретных исследований в социологическом познании, а также уточнить содержание основных понятий процесса социологического исследования и его основные этапы. Во-вторых, рекомендуется выявить систему требований, предъявляемых к программе исследования, уяснить специфику и значение основных ее компонентов. В-третьих, следует обратить внимание на обеспечение репрезентативности и достоверности получаемой информации, а также на методы и инструментарий отбора данных.

Программа социологического исследования является основным документом, фиксирующим особенности построения концептуальной модели этого исследования. Программа представляет собой формализованную версию изложения данной модели, т. е. строится в соответствии с определенными правилами и стандартами. Это означает, что социолог должен структурно упорядочить предварительный материал исследования, логически обосновать направления поиска информации.

Программа социологического исследования является своеобразным компасом, позволяющим выбрать верное направление в огромном массиве социальной информации. Она выступает способом систематизации и формализации действий социолога на первоначальном этапе исследования — этапе концептуализации (мысленном обосновании) материала, с которым предстоит работать в дальнейшем. Суть мыслительных процессов, которые осуществляются в данном случае, можно образно передать следующей формулой: «Чтобы найти то, что я должен найти, я должен определить, что именно я должен искать». Внешним отражением этого субъективного процесса и выступает программа исследования. Несмотря на то, что данное отражение носит предельно формализованный характер, оно дает возможность проследить за ходом мысли автора, воссоздать внутреннюю логику исследования.

Для понимания специфики социологического исследования важно учесть, что главной отличительной чертой социологии выступает стремление к эмпирическому обоснованию выдвигаемых теорий. Конкретные социологические исследования представляют собой лишь один из структурных уровней социологического знания и являются исходным фундаментом, над которым «надстраиваются» «верхние этажи» специальные и общие социологические теории.

 

ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Лекция №1 Социология как наука о социальных явлениях

 

Сам термин, "социология" впервые изобретен бельгийским статистиком Кустелетом (1835 г.), а в научный оборот введен французским социальным философом Огюстом Контом (1842 г.). В переводе с латинского он означает учение, науку об обществе Однако общество изучают и история, и философия, и другие научные дисциплины. Следовательно, необходимо уточнение объекта социологии.

В литературе высказывались и высказываются различные точки зрения на понимание социологии как науки. Приведем не­которые из них.

М. Вебер трактовал социологию как науку, стремящуюся, истолковывая, "понять социальное действие, и тем самым каузально объяснить его процесс и взаимодействие".

Э. Гидденс (Англия) понимает социологию как учение о человеческой социальной жизни, группах и обществах.

Н. Дж. Смелзер трактует социологию как "способ изучения людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т. е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом. Короче, социологию можно определить как научное изучение общества и общественных отношений".

По мнению П. А. Сорокина, социология "представляет самостоятельную науку, изучающую наиболее общие— родовые— свойства общественных явлений", "науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных".

В "Международной энциклопедии социальных наук» предмет социологии определяется как изучение социальных агрегатов и групп в их институциональной организации, институтов и организаций, а также причин и последствий изменений институтов и организаций.

Т. И. Заславская понимает социологию как науку о закономерностях функционирования, развития и взаимодействия соци­альных общностей разного типа.

В. А. Ядов считает, что социология является наукой о ста­новлении, развитии и функционировании социальных общностей социальных процессов, наукой о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общнос­тями, между общностями и личностью.

Социология — это наука, утверждает Ж. Т. Тощенко, о движущих силах сознания и поведения людей.

Если брать всю совокупность приведенных и неприведенных высказываний, суждений, то в понимании объекта и предмета социологии важно обратить внимание на следующие моменты: 1) эта наука изучает общество и различные подструктуры как цолостные явления, систему; 2) это наука, обращающая внимание прежде всего на социальные стороны общественных про­цессов, на социальные явления, социальные отношения; 3) эта наука изучает социальные механизмы, закономерности общественной жизни.

В первых двух случаях речь идет о специфике объекта социологии, в третьем — о ее предмете.

Каких бы позиций ни придерживались социологи, как бы они ни определяли содержание этой научной дисциплины, подавляющее большинство их придерживается той точки зрения, что ее объектом является общество.

