Лекция 18. Малые группы и коллективы
Малые группы. Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана малая группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Например, студенческая группа, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе обучения. Известный американский социолог Роберт Мертон выделяет в малой группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство. Малая социальная группа -объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения). В противовес рассмотренным социальным группам, могут возникать спонтанные, неустойчивые образования, которые получили название квазигруппы. Они чаще всего существуют непродолжительное время, после чего- либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам социологи относят массы, аудитории и толпы. Построенные порой из «случайного» материала, эти группы соединяют очень разных, порой даже незнакомых людей. Их однотипное поведение зачастую продиктовано не разумом, а чувствами. Т.е. влечет их за собой не осознание общности целей, а ощущение общности эмоций.
Классические труды, посвященные феномену массового поведения, были написаны задолго до нашего рождения. Это «Толпа и публика» Габриэля Тарда (1883) и «О поведении толпы» Густава Лебона (1903). Тард впервые отделил понятие толпы от массы. Толпу он определил как группу людей, находящихся в прямом контакте, члены которой ведут себя сходным образом, отличается от толпы опосредованным контактом в группе. Внимание, которое стали проявлять ученые к коллективному поведению в ХХ в. неслучайно. По мнению известного социального философа Хосе Ортеги-и–Гассета, изучавшего в первую очередь тоталитарные общества, в этот период сформировалось массовое общество, в котором господствуют стандарты массовой культуры. Это бесструктурное общество, маргинализирующее все и вся, становится источником тоталитаризма. Когда же возникает общность интереса, основанная на беспокойстве или страхе, формируется толпа или масса. Поэтому теорию Г. Лебона и Г. Тарда стали называть эпидемиологическим направлением социологии общностей. Эти исследования подчеркивали возникновение чувства анонимности, бесконтрольности и потому вседозволенности члена толпы, поскольку потерянность в массе других людей и единство испытываемых всеми эмоций выводят его из состояния «социальной зачарованности». Он перестает ощущать ролевые маски. Они ему в этот момент не требуются, поскольку никто из окружающих людей не предъявляет ему ролевых ожиданий. Человек как бы регрессирует в мир первозданных страстей и пороков. Если мы и дальше будем двигаться по типологии социальных групп, то встретим социальную организацию. Это искусственно сконструированная общность людей. Искусственной она называется потому, что создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть, вознаграждение и наказание).
Наиболее простое определение социальной организации было предложено Честором Барнардом. По его мнению, организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Необходимыми условиями социальной организации являются: наличие общей цели (задании); процедуры и правила совместной работы, необходимые для эффективного выполнения поставленной задачи; обязательность установленных правил для всех членов организации; заинтересованность членов организации в том, чтобы «играть в данную игру», т.е. принимать предложенный порядок. Очень важно для деятельности организации, чтобы эти условия были сбалансированы, либо любой их дисбаланс может приводить к срыву ее целей и задач. Чтобы этого не произошло, организация должна способствовать развитию такого специфического вида деятельности, как управление. Оно, в свою очередь, должно быть направлено на обеспечение выполнение целей и координацию усилий участников организации. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию Элтон Мэйо, проводивший в 20-30-е годы хоторонские эксперементы в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго. Изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда, он пришел к выводу, что в любой компании или на заводе помимо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (неформальная организация). Формальная организация представляет собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией. Основой формальной организации выступает разделение труда, которое выступает в виде системы должностей, наделенных специфическими функциональными обязанностями. Должностные статусы упорядочиваются в иерархическую структуру по принципу руководящие – подчиненные, и на этом основании в организации выстраивается между ними лестница зависимостей. Необходимым крепежным материалом здесь выступают правила, регламенты, распорядок, инструкции, которые охватывают практически всю сферу деятельности членов формальной организации.
Формальная организация имеет тенденцию превращаться в бюрократическую систему. При этом в социологии существуют противоположные оценки и характеристики этой системы. Так, например, немецкий социолог Макс Вебер, являвший отцом классической теории бюрократии, рассматривал ее в двух смыслах – позитивном и негативном. В первом смысле воплощением бюрократии является государственный аппарат, который состоит из честных и неподкупных чиновников, набираемых из специально обученных людей. Свою деятельность они строят, опираясь на основной закон бюрократии: четкую и безошибочную работу, направленную на максимальную прибыль. Во втором смысле – негативном, бюрократия неэффективна, так как стремится к авторитарному управлению, монополизации информации, сопротивлению переменам, или за счет вмешательства человеческого фактора (пристрастия, симпатии, взяточничества). В качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций возникают и функционируют неформальные. Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними. Можно указать на следующие причины вступления людей в неформальные организации: · потребность в социальных контактах, которые в структуре формальной организации неизбежно ограничены; · потребность в совете и помощи; · потребность в защите от жестких правил формальной организации; · потребность в общении и эмоциональной поддержке.
Лекция 19. Виды общностей Создавая свой социальный мир, люди руководствуются культурными стандартами не в меньшей степени, чем законами биологического выживания. Собранные волей случая, они тут же начинают строить ассоциации, устанавливать правила общения, обмена и подчинения. Эта неуловимая ткань межчеловеческого пространства – людских взаимодействий, отношений, общения – становится тем элементом, который создает необходимые условия для возникновения социальных общностей и групп.
В центре внимания современной социологии находится общность (ассоциация) и основная форма ее социального проявления – массовое (групповое, коллективное) поведение. Общность – это совокупность людей, связанная сходством условий жизни, единством ценностей и норм и совместной деятельностью по удовлетворения общих потребностей. Социологи, в частности, выделяют несколько видов социальных общностей: · социальные категории – искусственно сконструированные для целей статистического анализа общности людей, имеющие схожие характеристики (например, пассажиры пригородных поездов, блондинки, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах); · агрегации – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий (аудитория средств массовой информации, публика, толпа зевак); · страты – социальный слои людей, имеющие сходные объективные показатели по определенным критериям, прежде всего – власти, доходу, образованию и престижу (элита, каста, безработные и т.д.); · классы – большие социальные группы людей, владеющие либо не владеющие средствами производства, занимающие определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующиеся специфическим способом получения дохода (эксплуататоры, эксплуатируемые, средний класс); · социальные группы – совокупности индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена групп в отношении других. К большим социальным группам можно отнести: · этнические общности (расы, нации, народности, племена), · социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни), · социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам), · социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны). Этнические общности. Видное место в общественной жизни занимают этнические общности – этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешней формой выражения этноса является этноним – самоназвание (русские, немцы и т.д.). Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г., государства Израиль, он не имел единой территории.
Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак этноса не имеет абсолютного значения. Так, например, в США американский этнос, прежде всего, складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей. Общность языка явилась результатом этого процесса. Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Значительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т.д. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Исследования социологов показывают, что негры Африки и США осознают себя как единая общность. Религия же как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает огромное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может служить главным системообразующим признаком в формировании определенного типа этносов – этноконфессиональных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т.д. Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с «родной землей», с «родным языком». Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность. Например, сейчас, после распада СССР, существуют отдельно Россия, Украина, Белоруссия, но русские, украинцы и белорусы принадлежат к одному русскому этносу. Русский этнос формируется на базе славянского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|