Однако общество или отдельные его стороны изучают мно­гие общественные науки. Поэтому для уточнения объекта социо­логии необходимо конкретизировать само понимание общества и, прежде всего, исходя из того, что в самом общем плане оно представляет собой совокупность определенных взаимоотношений между людьми, в целом называемых общественными отношениями.

Ясно, что все общественные отношения являются ее объектом. Однако важно выделить их виды, что позволит приблизиться к решению поставленной выше задачи.

Выделяют многие виды общественных отношений. В данном случае особенно важен аспект, связан­ный со сферами общественной жизнедеятельности людей:

Экономические отношения — это отношения между людь­ми по поводу производства, распределения и потребления мате­риальных благ;

Духовные — это отношения между людьми по поводу производства, распределения и потребления духовных благ.

Содержание политических отношений можно определить как отношения между людьми по поводу политической власти в об­ществе, связанные с отношением к государству, с участием в делах государства, управлении государством и всеми процесса­ми в обществе.

Для понимания этой стороны общественных отношений пользуются категорией "социальные отношения" в узком или собственном смысле слова (в широком аспекте социальные отно­шения являются синонимом общественных отношений).

Определение содержания социальных отношений, социаль­ной сферы имеет принципиальное значение для понимания объек­та и предмета социологии. Социальное можно трактовать как определенный аспект и одновременно синтез всех других видов общественных отношений. Сущность социальных отношений со­стоит в том, что они складываются объективно по поводу обще­ственного положения, образа жизни людей, их групп и слоев, их равенства и неравенства в обществе, реализации принципов справедливости, степени удовлетворения материальных, духов­ных ц других потребностей людей, условий существования и раз­вития личности, группы, класса.

Изучая общество и его институты как целостные образова­ния, социология имеет своим объектом, прежде всего, соци­альную сферу общественной жизни, в которой можно выделить три важнейших составляющих. Во-первых, социальную струк­туру общества как дифференциацию людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, со­циальную инфраструктуру, как совокупность отраслей, обслу­живающих человека, способствующих воспроизводству его не­посредственной жизни. В-третьих, возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда человека, быта, досуга, здоровья, возможности определения выбор профессии и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения.

Уточнив, таким образом, объект социологии, отметим так же, что мы приблизились и к пониманию предмета социологии. Последний, с одной стороны, трактуется как стороны, те или иные характеристики объекта, с другой — как законы, законов мерности, действующие в той или иной области реальности.

Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционали­зации. Внутренняя институционализация означает совершенствова­ние организационной структуры науки, наличие устойчивого разде­ления труда внутри дисциплины, формирование правил и норм про­фессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный про­цесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней: 1) уровень фундаменталь­ных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные за­кономерности и принципы данной области; 2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, име­ющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; 3) социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний с целью структурирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии три уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней высту­пают такие структурные элементы социологии, как отраслевые со­циологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, соци­ология города, социология деревни, социология образования, социо­логия семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда л сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Функции социологии:

- познавательная функция социологии (в содержатель­ном плане) состоит: а) в специфике изучения социальных процессов с учетом их конкретного содержания в реальной ситуа­ции; б) в путях и способах их преобразования (изменения, со­вершенствования); в) в разработке теории и методов социологического исследования, в методике и технике сбора, обработки и анализа социологической информации;

- прогностическая функция, призвана выявлять перспективы, тенденции развития того или иного социального пиления (скажем, безработицы, налоговой системы, состояния преступности в стране и т. д.), предвидения возможного состоя­ния объекта в определенном прогнозируемом периоде (в ближай­шей и отдаленной перспективе, в такие-то годы, в таком-то десятилетии и т. д.);

- функция социального проектирования и конструирова­ния состоит в разработке моделей конкретной социальной орга­низации, социального процесса, различных его элементов с ак­центом на оптимальное функционирование;

- организационно-технологическая функция, призванная создавать социальные технологии (например, сборов налогов) как систему средств и порядок действий по достижению желаемого результата, вырабатывать необходимые организационные меры его реализации;

- управленческая функция социологии выражается: а) в выработке рекомендаций, предложений, методики, оценки различ­иях характеристик субъекта (к примеру, правоохранительных органов) и объекта (различных лиц и групп девиантного поведения), служащих для подготовки и принятия управленческих ре-нений; б) в социальном планировании и связанной с этим разра­боткой социальных показателей и нормативов; в) в социологи­ческой подготовке кадров с целью осмысления ими социальных Преобразований и разумного эффективного участия в этих про­цессах (например, создание социальных служб в правоохранительных органах, в системе налоговых служб и т. д.);

- инструментальная функция со­циологии, состоящая в разработке исследовательского инстру­ментария по поиску, регистрации, измерению, обработке, анализу и обобщению первичной социологической информации;

- мировоззренческая (идеологическая) функция социологии, познание, изучение общества, социальных процессов, даже использование тех или иных методов, методик и процедур вольно или невольно зависит от того, в чьих интересах осуществляется это познание; интересы каких социальных групп выражает тот или иной социолог (или группа, коллектив социологов); совпадают ли его (их) позиции с объективным ходом развития; стремится ли он (они) исследовать объективную картину или нет.

В связи с этим необходимо напомнить, что при своем создании социоло­гия должна была стать наукой, опирающейся на три важнейших методологических принципа: 1) изучать общество как единое целое, комплекс взаимосвязанных аспектов и отношений; 2) изучать отношения в обществе не в идеале, а в их реальности, какими они являются на самом деле; 3) опираться на эмпирические данные, которые позволяют измерить изучаемые явления и на этой основе спрогнозировать их развитие, возможные результаты.

Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социологи в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость о философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейм; М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философа Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.

Если говорить о критериях, позволяющих определять схожесть и различие между научными дисциплинами, то из отмеченных выше важнейшими являются их объекты и предметы. Что касается функций, законов и категорий, методов изучений то их сущность и содержание определяются в первую очередь своеобразием объектов и предметов разных наук.

О схожести и различии социологии и конкретных обществен­ных наук судить легко, потому что, в отличие от социологии, изучающей общество в целом, они исследуют конкретные сфе­ры общественной жизни. Скажем, экономические дисциплины — экономическую сферу; политические (политология) — полити­ческую; правовые, психологические — правовые, психологичес­кие формы сознания и т. д. В то же время близость социологии и названных и неназванных наук проявляется в том, что социоло­гия изучает также эти сферы и области общественной жизни (например, экономическая социология, социология права, поли­тическая социология, социология управления и др.). Однако она их изучает под своим углом зрения, т. е. как целостные образо­вания в их взаимосвязи с другими структурами общества, с акцентацией преимущественно социальных аспектов функциони­рования и развития этих сфер в их взаимозависимости. В связи с этим нужно обратить особое внимание на сущность и содержа­ние частных (специальных) теорий социологии.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова роль социологических исследований в познании общества?

2. В чем проявляется специфика социологического исследования в системе социальных наук?

3. Чем обусловлено различие уровней социологического исследования?

4. В чем различие между социальным обследованием и социологическим исследованием?

 

Лекция №2. Соотношение теории и методологии в социологическом исследовании

 

Социологическое исследование, отмечают многие социо­логи, — это изучение социальных проблем (явлений, процессов общественной жизни) на основе анализа и обоб­щения конкретного материала, эмпирических данных, со­бранных по определенной единой программе и методике. Результатом таких исследований является поиск, обнару­жение, изучение и описание социальных фактов.

Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты суть любые, не зависящие от наблюдателя состояния действитель­ности или свершившиеся события. В логико-гно­сеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном ин­тервале. Это — элементарные компоненты систе­мы знания.

В современной социологии социальными фактами принято считать: (а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения; (б) совокупные, систематизированные характеристики массового созна­ния — мнений, оценок, суждений, верований и т. п.; (в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной; наконец, (г) в феноменологически ориентированной со­циологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаи­модействия, подлежащее интерпретации с позиций дея­тельного субъекта. Наряду с понятием "социальный факт" употребляется выражение "статистический факт", ко­торый можно определить как типические сводные число­вые характеристики, основанные на специальноорганизо­ванном массовом наблюдении социальных явлений.

Социальные факты — абст­ракции, они — описания некоторых собы­тий в общих понятиях, и по преимуществу это социально-статистические обобщения.

Следовательно, включение фактического знания в систему науки предполагает определенную концептуаль­ную схему ("систему соотнесения"), в которой мы регистрируем наблюдения множества событий. Как же выбрать обоснованную "систему соотнесения" для опи­сания элементарных "кусочков" действительности?

Во-первых, мы должны ясно осознавать, что регист­рируем наблюдаемые события, свойства, явления не вообще, но в связи с другими, тем самым уже обрывая целостность взаимосвязей. Значит, должна быть обосно­ванная концепцией исследования, его программой гипо­теза, предположение о значимых в данном иссле­довании и не значимых для него взаимосвязях. Почему, собственно, регистрируется пол в массовом опросе? На­верное, потому, что мужчины и женщины неодинаково реагируют на одну и ту же социальную реальность. Но какие еще существенные для исследования свойства индивидов должны быть регистрируемы? Пред­шествующий исследовательский опыт, зафиксирован­ный в социологическом знании, подсказывает ответ на этот вопрос.

Во-вторых, каков социальный контекст регистрации некоторого события, явления или свойства? В разных ус­ловиях одинаковые явления имеют разные социальные значения, по-разному оцениваются и понимаются други­ми. Кроме того, не зная социального контекста, мы про­извольно обобщаем, переносим событие в иные условия и тем самым можем неадекватно его воспринимать.

В какой последовательности задавались вопросы в процессе интервью, когда и где это имело место, на ка­ком языке и в какой культурной среде и т. д. и т. п. — все эти ограничения помогают обоснованному установ­лению единичных и сгруппированных фактов.

Поэтому социология в фактуальном ее основании утверждает принцип описания событий в определенном социальном контексте или в конкретных социальных ситуациях, т. е. совокупности общих и особенных жиз­ненных обстоятельств, в которых фиксируются наблюда­емые события.

Итак, выделение общих и специфических фактов за­висит от следующих критериев:

Какова практическая или теоретическая цель иссле­дования (для чего изучается объект)? Каков предмет ис­следования (что именно в этом объекте нас интересует с точки зрения цели исследования)?

Каково состояние теоретических и практических знаний, позволяющее описать, обобщить и объяснить факты в данной ситуации?

Вместе с тем нельзя не принимать во внимание, что одни и те же явления и социальные процессы могут быть рассмотрены в разных теоретических моделях. Скажем, при изучении образа жизни людей мы можем обратиться к разным частным теориям этого предмета. Одна из них — концепция качества жизни, суть кото­рой в том, чтобы фиксировать, насколько люди ощуща­ют комфортность - дискомфортность повседневных усло­вий жизнедеятельности. Отсюда — доминирующие понятия удовлетворенности-неудовлетворенности условия­ми и содержанием деятельности (трудовой, бытийной, общественно-политической и др.)- С точки зрения кон­цепции стиля жизни, на первый план выступают ценностно-ориентационные критерии: каковы устремления людей, их жизненные планы и нормы "достойной" жиз­ни. В концепции образа жизни как целостной системы жизнедеятельности должны фиксироваться и целеориентационные критерии образа жизни, и оценки возможно­стей достижения этих целей, и реальные условия жиз­недеятельности различных групп населения с тем, чтобы в итоге можно было реконструировать разнообразие мо­делей (типов) образов жизни многообразных соци­альных групп. Возникает проблема сосуществования (плюрализма) моделей образов жизни, их возможного противоборства. Какую из этих теоретических схем мы примем за руководство к дальнейшему анализу фактов? Именно это и определяется целевой установкой иссле­дования, практической или (и) теоретической его на­правленностью.

Однако есть еще очень существенное ограничение: выделение общих и специфических фактов в конкрет­ной ситуации зависит не только от цели и предмета ис­следования, от состояния теории, но также и от мировоз­зрения исследователя. Когда социолог пишет, что та­кая-то группа людей социально активна, а такая-то — пассивна, в этом утверждении выражается определенная гражданская позиция исследователя.

Возникает вопрос: обладает ли социологическое зна­ние фактуальной достоверностью?

Чтобы разобраться в этом вопросе, разделим его на две проблемы: одна - проблема обоснованности фактуального утверждения и вторая - проблема его истинности

Обоснованность фактуального утверждения зависит от состояния наших знаний и некоторых критериев, ко­торые служат аргументами, свидетельствующими, что та­кие-то фактуальные утверждения правомерны.

Приведем общую схему последовательности опера­ций, необходимых для установления обоснованных социологических фактов.

Первый уровень на этой схеме — общая предпо­сылка обоснованности фактуального знания. Это наши фундаментальные представления о социальной и при­родной действительности, наше мировоззрение. Если на этом уровне доминируют иллюзии, заблуждения, то они будут "накладываться" на все последующие операции исследования.

Второй уровень — состояние и разработанность социологической теории. Здесь имеется в виду система уже достигнутого научного знания об объектах исследо­вания, исходя из которой и путем сопоставления с но­выми, еще не систематизированными наблюдениями (или данными других наук) выдвигаются гипотезы относительно неисследованных социальных явлений и процессов. Они образуют концептуальные "рамки", в ко­торых далее будут описываться отдельные события в конкретных социальных ситуациях. Условие такого пе­рехода от имеющихся теоретических представлений к эмпирическому исследованию — эмпирическая интерпретация понятий, о чем мы будем говорить в следующей главе.

Третий уровень — процедурный. Это система зна­ний о методах и технических приемах исследования, обеспечивающих надежную и устойчивую фактуальную информацию.

Три названные предпосылки образуют главные ус­ловия для составления обоснованной исследовательс­кой программы, которая, в свою очередь, определяет со­держание и последовательность эмпирических процедур сбора и обработки фактуальных данных.

Конечный "продукт" этой деятельности — научные факты — вводится в социологическую теорию. В жестко целенаправленном исследовании они входят в ту систему знания, из которой были извлечены первоначальные ги­потезы. Конечно, на базе хорошо обоснованных фактов возможно и иное их теоретическое истолкование. Но тог­да потребуется дополнительное исследование, прове­ряющее надежность фактической базы, ибо крайне редко удается дать действительно полное и всестороннее описа­ние фактов; какие-то существенные свойства и связи на­блюдаемых явлений с иной точки зрения окажутся ме­нее убедительными или вовсе не охваченными.

Понятно также, что введение новых научных фактов так или иначе видоизменяет теорию данного уровня, а изменения в ряде специальных социологических теорий ведут к соответствующим преобразованиям в более вы­соких уровнях знания. Таков как бы спиралевидный путь развития любой науки. Начальный этап ис­следования на любом витке спирали — имеющееся сис­темное знание, а завершающий — новое системное зна­ние и переход к следующему витку.

В этом процессе возведения здания социологичес­кой науки факты играют огромную роль, но они все же остаются "сырым строительным материалом".

Фактуальная основа знания — именно "сы­рой" материал, его обрабатывают и формируют в соответствии с концептуальными схемами, упрощают, от­брасываем "ненужное" в данной концептуальной моде­ли, случайное, нетипичное.

Итак, социальные факты можно рассматривать как социально-статистические, т. е. сгруппированные единичные события, получающие описание в некоторых концептуальных моделях. Социальные факты такого рода — эмпирический базис знания.

В этом понимании будет справедливым следующий логический ряд:

1) описанию и обобщению подлежат повторяющиеся, не единичные социальные события, которые относятся к фактам индивидуального или группового, реального и вербального поведения и к продуктам деятельности лю­дей. Значимость этих событий, состояний определяется, во-первых, их функциями в общественных или межлич­ностных взаимосвязях, их смыслом в данной культуре (или субкультуре) и, во-вторых, проблемой и целью ис­следования, а также состоянием теории, в понятиях которой мы рассматриваем конкретную социальную ситу­ацию;

2) обобщение повторяющихся событий производит­ся, как правило, статистическими средствами, что не ли­шает статуса социальных фактов единичные события особой научной и общественной значимости;

3) описание и обобщение социальных явлений осу­ществляется в научных понятиях, и если это понятия социологического знания, то соответствующие социальные факты могут быть названы фактами «социологическими».

Проведение социологического исследования может иметь различные цели: изучение социальной структуры, социальной организации, социального управления, выяв­ление факторов, обусловливающих рост безработицы, раз­витие предпринимательства и т. д. Оно обусловливается объективно возникшей научной или практической проблем мой. Эта возникшая проблема может достаточно четко осо­знаваться обществом, различными общностями людей, а может вообще быть не осознана ими. «Непосредственным поводом к проведению социологического исследования слу­жит реально возникшее противоречие в развитии социаль­ного организма, между его подсистемами или отдельными составляющими его элементами».

Объектом социологического исследования является со­циальная реальность, существующая объективно. Предме­том социологического исследования является та сторона этой реальности, которая подлежит изучению. «Объект ис­следования — то, что содержит социальное противоречие, предмет — это те его свойства и стороны, которые наибо­лее выпукло выражают данное противоречие».

Один и тот же объект социологического исследования может иметь множество предметов исследования. Причем то, что является предметом социологического исследова­ния в одной конкретной ситуации, может выступать в ка­честве объекта в других исследованиях. Например, такие аспекты фермерства (объекта), как влияние его развития на социальную структуру села, эволюцию предпринима­тельских отношений в агросфере, социальное преобразова­ние деревни и т. д., могут явиться предметами специаль­ных социологических исследований. Разные стороны этих аспектов, в свою очередь, могут явиться предметами спе­циальных социологических исследований. Поэтому перед проведением каждого конкретного социологического ис­следования необходимо четко определить его объект и осо­бенно его предмет. Предмет социологического исследова­ния должен быть четко ограничен в пространстве и време­ни. При этом четко должна быть обозначена также его функциональная направленность.

Методологией называют систему принципов науч­ного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее име­ет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином "методология" принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Понятие "методология" — собира­тельный термин, имеющий различные аспекты. Всеоб­щая научная методология включает универсальные принципы развития научного знания (например, логи­ческого анализа, осуществления научного эксперимен­та...). Общесоциологическая методология, функцию ко­торой выполняет социологическая теория, дает указа­ния относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий в соотношении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики исследования данной предметной области.

Понятие "методология" употребляется и в значении системы приемов исследования, например измерения со­циальных характеристик. Основная проблема, которая здесь ставится, — вопрос о соотношении между теорией и эмпирическими данными, между различными уровнями научного обобщения.

В отличие от методологии методы и процедуры ис­следования — это система более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Но и здесь методологические посылки иг­рают важнейшую роль прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом и отсюда — способов, с помощью которым мы должны извлечь необходимые сведения.

Метод — основной способ сбора, обработки и ана­лиза данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика — понятие, которым обозначим сово­купность технических приемов, связанных с данным ме­тодом, включая частные операции, их последователь­ность и взаимосвязь.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, при­том собирательное понятие, относимое к системе при­емов сбора и обработки социологической информации.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие функции выполняет методологический этап социологического исследования?

2. Почему сохранение единства уровней социологического исследования является обязательным условием его эффективности?

3. Что включает в себя методологический этап социологического исследования?

4. Что является фактуальной основой социологического знания? Что означают понятия «социальный факт» и «статистический факт»?

 

 

ТЕМА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Лекция №1. Основные этапы и разновидности социологического исследования

 

Понятие организации социологического исследования

Организация социологического исследования включает в себя комплекс мероприятий, призванных обеспечить координацию работы исследовательского коллектива, экономное и качественное достижение поставленной цели. При этом решаются следующие задачи: определение необходимых для реализации программы исследования видов работ и их последователь расчет необходимых материальных и финансовых ресурсов анализ затрат времени на отдельные виды работ и исследование в целом; нормирование труда исполнителей; координация взаимодействия членов исследовательского коллектива с целью наиболее эффективного использования имеющихся возможностей

Основными этапами организации и проведения социологи-исследования являются: разработка сетевого плана-графика; подготовка поля исследования; подготовка материально-технической базы исследования; подготовка исследовательской проведение полевого исследования; организация обработки анализа социологической информации; написание итогового документа (отчета); публикация результатов исследования.

Обычно социологическое исследование начинается с разработки стратегического плана, который зависит от целей и задач исследования, от состояния знания об изучаемом объекте, а также ряда других факторов. В каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска и определяется последовательность операций.

В практике исследований встречаются три вида стратегических плана: поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый план применяется в т

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...